«Сия гора нарекается Голгофою». Путешествие на Анзер

В конце августа на Соловках целая чреда торжеств, начиная с престольного праздника Преображения Господня; потом 21-го отмечается перенесение мощей преподобных основателей монастыря Зосимы, Савватия и Германа; 22-го – собор соловецкий святых; 23-го отдельно чтится память всех соловецких страдальцев – исповедников и новомучеников.

А 24 августа в 2008 году 15 лет назад на соловецком острове Анзер архиепископ Алексий (Фролов; †2013)* освятил Распятский храм Голгофо-Распятского скита. Публикуем слово, сказанное архипастырем при освящении.

Архиепископ Алексий (Фролов).png
Архиепископ Алексий (Фролов)

Дорогие братия и сестры! Всякое испытание в нашей жизни – это, прежде всего, испытание нашей веры: насколько мы любим Христа, насколько те цели в жизни, которые перед нами поставлены, спасительны. И то, что нам говорит Христос: Ищите, прежде всего, Царства Божия, а все остальное приложится вам (Мф. 6:33), – всем нам сегодня напоминает, особенно тем, кто еще пытается бороться с Богом, что без Бога ничто не принесет нам подлинной радости.

Не приидет Царство Божие приметным образом (Лк. 17:20), а это означает, что не надо стараться найти его или устроить вне себя, ибо Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17:21), в нашем сердце.

Храм.jpg

Какие страшные слова мы слышим от Самого Господа нашего Иисуса Христа: «Когда вы увидите мерзость запустения, стоящую на святом месте», – а это будет, когда по причине умножившегося беззакония в сердцах охладеет любовь, будет мерзость запустения – в наших сердцах, – «тогда находящиеся в городе идите в горы» (Мф. 24:12, 15-16). Когда нет любви, тогда никакая общность – ни политическая, ни экономическая, ни социальная, ни культурная, ни даже религиозная общность – уже не имеет никакого значения. Если нет любви, нет Царства Божия, тогда удаляйтесь в сердце, старайтесь найти здесь Бога.

Как в основе миробытия лежит Божественная любовь, то же должно быть и в основе творчества человеческого. 

Всякое творчество обнаруживает состояние сердца человеческого, и оно должно быть всегда только с любовью. Только это имеет спасительное значение, и только это может радовать, и только это может существовать в истине и – истинно.

А когда вы что-то делаете без любви, тогда, когда всё будет создано, вы увидите гибель своего создания.

В Гефсиманской молитве Второй Адам, Христос Спаситель, от лица всего человеческого рода, который будет желать спасаться, обращается к Богу, Отцу Своему Небесному: Отче, да мимоидет чаша сия (Мф. 26:39). 

Мы все боимся боли, мы всё пытаемся устроить в своей жизни так, что мы верим Богу ровно настолько, насколько Он нам не мешает жить, как мы хотим. И здесь нам, прежде всего, необходимо заставить себя сказать вторую часть молитвы вслед за Спасителем: «Впрочем, не что я, а что Ты, Отче, хочешь! (Мф. 26:39). 

Святитель Филарет (Дроздов) .png
Святитель Филарет (Дроздов)

Святитель Филарет (Дроздов) сказал некогда: «На Кресте мы видим любовь Отца - распинающую, любовь Сына – распинаемую, и любовь Духа Святаго – торжествующую силою крестною». Так, кто же причиняет спасительную боль? Конечно же, Отец Небесный! Он, желая спасения человеческому роду, посылает Своего Сына на распятие: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

На Анзере в храме.jpg 

Священник Павел Флоренский, сидевший на Соловках, пока еще не прославленный в лике священномучеников, определяя понятие свободы, говорит следующее: «Свобода – это есть ответственность, ответственность пред Богом».

Это есть некий страх, когда посещает человеческое сердце Божественная благодать, и когда человек всецело начинает осознавать себя, ему доподлинно становится понятно, что он за все будет отвечать: за слово, дело, мысль. За то, что произошло с нашей природой, с сердцем, которое фактически нам не принадлежит, оно только пребывает в нашей груди, но созидалось многими поколениями и родами.

И кому, как ни Отцу Небесному ведомо, как исправить мое сердце, удалившееся от Бога. И вот посылает Он нам различного рода испытания, и наша основная задача – не удалять эти испытания, как причины, которые вроде бы мешают нам благополучно жить. От нас требуется только одно: обратить внимание на то, как нравственно проживать свою жизнь. 

И перед тем, как совершить какой-либо поступок, прежде задуматься: «А это сообразуется с Евангелием? Мог ли так поступить Христос в Своей земной жизни? Кто мне сказал, что я прав?» – вот что означает – жить нравственно.

И когда я начинаю понимать, что боль, причиняемая мне – от Небесного Отца, тогда надо в своем жизненном подвиге уподобиться Христу, Который по любви к Отцу и по любви к человеческому роду восшел на Крест. 

