Как отличить настоящую любовь от влюбленности? Пережить расставание?

Часть I

Как отличить настоящую любовь от влюбленности? Пережить расставание? Что такое христианская жертвенная любовь, которая «никогда не перестает»?

Эти и другие вопросы обсудили студенты российских вузов на встрече со священником и врачом больницы Святителя Алексия – иереем Игорем и его супругой, матушкой Викторией Блиновыми. Встречу провела Ольга Каменева.


Чему радоваться на пороге смерти?

Ольга Каменева: Последние события – военная спецоперация на Украине, пандемия короновируса – заставили нас по-новому взглянуть на многие вещи, жизнь и смерть человеческую, которая оказалась совсем рядом.

Сегодня наш разговор – о настоящей любви, – той, которая, как пишет апостол Павел, «не перестает» и после нашей смерти и о которой мечтает всякий нормальный человек.

Наш собеседник – священник, врач, многодетный отец иерей Игорь Блинов.

Отец Игорь, Вы, наверное, не раз наблюдали расставания любящих друг друга людей?

О. Игорь: Очень показательный случай произошел с пациенткой нашего паллиативного отделения больницы Святителя Алексия в Москве. Отделение только открылось, когда нам пришлось венчать пару, в которой супруга была тяжело больна, умирала. До этого они годами откладывали Таинство, но незадолго до ее смерти эти любящие друг друга люди решили все-таки заключить церковный брак. И их венчание вдохновило, по-моему, весь персонал, – полностью переменило и дух самих расстающихся в этой жизни, развеяло грусть и печаль, которые, казалось бы, должны доминировать в этой ситуации.

И я помню, как через несколько недель после венчания к нам в больницу приехала делегация врачей – доктора из разных регионов, которые занимаются умирающими людьми, паллиативным движением. И они говорили: «У вас какая-то совершенно особая атмосфера, нет печали, у вас – радость и полнота жизни. И у тех, кто помогает страждущим людям, светятся глаза». Потому что настоящая любовь преодолевает смерть, она простирается в вечность.

У любви, конечно, есть много значений. То, что у нас обычно называется любовью, по-гречески может быть и эросом (страстным увлечением), и филио (расположением, дружбой), и агапе (жертвенной любовью), и сторге (любовью-опекой), есть еще несколько оттенков этих отношений.

Христианство впервые заявило именно о жертвенной любви. С одной стороны, она соприродна человечеству, известна ему с древнейших времен, а, с другой стороны, в высшем своем смысле стала возможной именно в христианстве. Потому что Бог, открывший Себя людям, по слову апостола Иоанна, – и есть Любовь (1 Ин. 4:16).

Но к осознанию этого человек еще только должен приблизиться. С самого юного возраста мы, естественно, проявляем любовь к родителям, к тем, кому доверяем. Но в детстве мы как бы еще не разделяем эту любовь, наши чувства связаны с некоей слепотой и часто могут переходить в нечто, совершенное противоположное любви, если задать развитию ребенка неправильное направление. Потому что у любого человека есть осознание себя, и если оно разворачивается не на внешний объект, а вовнутрь, к себе, то становится на самом деле противоположностью любви. И, наверное, человечество во все времена преодолевает эту раздвоенность: эгоизм и самолюбие, с одной стороны, и жертвенность, с другой, определяя, к кому бы свою любовь обратить – потому что человек по большому счету нуждается в этом и без этого жить не может. Любовь требует обращенности вовне.

photo_2022-06-14 23.41.30.jpeg Священник Игорь Блинов с матушкой Викторией и детьми 

Знаете, кто самый цитируемый из всех мудрецов XXI века? Апостол Павел. В его посланиях мы находим, я бы сказал, математически выверенное описание свойств любви. Оно растиражировано людьми, в том числе далекими от Евангельских заповедей, весь мир благодаря апостолу Павлу сегодня знает, что любовь всему верит, она тиха, скромна, не ищет своего... Этот фрагмент послания апостола Павла называется гимном любви:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:4-10). 

Автор выделяет 16 свойств любви, которые относятся к вещам духовным, к любви, обращенной вовне, – и последовательно их разбирает. Например, говорит о том, что любовь не завидует. Зависть стала первым антиподом любви со времен падения в мире Ангельском – отступления от Бога Денницы, диавола, а затем и в человеческом – когда Ева поддалась на уловку врага рода человеческого, его обещанию «будете как боги», а также потом в связи с первым братоубийством, когда Каин из зависти поднял руку на своего брата Авеля.

