23 апреля, 2024 г.
На 6-м часе:
Исаия, 49 глава
КНИГА УТЕШЕНИЯ. ОТРОК (РАБ, СЛУГА) ГОСПОДЕНЬ - ЦАРЬ ИСКУПИТЕЛЬ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗРАИЛЯ И СВЕТ НАРОДОВ. ПРИЗЫВ МЕССИИ К ИЗРАИЛЮ И НАРОДАМ
6 <Так говорит Господь:> Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА
7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святого Израилева, Который избрал Тебя.
8 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошённые,
9 сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь». Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их;
10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведёт их к источникам вод.
На вечерни:
Бытие, 31 глава
РОДОСЛОВИЕ («ТОЛЕДОТ») ИСААКА. ИАКОВ И ЛАВАН. ИАКОВ НАМЕРЕВАЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,
5 и сказал им: я вижу лицо отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;
6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,
7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: «пёстрые будут тебе в награду», то скот весь и родил пёстрых.
9 И отнял Бог скот у отца вашего, и дал мне.
10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пёстрые, с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пёстрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу всё, что Лаван делает с тобою;
13 Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей.
14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли ещё нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;
16 посему всё богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак, делай всё, что Бог сказал тебе.
Притчи, 21 глава
СОКРОВИЩА МУДРОСТИ. СОКРОВИЩЕ НЕЧЕСТИВОГО
3 <Сын мой,> соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.
5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолётное дуновение ищущих смерти.
7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
8 Превратен путь человека развращённого; а кто чист*, того действие прямо.
9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
10 Душа нечестивого желает зла: не найдёт милости в глазах его и друг его.
11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
СОКРОВИЩА МУДРОГО
13 Кто затыкает ухо своё от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан.
14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.
15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.
16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.
19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
21 Соблюдающий правду и милость найдёт жизнь, правду и славу.
* <ЧИСТОТА ДУШЕВНАЯ>
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (1829–1908), митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего Синода, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, благотворитель, подвижник, молитвенник:
«Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых, до того, что оно ограничивается любовью только к себе, и то ложною; любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в серебре и золоте, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022), византийский богослов, духовный поэт, составитель молитвословий, один из ярчайших представителей традиции исихазма:
«Вера во Христа – это новый рай. И Бог от сложения мира провидел всех, кто уверовал и уверует в Него, кого призвал и будет призывать до скончания мира, а призвав, оправдал и будет оправдывать; оправдав, прославил и будет прославлять, показывая их подобными образу славы Сына Своего через святое Крещение и благодать Святого Духа, таинственно соделывая их сынами Божиими и претворяя их в новых из ветхих и в бессмертных из смертных, с возложением на них заповедей, как возложил на Адама».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва» («Творити праведная и истинствовати угодна богу паче, нежели жертв кровь») (Притч. 21, 3)
Епископ Виссарион (Нечаев) (1822–1905), епископ Костромской и Галичский, богослов, экзегет, проповедник, преподаватель, основатель и редактор журнала «Душеполезное чтение»:
«Творение правды и истины относится к обязанностям в отношении к ближним; принесение кровавых жертв — к обязанностям в отношении к Богу, к делам благочестия или Богопочтения в теснейшем смысле. Те и другия обязанности предписаны Самим Господом, как условия Богоугождения. и имеют между собою необходимую связь, так что усердие к делам благочестия может быть угодно Господу только в соединении с делами справедливости и честности в отношении к ближним. Господу Богу даже приятнее правда и честность, чем множество жертв, если жертвы приносятся с опущением обязанностей в отношении к ближним. Что Ми множество жертв ваших, говорит Господь в обличение обижающим ближних: научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу (Ис. 1:11, 17). Как Сам Господь справедлив и милостив, так Он хощет, чтобы и люди были справедливы и милостивы к ближним; в противном же случае Ему не только неугодны многочисленныя и дорогия жертвоприношения, но еще возбуждают в Нем негодование (Ис. 1:13—14)».
08.05.2024