Киево-Печерская Лавра – купель Православия на Руси

Во вторую Неделю (воскресение) Великого поста, 31 марта, празднуется собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, как в Ближних (преподобного Антония), так и в Дальних (преподобного Феодосия) пещерах почивающих.

Достоверно известно о более чем 120 прославленных в лике святых подвижниках Киево-Печерского монастыря. Среди них – отцы русского монашества преподобные Антоний и Феодосий Печерские, первый историк Нестор Летописец, составители Печерского Патерика Симон и Поликарп, былинный богатырь Илия Муромец, иконописец Алипий, врач Агапит... 

Рассказывает наш специальный корреспондент Иван Якубов.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра расположена в самом центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разрезанных глубокой ложбиной. Овраг разделяет обитель на так называемую Верхнюю Лавру, которая находится в ведении Национального Киево-Печерского  историко-культурного заповедника и Нижнюю Лавру, где расположен действующий мужской монастырь Украинской Православной Церкви.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 18.13.54.jpeg
04a7ea96-b7c7-4a39-9404-36a12ac8d593.jpg
36c1c488-37fe-4b3a-8f04-f240bafbd3ae.jpg
af63c9b9-a56a-4373-9372-633388fb22c1.jpg
af63c9b9-a56a-4373-9372-633388fb22c1.jpg
b3edc1f2-5e9c-465e-8cc3-d91d844845d1.jpg
WhatsApp Image 2023-03-31 at 18.14.23.jpeg
WhatsApp Image 2023-03-31 at 18.15.15.jpeg
bbee8008-da98-4e32-9fe6-9119167f3f30.jpg
01cd7d4b-9e52-4aba-8b66-f2e3d283f7ed — копия.jpg
Молитвенное стояние в Киево-Печерской Лавре, 31 марта 2023 года

Большинство нынешних строений Киево-Печерской Лавры датируется XVII–XVIII вв., многие храмы и здания выполнены в пышном стиле барокко. Затейливый архитектурный комплекс монастыря с многочисленными куполами и звонницами, галереями, пещерами и улочками производит неизгладимое впечатление духовной и эстетической роскоши.

Собор Киево-Печерских святых, икона.jpg Собор Киево-Печерских святых 

При Лавре находится резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви, а также Киевская духовная академия и семинария. Монастырь осуществляет широкую просветительскую деятельность, здесь функционирует издательский отдел, типография, фотостудия, школа живописи и мастерские, в которых трудами монашествующих и прихожан бережно хранятся и приумножаются лаврские традиции.

Печерский Патерик

Преподобный Нестор летописец.png
Преподобный Нестор Летописец

В XI в. эта местность была покрыта густыми лесами.

Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители Нестор Летописец называет священника Иллариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове.

Отец Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы.

Однако одаренный проповедник вскоре стал духовником Ярослава Мудрого, а затем был и первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. 

Икона Преподобный Антoний Печерский.jpg  Преподобный Антoний Печерский

Впоследствии преподобный Антоний Печерский (983–1073), вернувшись с Афонской Горы, поселился в ней, положив здесь начало монашескому деланию. Нестор Летописец указывает время основания пещерной обители – 1051 год.

Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и Феодосий (1008–1074) из Курска. Когда число братии возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил в игумены Варлаама (+1073), а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Она послужила началом «Ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «Дальним».

После погребения в пещере преподобного Антония здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую ложбинку, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали.

Захоронения Киево-Печерской Лавры.jpg Точное число подвижников, погребённых в Пещерах, неизвестно. Святых, которые упоминаются в летописи или патерике, - более 120

По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет могилы открывались, костные останки переносили в крипты – костницы. Если оказывалось, что тело сохранилось нетленным, его оставляли на прежнем месте. Имена и духовные подвиги Печерских монахов ко времени обретения их мощей были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На них же писали лики Божиих угодников.

