«Россия может потерять свою эмиграцию»

Продюсер медиаресурса Святые online Алексей Блинов посетил Никольский штутгартский приход Русской Православной Церкви Заграницей и пообщался с его настоятелем – протоиереем Илией Лимбергером. Это один из самых больших по молодежному представительству приходов русского зарубежья, в котором стараются совместить русское радушие и немецкую педантичность.

Мария Захарова
Алексей Блинов

О себе отец Илия Лимбергер говорит кратко: учился (закончил математический факультет Мюнхенского университета), затем избрал путь служения Богу (в 1990 году рукоположен во священника для штутгартского прихода, где по сей день и служит). Первые 15 лет своего священнического служения отец Илия окормление прихожан сочетал с работой математиком-программистом, но потом, когда приход «подрос» телесно и духовно настолько, что стало возможным выплачивать жалованье священнику, полностью посвятил свою жизнь Церкви.

Большой знаток истории, о православной общине Штутгарта отец Илия рассказывает всегда с увлечением.

Немножко истории

По словам отца Илии, община Штутгарта – самая старая православная община Германии. Она ведет свою историю с 1816 года, когда в Штутгарт приехала русская великая княжна Екатерина Павловна, дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, чтобы сочетаться браком с наследным принцем Вюртембергским Вильгельмом, в том же году вступившим на престол. И с того времени в Штутгарте непрерывно совершаются православные богослужения.

WhatsApp Image 2022-11-17 at 18.31.47.jpeg Княжна Екатерина, четвёртая дочь Павла l

Всего три года провела Екатерина Павловна на вюртембергской земле (в 1819 году она скончалась), но за это время успела сделать так много, что ее с благоговением и благодарностью местное население вспоминает до сих пор. Она принесла в это немецкое королевство традиции благотворительности российской императорской семьи. Целый ряд созданных Екатериной Павловной организаций действует до сих пор: это и главный банк Вюртемберга – бывшая Касса взаимопомощи, Сельскохозяйственный университет, больницы – одна из них носит ее имя, школы, дома призрения. Она учредила сельскохозяйственные праздники и выставки, которые проводятся и в наши дни.

Возведенный на могиле Екатерины Павловны православный храм-усыпальница (его строительство было завершено в 1824 году) и стал первым приходским храмом штутгартской общины. К сожалению, сейчас прихода при храме нет: когда в 1918 году в Германии случилась революция, церковь-усыпальница и местный музей перешли в собственность государства. Однако раз в году Берлинско-Германской епархии РПЦЗ позволено совершать здесь архиерейскую литургию.

А строительство Никольского храма Штутгарта связано с именем другой русской великой княжны – Ольги Николаевны. Дочь императора Николая I, она 1846 году стала супругой вюртембергского короля Карла.

Часовня на холме Вюртемберг.jpg Часовня на холме Вюртемберг

Кстати, великая княгиня Елена Павловна, жена великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I, хозяйка знаменитого петербургского политического и литературного салона, сторонница скорейшей отмены крепостного права в России, была тоже из Вюртембергского дома. А императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, была дочерью наследного принца Бадена.

– Так что, – заключает отец Илия, – Россия и Германия, в особенности земля Баден-Вюртемберг, в ХIХ веке являли собой эталон тех благотворных для обоих народов взаимоотношений, к которым мы движемся сейчас, уже в новых исторических реалиях.

«В год я крещу до ста человек…»

– Наш храм, созданный по проекту Ольги Николаевны, был окончательно достроен уже после ее кончины (она умерла в 1892 году) и освящен в 1895 году, – рассказывает отец Илия.

Храм святителя Николая в Штутгарте.jpg Храм святителя Николая в Штутгарте

С тех пор русская община здесь, в Штутгарте, обосновалась в самом центре города. Во время Второй мировой войны храм был уничтожен прямым попаданием зажигательных бомб союзников по антигитлеровской коалиции, которые в 1945 году разрушили Штутгарт до основания, поскольку здесь располагались предприятия тяжелой индустрии: заводы фирм «Мерседес-Бенц», «Порше», «Бош». А уже в начале 1950-х годов храм был восстановлен теми русскими, которые оказались в Германии как военнопленные или были привезены на принудительные работы. Таких здесь было много.

Стоит пояснить, что в военные годы храм официально оставался открытым, и священники могли совершать богослужения, а также посещать лагеря работающих на принудительных работах. Сохранились свидетельства начала 1940-х годов о крещениях и венчаниях, совершенных духовенством в тех лагерях.

Итак, храм Святителя Николая вновь встал в центре Штутгарта, но община постепенно вымирала. Так продолжалось буквально до прихода отца Илии.

«В 1990 году, когда я стал клириком, насчитывалось, дай Бог, человек 30 на приходе – в основном пожилых людей, – рассказывает пастырь, – молодежи фактически не было».

При активном батюшке храм стал постепенно наполняться прихожанами, семьями с детьми. 1990-е годы оказались переломными в истории Европы: СССР закончил свое существование, что повлекло за собой многочисленную эмиграцию в Германию.

