Беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6, 7)

03-28.jpg 

28 марта, 2024 г. 

На 6-м часе: 

Исаия, 6 глава

КНИГА ОБЛИЧЕНИЯ И ОБЕТОВАНИЙ БОЖИИХ. ПРИЗВАНИИ ИСАИИ. ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОСТИ БОЖИЕЙ 

1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм.

2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

ПОКАЯНИЕ, ИСПОВЕДЬ И ОЧИЩЕНИЕ ИСАИИ 

5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,

7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен.

8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

ПОРУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЯ 

9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.

10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.

12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.

На вечерни: 

Бытие, 5 глава

РОДОСЛОВИЕ («ТОЛЕДОТ») АДАМА. АДАМ И СИФ

1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их.

3 Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф.

4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

СИФ И ЕНОС 

6 Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.

7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей.

8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.

ЕНОС И КАИНАН 

9 Енос жил девяносто лет и родил Каинана.

10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей.

11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.

КАИНАН И МАЛЕЛЕИЛ 

12 Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила.

13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей.

14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.

МАЛЕЛЕИЛ И ИАРЕД 

15 Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда.

16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей.

17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.

ИАРЕД И ЕНОХ 

18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.

20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.

ЕНОХ И МАФУСАЛ 

21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.

22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.

23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.

24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.

Притчи, 6 глава

ПРЕМУДРОСТЬ. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА 

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

4 не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;

5 спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ЛЕНИ 

6 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

7 Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

8 но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

9 Доколе ты, ленивец*, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:

11 и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ КОВАРСТВА 

12 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

13 мигает глазами своими, говорит ногами своими, даёт знаки пальцами своими;

14 коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

15 За то внезапно придёт погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ СЕМИ ГРЕХОВ 

16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:

17 глаза гордые, язык лживый, и руки, проливающие кровь невинную,

18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,

19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ 

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей.

* «ЛЕНЬ»

Преподобный Никодим Святогорец (Калливурцис) (1749–1809), афонский монах, богослов, толкователь канонов: 

«Отнюдь не слушай диавола, когда он будет тебе нашептывать: отдай мне сейчас, а Богу отдашь завтра. Нет, нет, но все часы жизни твоей проводи так, чтобы это было благоугодно Богу, содержи в мысли, что после настоящего часа не будет тебе дано другого, и что за каждую минуту сего часа ты должен будешь дать самый подробный отчет. Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что, если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь. Почитай потерянным тот день, в который хотя и делал добрые дела, но не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий». 

ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ 

Преподобный Ефрем Сирин (ок. 306–373), один из великих учителей Церкви, автор множества сочинений, богослов, подвижник, поэт, гимнограф: 

«В брани за веру да кончится служение твое на земле; венцом правды да заключится течение жизни твоей». 

ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;» («Твори, сыне, яже аз заповедую ти, и спасайся: идеши бо в руце злых за твоего друга: буди не ослабевая, поощряй же и твоего друга, егоже испоручил еси») (Притч. 6, 3)

03-28-1.jpg

Иерей Даниил (Сысоев) (1974-2009), священнослужитель, известный проповедник, публицист, писатель, кандидат богословия, активно занимался миссионерской деятельностью, в частности, проповедью Православия мусульманам, убиенный клирик: 

1) «Вот первый и очень важный принцип: стараться никогда ни с кем не связываться. Как говорил апостол Павел в Послании к Римлянам: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 8). Это очень хороший библейский принцип: не вступать в поручительство, не пытаться никоим образом ставить себя в зависимость от людей. Действительно, если ты поставил себя в зависимость от другого человека, то ты попал к нему в руки, он может управлять тобой, элементарно тебя разорить, погубить и испортить всю твою жизнь.

Скажу об одной из уловок врага. Он научает: «Христианин должен ко всем хорошо относиться. Как же человеку не помочь?» Помогать надо, но так, чтобы он не потащил тебя за собой. На самом деле люди бывают разные. На земле много хороших людей, но нельзя их перегружать, требовать от них слишком многого. Вот и царь Соломон пишет: «Ты поручился за них – и попался». Сколько случаев, когда из-за поручительства за других попадают в финансовую кабалу! Так происходит потому, что нарушают заповедь Божью. Если можешь, помоги и забудь об этом. Один из святителей, живших недавно, говорил, что когда он давал кому-то в долг, то сразу же вычеркивал эти деньги из своей книжки, считал их пропащими. Это нормальный подход, он делает человека внутренне свободным от других. Ты помог другому человеку и ничего от него не ждешь. При этом милостыню не нужно подавать так, чтобы кому-то доставалось много, а у тебя не оставалось ничего. Библия не учит разорять самого себя, она исходит из того, что на земле должно быть некое равенство. Собственно, зачем нужна милостыня? Она компенсирует недостатки социального устройства общества, выросшие из-за смерти, проникшей в человека. Например, что такое болезнь? Это проявление смерти. То же самое инвалидность, даже пожар. В общественной организации пример этому ‒ банкротство, несправедливые поборы налоговой полиции и тому подобное. Милостыня помогает сгладить разгул смерти.

Итак, вернемся к вопросу о поручительстве. Возникает другой вопрос: почему Библия не одобряет такое явление как поручительство? Почему, если ты поручился, то попал в злые руки? Помните поговорку: «Хотите потерять друга, дайте ему взаймы большую сумму денег»? Почему так говорится? Да потому, что у него будет очень большой соблазн не вернуть долг. А потом он начнет стесняться, что не вернул, станет из-за этого злобиться, ненавидеть вас и, наконец, превратится в вашего врага. Больше всего обижает в самом себе то, что сделал гадость другому человеку. Потому и написано, что если дал своему ближнему, то попался». 

2) «Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» («Сеть бо крепка мужу свои устне, и пленяется устнами своих уст») (Притч. 6, 2)

«Для мужчины самая крепкая сеть – это его язык. По этой причине Соломон советует: «Береги свои уста, никогда не поддавайся». Ведь есть множество людей, которые начнут на тебя давить, подначивать тебя: «Ты же должен, ты же сказал, ты же согласился». Если ты действительно согласился, то и попался». 

(Иерей Даниил Сысоев. Как настроиться на духовную жизнь?)