Пещеры преподобного Антония

Точное число подвижников, погребенных в пещерах, неизвестно. «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша», – поется в икосе службы Киево-Печерским святым. Тех угодников Божиих, о жизни которых мы хоть что-то знаем из летописи или Патерика, насчитывается более 120.

У входа в Ближние пещеры нас встречает изображение мытарств Блаженной Феодоры, а также фреска «Страшный суд». 

Изображение мытарств Блаженной Феодоры в Киево-Печерской Лавре.jpg Изображение мытарств блаженной Феодоры в Киево-Печерской Лавре

«Нет человека на земле, который бы не согрешил. Но нет греха не прощенного, кроме греха нераскаянного. Блаженная Феодора грехи утаила, поэтому демоны хотели низвергнуть ее в ад. Но благодаря молитвам ее духовного отца великого старца Василия блаженная Феодора смогла пройти и оставшиеся мытарства», – поясняет экскурсовод, отец Георгий.

Двенадцать ступенек ведут вниз в Ближние (Антониевы) пещеры. Мы входим в подземный город, где есть три церкви, братская трапезная, кельи монахов; хотя град этот скорее небесный, т.к. жители его уже предстоят Богу на Небесах. А эти люди имели такую же плоть и кровь, как и мы, но так прошли свой жизненный путь, что уже вошли в Царство Божие.

Сердце Лавры – келья и гроб основателя монастыря. Преподобный Антоний Печерский оставил завет, чтобы его мощи не трогали.

Но попытки найти его мощи осуществлялись еще в средневековье. Так, немец Эрих Лясота, посетивший Киев в 1594 г., записал рассказ инока, который водил его по пещерам. Из этого повествования нам известно, что, когда приближалась кончина преподобного Антония, и он простился с братией, внезапно между ним и иноками обвалилась земля. Монахи хотели откопать мощи преподобного, но из-под земли вырвалось пламя и опалило их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и по сей день.

Существует предание о том, что современным археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония, также помешали огненные искры, которые начали вдруг выходить из-под земли.

Рядом с кельей преподобного Антония находится церковь, в которой постригают монахов. Люди, одержимые нечистым духом, не могут здесь долго находиться, выбегают наверх. В стене кельи одно время даже было вмонтировано специальное железное кольцо, к нему привязывали бесноватых, исцелявшихся здесь от одержимости.

Гроб преподобного Афанасия Печерского, Затвоника.jpg Гроб преподобного Афанасия Печерского, Затвоника

Первые святые останки, которые мы видим при входе в Ближние пещеры, принадлежат преподобному Афанасию (+1176). Святой подвизался в Лавре в XII в., он так возлюбил молитву, что редко выходил из келии. Однажды монахи спохватились: «Что-то Афанасия давно не видно. Давайте навестим брата». Приходят к нему в келью, а он, оказывается, умер. Помазали его елеем, приготовили к погребению, ушли и по неизвестным причинам – а на самом деле по промыслу Божиему – опять о нем забыли. На третий день игумену монастыря некий голос с упреком возвестил: «Мой раб Афанасий не предан земле, а тебе до него нет дела».

Старец в ужасе собрал монахов, открыл келью, в ней – «почивший» сидит и плачет. Он, оказывается, воскрес. «Отче, что ты там видел?» – стали спрашивать иноки.

А тот рыдает, твердит одно: «Спасайтесь. Братья, пока живы, кайтесь во грехах, чтобы не умереть для вечности». После воскресения Афанасий ушел в затвор и прожил там 12 лет.
Через день ел хлеб с водой, все это время оплакивал грехи, ни с кем не разговаривал.

Далее по пути мы видим церковь в честь преподобного Варлаама, где покоятся мощи первого игумена монастыря (+1073 г.), при котором братия поставила над первой пещерой "церквицу малую". Тогда же князь Изяслав Ярославич по просьбе Антония подарил монахам гору над пещерами, которую они оградили и застроили, создав так называемый Старый монастырь. С того времени обитель стала наземной, пещеры превратились в кладбище, жить в них остались только затворники.

