У святых Кирилла и Марии вымаливают спасение роду

Сегодня, 11 октября, Православная Церковь вспоминает родителей преподобного Сергия – святых праведных Кирилла и Марию, упокоенных в Покровском Хотьковском монастыре близ Сергиева Посада. В этом 2022 году Хотьков монастырь отмечает 30-летие возрождения монашеской жизни и две юбилейные даты преподобных Кирилла и Марии: 30 лет общецерковного прославления и 685 лет преставления.

Усыпальница рода Сергиева

11.jpg

Преподобный Сергий Радонежский – святой сын святых родителей – давал наставление всем стремящимся к нему в Лавру прежде поклоняться его отцу и матери в Хотьковском монастыре. И у всех исполняющих этот наказ есть больший шанс быть взаимно услышанными нашим Игуменом Земли Русской, которому особо молятся в такое напряженное, как наше, время. Мощи преподобных Кирилла и Марии в Хотьковом монастыре

Покровский Хотьков женский монастырь расположен в 10 километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, недалеко от города Радонеж, на берегу реки Пажи на Обнорской горе. Он был основан при князе Юрии Даниловиче (1281-1322) и при святителе Петре, Митрополите Московском (1308-1326). Точная дата образования монастыря неизвестна, однако впервые Хотьковская обитель упоминается в летописях под 1308 годом.

Главная святыня Покровского Хотькова монастыря – мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца.

Преподобные Кирилл и Мария со всем своим семейством переселились в Радонеж из Ростова Великого около 1328 года. В акафисте преподобным поётся, что, «пришедши в пределы княжества Московского, там прехвальнии Кирилл и Мария людей своим благочестием удивили». А опорой многотрудной жизни боярина Кирилла был семейный очаг – твердыня благодатного мира.

Преподобный Сергий у мощей святых родителей.jpg Преподобный Сергий у мощей святых родителей

Господь наградил святую чету добрыми детьми – даровал троих сыновей (преподобного Стефана, преподобного Сергия и Петра), которых они воспитали в вере и благочестии.

Впоследствии супруги постриглись в Покровском Хотькове монастыре, где и почили около 1337 г. Как известно, будущий преподобный авва Сергий – в миру Варфоломей – дохаживал родителей до самой их смерти и лишь потом, отдав последний долг сыновней любви, проведя в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей, удалился «на взыскание пустынного места» – для иноческих трудов.

Как при жизни преподобные Кирилл и Мария были уважаемы за свои добродетели, так и по смерти Господь прославил их многими чудотворениями и всеобщим почитанием.

22.jpgИкона Сергиева рода. XX век

В Хотьковской обители покоятся и другие члены семейства (младший сын Петр и его супруга Екатерина, супруга старшего сына Стефана Анна и его сын Климент) – обитель стала усыпальницей рода Сергиева.

У мощей святых Кирилла и Марии сегодня можно увидеть икону Сергиева рода – на ней у гробницы благоверной четы предстоят преподобный Сергий, его брат и сподвижник преподобный Стефан с женой Анной, младший брат Пётр с супругой Екатериной и внук преподобных – святитель Феодор, мощи которого почивают в соборе Ростовского Кремля. 

Икона является зримой проповедью торжества взаимной любви и духовного единения и зовёт всех созерцающих к благодатному миру и святости под Покровом Царицы Небесной.

Разорение захватчиками и возрождение любящим народом

Монастырь возрастал постепенно. То с начала XVI века был под великокняжеским покровительством, потом с 1544 года его как девичий приписали к Троице-Сергиевой Лавре, которая и так, впрочем, постоянно оказывала ему поддержку.

Долгое время все постройки монастыря были деревянными. При поддержке троицкой братии был построен тоже деревянный Никольский собор. Но в начале XVII века обитель была сожжена польско-литовскими захватчиками, шестнадцать месяцев осаждавшими Троице-Сергиев монастырь и разорившими радонежские окрестности. 

Осада Троице-Сергиевой Лавры. 1608-1610 годы.jpg Осада Троице-Сергиевой Лавры. 1608-1610 годы

Хотьковские насельницы укрывались тогда в осажденной Лавре.

Освободительное движение всегда связано с подъемом духа, а по итогам побед для русского православного народа – с чувством благодарности Богу.

Люди жертвовали на восстановление храмов и монастырей, наиболее состоятельные брали обители на свое попечение. Так, Хотькову монастырю особо помогал Василий Феодорович Янов – царский стольник, участник многих политических событий страны. При его непосредственном участии и на его вклады возвели первый каменный хотьковский храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского, – благодетель сам в течение нескольких лет, пока шло строительство, следил за  его ходом, оплачивая работы архитектора и каменщиков, а также покупку всех необходимых материалов, предметов церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти супруга и его жена ушла в Хотьковский монастырь, где постриглась в монахини с именем Мария.

