Историк Сергей Перевезенцев. Русский мир в XXI веке: к вопросу об идеологическом осмыслении. Часть I

Мы продолжаем цикл публикаций «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта» – круглый стол на эту тему состоялся в Общественной палате РФ 22 мая 2023 года (начало здесь). Сегодня тему Русского мира в XXI веке, заявленную в ходе дискуссии, раскрывает Перевезенцев Сергей Вячеславович – доктор исторических наук, профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

95-spow9vn25tmvebstavxpo1jgtay0jh01.jpg
Сергей Перевезенцев

В каком обществе мы живем?

События последних нескольких лет, начавшихся с «Русской весны» и возвращения Крыма «в родную гавань» в 2014 г., свидетельствуют о том, что история российской цивилизации, образно именуемой Русским миром, еще далеко не закончена, а, наоборот, только начинает выходить на новый уровень, приобретать новый, по сути дела, вселенский масштаб. Конечно, и сегодня, и завтра всех нас ждут нелегкие времена. И многое будет зависеть от того, насколько мы, русские люди, способны выдержать уже начавшиеся и еще предстоящие испытания.

В самом деле, вся человеческая история – а последние десятилетия особенно – показывает, что в истории главенствующим является все же субъективный фактор, то есть человек. И историю двигают, определяют не какие-то абстрактные объективные законы, а вполне конкретные люди, совокупность их воль, высказываемых ими идей, желаний, совершаемые ими действия. Следовательно, векторы развития исторических процессов определяются в первую очередь тем, какие люди, какими средствами и во имя каких целей эти процессы осуществляют.

В данном случае на первый план выходит проблема идеала, образа будущего. И самый главный вопрос, стоящий сегодня перед нами, звучит очень просто: какой образ будущего может предложить Россия себе, своим соратникам и партнерам?

Население России.jpg В истории главенствующим является субъективный фактор, то есть человек 

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, необходим честный анализ состояния современного российского общества. В этом случае не стоит пользоваться привычными уже идеологическими и пропагандистскими мистификациями, вроде «рыночных отношений», «суверенной демократии» и «идеологического многообразия», которые только усложняют решение стоящих перед нашей страной проблем, прячут за словесной эквилибристикой истинное положение дел.

Необходимо честно признать, что за тридцать лет в России сложилось крайне противоречивое социально-экономическое и социально-политическое устройство, которое не имеет в современном политическом дискурсе хоть какого-то внятного определения.

С точки зрения автора данной статьи, это определение может звучать следующим образом: государственно-олигархический монополизм со значительным иностранным участием и некоторыми функциями «социального государства».

При этом, при всех попытках государственных структур поддерживать реноме «социального государства», в современном российском обществе продолжает господствовать значительное социальное неравенство. Согласно данным Росстата, по итогам 2021 года почти половина жителей России имели доходы ниже среднего по стране (до 40 272 руб. в месяц), доходы почти 80% жителей были меньше среднемесячной зарплаты (57 244 руб.), и только 5,7% всего населения имели доходы свыше 100 тыс. руб. в месяц[1].

Столь же противоречиво и идейно-политическое состояние современного российского общества. Идейно-политическое противоречие содержится уже в Конституции РФ: п. 1 и 2 статьи 13 Конституции РФ утверждают, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие»; ст. 2 декларирует как главный совершенно определенный либеральный идеологический принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а дополнения, внесенные в Конституцию РФ в 2020 г., носят явно консервативный характер. Столь же консервативный характер носит Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[2].

Идеологическое расслоение характерно и для всего российского общества. Особенно это стало заметно в последние годы, когда в государственных структурах и СМИ началась идеологическая кампания по вытеснению т. н. «западных ценностей».

Противоречие заключается уже в том, что эти же государственные структуры и СМИ насаждали т. н. «западные ценности» все последние тридцать лет и, честно говоря, продолжают насаждать до сих пор.

В результате растет уже третье поколение россиян, для которых «западные ценности» – смысл их жизни. Более того, приверженцы либерального курса развития страны составляют весомую часть сотрудников государственных учреждений, органов образования всех уровней, деятелей культуры, СМИ и т. д. Одновременно в обществе, особенно в молодежной среде, распространяются левые настроения[3].

Однако в целом в российском обществе уверенно растут консервативно-патриотические настроения, о чем свидетельствует множество фактов: голосование на внесении поправок в Конституцию РФ, социологические опросы, в том числе заметный рост доверия президенту В. В. Путину после начала специальной военной операции на Украине.

