Русский мир – не набор ценностей, а стремление к святости. Круглый стол с ректором МДА епископом Кириллом

Что такое Русский мир, который противостоит коллективному Западу? Продолжаем публиковать материалы круглого стола «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта».

Предлагаем третью часть дискуссии, модератором которой стал студент третьего курса МГИМО Кирилл Очерекин, а участниками – ректор Московской Духовной академии епископ Звенигородский Кирилл (Зинковский), доцент МДА архимандрит Симеон (Томачинский), социолог Кирилл Викторович Подьячев, студенты светских и духовных вузов, старшеклассники из разных регионов России.

Первая часть круглого стола «Россия есть не столько страна русских, сколько государство, которое хранит во всем мире Православие и христианские традиции» – здесь.

Вторая часть круглого стола «Как сочетать карьеру и христианство?» – здесь.

Нужна ли идеология в России?

sq-Буданов Николай, студент исторического факультета МГУ.jpg
 

– Меня зовут Буданов Николай, я студент исторического факультета МГУ, и у меня следующий вопрос. Известно, что сейчас Российская Федерация по Конституции является страной без идеологии. Есть какие-то базовые общие идеи, но единой государственной идеологии не существует, и в том числе нет единой общегосударственной, предназначенной для всех воспитательной программы. У меня вопрос: как вы думаете, в контексте государственной идеологии – необходимо ли государственное вмешательство в сферу воспитания, в другие сферы?

Ректор МДА епископ Кирилл (Зинковский):

photo1683820871.jpeg Ректор МДА, доктор богословия, епископ Кирилл  

– Я считаю, оно должно быть. Некоторые современные родители говорят: я не хочу крестить ребенка в детстве, пусть вырастет и сам примет решение о Крещении. Если бы мы жили в белом и пушистом мире, где нет зла, то, может быть, такое рассуждение было бы оправданным. Но все-таки современный мир очень агрессивен, зло само по себе очень агрессивно в разных проявлениях. Поэтому, думаю, что с детства детей нужно подводить к каким-то основным мировоззренческим позициям, как это активно делается в другой цивилизации, о которой мы сегодня говорим в контексте цивилизационного противостояния.

Другое дело – какая это должна быть идеология и какие традиционные ценности. Здесь при глубоком и развернутом обсуждении начинается разнобой: одни делают акцент на одном, другие на другом. Согласование этих ценностей со всеми слоями общества – задача, которая стоит перед всеми нами. Например, если человек занимается бизнесом, он должен понимать – как стране развиваться, куда идти? У нас после перестройки никто об этом особенно не задумывался: можно зарабатывать, воровать… Спасайся, кто как может. Но пришло время осознать, что у нас все-таки есть общие цели и задачи, мы должны сформулировать их, обозначить, в этом я уверен.

Операторы, монтажеры видео: Егор Коваль, Ирина Ларионова 

Русский мир: «плавающая» категория

Кирилл Очерекин.png

Кирилл Очерекин:

– У нас сегодня в дискуссии принимает участие кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук Кирилл Викторович Подьячев, которому мы хотели бы задать следующий вопрос. Кирилл Викторович, что социология сегодня вкладывает в понятия – «Православная цивилизация», «Русский мир» – с точки зрения социологической, культурной, геополитической? Можно ли быть русским, но не принадлежать к Русскому миру, и наоборот – не быть русским, но являться частью Русского мира?

Кирилл Викторович Подьячев:

К.В. Подьячев.png

– Мы сейчас с коллегами вводим такое понятие, как плавающие категории. Что это такое? Это такие понятия, которым трудно дать определения, но тем не менее социальные науки без них не могут. Потому как некоторые явления в обществе ощущаются интуитивно, но научными инструментами не улавливаются. И к таким категориям можно отнести «народность», «соборность», «цивилизацию»… Очень любят сегодня говорить о цивилизационном конфликте. Но попробуйте научно определить – что такое цивилизация! Даже великие мыслители, которые стояли у истоков цивилизационного исторического подхода, такие как Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Гумилев определяют цивилизацию по-разному. Данилевский, например, цивилизацией называл просто определенный этап исторического развития, а самобытные общности в его понимании –  это культурно-исторические типы. Но что действительно объединяет все эти концепции? Совершенно очевидно, что человечество делится на какие-то макросоциальные общности, которые больше чем просто одна какая-то этническая группа, но меньше, чем все человечество.