Это были в основном потомки тех сотен тысяч немцев, которые приехали в Россию в ХVIII–ХIХ веках по приглашению Екатерины Великой, ее царственных детей и внуков, понимавших, что немцы – такой народ, с которым надо дружить, которых надо селить на Руси, поскольку от них можно получить немалую пользу для государства Российского.

Протоиерей Илия Лимбергер в детстве.jpg Протоиерей Илия Лимбергер в детстве

Не секрет, что после Второй мировой войны «русские» немцы подверглись преследованиям со стороны сталинского режима; они были изгнаны с теперь уже родных для них мест и отправлены умирать в казахские и сибирские степи. Но, вопреки ожиданиям, они не умерли, а – как это умеют немцы – очень даже неплохо устроились в Казахстане и Сибири. И вот их потомки (в основном второго и третьего поколения), как только граница открылась и их стали активно приглашать на историческую родину, «снялись» и приехали в Германию.

За прошедшие 20 лет в Германию приехало около 3,5 миллиона «русских» немцев, 22% из них – верующие, принявшие Православие еще в России.

Таких эмиграционных потоков нет нигде в мире. Для сравнения: в Америке, численность населения которой в три раза превышает численность населения Германии, проживает 2,6 миллиона русскоязычных граждан.

Протоиерей Илия Лимбергер .jpg На эмиграцию решаются в основном молодые люди 

«Теперь наши храмы наполнены преимущественно молодежью, поскольку на эмиграцию решаются в основном более молодые люди, – рассказывает отец Илия, – У них большие семьи, это очень работящие люди, то есть на примере «русских» немцев можно видеть прекрасный синтез русских и немецких национальных черт, когда остаются русские радушие, открытость и эмоциональность, с которыми соединяются немецкие методичность, способность четко и много работать.

Главное направление нашей деятельности с начала 1990-х годов – это дети, молодежь. В приходе много многодетных семей.

В год я крещу примерно сто человек, а отпеваний насчитывается пять-шесть. Когда-то, по-видимому, число крещений и отпеваний станет равным. Но в данный момент именно эта пропорция отражает нашу демографию».

О том, что хорошо и русскому, и немцу

– Не могу не сказать и вот о чем, – продолжает отец Илия. – Эмиграция – лицо России в Германии. По ней и по ее делам судят, конечно, о России. Но вот дел-то таких очень мало, отсутствует даже культурная программа. Так, в Штутгарте проводятся «Дни Франции», «Дни Италии», даже «Дни Африки», а «Дней России» не проводится!

Своими незначительными приходскими силами мы пытаемся заложить такую традицию, отмечая, например, дни памяти вюртембергских королев – Екатерины Павловны и Ольги Николаевны. К сожалению, на этом пути никакой серьезной поддержки от российских государственных структур мы не встречаем.

В настоящее время у России нет в Штутгарте целенаправленной программы по взаимодействию с эмигрантами и соотечественниками за рубежом.

Боюсь, что, не предпринимая никаких шагов в данном направлении, Россия просто потеряет свою эмиграцию.

К примеру, турок сейчас в Германии немного-немало 3 миллиона, и в последнее время запущена следующая программа: сюда за счет турецкого правительства направлены для работы с турками 800 имамов, предварительно обученных немецкому языку и действующих по различным образовательным программам. Идет работа «на вырост», уже сейчас мечети тут вылезают, как грибы. Все это заставляет серьезно задуматься…

Что можно было бы сделать? Во-первых, в Штутгарте, на наш взгляд, должен действовать российский культурно-образовательный центр, подобный тем, какие создают государства, которые имеют интересы в Германии и работают с эмиграцией. И такой центр, безусловно, должен быть связан с Православием. Наш приход мог бы плодотворно сотрудничать с ним: у нас есть многолетний опыт по работе с эмигрантами, в том числе с молодежью.

Протоиерей Илия Лимбергер .jpg В Штутгарте, на наш взгляд, должен действовать российский культурно-образовательный центр

Жизненно необходим также центр детского и молодежного обмена. И я надеюсь, что, благодаря сотрудничеству с факультетом социальных наук ПСТГУ, нам удастся создать свой центр православного обмена. Ведь наши ребята глубоко интересуются русской культурой, но каждый должен протаптывать свою «дорожку». Каких-то общих наработок нет. Например, моя дочь София месяц провела в России на практике в журнале «Фома», но такую возможность для себя она отыскала сама.

Как было бы замечательно, чтобы наше духовно-культурное сотрудничество перешло на новый уровень! В каждом регионе Германии может действовать такой центр по молодежно-студенческому обмену с Россией, он может включать и паломническую службу.

Не надо забывать о том, что во всех крупных германских городах есть православные святыни, которые можно и нужно посещать.

Центр «Русская православная молодежь» в Штутгарте

– В чем же должна заключаться главная цель работы с молодежью? – спросил я отца Илию Лимбергера.