Вскоре Варлаам был переведен Изяславом Ярославичем в княжеский родовой Дмитриевский монастырь, и Антоний поставил другого игумена – Феодосия, при котором численность монахов Киево-Печерской Лавры увеличилась с 20 до 100, и был введен первый (так называемый Студийский) монастырский устав.

1Антоний и Феодосий Киево-печерские. Художница Сайда Афонина.jpg Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Художник Сайда Афонина 

С 70-х гг. XI в. в Печерском монастыре началось интенсивное строительство: кроме Успенского собора, были возведены Троицкая надвратная церковь, трапезная. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира, – в селе Берестово, в начале XII в. была построена церковь Спаса.

Это место стало в дальнейшем усыпальницей великих русских князей. Здесь, в Берестово, недалеко от Лавры покоится основатель Москвы Юрий Долгорукий.

Драгоценности: истинные и ложные  

Преподобномученики Феодор и Василий Киево-Печерские.jpg Преподобномученики Феодор и Василий Киево-Печерские

Мы же продвигаемся далее по Ближним пещерам к мощам двух святых, почивающих в одной раке. Это два друга, преподобномученики Василий и Феодор (+1098).

Будущий святой Феодор роздал свое богатство нищим, удалился в монастырь и поселился в варяжской пещере. Когда враг сеял в нем скорбь о потерянном имении, святой Василий сердечно его утешал. Но однажды Василий в течение трех месяцев нес послушание вне монастыря, и бес, приняв его облик, явился к Феодору, указав сокровища, когда-то сокрытые в пещере разбойниками. Инок хотел уже выйти из обители, чтобы купить имение и жить в миру. Но вернулся Василий, и бесовский обман раскрылся. Долгими и усердными подвигами Феодор освободился от страсти сребролюбия.

Братий в монастыре было уже 20 человек, когда монахи начали строить обитель наверху. Все дружно таскали бревна на гору, а ревностные Василий и Федор решили поработать еще и ночью. Но бесы воспротивились доброму делу: монахи поднимут бревно на гору, а демоны сбрасывают его вниз.

Тогда иноки взмолились: «Господи, Ты повелел бесам войти в свиней, заставь их поработать на братьев!». И вот раздался шорох, треск, и демоны начали сами носить бревна наверх. Утром братья проснулись – деревья лежат рядами в нужном количестве. Воздали иноки хвалу Богу за такое чудо.

Правда, бесовская месть не заставила себя ждать. До князя Мстислава Святополковича дошел слух, что инок Феодор обнаружил сокровища в пещере. Он вызвал к себе преподобного и велел указать место, где спрятаны ценности. Святой Феодор ответил князю, что и в самом деле видел много золота и сосудов, но от соблазна зарыл их, а Бог отнял у него память. Не поверив святому, князь приказал замучить его до смерти. В пьяном состоянии он повелел истязать и святого Василия, а затем сам убил его стрелой.

Умирая, преподобномученик Василий бросил стрелу к ногам князя Мстислава и предсказал, что скоро он сам будет смертельно уязвлен ею. Пророчество исполнилось ровно через год.

Святая дева Иуалиания, единственная среди отцев Печерских

Святая Иулиания Ольшанская.jpg Святая Иулиания Ольшанская

Дальше на нашем пути – небольшая деревянная рака синего цвета. В ней – святая дева Иулиания, княжна Ольшанская (1550–1566). Господь призвал ее к Себе на 16 году жизни. Отец Иулиании, князь Юрий Дубовицкий-Ольшанский благотворил Лавре, поэтому благочестивую девушку похоронили рядом с великой Лаврской церковью. Прошло почти 100 лет, когда на том же месте решили положить еще одну деву. Откопали могилу – оказалось, что старый гроб сохранился. Его вскрыли и увидели совершенно нетленную, будто спящую девицу в белом платье со множеством драгоценных украшений. Мощи положили в раку и перенесли сначала в церковь, а затем в пещеры.