Вот, когда приходит настоящая любовь – на кресте: когда человек оправдывает своих обидчиков!

Вот, Сын на Кресте: утешения ли ищет Спаситель; укоряет ли Он Своих распинателей; желает ли сойти со Креста? У Него лишь одно желание, и Он нам это показывает, ибо Он для нас говорит: Боже Мой, почто оставил еси? (Мк. 15:34). 

Только желание: прийти туда, где можно встретить Бога, – вот что оправдывает все наши стремления: ищите прежде Царствия Божия в любых обстоятельствах, и все остальное приложится вам. Для меня прокладывается Богом этот путь: «Дитя Мое, прежде твоего рождения Я прошел путь, по которому тебе необходимо пройти, от тебя только требуется нравственное проживание жизни».

Терпение должно иметь совершенное действие (Иак. 1:4), а совершенное действие терпения – смирение! От терпения до смирения – ой, какое большое расстояние! Можно терпеть и не смириться, и это – катастрофа! Когда терпеливо смиряется человек и смиренно терпит, разрушается эта стена, это средостение, которое закрывает человеческое сердце от Бога.

И когда разрушается это средостение, приходит утешение в сердце распятого, но послушного Сына, который предался Своему Небесному Отцу. Приходит великое утешение, Отец и Сын становятся единым, и только лишь тогда Сын восклицает, обращаясь к Отцу: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!» (Лк. 23:34). Вот, когда рождается настоящая любовь – только на кресте, вопреки человеческим традициям, логике, обычаям: чем больше страданий, тем больше любовь Отца, и тем больше Отец входит в сердце Сына, и тем больше приобретает распинателей.

От нас требуется только смирение и мужество. Тысячи вокруг человека могут спастись, если христианин достойным образом проживает свою жизнь!

Сегодняшний праздник мы называем знаковым событием потому, что оно еще раз напоминает, что христианство – это религия креста, и только через крест, через сораспятие на кресте, через соумирание на кресте вместе со Христом возможно вместе с Ним и воскреснуть! И пусть память об этом оберегает нашу жизнь от нехристианских поступков. Будем напоминать себе, что наша жизнь – со Христом, со Христом распятым, но воскресшим!

Книгу Ольги Орловой «Достигайте любви. О жизни архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова)» заказывайте напрямую у автора http://sunofrus.ru/w/shop/

«На Голгофу надо подниматься пешком»

Архиепископ Алексий (Фролов) на Анзере по пути на Голгофу.jpg Архиепископ Алексий (Фролов) на Анзере по пути на Голгофу

Сохранилось такое воспоминание Владыки о том дне освящения Распятского храма. Рассказывает его друг юности Виктор Васильевич Бурдюг:

«Незадолго до начала болезни мы два дня гостили у владыки, который щедро одарил нас вниманием. На столе в его покоях лежало много фотографий, в том числе о пребывании на Соловках. Мы с Зоей годом раньше тоже были там. И когда поднялись в храм на Анзерской горе Голгофе, увидели табличку, что три года назад – день в день – наш Владыка освящал этот храм. Мы рассказали ему об этом. Он улыбнулся и показал фотографию: лошадка, запряжённая в маленькую тележку, а на тележке Владыка. Вспомнил, как лошадка, добежав до подножья горы, встала и никакими уговорами её невозможно было сдвинуть с места. И тогда старенький монах обратился к нему:

– Владыка, на Голгофу надо подниматься пешком.

Помолчав, Владыка ещё раз улыбнулся. Тогда ему уже предстояла его голгофа – болезнь»...

Скит, что на Голгофе

Распятский храм На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова Анзер, селились отшельники.

В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие.

В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется».

Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь.

Иноки.jpg Иноки

Постепенно к подвижнику начали собираться желающие учиться пустынножительству. Устав скита был таков: принимали всякого приходящего, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавшему поступить в скит надлежало своими руками построить себе келью. Пища была самая скудная, послушание признавалось первой из всех добродетелей.

Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество.

6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь.

Преподобный Иов.jpg Преподобный Иов

Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита.

Старинная открытка .jpg Старинная открытка

В начале XIX века настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Досифей (Немчинов) решил возобновить Голгофо-Распятский скит и с просьбой об этом обратился в Святейший Синод. Разрешение было получено, и в 1828 году начались работы. За одно лето проложили хорошую дорогу от Свято-Троицкого скита, а на горе возвели большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня с папертью, сенями и кельями. В следующие два лета завершено было внутреннее убранство храма и построена колокольня. 13 сентября 1830 года храм был освящен, в том же году завершили его отделку, а 24 октября освятили престол каменного теплого придела в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Вслед за церковью, в 1831 году, на северном склоне горы была построена первая гостиница, а в 1833 году, на южном склоне, – двухэтажный каменный корпус с тремя кельями и кухней внизу и трапезной на втором этаже. В том же году старая деревянная церковь с горы была перенесена на то самое место, где когда-то стояла келья Паисия и 14 июля 1835 года освящена в честь Воскресения Господня.