Так, по данным ВЦИОМ, показатель одобрения деятельности президента на 21 мая 2023 года составил 76,5%, а на прямой вопрос о доверии Владимиру Путину положительно ответили 80% респондентов[4].

Доверие Президенту страны оказывают 80% населения.jpg

Противоречива даже государственная символика России: основа государственного герба взята из средневековой символики Российского царства (XV–XVI вв.); государственный флаг заимствован из имперского периода отечественной истории (XVIII – нач. XX в.), мелодия государственного гимна – из советского периода, причем автор новых слов гимна был и одним из авторов советского гимна (С. В. Михалков).

Конечно, в этой символике подчеркнута историческая преемственность современной Российской Федерации всем предшествующим периодам истории российской государственности, соблюден принцип единства исторического сознания. Но в идеологическом отношении каждый из этих символов несет свое содержание, иногда неоднозначное, противоречащее иным двум символам.

Об отсутствии единого понимания прошлого, настоящего и будущего нашей страны свидетельствует и специальная военная операция на Украине. Судя по многим видеосюжетам, различные воинские части и даже воины одних и тех же подразделений используют разные флаги: российский флаг, реплику Знамени Победы, флаги ДНР и ЛНР, флаг Новороссии, наконец, православный стяг с ликом Спаса. А это опять же свидетельствует о серьезном идеологическом разнобое.

Думается, что противоречивое общественное устройство России в условиях официально отсутствующей государственной идеологии при одновременном господстве либеральных идеологических догм (т. н. «западных ценностей») и либеральных кадров во всех важнейших сферах государственного управления (экономика, финансы, образование, информационная политика, культура) стало причиной того, что страна оказалась далеко не полностью готовой к решению мобилизационных задач, которые выпали на ее долю во второй половине 2010-х гг.

Сложившееся в России общественное устройство и отсутствие внятной идеологии не отвечают задачам сегодняшнего и будущего времени. Главная проблема заключается в осмыслении перспектив дальнейшего развития России как центра Русского мира, представляющего собой совокупность территорий и народов, объединенных одной культурой, одним языком, единой историей, тесно связанных экономически и т. д.

Методологическое обоснование

Разговор об образе будущего – это разговор об идеалах. Опираться в данном случае следует на собственный, российский исторический опыт, вобравший в себя опыт жизни многих народов и культур в едином государстве, в едином историко-культурном пространстве, в единой истории. Духовно-политическое и идейное наследие Русского мира свидетельствует:

путь к благодатному историческому развитию должен основываться на триаде традиционных идеалов – нравственная чистота, социальная справедливость («правда»), духовно-политическое единство народа.

Об этом нам свидетельствует отечественная история, труды русских мыслителей, пророчества православных старцев, деятельность лучших русских правителей. 

Именно об этом всегда писали и говорили и те отечественные мыслители, которых принято именовать «консерваторами». Консерватизм – это учение, которое стремится обеспечить устойчивость общества и государства, внутреннюю защиту государственного и общественного организма от разрушительных тенденций, творческий поиск новых путей развития, не противоречащих традиционным ценностям и смыслам. Однако при слове «консерватизм» у большинства людей обычно возникают ложные ассоциации: «реакционность», «застой», «замшелость» и т. д.

Подобного рода ассоциации являются следствием более чем столетней традиции господства в общественном сознании, в системе среднего и высшего образования, в массовой культуре и СМИ либеральной и революционной идеологии. Однако как мы все понимаем, это именно ложные ассоциации.

В то же время специалистам в области общественной мысли понятно, что «консерватизм» бывает разным, ибо «консервировать» можно совершенно разные принципы жизни и существования. К примеру, американский консерватизм явно противоречит «русскому консерватизму», потому что в США консерваторы – это представители «правого» либерализма, и не более того, а «русские консерваторы» – это сторонники традиционализма и цивилизационного своеобразия России.

Поэтому, если говорить о «консерватизме» применительно к нашей стране, то, наверное, более точно было бы использовать термины «традиционный консерватизм» или «русский консерватизм». Хотя, и это необходимо осознавать, между русскими консерваторами всегда велись значительные дискуссии о сущности и принципах их идеологии.

В основе «традиционного консерватизма» лежит не просто принцип сохранения чего-либо, но принцип сохранения жизни во всем ее многообразии, не насаждение унифицированных правил существования и мысли, но «сохранение» мира, как, если несколько перефразировать К. Н. Леонтьева, «цветущей сложности»[5].

При этом не надо бояться творческого подхода к пониманию сущности консерватизма, т. е. нельзя лишь догматически воспринимать основные положения, предложенные в работах русских мыслителей XIX–XX вв. По сути дела, перед нами сегодня стоит задача разработки нового традиционалистско-консервативного учения.

