Как сочетать христианство и карьеру? Круглый стол с ректором МДА епископом Кириллом (Зинковским)

Предлагаем вторую часть материалов круглого стола «Новое поколение в условиях цивилизационного конфликта», организованного нашим медиаресурсом близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на её Воскресенском подворье (Часть I – см. здесь).

Алексей Блинов, учащийся второго курса МГИМО, задал нашим спикерам вопрос о том, можно ли сочетать успешную карьеру и христианство.

Без имени-1.jpg Алексей Блинов, студент 2 курса МГИМО

Алексей Блинов:

– У Клайва Льюиса в его «Письмах к баламуту» старший бес рассказывает, как отвратить христиан от внутренней сути христианства. Один из его советов: пусть они с чем-то совмещают свое христианство (допустим, христианин и губернатор). Подскажите, пожалуйста, как нам, молодым, сочетать веру и профессию?

Епископ Кирилл (Зинковский), ректор Московской Духовной академии:

Владыка Кирилл слева.png Участники круглого стола: ректор МДА епископ Звенигородский Кирилл и архимандрит Симеон (Томачинский)

– Можно и с другой стороны посмотреть на эту ситуацию: если христиане займут некоторые социальные позиции, то общество будет способно не только защищать здравые ценности, но и активно продвигать их, а это станет благотворно сказываться на всем общественном организме.

Хотя у самого христианина, занимающего активную социальную позицию, конечно, возникают проблемы в связи с тем, что многие в обществе тяготеют жить по другим законам. Известны данные опроса жителей Москвы, где большая часть опрошенных высказывается против введения уроков Закона Божьего в школы. Аргументы такие: «А мы не хотим, чтобы наши дети стали «овечками». Этот мир злой, и что вы их там научите: в правую щеку ударили, левую подставь? Зачем нам это? Нам нужно, чтобы они были зубастые, когтистые, умели бы за себя постоять. А вы там их научите Евангельской кротости. Не надо, этот мир не такой».

А действительно, как христианину жить в этом обществе, где все построено на конкуренции, причем часто нездоровой? Многие ради карьерного роста по головам готовы идти. А что христианину делать? Всегда только смиряться? В первом приближении интуитивно мы всё это понимаем, – да, в первую очередь надо соблюдать заповеди Божии. Но каких-то развернутых ответов на такие вопросы я не видел, и даже когда кто-то пытался отвечать, я слушал-смотрел, и меня не впечатляло. Просто обычно ведется разговор про добродетели, а какая конкретная программа? Что человеку делать?

Конкретная программа на самом деле не простая: это сочетание духовного и практического опыта.

Операторы, монтаж: Егор Коваль, Ирина Ларионова

Я часто рассказываю историю одной духовной дочери псково-печорского старца, был такой, наверное, многие слышали, схиигумен Савва (Остапенко). И вот еще при советской власти как-то где-то на периферии Советского Союза удалось открыть женский монастырь, и он ее поставил там игуменьей.

Старец ей говорил: «Ты должна внутренне смиряться, но внешне власти из своих рук не выпускай!»

Это даже внутри Церкви! Даже в монастыре иначе власть захватят наиболее наглые и дерзкие, и это будет во вред. Она не полностью выполнила программу своего духовного наставника, и монастырь развалился… Он ей сказал: «Ну, я тебя предупреждал».

Даже в церковной среде власть необходима. А то все кивают – да, мы за Евангелие, мы монахи. Но без власти порядка не поддержать.

Нам сейчас всюду навязывается такая либеральная повестка. У меня на исповеди мальчик один говорит: «Вы скажите маме – хватит меня уже осуждать. Написано же: не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Хватит уже! Что она, не читала, что ли?»

Говорю: «Читала, читала, не беспокойся! Только к ней это не относится. В твоем случае она, наоборот, должна выносить суждение, осуждение, решение, и Господь ее осудит, если она будет просто устраняться, давать тебе делать все, что ты хочешь». Задача совмещения практической жизни и духовности очень непростая. Мы знаем монастырскую практику: никогда начинающего послушника или даже просто молодого монаха не оставляли просто в келии молиться, потому что легко впасть в прелесть, – находясь среди книг, среди икон, думая, что ты в духовном состоянии. А ты выйди-ка, тебя кто-нибудь заденет словом или делом, ты сразу возмутишься и поймёшь, что ты ещё не святой. То, как мы общаемся с людьми, – индикатор нашей духовности.