Храм, построенный на средства В.Ф. Янова.jpgХрам, построенный на средства В.Ф. Янова

Новый подъем

В 1764 году к Хотькову монастырю было приписано восемь деревень, что улучшило его благосостояние, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения все эти монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение. Тогда же Покровский монастырь вывели из управления Троице-Сергиевой Лаврой и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом 17 монашествующих.

Госсодержание было минимально. Выручали обработка небольших огородов, оставленных монастырю, и доходы от рукоделия. Хотьковские мастерицы занимались прядильным делом, кружевоплетением, шитьём. Они первоклассно владели искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья. Их работы представлены в Сергиево-Посадском музее: индитий «Голгофский Крест», облачение на жертвенник «Несение Креста», плащаница «Положение во гроб» и др.

Одежда на Жертвенник. _Несение Креста_. 1796 год.jpg Одежда на Жертвенник. «Несение Креста». 1796 год

В XVIII веке в обители развернулись строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742–1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой. В 1791 г. над Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Освящал его настоятель Лавры и глава Московской епархии митрополит Платон (Левшин).

Вид на храм Рождества Иоанна Предтечи и колокольню. XIX век Художник В.И.Соколов.jpg Вид на храм Рождества Иоанна Предтечи и колокольню. XIX век  Художник В.И.Соколов

Он же благословит в связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) построить в монастыре новый большой Покровский собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, Митрополита Московского. Это тот храм, где и в настоящее время покоятся мощи преподобных Кирилла и Марии.

Крепкие фрагменты стен старого простоявшего до 1811 г. собора были включены в состав кладки нового. В 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном, сразу после ее окончания было продолжено и в 1816 г. завершено.

И опять это было время сплочения русского народа после изгнания очередного поработителя.

Храм святителя Митрофана Воронежского. XIX век.jpg Храм святителя Митрофана Воронежского. XIX век

Вскоре в 1833 был еще выстроен и храм святителя Митрофана Воронежского над южными вратами. А на следующий год в 1834 году – возведена высокая колокольня, простоявшая ровно 100 лет – до 1934 г. Один из ее колоколов весил 20 пудов и был отлит еще некогда в 1694 г. в Москве. Тогда же были также выстроены гостиница для богомольцев (1879 г.), больница на 10 кроватей (1890 г.), богадельня на 40 престарелых сестер (1826 г.), церковноприходская школа на 60 детей (1884 г.) и многие мастерские.

В XIX веке монастырь стал особенно известным.

Старицы обители. Одно из явлений Божией Матери

К началу XX века в монастыре жило около 400 сестер, земельные владения насчитывали три десятины, сестры все так же занимались огородничеством, золотошвейным и иконописным искусствами. Отличались тем, что пряли особо тонкие нити, из которых ткали полотно и украшали его кружевами, золотом, шелковым шитьем. Получались изящные одухотворенные трудом с молитвой храмовые украшения, богослужебные облачения. Мастерство монахини передавали девочкам из сирот, которые воспитывались в приюте при монастыре.

Затворница схимонахиня Мария (Марфа Герасимовна). XIX век .jpg Затворница схимонахиня Мария (Марфа Герасимовна). XIX век 

Из Церковной Летописи Хотькова монастыря известны старицы, особо чтимые за строгую благочестивую жизнь. Например, затворница инокиня Мария (в миру Марфа Герасимовна) – ее, по преданию, навестил преподобный Амвросий Оптинский и беседовал с ней. Она заключилась в затворе в 1825 году и скончалась, не выходя из него, в 1854 году, в 75-летнем возрасте. Другая – юродивая Евдокия Дмитриевна, скончалась в 1853 г. в 73 года.

А вот, например, воспоминание Елевферии, также старицы Хотькова монастыря, келейницы игумении Магдалины, которое приводит преподобномученик Кронид (Любимов), последний наместник Троице-Сергиевой Лавры. По оставлении своей обители – Белгородского женского монастыря, после многих скитаний и искушений Елевферия встречает монахиню-старицу, которая отвращает от неё большую беду и приглашает поехать с ней в Хотьков монастырь, уверяя, что матушка игумения примет её к себе в обитель.

По приезде в Хотьков монастырь монахиня и её спутница остановились перед аркой колокольни, на которой было изображение иконы Божией Матери «Знамение».