Вот эта идея единого человечества витала в воздухе, но, вы видите, она приходит к концу. Не мне, конечно, судить о последних временах. Да и надо сказать, что сам Господь говорит – не гадайте о временах и сроках, в Евангелии совершенно четко сказано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец Мой один» (Мф. 24:36).

Если брать примеры из Священной истории, то происходящее скорее напоминает даже не Апокалипсис, а очередную Вавилонскую башню. Хотели воздвигнуть силами только человека некую конструкцию, которая принесла бы всем благо. И эта конструкция посыпалась. И в этом смысле, заметьте, что в свое время и советский проект, и западный примерно к одному и тому же стремились. Когда рухнул советский проект – все говорили: вот, было два проекта – либеральный и марксистский (коммунистический) – теперь коммунистический рухнул, значит, либеральный восторжествовал. Читайте Фукуяму «Конец истории…» (книга американского политолога и философа Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек», вышедшая в 1992 году; в ней утверждается распространение в мире в конце истории либеральной демократии западного образца и формирование окончательной формы правительства, что означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн. – Ред.).

Но никакого конца истории не наступило, человечество вернулось в своё естественное состояние, которое не является очень приятным. Но ведь и согласно учению Церкви мы живём в падшем мире, в мире, поражённом грехом, и поэтому то, что в этом происходят конфликты – совершенно ожидаемо.

Что касается Русского мира – то это одна из «плавающих» категорий. Социальная мысль приходит к тому, что Россия является особой макросоциальной общностью. При этом спор западников и славянофилов, хотя и породил выдающиеся памятники мысли, представляется некоторым недопониманием.

Все, что можно обозначить словом «достоевщина» или «загадки русской души» (для Запада), вызвано одним простым недоразумением: неразличением между культурой статической, выраженной в произведениях искусства, и культурой динамической, которая выражается в формах поведения, часто даже не осознанных.

Вся проблема здесь в том, что наша статическая культура с европейской близка, хотя бы потому, что они стоят на одном фундаменте: как говорится, «Афины и Иерусалим» – это библейское наследие и наследие античного мира – образы одни и те же. А вот динамические культуры различаются радикально.

Давид работы Микеланджело. Находится в Галерея Академии Флоренции, Италия.jpg Давид работы Микеланджело. Статические культуры Европы и России близки, так как базируются на одном основании 

Я недавно был в Томске, и один преподаватель рассказывал, как беседовал с китайскими студентами и был этой беседой поражен. Он ничего не мог им объяснить о русском искусстве, потому что на имени «Иисус Христос» они делали круглые глаза. И ему пришлось объяснять им азы христианства, говорить о том, что это главная религия белых людей… Что Бог сотворил Небо и землю – рассказывать прямо от Книги Бытия, потратить на это шесть пар – чтобы они хоть что-то могли понять из русского искусства, из русской культуры.

Так вот, по статической культуре Россия близка к Европе, к Западу, но совершенно в другой области лежит по культуре динамической.

Россия не часть Европы. Но Россия и не Азия. Тем более что Азию как географическое понятие нельзя рассматривать цивилизационно. Здесь берут основание минимум три великие традиции: конфуцианская, индийская и мусульманская, а есть еще и переходные варианты.

Но Россия – это не Евразия как нечто среднее (Азиопа, как говорят, своего рода Тянитолкай с двумя головами). Россия – отдельная макросоциальная общность, которую можно назвать Русским миром, а можно назвать Православной цивилизацией.

Недавно в ПСТГУ издали замечательную книжку Евгения Андреевича Каргина «Православная цивилизация. История идеи», где автор очень хорошо излагает подходы разных мыслителей к этой проблеме. Конечно, продолжается дискуссия о том, что в России не только православные живут, есть и другие религии традиционные.

11-1.jpg Книга, вышедшая в издательстве ПСТГУ

Но все-таки мы приходим к пониманию того, что Русский мир – это некая особая макросоциальная общность, границы которой не вполне определены.