Образно говоря, нам нужен «новый консерватизм».

В этом отношении следует отталкиваться от главной задачи, которую ставит консервативная идеология: «сохранение» или «хранительство» жизни во всем ее многообразии, во всех ее проявлениях, «чтобы ничего не переносить, ничему не подражать, а все развивать из того, что есть, и не разрушая того, что есть»[6]. Этот принцип позволяет избежать либерального «монизма» и универсализма, в том числе и в научной сфере.

Многолетнее изучение истории русской социально-политической мысли во всем ее объеме и на всем ее историческом протяжении с древности до нашего времени свидетельствует о том, что тяга к «хранительству» обусловила особенности русского мировосприятия, определившие весь внутренний строй многих сочинений, концептов и идей русской мысли.

Следовательно, можно говорить об идеологии «русского хранительства».

Поэтому, вполне возможно, термином «русское хранительство»[7] можно именовать и столь необходимый сегодня нашей стране «новый консерватизм» («разумный консерватизм», «здоровый консерватизм» и др.).

«Хранители России» – антология русской консервативной мысли.jpg «Хранители России» – антология русской консервативной мысли

Именно так – «Хранители России» – был названа антология русской консервативной мысли, подготовленная сотрудниками кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова и фондом ИСЭПИ[8]. В этой антологии в хронологическом порядке представлены работы русских мыслителей XI–XIX вв., характеризующие то новое, что они привнесли в общественное сознание. Издание многих сочинений русских мыслителей позволило приступить и к теоретическому осмыслению «русского хранительства» как своеобразного явления мировой общественной мысли, имеющего свою историю, свои теоретические основания, свои духовно-политические корни. Подходы к решению именно этой задачи предложены, в частности, в монографии «Очерки истории русского хранительства»[9].

Методология «русского хранительства» дает гораздо более широкие возможности для сохранения этнического и национального многообразия и свободного выбора народами собственного пути развития, но и позволяет им осуществлять свободный интеллектуальный поиск. «Хранительный» подход к исследованию общественных процессов, в противовес либеральным принципам универсализма и индивидуализма, в общих чертах можно свести к следующим положениям:

  • признание традиционной религии духовным фундаментом общества;
  • предпочтение традиционных форм общественно-политического развития абстрактным универсальным схемам;
  • признание значимой роли государства в развитии общества;
  • признание традиции важнейшим источником формального права;
  • признание приоритета общности над индивидом;
  • отстаивание цивилизационной самобытности своего народа (группы народов, близких по своим традициям);
  • признание права на свободное историческое развитие любого народа или цивилизации;
  • признание идеала свободной, нравственно ответственной перед обществом личности.

Методология «русского хранительства» позволяется сформулировать определения понятий «Русский мир» и «русский», а также сформулировать базисные традиционные ценности и базисные принципы идеологии Русского мира.

Русский мир – это?

Определение понятия «Русский мир» с точки зрения методологии «русского хранительства» может состоять из нескольких пунктов и звучать следующим образом:

Русский мир – это многоцветие народов, сплоченных русским народом в общей исторической судьбе, решающих общие исторические задачи, сохраняющих при этом свои традиционные культуры и религии.

Основа Русского мира – восточнославянская православная цивилизация в ее духовно-политических и культурно-исторических границах.

Ядро и центр Русского мира – Россия, которая объединяет в себе и вокруг себя многие народы и государства, принадлежащие к различным религиям и культурам.

Русские – цивилизационно- и государствообразующий народ, сплотивший все народы Русского мира в решении общих исторических задач.

Купола и колоски.jpg

И это признание цивилизационно-образующей роли русского народа вовсе не есть признание каких-то особых прав русских, как частенько пытаются об этом говорить. Наоборот, это признание особых обязанностей русского народа, согласие с особой его ответственностью в деле созидания многонародного Русского мира, жертвенное служение русского народа общему благу.

Базисные традиционные ценности Русского мира

Базисные традиционные ценности – это ценности, выработанные в результате многовекового исторического и духовно-политического развития народа в сложившихся природно-климатических, географических, конкретно-исторических, духовно-нравственных и социально-политических условиях и являющиеся непременным фактором формирования общенациональной и политической идентичности народа.