Преклонив колени пред святым образом, юная послушница стала просить Царицу Небесную, чтобы Она не оставила её без Своего заступничества. Вдруг она увидела, как образ Матери Божией отделился от стены и Она, Пречистая, сошла на землю и стала приближаться к ней…

Матушка Магдалина сразу же, точно получив извещение свыше, приняла незнакомую девушку в свою обитель и назначила ей послушание. Позже она взяла её к себе в келейницы, и на этом послушании монахиня Елевферия была до самой смерти игумении. Она прожила в Хотьковской обители 60 лет.

Как бы ни глумились супостаты, а всё возвращается на круги своя

Во второй половине XIX века количество паломников и прихожан Хотьковской обители значительно увеличилось. Тогда решено было построить новый более просторный храм. Уже через пять лет в начале XX века «Московские церковные ведомости» писали о новом соборе: «...он красивого византийского стиля и увенчан пятью главами с вызолоченными крестами, длина и ширина его 12 сажен [25,56 м], высота 20 сажен [42,6 м], пол сделан из метлахских плит, отопление водяное и устроено в подвальном этаже. В главном храме устроен великолепный иконостас из белого итальянского мрамора с разноцветными колонками и бронзовыми украшениями. В приделах сделаны также мраморные иконостасы о двух ярусах». Этот новый Никольский храм Хотьковской обители был, кстати, первым в России, ознаменовавшим возвращение к русско-византийскому стилю, утерянному в Петровскую эпоху.

Никольский собор,1904 год .jpg Никольский собор, 1904 год

Но уже в 1932 году Никольский собор закрыли. Мраморные искусно подобранные плиты отправили на стройку Московского метрополитена, разорили некрополь в крипте собора (обычно в могилах искали какие-то сокровища), где устроили школу комбайнеров. Взорвали монастырскую колокольню. В игуменский корпус, иконописные мастерские и монастырскую трапезную вселили сельхозтехникум. В Покровском соборе расположили химический цех промкомбината, в котором в 1985 году разразится сильнейший пожар, не только выжегший отсюда эту структуру, но и опаливший всю остававшуюся тогда еще настенную живопись.

Все постройки обители, что не использовались под учреждения, были плотно заселены жителями окрестных деревень. Власти им разрешили разобрать на бытовые нужды каменную монастырскую ограду…

Началось тотальное расхищение всего, что только можно было разобрать, унести…

Когда монастырь в 1922 году еще только закрывали, в храмах некоторое время еще продолжались службы. Монахиням оставили только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестёр, и многим пришлось разойтись в поисках приюта по округе. Монашескую общину реорганизовали в «артель кустарных изделий». Вышитые монахинями платки, полотенца, покрывала, игрушки все-таки высоко ценились и отправлялись на экспорт. Но в 1928 году всех насельниц окончательно, как казалось новым хозяевам жизни, изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю игумению Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан.

Разоренный Покровский собор. XX век2.jpg Разоренный Никольский собор. XX век Разоренный Покровский собор. XX век

В 1960 г. полуразрушенный Покровский монастырь был признан историко-архитектурным памятником и взят под охрану государства.

И лишь в 1989 г. Покровский собор был передан в ведение Московской Патриархии. Начались восстановительные работы.

В год 600-летия со дня преставления преп. Сергия – 1992 – на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось общецерковное прославление местночтимых святых преподобных Кирилла и Марии, Радонежских и Хотьковских чудотворцев. Мощи преподобных заняли прежнее место в трапезной части Покровского собора.

Возрождение

Богослужения в Покровском монастыре, где покоятся мощи святых Кирилла и Марии, возобновили сразу же после передачи обители Церкви в 1989 г. Первую Божественную Литургию 2 апреля 1989 года на Крестопоклонную неделю Великого поста отслужил здесь архимандрит Герман (Хапугин), он же был первым настоятелем Покровского собора еще до открытия здесь женского монастыря. Отец Герман погиб в 2005 году в Вознесенской Давидовой пустыни, где служил уже настоятелем, но принял мученическую кончину – был убит в своей келье. В Хотьковом монастыре его постоянно поминают.

Первую Божественную Литургию совершил архимандрит Герман (Хапугин) в 1989 году.jpg Первую Божественную Литургию совершил архимандрит Герман (Хапугин) в 1989 году

С 1 августа 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь, назначена настоятельница игумения Олимпиада (Баранова).