Украина в этом смысле – очень тонкий момент. Вы посмотрите на тех, кто с той стороны. Вроде бы они говорят, что патриоты Украины, сражаются за свою родину. Но почему у них на рукавах, у большинства, по крайней мере, то, что видно нам в телеграм-каналах – шевроны из британских флагов и символики Третьего рейха. Вы патриоты чего? Украина когда-нибудь была частью Великобритании? 

И еще одна интересная вещь. Советский Союз вроде бы официально православие запрещал, преследовал верующих, и у нас сегодня прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских. Но в практике Советского Союза, особенно после XVII съезда, с начала 1930-х годов удивительным образом стали воспроизводиться этические модели православия и даже экономические. Советская экономика, основанная вроде бы на западном марксистском проекте, во многом воспроизводила черты хозяйственных моделей, сформировавшихся в монастырях русского Севера.

При этом Европа в годы Второй Мировой войны вроде бы формально считалась христианской – Гитлер рисовал кресты на своих танках. И тут возникает очень большой вопрос: кто на какой стороне воевал? Христос был на какой стороне? Кто в этот момент был с Богом?

Фашисткая символика.png Необязательно быть православным верующим. Но если вы живете в России, даже просто имеете дело с Россией, не знать православия не полезно, а для исследователя, социолога, политика - преступно. Потому что вы будете ошибаться снова и снова.

Точно так же нельзя иметь дело с Ближним Востоком и ничего не знать про ислам. Как американский президент Обама полез в Ирак, не зная даже о том, что там существуют сунниты и шииты. Мозговых центров (Think Tanks) там, может быть, и много, но уровень их профессионализма вызывает у нас очень большие вопросы. Например, выдающийся социолог религии Питер Бергер, действительно великий ученый, пиcал о том, что яковиты и православные – это одно и то же. А там фундаментальные расхождения в теологии, хотя Псалтирь одна и та же.

Так что понятие Русский мир возникло неспроста, феномен этот, бесспорно, существует, и связь его с православием самая тесная. Но какая – я бы поостерегся делать выводы. Над этим ещё предстоит работать, и это направление деятельности представляется очень перспективным. Собственно, здесь сотрудничество социальной мысли, социальных наук и Церкви представляется весьма насущным.

Православие имеет очень важное значение для Русского мира, потому что как бы мы ни относились к Церкви, к церковному учению, не только статическая культура, но и динамическая формировалась в рамках православия. Более того, из языческой традиции сохранилось только то, что сегодня спокойно интегрировано в православие – Масленица или Радоница. А любые современные попытки реконструировать славянско-язычество упираются в то, что приходится прибегать к фантазии: живой линии там нет.

1photo1683822827.jpeg

Владыка Кирилл сказал ранее о том, что необходимо думать – как защитить традицию. Конечно, оборона – дело хорошее. Но мне кажется, оборона – это не совсем наш путь. Оборона уже путь самого последнего края, когда нужно бежать в пустыню. Но пока время для этого еще, наверное, не пришло. А пока это время не пришло, надо идти вперёд. Необязательно с мечом и копьем, но как святые апостолы после Пятидесятницы не заперлись в комнаты – вот у нас тут Благодать, ковчег Спасения… Нет, они вышли на улицы для проповеди. Вот это, пожалуй, то, что люди, может быть, не сильно церковные и не сильно верующие даже, ждут от Церкви.

Я к этому могу добавить одну историю, которую мне рассказала коллега. Она была на празднике в Оптиной пустыни, проводила опрос как социолог. Один мужчина сказал ей: «А я в Бога не верю». – «А зачем вы сюда пришли?» – «Я в Бога не верю, но привел детей. Может быть, они будут верующие».

Русская вера и стремление к святости

Кирилл Очерекин:

– Благодарим вас, Кирилл Викторович. Следующий вопрос хотелось бы адресовать кандидату филологических наук, кандидату богословия, доценту МДА архимандриту Симеону (Томачинскому).

Отец Симеон, как мы говорим о Русском мире, если в Священном Писании сказано: несть ни эллина, ни иудея (Кол. 3:11)? Мы знаем, что отечественная культура, духовная традиция наследует Византии, наше богословие корнями уходит к отцам каппадокийцам – Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту.