Я не до конца понял мысль Льюиса: что же он хотел от христиан, чтобы они не шли и не занимали никаких важных мест и позиций? Не знаю

Преподобный Серафим Вырицкий, вчерашний купец, стал духовником Александро-Невской Лавры.jpg Преподобный Серафим Вырицкий, вчерашний купец, стал духовником Александро-Невской Лавры

Для меня, наверное, один из самых ярких примеров недавних времен – это преподобный Серафим Вырицкий.

До принятия пострига он был чрезвычайно успешным купцом, миллионером, жил в миру. Но когда он в 55 лет пришел в Александро-Невскую Лавру, даже притом, что он буквально вчера и 30 лет до этого был купцом, когда другие уже в монашеских подвигах подвизались, но именно его через 5-6 лет вся братия выбирает себе духовником. Ладно бы его выбрали духовником прихожан, это понятно: человек жил в миру, знает, как молиться и как работу совершать. А его выбрали духовником монахов, – а они практически все были по своему монастырскому стажу старше его.

Этот пример, думаю, показывает, что никакая деятельность, по большому счёту, если человек имеет искреннее желание и системный подход, если он ходит каждый воскресный день в храм и относится со вниманием к своей духовной жизни, не помешает его духовному развитию.

И наоборот, находясь в монастыре или устраняясь от каких-то внешних соблазнов, ты можешь оказаться в прелестном состоянии, тебе будет казаться, что ты настоящий христианин, но потом выявится, что это не так.

Священник Валерий Духанин:

WhatsApp Image 2023-05-05 at 21.31.17.jpeg

– Вы спрашиваете: можно ли христианину быть губернатором? Льюис так ставит вопрос. Из этого может следовать вывод, что не надо быть губернатором, так как ты якобы перестанешь быть христианином.

На самом деле все это можно совмещать, и можно быть прекрасным политиком и оставаться при этом христианином. Или быть прекрасным журналистом и тоже исповедовать Христа. Иногда говорят, что журналисты, мол, все продажные. На самом деле нет. Потому что каждый журналист тоже ищет какую-то свою сферу. Он подтягивается к определённым средствам массовой информации. Точно так же и политики. У них бывают какие-то свои политические блоки, движения, они продвигают разные идеи. 

Поэтому не надо думать, что какая-то профессия сама по себе может убить в тебе христианина. Всё зависит от того, как ты сам себя будешь проявлять в своей сфере деятельности. Более того: были святые политики. Люди, которые занимались политикой, прославлены в лике святых.

Самый яркий пример – это святой Александр Невский. Обычно мы думаем, что он полководец. Да, это все, безусловно, так. Но прежде всего он был политиком и дипломатом, потому что умел правильно выстроить взаимоотношения с Золотой Ордой, он понимал, что воевать с Золотой Ордой в XIII веке было бессмысленно. Он сдерживал тех, кто неразумно поднимал оружие против монголо-татар, потому что это была бы просто гибель Руси. 

Монголо-татары посылали своих баскаков, собирали дань. Зато они не препятствовали веровать нашим предкам в Господа Иисуса Христа, исповедовать православие, не разрушали наши храмы, они не посягали на сердце русского человека. А вот когда с Запада пошли католические крестоносцы, те уже претендовали на сердце русского человека, намеревались исказить сам дух русской жизни. Тогда Александр Невский с оружием в руках и противостал сначала шведам, потом немецким крестоносцам.

То есть он прежде всего был политиком, но при этом оставался и христианином, и более того, стал святым.

Или, например, мало кто знает, что когда князь Дмитрий Донской был еще маленьким, управлял государством святитель Алексий, митрополит Московский, – современник преподобного Сергия Радонежского.

Так что можно и губернатором быть, и выбрать какую угодно из созидательных профессий, но при этом оставаться христианином и стараться придерживаться духовного трезвомыслия в своей деятельности.

Епископ Кирилл (Зинсковский), ректор Московской Духовной академии:

– Я добавлю маленькую шутку, которая подчеркивает наши чаяния, чтобы совершился переход той общности людей, которые сейчас находятся у власти, даже в администрации президента, к христианству. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Солнце России будет высоко, когда к власти придут православные люди».

А пока доходят сведения, что у власти в высших эшелонах очень разные по своему мировоззрению политики, не говоря уже о среднем звене. Многое, начиная с Перестройки, построено на взятках, и это целое сообщество. Если человек, туда попав, ведет себя не так, как все, его часто просто выдавливают. 

В этом смысле шутка эта из жизни. 

Один митрополит говорил: «Чем отличается православный чиновник от неправославного? Он тоже ворует, но со страхом Божиим». Потому что если он не будет воровать, то ему скажут – смотрите, он же здесь как бельмо на глазу, значит, мы все плохие, а он хороший?

Среда затягивает. Но нужно менять среду.

Продолжение следует…