Господи! я пойду за Тобою (Лк. 9, 57)

11-29.jpg

30 ноября, 2024 г. 

Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия (1426).

Преподобного: 

Евангелие от Матфея, 4 глава

СЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОМУ МНОЖЕСТВУ В ГАЛИЛЕЕ 

25 И следовало за <Иисусом> множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. 

5 глава

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

1 Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах… 

Рядовое: 

Евангелие от Луки, 9 глава

СЛЕДОВАНИЕ ЗА ИИСУСОМ 

57 Случилось, что, когда <Иисус был> в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл.

58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

60 Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.

61 Ещё другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.

62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия.

Преподобного: 

Послание к Галатам, 5 глава

ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА. СВОБОДА И ЗАКОН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДЫ. СВОБОДА НА ПРАКТИКЕ

22 <Братия!> Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6

УВЕЩЕВАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

1 Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Рядовое: 

2-е послание Коринфянам, 8 глава

ДЕНЕЖНЫЙ СБОР ДЛЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ. ПРИМЕР МАКЕДОНСКИХ ЦЕРКВЕЙ   

1 <Братия! Уведомляю вас> о благодати* Божией, данной церквам Македонским,

2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.

3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:

4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;

5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией.

* <БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ> 

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский (ок. 213 – после 270), первый епископ Неокесарии, по преданию, получил Божественное Откровение о правильном исповедании Пресвятой Троицы, записанное им в Изложении веры: 

«Хочет ли кто познать Бога из творения или понять из Божественных писаний, без премудрости Его он ничего не может узнать или услышать о Нем. И правильно призывающий Бога призывает через Сына, и приходящий к Нему истинно через Христа приходит. А прийти к Сыну невозможно без Духа: ибо Дух и оживляет и освящает все». 

ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ 

Преподобный Иероним Симонопетрский (1871–1957), игумен  монастыря Симонопетра на Афоне, старец: 

«В совершенно закрытом доме темно. Если откроешь окно, то увидишь самые большие вещи. Если откроешь больше и проникнет свет, то увидишь вещи и помельче. Когда же прольется внутрь солнечный свет, то увидишь и пыль, висящую в воздухе. То же бывает и в душе, которая принимает свет Евангелия. Она видит и мельчайшие грехи».

ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» («Рече же ему Иисус: остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай Царствие Божие») 

(Лк. 9, 60) 

11-29-1.jpg

Кузнецова Валентина Николаевна (род. 1948), российская переводчица, филолог-классик и библеист, комментатор Нового Завета, богослов, редактор издательства «Русский язык»: 

«Иисус отвечает категорическим отказом. Пускай мертвецы хоронят своих мертвецов – под «мертвецами» обычно понимают людей, духовно мертвых, ведущих биологическое существование и равнодушных к истинной жизни. Вероятно, это единственно правильное понимание, тем более что идея духовной смерти не была незнакомой для слушателей Иисуса.

 Если эти Его слова и сейчас приводят читателей Евангелия в состояние шока, давайте представим себе реакцию Его слушателей, для которых достойное погребение родителей всегда было священным долгом, важнейшей религиозной обязанностью человека. Этого требовала заповедь Декалога о почитании отца и матери. Если мертвого оставляли не похороненным, это считалось страшным богохульством. Ведь, согласно преданиям, Бог сам похоронил Моисея. В Палестине, вероятно, по причине жаркого климата, умершего хоронили в день смерти, а за ним следовала неделя траура. Эта обязанность считалась выше многих прочих религиозных установлений. Так, в день погребения скорбящий сын мог не читать ежедневные молитвы и не исполнять другие религиозные обряды. Собственно говоря, в древности для того и рожали детей, чтобы те обеспечили им надлежащее погребение, потому что от этого, согласно представлениям, бытовавшим у многих народов, зависело, обретет ли умерший покой или он будет обречен скитаться в виде призрака.

 Иисус, сказав такие жесткие, а может быть, даже жестокие слова, вряд ли выступал против заповеди Закона Моисея. Невозможно также представить, чтобы Он разделял убеждения некоторых древних философов, которые и сейчас оскорбляют наш слух: «Трупы значат меньше, чем экскременты». Для евреев вообще было характерно глубокое уважение к телесной оболочке человека, потому что они верили в телесное воскресение.

 И все же слова Иисуса ошеломляют. Вот почему существует множество попыток хоть отчасти смягчить их. Например, ряд ученых, занимающихся обратным переводом Евангелий с греческого на арамейский, высказали предположение, что перед нами неправильный перевод и что слова Иисуса значат нечто иное. Проблема заключается в том, что нет единого решения. Ведь разные ученые предлагают свои собственные трактовки, отличающиеся друг от друга, а это наводит на сомнения.

 Может быть, ближе всего к истине предположение, что отец этого ученика состарился, но еще не умер и что ученик хотел бы исполнить свой сыновний долг, оставаясь рядом с ним и лелея его старость. В таком случае его отсутствие могло бы растянуться на несколько лет. Чувства сына заслуживают всяческого уважения, но Иисус не может ждать и не может полагаться на человека, который на первое место поставил не Бога, но кого-то иного, пусть даже родителей. Конечно, многое стало бы нам понятнее, если бы евангелисты Матфей и Лука сообщили нам хоть какие-нибудь подробности этой истории. Но они этого не делают, потому что пишут не историю, а возвещают Весть, не удовлетворяют нашу любознательность, но дают нам образцы для подражания.

 С приходом Иисуса наступила заря Божьего правления, где не будет ни смерти, ни траура. Ты иди и возвещай Царство Бога – Иисус хочет, чтобы Его избранник стал вестником этой новой Жизни. Его слова так же парадоксальны, как и. 6:22; 9:24; 14:26 и др.»

(Кузнецова В. Н. Евангелие от Луки. Комментарий. М.: 2004. С. 244-245)