7 сентября, 2024 г.
Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I).
Апостолов:
Евангелие от Матфея, 5 глава
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. СОЛЬ ЗЕМЛИ И СВЕТ МИРА
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
ХРИСТОС И ЗАКОН
17 Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.
Рядовое:
Евангелие от Матфея, 19 глава
О НЕРАСТОРЖИМОСТИ БРАКА И О БЕЗБРАЧИИ
3 И приступили к Нему <Иисусу> фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с жёнами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Апостолам:
Послание к Титу, 1 глава
ПРИВЕТСТВИЕ
1 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,
2 в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времён,
3 а в своё время явил Своё слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, —
4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.
2 глава
ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ. БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ И БЛАЖЕННОЕ УПОВАНИЕ
15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
3 глава
ВЕРА И ДЕЛА
1 Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело,
2 никого не злословить*, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
3 Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга…
ПОРУЧЕНИЯ, ПРИВЕТСТВИЯ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ
12 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
13 Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чём не было недостатка…
15 Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.
Рядовое:
1-е послание Коринфянам, 1 глава
ВВЕДЕНИЕ. ПРИВЕТСТВИЕ
3 <Братия,> благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
БЛАГОДАРЕНИЕ БОГУ
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, —
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, —
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
* <ЗЛОСЛОВИЕ>
Преподобный Ефрем Сирин (ок. 306–373), один из великих учителей Церкви, автор множества сочинений, богослов, подвижник, поэт, гимнограф:
«В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество, поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердым».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, энциклопедист, поэт, переводчик, ученый-естествоиспытатель, реформатор русского языка, первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763), основатель Московского университета (1755):
«Толкователи и проповедники Священного Писания показывают путь к добродетели, представляют награждение праведникам, наказание законопреступным, и благополучие жития, с волею Божиею согласного; астрономы открывают храм Божией силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не только о бытии Божием, но и о несказанных нам Его благодеяниях».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» («он же рече им: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть») (Мф. 19, 11)
Преподобный Исидор Пелусиот (350/60–435/40), экзегет и богослов, автор писем экзегетического и нравоучительного содержания:
«Сказанное о девстве: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть, - сказано не в том смысле, что сие дается иным по какому-то жребию; в таком случае Бог не назначил бы им в награду Небесного Царства. Напротив того, сим показывается, что, во-первых, подвизающиеся сим преестественным подвигом имеют нужду в Божией помощи; и потом, совет сей сходит с неба, не законом постановляемый, но предлагаемый в виде увещания. В-третьих, девство дается тем, которые препобедили невоздержание, призывают содействие свыше, сохраняют драгоценность сию постами и бдениями, нерадением же и роскошью не предают себя зверю. А если бы давалось оно по жребию, то излишнею была бы награда. Не только по милости оно дано, но дается желающим его принять; а кто не хочет, тем никто и не даст».
(Том III. Письма 1-100.)
14.10.2024