Если любовь несчастная…

О.К.: Отец Игорь, перед встречей мы с ребятами обсуждали интересные для них темы, и первый вопрос, который они подготовили для Вас, касался неразделенной любви. Действительно, сколько переживаний возникает на этой почве…

С другой стороны, существует мнение, что всякая настоящая любовь, сама способность любить, жертвовать собой ради другого человека – уже счастье. И в этом смысле вообще не может быть несчастной любви – если она настоящая.

О. Игорь: Да, это такой очень принципиальный момент, на почве которого все, как правило, и страдают от несчастной любви. Я как-то читал результаты социологического исследования, проведенного среди девчонок 10-го класса. Около 200 человек отвечали на вопрос «Что вы ожидаете от взаимоотношений со своим будущим мужем?». Абсолютное большинство респондентов говорили о том, что хотели бы быть любимыми. И, наверное, меньше пяти процентов сказали, что хотели бы сами любить, дарить свою любовь.

Вот поэтому и происходит ошибочное развитие чувств, когда ты ищешь не того, чтобы отдавать (и тогда это чувство становится здоровым, правильным), а того, чтобы отдавали тебе (и тогда начинаются страдания).

Поэтому все несчастные чувства исправляются только правильным отношением к себе.

photo_2022-06-14 23.41.59.jpeg Участники беседы с отцом Игорем 

О.К.: Отец Игорь, наши слушатели хотели кое-что уточнить (к разговору подключаются студенты).

– Да, батюшка, я хотела бы выяснить, как это реализовать на практике?

О. Игорь: Наверное, начать не сильно трепетно воспринимать себя. Потому что когда застреваешь в своих чувствах, сильных переживаниях, печаль может тебя захватить, и ты просто рискуешь превратиться в страдающего и наслаждающегося этим страданием человека. А можешь, наоборот, попытаться понять важную вещь.  

То, как складывается, – происходит не просто так. Это зависит, во-первых, от двоих. А во-вторых, от таких вещей, которые стоят над нами – Судьба, Промысл Божий, управляющий большей частью взаимоотношений. 

– Получается, что неразделенную любовь нужно преодолевать правильным отношением к себе? Надо уделять больше внимания не своим мыслям о человеке, а мыслям о себе, о самореализации?

О. Игорь: Как раз если про себя начнешь думать – будешь страдать еще больше.

– Тогда нужно перенести всю свою энергию на других людей?

photo_2022-06-14 23.41.49.jpeg Дискуссия  

О. Игорь: Энергию? Это взрыв может произойти.

– Но говорят же: если у тебя какое-то горе, начни помогать другим людям. Переключи свое внимание, свою деятельность на помощь другим, тогда и самому станет легче.

О. Игорь: Совершенно верно.

Большинство наших добровольцев так в паллиативное отделение и приходят, чтобы компенсировать свою тоску и какую-то потерю – они идут служить другим людям. 

И через это обретают полноценное совершенно здоровое уже отношение ко всему происходящему, находят мир своей душе.

О.К.: Когда у святого праведного Алексия Мечева умерла жена, матушка Анна, которую он очень любил, писал ей удивительно нежные письма – «красавица моя милая, драгоценна женушка», он впал в отчаяние. Но однажды отца Алексия навестил святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Вы пришли разделить со мной мое горе?» – спросил его отец Алексий. На что отец Иоанн Кронштадтский ответил: «Войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет». Батюшка Алексий послушал совета, всю жизнь помогал другим людям и стал великим старцем, ныне прославленным в лике святых.

Иногда мы действительно настолько замыкаемся в себе, что не замечаем, что происходит вокруг. Не видим людей, которые нуждаются в нашей помощи, тяжело больны, страдают, теряют близких, остаются без жилья, за каждую минуту нашей обычной спокойной жизни готовы отдать очень многое. И когда человек открывает глаза на то, что происходит вокруг, у него порой закрывается эгоизм. Он успокаивается и возвращается к нормальной жизни – часто – с благодарностью к Богу.

Любовь или влюбленность? Как отличить

О.К.: Еще одна тема, которую хотелось бы обсудить – любовь и влюбленность. Ребята, можете объяснить: в чем разница?