В житии преподобной Иулиании говорится о том, как некий нечестивец Власий попытался украсть перстень с руки святой; но при выходе из пещер с ним случился припадок беснования, и кража открылась.

Святая праведная княжна Иулиания – единственная дева среди преподобных отцев Печерских. К ней как к девственнице в молитвах обращаются с просьбами о сохранении целомудрия и чистоты. Часто у раки можно видеть цветы в знак благодарности за помощь.

О том, как важно прощать друг друга

История Тита и Евагрия.jpg Преподобный Тит и Евагрий

Через церковь, посвященную первому игумену Лавры – прп. Варлааму, подходим к келье с мощами четырех святых. Среди них – прп. Тит (XII в.), пресвитер, к которому обращаются с просьбами о примирении враждующих.

В свое время у Тита был брат не по плоти, а по духу, диакон Евагрий. Великая и нелицемерная любовь соединяла двух иноков. Но диавол посеял вражду между ними, гневом и ненавистью так омрачил их сердца, что монахи не могли взглянуть друг другу в лицо.

Однажды преподобный Тит так сильно захворал, что уже не думал остаться в живых. Он стал горько плакать о своем прегрешении и послал к диакону Евагрию с просьбой простить его. Но тот стал еще больше его поносить и проклинать. Однако монахи, увидев, что Тит умирает, силою привели к нему Евагрия.

Больной, приподнявшись, упал к его ногам: «Прости меня, отче, и благослови!» Но Евагрий отстранился от брата: «Не прощу ни в сем веке, ни в будущем!»
Сказав это, он вырвался из рук братий и упал.

Иноки хотели поднять его, но нашли мертвым. Между тем блаженный  Тит  встал совершенно здоровым. Все ужаснулись, видя внезапную кончину одного инока и быстрое исцеление другого. Преподобный Тит  поведал собравшимся, как во время болезни от него, одержимого гневом, отступили ангелы. Добрые духи рыдали о гибели его души, а бесы радовались. «Посему-то я и начал умолять вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного ангела с пламенным копьем, коим он ударил непростившего меня, и тот упал мертвым. Тот же ангел подал мне руку, и я выздоровел».

Устрашенные рассказом, иноки много плакали об умершем Евагрии. Они погребли его, но не могли сложить ему руки и закрыть глаза и уста. Сами же особенно стали избегать гнева, памятуя о том, что "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мф. 5:22). Также и святой Ефрем Сирин говорит: "если кому случится умереть во вражде, то такового ожидает неумолимый суд".

О болящих и служащих им

Прп. Пимен Печерский, Многоболезненный. Древняя и современная иконы.jpg Преподобный Пимен Печерский, Многоболезненный. Древняя и современная иконы

Мы же доходим до мощей прп. Пимена Многоболезненного (1110). Блаженный Пимен родился на свет больным. Однажды родители принесли его в  Печерский  монастырь и попросили преподобных отцев помолиться об избавлении их сына от недуга. Но усердные молитвы иноков не принесли исцеление болящему, так как молитва самого блаженного оказалась сильнее их просьб.

Он же не просил себе здоровья, но, напротив, молил о продолжении болезни, зная, что, если будет здрав, родители заберут его из монастыря. В одну ночь, когда отец и мать преподобного были погружены в глубокий сон, к нему вошли светлые ангелы и совершили монашеский постриг.

Однажды преподобный  Пимен лежал в келье вместе с другим больным иноком, при этом оба изнемогали от жажды. Тогда блаженный  Пимен  сказал: «Так как прислуживающие нам гнушаются нами по причине смрада, то захотел ли бы ты, брат мой, нести их обязанности, если бы тебя восставил Господь?» Больной обещал с усердием служить до самой смерти. По молитве святого Пимена, он тотчас поднялся совершенно здравым, а прежние его нерадивые прислужники были объяты недугом.