Отвечая на мой вопрос, отец Илия вспомнил слова апостола Павла из 6 главы Послания к римлянам: «Плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная», отметив, что в этой и следующей главах Послания описывается также путь, обеспечивающий плод и приводящий к указанному концу.

– Все очень просто, – улыбается отец Илия. – Цель, которую мы преследуем в нашей молодежной работе, состоит в помощи детям и молодым людям укрепиться в вере в Христа, найти свое место в Церкви Божией и послужить Христу на этом месте. Плод же, который мы стараемся вырастить, – это сами юноши и девушки, полюбившие Христа и желающие своим творчеством помогать нам в деле устроения Церкви.

Протоиерей Илия Лимбергер венчает .jpg Протоиерей Илия Лимбергер венчает

Что же касается пути, на котором совершается «эта самая работа», то он многообразен и постоянно развивается. Например, идея воскресной школы родилась одновременно с нашими собственными детьми: нам, естественно, хотелось передать им русский язык, сохранить его в общине.

Конечно, мы можем – и мы делаем это – служить на немецком языке, языке поэтов и философов. Но нам, выходцам из России, хочется говорить и на своем языке, который мы знаем и любим. И этой цели служит наш центр под названием «Русская православная молодежь».

Официально центр существует с 1992 года, а началось все раньше – с занятий по закону Божиему, русскому языку, с выездов на природу. Сегодня преподавание закона Божиего и русского языка идет у нас в различных возрастных группах, а выезды на природу переросли в детские и юношеские летние и зимние лагеря. Наша работа, естественно, обрастает и другими инициативами – художественными, театрализованными, музыкальными, паломническими…

Своего рода дом культуры под эгидой Православной Церкви.

Этот День Победы. Всегерманский крестный ход

Протоиерей Илия Лимбергер .jpg «Царёв завет» святителя Николая Сербского - одна из самых глубоких книг о мире и войне

«Неожиданным для меня в последнее время явилось то, что 15–16-летние подростки уже готовы брать на себя ответственность за других детей, за результаты своей работы, например вожатыми отрядов в лагерях. И это дает им удовлетворение от проделанной работы на пользу ближним», - делится наблюдением отец Илия.

«Самым сложным для нас является, пожалуй, банальное добывание средств на проведение проектов. Без денег что-то делать трудно, а доставать их еще труднее. Вот уже два с половиной года нам помогает Попечительский фонд о нуждах Русской Православной Церкви Заграницей. За это время фонд поддержал наши проекты на сумму около 25 тысяч евро, что составило 45% всех затраченных средств. Хочу от всей души поблагодарить благотворителей, которые находят возможным жертвовать свои средства на молодежную работу нашего храма. Хочу отметить также, что, помимо меня, на епархиальную молодежную работу назначен и наш берлинский священник отец Андрей Сикоев, явившийся одним из основных разработчиков Концепции всезарубежной молодежной работы, принятой Синодом РПЦЗ. Именно на основе этой программы и развиваются наши основные проекты. Упомяну здесь четыре таких проекта, которые лично для меня весьма интересны.

Это, во-первых, всегерманские молодежные паломничества на Святую Землю, которые прошли в 2009 и 2010 годах. Эти паломничества подвигли меня на гораздо более глубокие занятия Священным Писанием и библейской историей, чем я это делал для молодежи до тех пор. В тех поездках я старался объединить посещение святых мест с более подробным изучением истории, археологии и текста Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета.

Второй проект – это всегерманские молодежные крестные ходы, посвященные окончанию Второй мировой войны.

Они проходят 9 мая из Мюнхена в Дахау, где был расположен известный концентрационный лагерь, узниками которого были, в частности, святитель Николай Сербский и Сербский Патриарх Гавриил.

Мы намерены сопровождать эти ходы «Николаевскими чтениями», призванными знакомить ребят с творчеством одного из самых удивительных и многообразных духовных писателей ХХ века – святителя Николая (Велимировича).

Третий проект – это семейные поселения.

Занимаясь с детьми и молодежью, нетрудно прийти к выводу, что работать надо со всей семьей.

Именно воцерковлению и христианскому общению семей соседних приходов посвящены регулярно проводимые нами семейные поселения, посвященные, как правило, той или иной теме, например отцовству, материнству…

Наконец, это праздники любви и семьи в день святых благоверных князей Петра и Февронии.

Без имени-1.jpg Семейные поселения - один из важных наших проектов

 Праздник этого года запомнился особенно тем, что мы с ребятами подготовили театрализованную постановку отрывков из книги Песни Песней. С недавнего времени огромной поддержкой для меня лично является Молодежный совет при нашем храме, куда входит около десяти молодых людей от 15 до 25 лет, занимающихся планированием, подготовкой и реализацией большинства наших мероприятий. Эти ребята как раз перешли от разряда «цели» молодежной работы в разряд ее «средств». Помимо того, и на уровне Германии существует своего рода молодежный совет, состоящий из представителей различных приходов. Словом, вокруг себя я вижу достаточно молодых людей, способных и желающих прилагать свои таланты и тепло души к общему делу».