Фессалоники Когда границы закрываются, самое время подумать о святости – начинаем наше путешествие по Греции, откуда некогда наши предки и унаследовали православную веру.
Фессалоники. Издревле их называли «золотыми вратами христианства». Именно здесь спустя 50 лет по Рождестве Христовом, когда христианство после Крестной Жертвы Господа было еще совсем юным, 17-летним апостол Павел основал первую христианскую общину на языческих землях. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:16–18), – писал он новообращенным. Эти же слова обращены ко всем христианам и особенно к тем, кто только воцерковляется.
Господь к нам таким, только лишь еще рождающимся в духовную жизнь, относится также, как любящая мать к младенцу – «на руках носит», балует всячески.
Для меня таким подарком стало ни с того ни с сего путешествие в Грецию.
Монастырь великомученицы Анастасии Узорешительницы
На окраине Фессалоник в горах – монастырь великомученицы Анастасии Узорешительницы. В III в., на который выпало ее земное странствование, святая помогала христианам – в те времена гонимым, заключаемым в темницы за исповедание Христа, так же как будут преследовать спустя столетия новомучеников и исповедников в нашей стране. «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Сегодня мы внешне свободны, но от того не коварнее ли узы страстей и греха? И это ли не повод обратиться к святой Узорешительнице?
При подъеме в гору к монастырю – святой источник. По преданию святая Анастасия наполняла здесь сосуды, чтобы омывать раны узникам.
Святая Анастасия Узорешительница. Все святые служат
Стоишь, молишься… Это же те, кто страдал за Христа. А как тебе прикоснуться к святыне, – если тело твое не помнит хотя бы опыта жажды первой и Страстной седмиц Великого поста, как ему вместить эту святость?
От того-то святые, говорят, и подвизаются, чтобы освободиться от всего, что не так драгоценно, как Дух Божий, животворящий всего человека – и душу, и тело. У святых ведь даже мощи остаются после смерти нетленными – и так до всеобщего Воскресения.
Кстати, имя Анастасия так и переводится с греческого: Воскресение.
Любой святой – носитель пасхального духа торжества. И вдруг, помню, взор упирается в темные полотна, спущенные с балконов монастырских зданий… Это что? Обитель святой Анастасии в трауре? Внутри собора тоже – фиолетовые ленты на паникадилах и в киотах икон.
Траур в монастыре великомученицы Анастасии Узорешительницы
Фиолетовый – это, оказывается, цвет траура византийской императорской семьи. Из монастыря, посвященного еще в IX веке великомученице Анастасии, в конце апреля 2012 года украли мощи святой.
Сегодня часто общины монахов собираются вокруг кого-то из святых, присутствующего в обители мощами.
– Монахи – это, конечно, дети Божии, – говорит один из иноков, – но святой – это всегда в некотором смысле нянька.
Сама же святая снова, как и при земной жизни, телесно точно оказалась сейчас в узах, похищенная грабителями. Или, можно сказать, что святая отправилась по Промыслу Божию к заточенным в темницы греха. Но святые не бездействуют!
Вот омоет кого-нибудь святая Анастасия живой водой (Ин. 4:10) христианского учения, коснется Господь по ее молитвам чьего-то сердца благодатью и – монахов станет больше.
Святой праведный Алексий Мечев Так, святого праведного Алексия Мечева в гонения на христиан в нашей стране в начале XX века вызвали однажды на Лубянку энкеведешники и, подтрунивая над ним, поинтересовались:
– У вас в Церкви одни старушки, вы и сами-то скоро умрете. Умирает Церковь...
– Да что вы! Церковь живет благодатью Божией, – заверил их святой. – Меня не будет – кто-то на мое место встанет. Да вот вы, может, и встанете – Господь коснется вашего сердца, и вы, как апостол Павел, из гонителя христиан превратитесь в христианина, священником будете... – те очень перепугались и тут же отпустили святого.
Господь говорит: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39). Другими словами, народ требует чудес, но то знамение, которое он требует (исцеления от украденных мощей? – Ред.), не дастся, а дано будет только то знамение, которое даст Сам Господь, – а главное знамение – это знамение Его Воскресения.
Вот мы просим у святых помощи и исцеления. Но, быть может, то, в чем действительно нуждается наша душа, – это не та внешняя обманчивая сторона чуда – пусть даже исцеление (еще и с вероятной неблагодарностью Богу с нашей стороны и забвением Его благодеяний, что будет нам только в осуждение), – но опытное ощущение присутствия Господа.
Чудо удивительно не потому, что больной исцеляется, но потому, что оно для всех являет Бога. И плохо не то, что мы покинем этот мир, не пережив чуда, но плохо, если мы не увидим знамения присутствия Бога в нашей жизни. Потому что нам эта жизнь и дана как возможность испытать это.
Мощи великомученика Димитрия Солунского и записочки святомуТам же, в Фессалониках, хранятся мощи великомученика Димитрия Солунского. Узнав о близости собственной мученической кончины, этот христианин-проконсул повелел своему служителю Луппу раздать свое имение нищим: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». Каждого, ищущего богатство небесное, при входе в кафедральный собор Димитрия Солунского обычно окружают румыны. Греческие гиды начинают нервничать, потому как известно, что мощи святой Анастасии выкрала румынская банда: «Воруют небесное и просят земного!»
Но! Как говорят святые: у Бога нет вакантных мест. Помните, как святой праведный Алексей Мечев говорил: отлучился один – на его место другой встанет. Кем бы и каким бы каждый из нас ни был, главное только захотеть «Бога вместить».
Вот, что говорит об этом один из самых авторитетных старцев наших дней греческий архимандрит Эмилиан (Вафидис), долгие годы бывший игуменом афонского монастыря Симонопетра: «На пасхальной службе каждый из нас получил то, к чему сам подготовился. Мы едим блюдо, сваренное нами. Мы ложимся спать в ту кровать, что сами застелили. Мы пожинаем то, что посеяли.
Пасха! Красная Пасха!
По великой любви Божией человеку дается именно то, к чему он готов. Господь всегда дарует нам желаемое. Что ожидаем, то пожинаем. Каждый получает по готовности своего сердца: один – Бога, другой – церковные песнопения, третий – смысл некоторых священных текстов, четвертый – Царство Небесное.
Главное условие христианской жизни – непрестанная «подготовка сердца». Она должна осуществляться не только накануне великих церковных праздников, но ежедневно и ежечасно, освящая и превращая сердце в «сосуд избранный», способный вместить Бога и то, что Бог посылает.
«Вмещение» Божества человеком в высшей мере зависит от простоты сердца, чистоты ночи, от стремления к знанию, самоуничижения и опустошения себя ради приятия Бога. В этом заключается великое таинство свободы человека, свободы, на которую Бог ни в коем случае не посягает силой. Именно поэтому я говорю, что «мы сами вмещаем Бога».
05.12.2024