Старинная открытка.jpg

В скиту возобновилась иноческая жизнь. К концу XIX века здесь проживало 18 человек братии, летом приезжали паломники. 18 июня 1912 года торжественно, при большом стечении гостей, отметили 200-летие со дня основания скита.

Природа Анзера .jpg
Анзер зимой.jpg
Природа Анзера .jpg
Озера Анзера.jpg
Природа Анзера .jpg
Природа Анзера .jpg
Житель.jpg
Природа Анзера .jpg
Природа Анзера

В советское время после закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. 

Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы.

В военные и послевоенные годы остров использовался как сенокосные угодья. Еще в середине 1960-х годов остров Анзер был объявлен заказником, в 1970-е – «особо охраняемой территорией», и въезд на него был ограничен.

Наши дни

3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был  установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников  Соловецких.

По благословению  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана  рабочая группа по канонизации святых под руководством  игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова)  и  игумена Германа (Чеботаря).  

Священномученик Петр (Зверев) .png
Священномученик Петр (Зверев)

17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых  в августе 2000 года.

11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского.

Мощи прп. Иова.jpg Мощи прп. Иова

На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова. Тогда же, вместе с владыкой Петром, свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря – преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов), иеромонах Никифор (Кучин), монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов). К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти.

В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа.

Наместник и игумен Соловецкого монастыря с братией у одной из могил Соловков.JPG Наместник и игумен Соловецкого монастыря с братией у одной из могил Соловков

В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В. З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии.

На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.

В феврале 2000 года Святейший Патриарх Алексий II благословил возобновление монашеской жизни на острове Анзер.

15 марта, в день празднования иконы Божией Матери «Державная», Святейший Патриарх подписал указ о назначении иеромонаха (ныне игумена) Евлогия (Стручалина) скитоначальником возобновляемого анзерского Голгофо-Распятского скита.

В течение лета 2002 года  в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, на месте погребения священномученика Петра (Зверева), была сооружена деревянная часовня. В ней находятся икона священномученика и деревянное надгробие.


Колокола Анзера.jpg Колокола Анзера

В октябре 2007 года  были освящены и подняты колокола на колокольню церкви Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. 

В воскресенье, 11 / 24 августа 2008 года, совершилось долгожданное событие, к которому насельники скита готовились несколько лет – Великое освящение храма Распятия Господня.

К этому дню здание церкви полностью отреставрировали, иконостас украсили заново написанными иконами. По благословению священноархимандрита Соловецкой обители, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чин освящения храма Распятия Господня совершил Высокопреосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский.

Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами.

Ряспятский храм внутри

Владыке сослужили исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный Соловецкой обители игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета церковного искусства Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения храма была торжественно совершена первая Божественная литургия. Десятки паломников из разных городов России, а также ближнего и дальнего Зарубежья причастились Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения радушная анзерская братия пригласила высоких гостей и всех паломников на трапезу. Каждый богомолец получил в дар икону преподобного Иова, Анзерского чудотворца, основателя Голгофо-Распятского скита, и набор памятных изданий, подготовленных специально к этому торжественному дню. На острове работали журналисты центрального и областного телевидения, всероссийских информационных компаний и газет. Репортажи о Великом освящении храма Распятия Господня транслировались по пяти телеканалам. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба.

Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один, с изображением Распятия, – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара. Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы.


Праздники скита

Первый воскресный день после  24 января / 6 февраля – собор новомучеников и исповедников Российских; 25 января / 7 февраля - священномученика Петра (Зверева); 6 / 19 марта – преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского; 18 июня / 1 июля – явление Божией Матери преподобному Иову Анзерскому; Крестопоклонная неделя (3-е воскресение Великого поста) – престольный праздник  церкви в честь  Распятия Господня; Понедельник Светлой седмицы – престольный праздник церкви в честь Воскресения Христова; 29 мая / 11 июня – обретение мощей преподобного  Иова (в схиме Иисуса) Анзерского; 15 / 28 августа  – престольный праздник придела в честь Успения Пресвятой Богородицы.

На берегу.jpg
Вид на закате.jpg
На закате.jpg
Природа Анзера .jpg
Рассвет анзерский.jpg
Туман на Анзере.jpg
Храм на Голгофе.jpg
Храм на Анзере .jpg
Поклонные кресты.jpg
Часовенька.jpg
Поклонный крест .jpg
Часовня.jpg
Природа Анзера