Игумения Олимпиада и вручение ей игуменского посоха Святейшим Патриархом Алексием II. 15 декабря 1993 год Игумения Олимпиада и вручение ей игуменского посоха Святейшим Патриархом Алексием II. 15 декабря 1993 год.png

Храмам возвращается былое благолепие, развивается монастырское хозяйство. Монашеская жизнь идет своим чередом. Сестры несут различные послушания: церковное, огородное, иконописное, швейное, держат коров. Ведется духовно-просветительская работа: для прихожан открыты библиотека и воскресная школа. 

С девочкой приюта С девочкой приюта.jpg

При монастыре создан приют-пансион для девочек – сирот и оставшихся без попечения родителей.

Особым местом подвижничества стал монастырский скит в с. Горошково. В нем, а также на подворье в с. Каменки восстановлены и отделываются храмы.

Ежедневно в монастыре утром и вечером совершаются богослужения, оканчивающиеся молитвой к небесным Покровителям обители – преподобным Кириллу и Марии, по воскресным дням перед Божественной Литургией им поется акафист. По молитвам Угодников Божиих во все времена и в наши дни совершаются исцеления от их святых мощей и является помощь верующим во всех скорбях и нуждах, а особенно преподобные покровительствуют детям и семье.   

Вот некоторые истории их заступничества и помощи, зафиксированные в монастыре.

Чудеса по молитвам к святым Кириллу и Марии, записанные в Хотьковской обители

Икона преподобных Кирилла и Марии с преподобным Сергием.jpg Икона преподобных Кирилла и Марии с преподобным Сергием

1. Православная раба Божья, Наталья, проживающая в Москве. Мне были поставлены диагноз меланома на руке и метастазы лимфоузлов подмышкой. Приехала к преподобным Кириллу и Марии, молилась и просила помощи, после операции опухоль в подмышечной части руки оказалась доброкачественной, приехала повторно поблагодарить и попросить помощи у преподобных.

Преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас.

2. Православная раба Божья Марина; проживаю в Самаре. Два года назад я приехала в ваши места в гости к тете. Меня после кодирования мучили запахи, точнее искажение запахов (диагноз – ренкруитная депрессия), а после кодирования стало просто невыносимо жить. Эти «запахи» стали злосмрадными, когда я подошла к этому храму, где находятся мощи преподобных Кирилла и Марии. Но как только я переступила порог храма, «запах» прекратился, а после того, как приложилась к мощам преподобных Кирилла и Марии, почувствовала сердцем, как они меня утешают, при этом прошло благодатное тепло по голове. Сейчас чувствую себя намного лучше, практически хорошо. Надеюсь молитвы преподобных Кирилла и Марию о мне, грешной, а самое главное, они мне сами стали любимыми сердцем.

3. На праздник преподобного Сергия 7 октября мы с подругой ехали на поклонение в Троице-Сергиеву Лавру. По дороге заехали в Хотьково, в Покровский монастырь. Еще в электричке подруге стало плохо. Головные боли, рвота. А у нас была коляска и трое детей. Еле-еле дошли до монастыря. Подруга лежала на детской площадке. Я пошла в храм и силой уговорила ее поклониться мощам. Она еле встала. Как только приложилась, всё прошло сразу. Мы взяли маслице и святую воду.

На днях моего крестного положили в больницу. Когда мы с мамой туда приехали, нам сразу сказали, что дело идет на дни, даже на часы. Тромб. Он лежал весь синий. Я привезла масло и воду. Он смог выпить пару глотков, намазали его маслицем, а ночью ему стало лучше. Врачи и медсестры не поверили. Они даже и не думали, что он встанет. Сейчас он чувствует себя намного лучше. В палате пациента спрашивают: как? Все слышали, что сказал врач: «Умрет в любой момент». Масло стоит у него на полке, все им пользуются. Дай Бог, и им поможет.

Раба Божия Елена.

4. Я, Журавлева Надежда Ивановна, часто приезжаю, досматриваю свою болящую сестру, живет в Московской области в г. Ивантеевке, у нее болели ноги, и она с трудом ходила с палочкой. Я ее привезла к мощам преподобных Кирилла и Марии, заказали Благодарственный молебен им, были на молебне, приложились к святым мощам. На следующий день сестра ходила без палочки. Так ей помогли преподобные Кирилл и Мария. Мы им очень благодарны. У нас в г. Мелитополе на Украине православные, конечно, любят и знают преподобных Кирилла и Марию и преподобного Сергия, исцеляются маслом, святой водой лечат больные ножки, спину, заказывают Благодарственные молебны им, сорокоусты, и я с радостью привожу им масло, святую воду.

Преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас. Низкий поклон вам до земли.