С точки зрения методологии «русского хранительства» целесообразно выделить группу духовно-политических ценностей, ведь в истории Русского мира значимость социальных и политических идей на протяжении длительного исторического времени определялась и до сих пор определяется их духовным содержанием, тем, насколько они способствуют реализации в социально-политической практике религиозных, духовных идеалов[10]. В группу духовно-политических ценностей Русского мира следует включить важнейшие для общенационального сознания понятия, такие как (расположены в алфавитном порядке, а не по значимости):

вера (духовность), государство, достоинство, единая история, жизнь, знание, культура, личность, милосердие, мир, народовластие, национальные традиции, нравственность, Отечество (Родина), русский язык, самоограничение, свобода, семья, служение, справедливость, трудолюбие, честность.

Купола и флаг.jpg

Русское созидание, или 10 базисных принципов идеологии Русского мира

Государственную идеологию будущего Русского мира нельзя строить на основе отрицания, удаления, отмены, прекращения, устранения чего-либо или обратного действия. Но именно эти смыслы несут сегодня заявленные цели СВО – «демилитаризация» и «денацификация». Однако эти процессы очищения украинского общества не могут быть целями, это – средства, способы достижения цели. Какой?..

Всякая идеология будущего может строиться только на созидании, на устроении нового, лучшего, на стремлении к идеалу.

Именно поэтому предлагается программу устроения (или идеологию) нового Русского мира назвать «Русское созидание» (варианты: «Русский век», «Русская эпоха»[11]).

1. Мир – это совокупность различных цивилизаций. Важнейшая задача – необходимость сохранения разнообразия мира как «цветущей сложности», т. е. как сложной системы, ведь только сложные системы способны не просто к выживанию, но и к самовоспроизводству, к приспосабливанию к новым жизненным условиям.

2. Развитие Русского мира в XXI веке должно строиться на основе традиционных идеалов, ценностей и религий. Опора на базисные традиционные ценности народов Русского мира обеспечивает государству и обществу собственный ответ на любые глобальные вызовы, что становится важнейшим условием непрерывности и стабильности дальнейшего исторического развития.

3. Духовное оздоровление общества – важнейший способ возрождения и развития Русского мира. Основу духовного, государственного и культурного бытия народов Русского мира составляют их традиционные религии (ислам, буддизм, иудаизм, католицизм, различные направления протестантизма), но в первую очередь православие как религия большинства населения, как неотъемлемая часть истории и современности, политики и экономики, культуры и образования, важнейшая компонента национальной идеологии и психологии.

4. Русский народ – это цивилизационно- и государствообразующая нация среди других народов, сплотившая все народы Русского мира в решении общих исторических задач. Это не признание особых прав русского народа в соцветье народов Русского мира, но согласие с особой ответственностью русского народа за развитие цивилизации Русского мира, служение русского народа общему благу.

5. Любовь к своему Отечеству, служение Отечеству, благоденствие и свобода Отечества – непреходящие ценности, сформированные в сознании народов Русского мира многовековой совместной историей, неотъемлемые части общенационального сознания. Для русского народа единое для многих народов и свободное Отечество – это земное воплощение идеала Святой Руси.

Онежское озеро Кижи.jpg

6. Идеал свободной, нравственно ответственной личности – несомненная ценность, выработанная в ходе исторического развития Русского мира. В русском понимании истинно свободной личностью может считаться лишь та, которая понимает пределы своей свободы, т. е. свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании очень жестких границ, которые он не имеет право переступать.

7. Русский мир – это общество социальной справедливости для всех его членов, для всех народов, объединенных государственными, духовными и культурными границами. Неукоснительное и строжайшее соблюдение принципа социальной справедливости – важнейшее условие для преумножения духовных и материальных ценностей, которые обеспечат существование последующих поколений.

8. Принцип достаточного потребления, т. е. осознанного ограничения потребительских потребностей, основанного на традиционных религиозных и нравственных ценностях, и отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Человек не может существовать без потребления, но оно не может быть смыслом его жизни. Модель развития общества потребления исчерпывает себя. Принцип достаточного потребления – это русский ответ навязываемой миру т. н. «зеленой повестке».

9. Цель Российского государства – обеспечение духовного и материального становления общества, преумножение народа, обеспечение принципов социальной справедливости и возможности дальнейшего развития страны. Государство должно поставить во главу угла национальные интересы как во внутренней, так и во внешней политике. Создание истинно народного государства, объединение усилий развитой системы самоуправления и центральной государственной власти в решении общих национальных задач.

10. «Большая семья» – ведущий национальный проект Российского государства, который должен стать способом решения главной проблемы современного Русского мира – вымирание населения. Возвращение к традиционной многодетной семье, установление духовного единства детей и родителей, возвращение семье ее подлинного смысла и назначения, утверждение родителей и детей в нравственных ценностях, удовлетворение их духовных и материальных потребностей.