– Влюбленность – это что-то мимолетное, ты можешь ее периодически испытывать, но это не имеет ничего общего с жертвенностью, потому что, когда ты влюблен, ты акцентируешься на своих эмоциях.

Коренное отличие – настоящая любовь, как мне кажется, не пройдет. Ты можешь попытаться переключиться на других людей и как-то отвлечься, заняться своим профессиональным развитием, но настоящая любовь никуда не денется.

О.К.: Никуда не денется – в течение какого времени?

– Вообще никогда не пройдет и никуда не денется.

О.К.: Но мы ведь не можем заглянуть в будущее: сохранится чувство или нет? Как тут быть, батюшка?

О. Игорь:

Влюбленность – это чувство, а любовь-то – это не чувство Это уже полнота бытия, которая открывает такую область надъестественную.

Это уже то, что словами неописуемо, человека вдохновляет и делает его бесстрашным и зрячим в духовном смысле: ты видишь вещи невидимые, готов не только имущества – головы лишиться ради этой любви.

О.К.: Но влюбленные как раз и «лишаются» голов – на этой почве происходит немало трагедий.

О. Игорь: Потому что совершают какие-то поступки в чувствах, в неких таких аффектах, эмоциях. А настоящая любовь тиха, мирна, не ищет своего.

О.К.: У ребят есть вопросы. Пожалуйста.

– Я согласна, что влюбленность и любовь – разные вещи. Но это не значит, что они исключают друг друга. Мне кажется, наоборот, из влюбленности может вырасти настоящая любовь. Но иногда влюбленность дается нам как испытание. Как мы будем пользоваться этим «пожаром чувств»? Как станем эти чувства развивать? Конечно, в любом случае они требуют контроля с нашей стороны.

О. Игорь: Тут, мне кажется, нужно говорить о целом комплексе воспитания души. Душа же состоит из ума, из чувств, из воли. Если человек с детства начинает правильно управлять этим, то он понимает, что кроме чувств, кроме него одного, есть еще и те люди, которые имеют опыт, которые могут правильно посоветовать. Есть долг, есть любовь к Родине, ради которой ты, допустим, готов пойти на многие жертвы.

И любовь как чувство к какому-то определенному человеку в рамках этих других правильных взаимоотношений – любви к своим близким, к своему дому, к своему народу, к Богу – встраивается в единую общую вертикаль.

Поэтому девушка иногда, даже, может быть, без любви выйдя замуж и повстречав какую-то яркую эмоцию, которую невозможно, казалось бы, преодолеть, сможет пройти испытание благодаря базовым вещам, которые не позволяют ослушаться совести или нарушить долг. 

Со временем это все равно восполняется, потому что все-таки источник-то любви – Бог. И большинство людей, от которых я не раз уже слышал подобные истории, проходя эти кризисы, говорят одно и то же.

Все «жертвы» потом компенсируются, они дают ни с чем не сравнимую полноту жизни, настоящую тихую радость. Ее можно и по-другому назвать: самореализация, смысл, который человеком уже найден и восполнен в жизни.

Потому что стремление быть не ради себя, а ради чего-то большего, наверное, человека и вдохновляет, и потом укрепляет.

Я думаю, что любовь нужно растить в себе десятилетиями, необходимо прожить еще отцовство, материнство, чтобы оценить уже на своем опыте родительскую любовь к нам. И если человек на правильном пути, – он мудреет и постепенно расширяет свое сердце. Мне кажется, все мы призваны стать сопричастными к целому, не только семейству, но и вообще ко всему почти восьмимиллиардному человечеству, которое живет и окружает нас.

О.К.: У нас на связи – матушка Виктория Блинова.

Виктория, Вы согласны с тем, что до настоящей любви еще нужно дожить?

В.Б.: Любовь – это, конечно же, путь. И сначала ты должен идти по этому пути, чтобы найти свою половинку.

У всех по-разному складывается; неизвестно, когда ты встретишь настоящую любовь, когда в жизни появится твой человек. Поэтому задача каждого – воспитывать в себе разборчивость, вдумчивость, разумение, чтобы никакой спонтанности не было. 

