2 октября, 2024 г.
Евангелие от Луки, 4 глава
ИСКУШЕНИЯ В ПУСТЫНЕ
1 Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».
9 И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею».
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего».
13 И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени.
НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ИИСУСА В ГАЛИЛЕЕ
14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране.
15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем*.
Послание к Галатам, 3 глава
УЧЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА ОБ ОПРАВДАНИИ. ЗАВЕТ С АВРААМОМ
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утверждённого завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утверждённого, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
ПРИЧИНА И ЦЕЛЬ ЗАКОНА
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак, закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
* <ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА>
Священномученик Петр Дамаскин († XII в.), монах, подвижник, учёный, богослов, его творения называют «Малым Добротолюбием»:
«...Если кто делает что-нибудь, то должен помнить о Творце предлежащей вещи; т. е. если видишь свет, не забудь о Даровавшем его тебе; если видишь небо и землю, море и все существующее, удивляйся и прославляй Создателя; если надеваешь на себя одежду, познавай, чей она дар, и воспевай Промышляющего о твоей жизни. И просто: всякое движение да будет тебе поводом к славе Божией, и вот — ты непрестанно молишься. От всего этого радуется душа, по слову Апостола (см.: 1 Сол. 5, 16—17), ибо памятование о Боге веселит ее...»
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Преподобный Исидор Пелусиот (350/60–435/40), экзегет и богослов, автор писем экзегетического и нравоучительного содержания:
«Чтение Священных Писаний почитай напутствием к спасению, как питающее достойными уважения примерами и добротолюбие, и мужество внимающих ему со тщанием».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» («И отвеща Иисус к нему, глаголя: писано есть, яко не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божии») (Лк. 4, 4)
Святитель Аверкий (Таушев) (1906–1976), архиепископ Сиракузский и Троицкий, настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, ректор семинарии при нём, член Архиерейского Синода РПЦЗ, богослов, духовный писатель, преподаватель:
«Богочеловек, для других претворявший воду в вино и чудесно умножавший хлебы, отверг этот лукавый совет словами Моисея, - сказанными относительно манны, которой 40 лет Бог питал народ Свой в пустыне: "Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих" (Втор. 8:3). Под «глаголом» здесь надо понимать благую волю Божию, промышляющую о человеке. Господь творил чудеса для удовлетворения нужд других, а не Своих собственных: если бы Он при всех Своих страданиях, вместо того, чтобы терпеть их, прибегал к Своей Божественной власти, Он не мог бы быть примером для нас. Повторяя часто это чудо, Он мог бы увлечь за Собой всех людей, требовавших тогда «хлеба и зрелищ», но эти люди не были бы надежны для основываемого Им свободного Царства Божия цель Его была та, чтобы люди свободно шли за Ним по слову Его, но не как рабы, увлекаемые легкостью обладания земными благами».
14.10.2024