Подвизайся добрым подвигом веры (1 Тим. 6, 12)

01-10.jpg

11 января, 2025 г. 

Суббота по Рождестве Христовом. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I).

Субботы по Рождестве Христовом: 

Евангелие от Матфея, 12 глава

ИЗБРАННЫЙ ОТРОК 

15 И последовало за Ним <Иисусом> множество народа, и Он исцелил их всех

16 и запретил им объявлять о Нём,

17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

18 «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;

19 не воспрекословит, не возопиёт, и никто не услышит на улицах голоса Его;

20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;

21 и на имя Его будут уповать* народы».

Рядовое: 

Евангелие от Луки, 17 глава

О СОБЛАЗНАХ, О ПРОЩАЮЩЕЙ ЛЮБВИ И СИЛЕ ВЕРЫ 

3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;

4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему.

5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.

6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас.

ПРИТЧА О РАБЕ, ВОЗВРАЩАЮЩЕМСЯ С ПОЛЯ 

7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»?

8 Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»?

9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

Мучеников: 

Евангелие от Матфея, 2 глава

БЕГСТВО В ЕГИПЕТ 

13 Когда же они <волхвы> отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет,

15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего».

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ 

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18 «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЕГИПТА В НАЗАРЕТ 

19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20 и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца».

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошёл в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется речённое через пророков, что Он Назореем наречётся.

Субботы по Рождестве Христовом: 

1-е послание Тимофею, 6 глава

НАСТАВЛЕНИЯ ТИМОФЕЮ. УВЕЩАНИЕ ТИМОФЕЮ  

11 <Чадо Тимофей,> преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

13 Пред Богом, всё животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе

14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,

15 которое в своё время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

Рядовое: 

Послание к Ефесянам, 2 глава

ТАЙНА СПАСЕНИЯ И ЦЕРКВИ. СОЗИДАНИЕ ЦЕРКВИ. ЕДИНСТВО ИУДЕЕВ И ЯЗЫЧНИКОВ ВО ХРИСТЕ 

11 Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,

12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Мучеников: 

2-е послание Коринфянам, 5 глава 

ОПРАВДАНИЕ АПОСТОЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ ПАВЛА. САМООТВЕРЖЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРИМИРЕНИЯ 

15 <Братия!> Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое.

18 Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,

19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20 Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом.

* <УПОВАНИЕ (НАДЕЖДА) НА БОГА> 

Преподобный Антоний Оптинский (Путилов) (1795–1865), старец Оптиной пустыни, настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря, младший брат преподобного Моисея Оптинского: 

«Господу Богу все возможно есть – не только отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много». 

ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ 

Схиигумен Савва (Остапенко) (1898-1980), подвижник, духовный писатель и проповедник, старец Псково-Печерского монастыря, духовный наставник множества верующих: 

«Очень спасительно от напасти бесовской чтение св. Евангелия.

Во время скорби или когда нападает на вас тоска или смущение от навязчивых помыслов – читайте в это время Евангелие, хоть ничего не понимаете, а все равно читайте, потому что через зрение лучи благодати пройдут в душу. Заметьте: после такого упражнения скоро успокоитесь». 

ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» («Тако и вы, егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом») (Лк. 17, 10) 

01-10-1.jpg

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407), архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии, за редкий дар красноречия за ним закрепилось прозвание Златоуст: 

«Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны. Потому и Христос, зная, что эта страсть приходит к нам после добрых дел, говорил ученикам: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать». Когда будет приступать к вам этот зверь, тогда этими словами, говорит, заприте от него двери. Не сказал: когда исполните все, тогда вы ничего не стоите; но сами вы «говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать»; говори, не бойся, не по твоему суду произношу Я приговор. Если ты сам назовешь себя непотребным, то Я увенчаю тебя, как благопотребного. Так и в другом месте Бог говорит: «говори ты, чтоб оправдаться» (Ис. 43:26). В судилищах внешних после обвинения и признания в преступлениях назначается смерть; а в судилище божественном после признания – венец. Потому и Соломон говорил: «не оправдывай себя пред Господом» (Сир. 7:5)». 

(Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии.)