Продолжение следует…



[1] Среднедушевые денежные доходы населения Российской Федерации // URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruCaCl5zRULTich8HsaYhcwJ9...; Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2021 г. // URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruH_5gX61py1c_01E8MIxp--u... (дата обращения: 20.03.2023).
[2] Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 20.03.2023).
[3] PROTEST. Независимый индикатор социального недовольства // URL: https://protest.wsocial.ru/all/ (дата обращения: 20.03.2023).
[4] См. данные опросов ВЦИОМ за 2 апреля 2023 г.: https://old.wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_gosudarstvennyx_institutov/; https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam/ (дата обращения: 27.05.2023).
[5] Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891). М., 1996. С. 131.
[6] Страхов Н. Н. Спор об общем образовании // Страхов Н. Н. Избранные труды. М., 2010. С. 40.
[7] Концепция «русского хранительства» была предложена заведующим кафедрой русской философии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктором философских наук, профессором М. А. Маслиным, разрабатывается заведующим кафедрой истории социально-политических учений факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктором политических наук, профессором А. А. Ширинянцем, доктором исторических наук, профессором кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова С. В. Перевезенцевым и их учениками.
[8] См.: Хранители России. Антология. Т. 1. Истоки русской консервативной мысли. XI–XVII вв. / Под ред. С. В. Перевезенцева. Авт.-сост.: Р. В. Михайлов, С. В. Перевезенцев, А. А. Ширинянц. Подг. текстов А. А. Горохов, О. Е. Пучнина, А. С. Хелик, А. Б. Страхов, Д. А. Ананьев. М.: ООО «Паблис», 2015; Хранители России. Антология. Т. 2. В поисках нового… консерватизма / Под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. Авт.-сост. Р. В. Михайлов, С. В. Перевезенцев, А. А. Ширинянц. Подг. текстов: А. А. Горохов, О. Е. Пучнина, А. С. Хелик, А. Б. Страхов, Д. А. Ананьев. М.: ООО «Паблис», 2015; Хранители России. Антология. Т. 3. Рождение русского консерватизма. 1800–1850 гг. / Под ред. А. Ю. Минакова, С. В. Перевезенцева, А. А. Ширинянца. Авт.-сост.: Д. А. Ананьев, Т. И. Дайн, Ю. Е. Кондаков, Н. Н. Лупарева, А. О. Мещерякова, А. Ю. Минаков, Р. В. Михайлов, В. С. Парсамов, С. В. Перевезенцев, А. Б. Страхов, И. Р. Федий, С. В. Хатунцев, А. С. Хелик, А. А. Ширинянц. М.: ООО «Паблис», 2016; Хранители России. Антология. Т. 4. В поисках русского пути. 1800–1850 гг. / Под ред. С. В. Перевезенцева, А. А. Ширинянца. Авт.-сост.: А. С. Абрамян, Д. А. Ананьев, А. А. Горохов, Т. И. Дайн, Р. В. Михайлов, С. В. Перевезенцев, А. Б. Страхов, А. С. Хелик, А. А. Ширинянц. М.: ООО «Паблис», 2016; Хранители России. Антология. Т. 5. Обретенная Россия. 1840-е – начало 1860-х гг. / Под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. Авт.-сост.: А. С. Абрамян, Д. А. Ананьев, В. А. Болдин, Т. И. Дайн, Д. Ю. Кухарский, А. З. Маргушева, Р. В. Михайлов, А. В. Мырикова, С. В. Перевезенцев, В. А. Соболев, А. Б. Страхов, А. А. Ширинянц. М.: ООО «Новые решения», 2018; Хранители России. Антология. Т. 6. Крестьянское дело. 1840-е – начало 1860-х гг. / Под ред. А. А. Ширинянца, С. В. Перевезенцева. Авт.-сост.: А. С. Абрамян, Д. А. Ананьев, К. А. Горшкова, Т. И. Дайн, О. С. Кононенко, М. А. Лагузова, Р. В. Михайлов, С. В. Перевезенцев, В. А. Соболев, А. Б. Страхов, А. А. Ширинянц. М.: ООО «Новые решения», 2018.
[9] Перевезенцев С. В., Ширинянц А. А. Очерки истории русского хранительства: Монография. Часть I. М.: Издательство Московского университета, 2021. 352 с.
[10] См. подробнее: Перевезенцев С. В., Пучнина О. Е., Страхов А. Б., Шакирова А. А. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2021. Т. 27. № 4. С. 113–133.
[11] Оба термина («Русский век», «Русская эпоха») взяты из стихотворения талантливого русского поэта Надежды Мирошниченко.