Раздели с голодным хлеб твой (Ис. 58, 7)

04-24.jpg

24 апреля, 2024 г. 

На 6-м часе: 

Исаия, 58 глава

КНИГА УТЕШЕНИЯ. СПАСЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ НАРОДОВ. ОСУЖДЕНИЕ ПОКАЗНОМУ БЛАГОЧЕСТИЮ. ОБ ИСТИННОМ ПОСТЕ

1 <Так говорит Господь:> взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.

2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:

3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днём, угодным Господу?

6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

НАГРАДА И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПРАВЕДНОМУ  

8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

9 Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень;

11 и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

На вечерни: 

Бытие, 43 глава

ЖИТИЕ («ТОЛЕДОТ») ИАКОВА. ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ С ВЕНИАМИНОМ. ИОСИФ УГОЩАЕТ СВОИХ БРАТЬЕВ  

26 И пришёл Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27 Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли ещё он?

28 Они сказали: здоров раб твой, отец наш; ещё жив. И преклонились они и поклонились.

29 И поднял глаза свои, и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30 И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь* к брату его, и он готов был заплакать, и вошёл он во внутреннюю комнату и плакал там.

31 И, умыв лицо своё, вышел, и скрепился, и сказал: подавайте кушанье.

45 глава 

ИОСИФ ОТКРЫВАЕТСЯ СВОИМ БРАТЬЯМ 

1 Иосиф не мог более удерживаться при всех, стоявших около него, и закричал: удалите от меня всех! И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.

2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли ещё отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;

5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;

6 ибо теперь два года голода на земле: остаётся ещё пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;

7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

8 Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всём доме его и владыкою во всей земле Египетской.

9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: «Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;

10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и всё твоё;

11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет ещё пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой, и всё твоё».

12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами;

13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15 И целовал всех братьев своих, и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

ИОСИФ ПРИГЛАШАЕТ ИАКОВА В ЕГИПЕТ 

16 Дошёл в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

Притчи, 21 глава

СОКРОВИЩА МУДРОСТИ. СОКРОВИЩА МУДРОГО  

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

25 Алчба ленивца убьёт его, потому что руки его отказываются работать;

26 всякий день он сильно алчет, а праведник даёт и не жалеет.

27 Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят её.

28 Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31 Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

22 глава 

ЦЕННОСТЬ ДОБРОГО ИМЕНИ 

1 Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

2 Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

3 Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперёд и наказываются.

4 За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

* <ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ> 

Преподобный Силуан Афонский (Антонов) (1866–1938), афонский  старец русского происхождения, духовный наставник, молитвенник и прозорливец: 

«Обе заповеди Христа – о любви к Богу и о любви к ближнему, составляют единую жизнь, и потому если кто мнит, что он живет в Боге и любит Бога, а брата своего ненавидит, тот пребывает в заблуждении. Так вторая заповедь дает нам возможность проверить, насколько истинно живем мы в Боге истинном». 

ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ 

Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII вв.), игумен  Синайского монастыря, автор классического произведения аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения»: 

«Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте».

ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» («Не таковаго (бо) поста аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя во свободу и всякое писание неправедное раздери») (Ис. 58, 6) 

04-24-1.jpg

Блаженный  Аврелий Августин (354–430), епископ  Иппонский, прославлен в чине блаженных, один из отцов Западной Церкви, выдающийся  богослов, христианский философ, внес  большой вклад в развитие православного богословия, между тем некоторые его мысли встретили негативную оценку множества представителей Церкви: 

«Бог уличает пост тех, кто находится в распрях, желая поста благочести­вых. Он уличает угнетающих других, желая видеть утешителей. Он уличает враждующих, желая видеть тех, кто свободен от вражды.

Поэтому умеряйте в эти дни свои желания дозволенными вещами, чтобы воздержаться от недозволен­ных. Ведь никогда не повергнется в винопитие или прелюбодеяние тот, кто умерен в супружестве.

Так наша молитва, совершаемая в смирении и любви, посте и мило­стыне, умеренности и прощении, даруя благое и не воздавая злое, уклоняясь от зла и творя благо, ищет мира и обретает его». 

(Августин Иппонский, Проповеди 206.3.)