Сам же святой страдалец, воссылая непрестанные благодарения Богу, лежал в продолжении двадцати лет. Перед его кончиной над монастырем явились три огненные столпа, преподобный встал, обошел все келии, поклонился и простился с братиею. Болящим же инокам сказал: «Друзья мои и братья! Встаньте и проводите меня». И тотчас, по слову его, они исцелились. Преподобный  Пимен, войдя в Церковь, причастился Божественных Таин, и после этого, взяв погребальный одр, понес его к пещере, указал место, где желал быть погребенным, возлег и скончался.

«Разве ты не знаешь, что равную награду будут иметь, как болящий, так и служащий ему», – эти слова преподобного Пимена Многоболезненного оставлены в утешение всем тем, кто ухаживает за больными.

История для тех, кто желает закрыть Лавру

Владимир Мономах.jpg Владимир Мономах был исцелён от смертельного недуга преподобным Агапитом Печерским

Мы поворачиваем налево и останавливаемся у мощей преподобного Нестора (1056–1144), летописца, автора «Повести временных лет». Святой почитается скорым помощником всем, кто учит или учится.

Далее находится рака с мощами знаменитого врача Агапита (+1095), который излечил от смертельного недуга самого Владимира Мономаха. За труды князь дал ему мешок золота, но врач от оплаты отказался. Мощи святого эскулапа очень хорошо сохранились, существует множество случаев исцеления больных, которые молились Агапиту.

С мощами преподобного Спиридона Просфорника (XII в.), простого труженика, с любовью выполнявшего свое послушание, связана история открытия Лавры во время Второй мировой войны.

Большевики, напомним, закрыли обитель в 1930 г., а в 1941 г., после оккупации Киева, немецкий комендант пожелал посетить всемирно известные пещеры Киево-Печерской Лавры.

Для этого нашли экскурсовода – монаха, бывшего насельника этой обители. Осмотр начался с Ближних пещер. В то время мощи в раках почивали открыто, не под стеклами. Монах-экскурсовод шел впереди с зажженной свечой, за ним немцы с электрофонариками. Комендант нес в руке наган. Около раки преподобного Спиридона Просфорника, почившего 800 лет тому назад, он остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей святой жизнью сподобившихся нетления. Комендант рукояткой пистолета с силой ударил по руке преподобного Спиридона.

Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь (следы трех засохших потоков еще заметны и сейчас на руке преподобного). Комендант в ужасе бежал из пещеры, а за ним и вся его свита.

На следующий день по городскому радио немецкая комендатура объявила, что Киево-Печерская Лавра открывается, и желающие могут поселяться в ней.

Вторично Лавру закрыли в 1961 г., в период хрущевских гонений.

«Отцы и братия! Христос Воскрес!»

Мы с вами в трапезной. С ней связано еще одно чудо, которое случилось в XV в. В пасхальную ночь по пещерам по обычаю шел иеромонах Дионисий с кадильницей. Праздничное ликование переполняло сердце смиренного труженика. «Отцы и братия!

Сегодня великий день – Христос Воскресе!», – проговорил он, как бы обращаясь к мощам. Ответом ему было громовое «Воистину Воскресе!»

Изумленный Дионисий выбежал наверх и рассказал духовнику о том, что слышал. Тот рассудил и благословил свое духовное чадо идти в затвор на сугубый монашеский подвиг.

Келии отшельников можно увидеть тут же: маленькое окошечко, внутри пещерки два на два метра, кротко мерцает лампадочка рядом с иконой. Через окошко передавали просфору и святую воду для подкрепления сил подвижника.

