Веселое сердце благотворно (Притч. 17, 22)

04-19.jpg

19 апреля, 2024 г. 

На 6-м часе: 

Исаия, 45 глава

КНИГА УТЕШЕНИЯ. СПАСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. СУВЕРЕННОЕ ВСЕМОГУЩЕСТВО БОЖИЕ  

11 Так говорит Господь, Святой Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?

12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростёрли небеса, и всему воинству их дал закон Я.

13 Я воздвиг его в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф.

ГРЯДУЩЕЕ ОБРАЩЕНИЕ ЯЗЫЧЕСКИХ НАРОДОВ 

14 Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: «у тебя только Бог, и нет иного Бога.

15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель».

16 Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.

17 Израиль же будет спасён спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.

На вечерни: 

Бытие, 22 глава

РОДОСЛОВИЕ («ТОЛЕДОТ») ФАРРЫ. ПРИНЕСЕНИЕ ИСААКА В ЖЕРТВУ. БОГ ИСПЫТЫВАЕТ АВРААМА 

1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.

2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошёл на место, о котором сказал ему Бог.

4 На третий день Авраам возвёл очи свои и увидел то место издалека.

5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам.

6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.

7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

БОГ ОСТАНАВЛИВАЕТ АВРААМА 

9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.

10 И простёр Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего.

14 И нарёк Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

ПОВТОРЕНИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ БОЖИЯ 

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,

17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих;

18 и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался* гласа Моего.

Притчи, 17 глава

СОКРОВИЩА МУДРОСТИ. МУДРОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ 

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный даёт руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдёт добра, и лукавый язык попадёт в беду.

21 Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берёт подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость — пред лицом у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

18 глава 

СЛОВА МУДРОГО И ГЛУПОГО 

1 Прихоти ищет своенравный, восстаёт против всего умного.

2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.

4 Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.

5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

* <ПОСЛУШАНИЕ> 

Преподобный Силуан Афонский (Антонов) (1866–1938), афонский  старец русского происхождения, духовный наставник, молитвенник и прозорливец: 

«Почему святые отцы послушание ставили выше поста и молитвы? Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник всё делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того, послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога». 

ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867), епископ Кавказский и Черноморский, видный аскетический писатель, богослов, мыслитель, проповедник, подвижник: 

«Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу... Взоры, для которых доступно небо, вера. Верой мы усматриваем духовное небо: учение Христово». 

ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков» («Израиль спасается от Господа спасением вечным: не постыдятся, ни посрамятся даже до века ктому») (Ис. 45, 17) 

04-19-1.jpgАлександр Павлович Лопухин (1852-1904), профессор, церковный  писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания, под его редакцией была издана Толковая Библия и первые пять томов Православной Богословской Энциклопедии: 

«Все они будут постыжены и посрамлены... Израиль же будет спасен... вы не будете постыжены и посрамлены». В этих двух стихах дана антитеза ближайшего будущего язычников и иудеев. Язычники, надеющиеся на своих идолов, будут посрамлены, так как падут под рукой нового завоевателя. Верные же сыны Израиля, получившие по милости своего Бога свободу, тем самым восторжествуют над всеми своими врагами-идолопоклонниками (ср. Ис. 28:16; Рим. 10:11). Начало 17-го стиха, где говорится, что «Израиль же будет спасен спасением вечным», не должно особенно нас смущать, во-первых, потому, что слово «век и вечность» часто на языке Священного Писания имеет очень условное значение (время жизни поколения, рода и даже отдельных лиц); а во-вторых, еще и потому, что еврейская нация, как мы знаем и видим, имела, имеет и будет иметь вечно продолжающееся существование (Рим. 9:27; Рим. 11:5)».