Архимандрит Симеон (Томачинский):

Архимандрит Симеон (Томачинский).png

– Спасибо за вопрос, он, действительно, периодически возникает, особенно у молодых людей. Владыка Кирилл сегодня рассказывал про замечательного отца Джозефа Глисона (см. здесь), который вообще не имеет никаких русских корней, он ни слова не знает по-русски. Сейчас уже чуть-чуть после нескольких лет проживания в России научился. Но изначально совершенно русским не владел. Но заинтересовался Россией. Так получилось, что мой брат его принимал, помогал всё оформлять, переводил его проповеди, потому что он по-английски говорит. И вот он сейчас делает сайт Russian Faith – Русская Вера. Он сам себя относит к Русскому миру, будучи по рождению техасцем. Здесь на этом примере, по-моему, вопросы об открытости русского мира снимаются. Мы знаем наших замечательных художников, таких, как Исаак Левитан, который называл себя русским художником. Или, допустим, Борис Леонидович Пастернак – никакой другой как русский поэт. 

Русский мир – это не этническое понятие. Россия – хранительница православной цивилизации. В этом смысле всемирная открытость, о которой Ф.М. Достоевский говорил как об одной из основных черт русского характера, остается. Мы готовы принять всех, кто разделяет наши ценности.

Важно понять, каковы наши ценности. Когда ученые как-то перечислили «традиционные ценности», их оказалось несколько десятков. Но как-то не совсем понятно, почему это только наши ценности, почему они так названы «традиционные». А, собственно, если говорить о концепции Русского мира, то можно сказать, что она родилась с Крещением Руси, а можно сказать, что она возникла в XVI веке. Я даже имею в виду не старца Филофея с его идеей «Москва – третий Рим», а службу Всем русским святым, которая была написана в XVI веке. Не все об этом знают, потому что она потом была забыта. А тогда вот пришла идея, даже не совсем ясно кому, возможно, святителю Макарию, митрополиту Московскому, что нужно объединить службы отдельным нашим святым и создать службу всем, – прославлять их вместе и сделать праздник всем покровителям Земли Русской. Святая Русь и славна своими святыми.

Главной ценностью на Руси является святость в самых разных ликах, – и святителей, и преподобных монахов, и благоверных князей, и праведных мирян, и страстотерпцев, мучеников.

Икона Всех святых, в земле Русской просиявших, что находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Иконописица М. Н. Соколова.jpg Икона всех святых, в земле Русской просиявших. Троицкой собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Этот праздник Всех русских святых вначале существовал как продолжение памяти князя Владимира, после 28 июля по новому стилю было установлено трехдневное празднование. А потом он был перенесён на другой день и в ХХ веке был возрождён, потому что в Петровскую эпоху (когда Петр I прорубал окно в Европу, которое мы теперь закрываем) эта служба была изгнана из обихода, забыта, и тогда не отмечали праздник Всем русским святым.

Это ключевой момент для понимания того, что такое Русский мир. Это не просто какой-то абстрактный набор ценностей, а стремление к святости, а эта идея вбирает в себя и все то, что можно назвать традиционными ценностями.

Поэтому такое прославление всех русских святых, мне кажется, и является проявлением Русского мира. А вот, собственно, содержание этого понятия уже можно отсюда выводить, но, по сути, конечно, речь идёт о Русской Православной цивилизации. Поэтому открытость Русского мира для нормальных людей бесконечна, для тех, кто приносит покаяние независимо от их национальности.

«Украинцы кончатся, будут поляки»

Кирилл Викторович Подьячев .png

Кирилл Викторович Подьячев:

– Я отца Симеона дополню по этому вопросу, который на самом деле стоит очень остро. Во-первых, идею, что «нет ни эллина, ни иудея», очень часто пытаются подать как отрицание патриотизма с евангельской точки зрения. А это отрицание не патриотизма, но расизма. Это совершенно разные вещи. Это означает то, что до явления Христа, как пишет апостол Павел, только для одних иудеев было открыто общение с Богом – то есть доступ к богообщению получили по этическому признаку. Хотя можно было и из этого богоизбранного народа выпасть, если грешить. Но с воскресением Христовым отныне любой человек через принятие Крещения мог войти в богоизбранный Новый Израиль. Расизм отрицается, поэтому перед лицом Божиим неважно, кто ты, ты отвечаешь за свою жизнь, а не за то, кто твои родители, какой ты крови. Это, повторяю, отрицание расизма, но не патриотизма.