Недавно почивший Штутгартский владыка Агапит (Горачек) тоже говорил, что любовь – это путь и развитие. Вот ты встретил свою любовь, вы вместе, пока без детей – твоя половина одни качества открывает. Потом рождаются дети, происходят еще какие-то события, потрясения – раскрываются другие черты твоего избранника. А настоящая любовь проявляется, думаю, когда ты просто не можешь, наверное, без своей второй половины.

photo_2022-06-14 23.41.38.jpeg Архиепископ Агапит (Горачек) в гостях у семейства Блиновых

О.К.: Виктория, а как не ошибиться в юном возрасте, когда эмоции захлестывают?

В.Б.: Молиться. Сам человек должен молиться. Есть, конечно, примеры, когда и без молитвы создавались прекрасные семьи, но, наверное, срабатывало сочетание добрых качеств, воспитания, любви к семейным традициям, детям. Но вообще сейчас все работает на разрушение семьи. Дети с экранов видят только трагические судьбы, да и не только с экранов, крепких семей хороших как-то мало.

Поэтому я думаю, что у верующего человека все должно быть связано с молитвой, с воспитанием, развитием своих чувств. Развивай свои чувства на созидание! 

О.К.: Вопрос от ребят. Пожалуйста.

– У меня вопрос в продолжение предыдущих мыслей. Бывает, встречаются два человека, и у них все взаимно, есть сильные чувства, и ты в каком-то порыве чувств думаешь, что это твой человек. 

photo_2022-06-14 23.40.58.jpeg

Но когда начинаешь включать голову, отключая сердце, видишь какие-то кардинальные вещи, с которыми не согласна. Есть же мнение, что люди могут быть вместе, когда у них совпадает понимание добра и зла. А тут ты видишь что-то кардинально разное. Как поступать в таких случаях?

Отец Игорь: Есть такая вещь очень принципиальная в пастырской практике – когда человек приходит с горящими глазами и говорит – вот, я встретил наконец-то или встретила кого-то – большинство батюшек, а они все-таки уже не первый год с такими ситуациями сталкиваются, советуют молиться. Не просить чего-то, а посмотреть, насколько твоя молитвенная жизнь от этих взаимоотношений нарушается или, наоборот, вдохновляется.

Молитва – это как дыхание. Прекращается дыхание или оно, наоборот, усиливается и укрепляется? Если человек на несколько месяцев отстраняет проблему и пытается пожить именно постом, молитвой, своей внутренней жизнью – как правило, сердце четко говорит – твое это или не твое. 

Насколько тебе хорошо в этом молитвенном устроении или, наоборот, беспокойно? Тут как раз важный водораздел и проходит. Большинство влюбленных приходят месяца через три, говорят – все, мы разошлись. А другие еще ближе стали. 

photo_2022-06-14 23.42.07.jpeg Отец Игорь и матушка Виктория Блиновы 

И причем это обоюдно – большей частью. Хотя не всегда, конечно, так происходит. Многие сомневаются потом еще годами, для принятия решения требуются какие-то важные в жизни изменения. Допустим, мама умирает, которая всем пыталась руководить. Или появляются дети-инвалиды, и ты другие совершенно качества человека открываешь, он становится еще ближе. То есть все очень сложно.

Но основа – это молитвенная жизнь, без которой на самом деле никакого разговора о вещах экзистенциальных быть не может.

О.К.: Я вспоминаю отца Валериана Кречетова, который рассказывал про своего папу, тоже священника. В молодости ему понравилась девушка, и он пошел к духовнику за благословением – встречаться, дружить с ней. А девушка была верующая, очень хорошая, но неожиданно духовник не благословил это общение. Молодой человек удивился: «Почему, батюшка, она такая замечательная, верующая?» Духовник сказал: «Ты знаешь, она кристальной души человек, но она тебе не пара».

И у этого молодого человека хватило сил послушать духовника и не пытаться идти на сближение с этой девушкой. И довольно скоро она скончалась.

То есть иногда мы не видим каких-то вещей, которые знает Бог. Почему ходили к старцам? Узнать волю Божию.

О. Игорь: Да, но не у всех сегодня есть возможность спросить у старца, в чем воля Божия. А близкие, любящие, мудрые люди – рядом. И сердце тоже очень многое может подсказать. Хотя свой ум – особенно, когда ты молод и в состоянии влюбленности, – советник очень относительный.

Продолжение следует.




Светлана

25.06.2022 05:18:2022

Спасибо большое авторам и ребятам! Полезно почитать и молодежи и взрослым