Возложат упование на Господа (Ис. 10, 20)

04-03.jpg

3 апреля, 2024 г. 

На 6-м часе: 

Исаия, 10 глава

КНИГА ЕММАНУИЛА. ПОРАЖЕНИЕ ЦАРСТВА МИРА СЕГО И ГРЯДУЩЕЕ ЦАРСТВО МЕССИИ. СУД НАД АССИРИЕЙ, ОРУДИЕМ СУДА БОЖИЯ. АССУР, ЖЕЗЛ ГНЕВА БОЖИЯ, БУДЕТ ИСТРЕБЛЕН 

12 И будет, когда Господь совершит всё Своё дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

13 Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умён: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;

14 и рука моя захватила богатство народов, как гнёзда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».

15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл восстаёт против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!

16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлёт чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжжёт пламя, как пламя огня.

17 Свет Израиля будет огнём, и Святой его — пламенем, которое сожжёт и пожрёт тёрны его и волчцы его в один день;

18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет как чахлый умирающий.

19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

ОСТАТОК ИЗРАИЛЯ ОБРАТИТСЯ 

20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно*.

На вечерни: 

Бытие, 7 глава

ЖИТИЕ («ТОЛЕДОТ») НОЯ. ПОВЕЛЕНИЕ ВОЙТИ В КОВЧЕГ

6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришёл на землю.

ПОТОП 

7 И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

8 И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле

9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.

Притчи, 9 глава

ПРЕМУДРОСТЬ. ПРЕМУДРОСТЬ И НЕРАЗУМИЕ. УВЕЩАНИЕ ПРЕМУДРОСТИ 

12 <Сын мой!> если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь.

ЗАЗЫВАНИЕ БЕЗРАССУДНОЙ ЖЕНЩИНЫ 

13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:

17 «воды краденые сладки, и утаённый хлеб приятен».

18 И он не знает, что мертвецы там и что в глубине преисподней зазванные ею.

* «ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ» 

Преподобный Паисий (Величковский) (1722–1794), архимандрит  Нямецкого монастыря в Молдавии, подвижник, делатель умной молитвы, духовный наставник, переводчик святоотеческих творений, возродитель старчества на Руси: 

«По многотрудной жизни, чрез душевные подвиги свои мы входим в сердечную, умную и душевную чистоту, ибо от скорбей, претрудных духовных и телесных добродетелей: алчбы, жажды, бдения и прочих очищается сердце...»

ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ 

Святитель Василий Великий (329/30–379), епископ Кесарии Каппадокийской, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии: 

«Если кто, веруя во Христа, не являет дел, сообразных с верой, тот, как внимающий дурным учениям и плохо постигающий смысл Писания, сам себе высекает гробницу в камне». 

ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь» («Сыне, аще премудр будеши, себе премудръ будеши и искренним твоим: аще же зол будеши, един почерпнеши злая») (Притч. 9, 12) 

04-03-1.jpgИерей Димитрий Барицкий (род. 1981), доцент Московской духовной академии, руководитель профиля «Русская духовная словесность»: 

«Господь всячески заботится о человеке. Од­но из ярких свидетельств этой заботы — Он дал человеку закон. Ядром этого закона яв­ляются заповеди, которые мы можем найти в библейских книгах как Ветхого, так и Ново­го Завета.

Заповеди эти очень неоднородны. Более трех тысяч лет назад на горе Синай пророк Моисей получил первые десять. Все мы при­близительно знаем их содержание: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, почитай роди­телей, не лжесвидетельствуй, не возжелай то­го, что принадлежит твоему ближнему, ни его имущества, ни его жены и т. д. Отличительной чертой этого свода является их универсаль­ность. К какой бы религии ни принадлежал че­ловек, в каком бы обществе ни жил, если он хо­чет сохранить свое человеческое достоинство, ужиться с теми, кто его окружает, он будет ста­раться соблюдать этот кодекс. Иными слова­ми, закон Моисея — это некий нравственный минимум, следование которому позволяет нам оставаться людьми.

Те заповеди, которые дал Христос в Сво­ем Евангелии, иного рода. Господь углубля­ет и восполняет то, что было даровано евреям и всему человечеству через Моисея. Не просто не убивай, но даже не гневайся, не просто не прелюбодействуй, но даже не смотри на жен­щину с вожделением, не просто не кради, но еще и отдай свое, не просто поступай с окру­жающими по закону, но постарайся полюбить их, даже если это твои враги. Иными словами, Христос дает заповеди, которые могут приве­сти человека к совершенству.

Эти два кодекса нравственности — запове­ди Моисея и заповеди Христа — две крайние точки, между которыми может протекать нрав­ственная жизнь человека. Выражаясь языком Соломона — это пространство, в котором че­ловек двигается путем Премудрости Божией. В сегодняшнем весьма кратком чтении он объ­ясняет нам, зачем это делать и кому это в ито­ге необходимо.

Заповеди Божии есть не что иное, как скры­тый механизм, который находится в основа­нии мироздания. Если мы его игнорируем, наша жизнь постепенно разрушается. Она на­чинает развиваться по такому алгоритму, ко­торый постепенно выдавливает нас на ее обо­чину. Ведь никто не выходит на улицу из окна десятого этажа? Все знают, что есть закон тя­готения, разобьешься. То же и здесь. Поэтому и говорит Соломон: если ты мудрый, то в пер­вую очередь для себя. Если ты буйный, то есть неразумный, не следуешь заповедям Творца, что же, также пеняй на себя. От себя самого и пострадаешь». 

(Чтения Великого Поста с современными комментариями. Книга Притчей. М.: Никея, 2022. С. 127-131.)