А в основе патриотизма лежит неоднократно упоминаемая в Священном Писании любовь к своему народу. Моисей говорил: «Господи, если хочешь истребить израильский народ, меня истреби прежде них». А апостол Павел писал: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» (Рим. 9:3). Вот что такое патриотизм христианина. И еще интересный момент: с самого начала православия на Руси, вскоре после Крещения, был святитель Илларион Киевский, который оставил замечательной памятник «Слово о законе и Благодати». Будучи монахом и епископом, он писал, опираясь на Святое Писание. А Святое Писание большое, из него можно выбрать много чего, а святитель Илларион выбрал именно этот аспект, что перед Богом нет никаких избранных, что Благодать стала доступна всем. То есть тот, кто стоял у самых истоков православия на Руси, писал об этом.

Мальчик с флагом.jpg

А Европа ещё со времён Древней Греции исповедовала совсем другие установки. Аристотель писал: «Прилично властвовать над варварами грекам». Здесь, по-моему, проходит водораздел, которым можно отделить цивилизацию европейскую от русской цивилизации (православной). 

Сейчас в европейских ценностях придумывают каких-то трансгендеров, но многие века главная европейская ценность была – самый махровый расизм. Это как первобытный человек, который четко делит на своих и чужих. 

Наши мыслители-западники говорили: вот принял бы князь Владимир христианство от латинских, римских священников, не была бы Европа разделена. Но поляки так и сделали, однако не стали "своими" для Европы. 

И великая трагедия польского народа: они там лишнее звено. Их используют, даже сейчас поговаривают: «Вот украинцы кончатся, будут поляки». Их не жалко.

А в Англии были такие разговоры про Польшу: «Вот войдет Польша в Евросоюз, будут польские сантехники». Об этом открыто писала английская пресса, и никто этого не осудил. То, что отдельные экзальтированные личности целуют обувь чернокожим, ничего не меняет. И внутри этого общества такая же расистская градация. Если ты не какой-нибудь наследственный пэр, тебе в высшую элиту вход заказан. 

Наши олигархи на этом погорели, потому что воспитаны в другой культуре. Они думали, если я купил «Челси», я буду принят в среде лордов. Не будешь! Потому что ты там чужой. Если у тебя, не дай Бог, не та мама – все, путь тебе закрыт. Вот здесь проходит это различие.

А у нас такая открытость! Это поразительно. В ХI веке святитель Илларион Киевский писал именно об этом, и это сохранилось, это одна из базовых констант. Это правда. Другое дело, что только к этому наша традиция не сводится. Но вот правда, что определить чётко и научно, что такое традиция и конкретно в чём она состоит, это довольно сложно, ещё большая работа предстоит.

«Ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского»

Архимандрит Симеон (Томачинский) .png

Архимандрит Симеон (Томачинский):

– Я понял, что я не ответил о том, что такое «нет ни эллина, ни иудея». Если мы полностью эту цитату вспомним, там есть еще и такие слова: «нет ни мужеского пола, ни женского». Конечно, апостол Павел говорит, что во Христе нет никакого преимущества, скажем, мужчины над женщиной. Наоборот, все равны духовно. Кроме того, «эллина или иудея» имелось в виду, что «эллины» – это, конечно, представители языческих народов, а «иудеи» – хранители богооткровенного знания. В этом не было никакого этнического наполнения. Такого не было в этих словах, и, естественно, это не предполагало отказ от своей национальной принадлежности, от своего государства. Апостол Павел в таких случаях весьма прямо говорил: «Я римский гражданин, как это вы меня хотите без суда бичевать?» Это было тоже определённым аргументом. Вот в этом смысле этот статус нужно понимать: «о будущем веке». В Христе «новая тварь», там действительно все эти различия второстепенны и не имеют значения.

Серафим Тавченков.png
 Серафим Тавченков

– Меня зовут Серафим Тавченков, я студент Государственного академического университета гуманитарных наук, социологический факультет. У меня вопрос к отцу Симеону. Вы говорили про то, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, что православие не судит людей по национальности и что частью Русского мира можно быть вне зависимости от происхождения. А в связи с этим такой вопрос: представители других конфессий, которые широко представлены в России, люди светские, атеисты могут являться частью вот этого Русского мира?

Архимандрит Симеон (Томачинский):

– Спасибо, очень хороший вопрос. Если они хотят, конечно, могут. Россия, Российская империя славилась всегда веротерпимостью – тем, что здесь никак не притесняли другие народы, другие религии. Те же мусульмане себя очень комфортно ощущали, мы никогда не проводили эту ужасную колонизаторскую политику. Мы знаем, как Англия, Америка, Франция поступали со своими колониями и что они сейчас чувство вины испытывают. Россия все-таки по-другому себя вела. Хотя всякое, конечно, бывало, но это исключения, а не правило, как на Западе. В этом смысле в большом доме Русского мира найдется место каждому и другим религиям тоже.

То, что сейчас происходит, удивительно наблюдать. С мусульманским миром, с исламом у нас долгое время были непростые отношения. А во время СВО чувствуется какая-та близость. На уровне личном я всегда общался с мусульманами, всегда было легко. Они скажут: «Аллах Акбар». А я: «Воистину Воскресе». Они всегда с большим уважением относились, если тем более узнавали, что я священник или верующий.

Как-то я ехал из Крыма в поезде, и мусульманин, увидев, что я священник, стал расспрашивать меня. Говорит, объясните, у меня на бороде какие-то знаки, послание какое-то проявилось. Я ему посоветовал обратиться к мулле. У нас на самом деле прекрасные отношения на личном уровне, а сейчас даже и на каком-то фундаментальном мы братьями себя чувствуем. Для многих это неожиданно.

Удивительно, что тема Русского мира, с одной стороны, вроде бы религиозная, но с другой стороны, русский народ потрясающе открытый. И другие народы это чувствуют, им нравится, им комфортно жить в такой ситуации, когда тебя не подавляют, когда тебе не навязывают чуждых ценностей. Мы же не заставляем всех принять православие, дескать, если ты не христианин, ты и в органы власти не попадёшь, и какие-то репрессии тебе сейчас устроим. Ничего такого нет. Этим, мне кажется, и привлекает Русский мир.

Русские люди, будьте православными!

Идеал святости достижим и в православной семье .jpg

Епископ Кирилл (Зинковский) .png

Епископ Кирилл (Зинковский):

– Чуть-чуть добавлю. Мне недавно один светский человек сказал, что он общается со многими людьми и говорит, что даже с Кавказа приходят такие посылы:

«Русские люди, православные! Будьте православными! Будьте настоящими православными!»

И привел пример: была какая-то спартакиада, собрались борцовские команды, и подростки из Чечни стали придираться к русским ребятам. Но как только они увидели, что те вечером молитвы читают – сразу все эти придирки закончились. Это уважение к традициям. Но мы сами себя иногда "подставляем".

Помню, мы с братом как-то ехали в Москве в метро, два мужчины лет по 50 сидят пьяные, пальцами на нас как на священников показывают. Потом к девушке стали приставать, а там ее парень, восточной внешности. Он уже разозленный между ними и ею сел. А я про себя размышляю, что этот человек подумает о русской культуре.

Даже когда шла война на Кавказе, мне священник, который туда ездил, как-то сказал: «А что сделать, чтобы поставить этих людей под ружье? Им достаточно показать наши развратные первые каналы и сказать: «А вы хотите, чтобы у вас так же было? Идите и воюйте с ними». Поэтому и говорят: «Будьте же христианами!» Поэтому так важна идея традиционных ценностей.

Меня несколько напрягало, как отец Даниил Сысоев открыто обличал мусульман. Их ведь воспитали в этой среде, так научили, и если как-то жестко людей обличать, это может привести к проблемам в нашем государстве. Лучше нам дружить. Если кто-то задумается, то в личном разговоре можно и нужно сказать. Но на общественную повестку это выносить в настоящее время не стоит. Может быть, это кому-то было бы даже на руку. 

Нам важнее сейчас говорить о наших общих ценностях, которые мы действительно вместе хотим защитить.