Преподобный Арефа Киево-Печерский, Затворник.jpg Преподобный Арефа страдал сребролюбием, от которого исцелился благодаря вразумлению Ангела 

А вот мощи еще одного затворника – преподобного Арефы (2-я пол. XII в). Патерик сообщает, что Арефа был родом из Полоцка, и, несмотря на то, что принял монашеский постриг, остался скуп, отказывая в милостыни нищим. Однажды ночью воры ограбили его. Арефа  начал розыск виновных и «тяжкие обвинения возвел на неповинных и многих ни за что мучил». Затем он впал в тяжкую болезнь, но даже умирая, не прекратил роптать. Тогда было ему видение ангелов и бесов, спорящих о его душе. Ангелы говорили: «О, окаянный человек! Если бы ты благодарил Бога о своей потере, то вменилось бы тебе это, как Иову. Если кто милостыню творит, – великое это дело пред Богом, но творят по своей воле; если же кто за взятое насилием благодарит Бога, то это больше милостыни. Ибо дьявол, делая это, хочет довести до хулы человека, а он все с благодарением предает Господу, – так вот это более милостыни».

Услышав это, Арефа воскликнул: «Господи, помилуй! Господи, согрешил я! Господи, все Твое, а я не жалуюсь». Ангелы украденное у него серебро сочли милостыней, а бесы исчезли. После этого Арефа получил исцеление и ушел в затвор.

Тайна Дальних пещер

Без имени-1.jpg

Известно, что мощи второго основателя Лавры – преподобного Феодосия (+1074) – иноки Печерского монастыря перенесли в 1091 г. в Успенский собор, а затем спрятали в 1240 г. при угрозе нашествия на обитель орд хана Батыя.

Шли годы, одно поколение Печерских иноков сменялось другим, и место захоронения забылось.

Существует два предположения о том, где могли быть скрыты святые останки: первое – что они были погребены под спудом Успенского собора, второе – что они покоятся в Дальних пещерах. Подтвердить последнее весьма сложно, поскольку Дальние пещеры и в наши дни остаются по сути археологически неизученными.

Однако в 1988 г. была сделана сенсационная находка – открыта келья преподобного Феодосия Печерского. Она оказалась рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах. Нашли и крышку от раки, в которой когда-то хранились мощи преподобного Феодосия.

Церковь прп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах.jpg Церковь Преподобного Феодосия Печерского в Дальних пещерах

25 июня 1988 г. в дни празднования 1000-летия Крещения Руси, впервые совершилась Божественная литургия в пещерном храме преподобного Феодосия. Интересно, что после открытия обители для богослужений, радиационный фон здесь всегда в норме, несмотря на трагедию на Чернобыльской АЭС. 

мироточивые главы в Киево-печерской лавре.jpg Мироточивые главы в Дальних пещерах Лавры

Возобновление деятельности православного монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось еще одним чудом – главы неизвестных по имени святых угодников Божиих начали источать миро. Ученые взяли жидкость на анализ – оказалось, что это органическое соединения, фактически живой белок.

Каждый день в лаврском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» служится молебен, по окончании которого верующих помазывают священным миром, утешая и укрепляя в вере…

Храмы Киево-Печерской Лавры

Успенский собор.jpeg

Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая церковь Успения Пресвятой Богородицы, или Успенский собор – находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой церкви.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 19.41.09.jpeg

К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 19.42.18.jpeg

Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696–1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.


Храм Спаса на Берестове.jpeg

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть храм Преображения Господня, чаще называемую церковью Спаса на Берестове, – ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Трапезный храм.jpg

Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). 

Сохранившаяся доныне церковь преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893–1895 гг.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 19.15.36.jpeg

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 19.44.44.jpeg

Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731–1745 гг.

С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким; 1596–1624) типография Киево-Печерской Лавры.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

Современный монастырь занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 19.47.47.jpeg

Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759–1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусное сооружение имеет высоту 27 м. По своей архитектуре колокольня напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер.

Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (теплый храм).

Крестовоздвиженская церковь.jpg

Крестовоздвиженская церковь северной стороной прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х гг. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 20.47.02.jpeg

Церковь во имя Всех Преподобных Печерских – второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 г. в качестве братских келий. В 1872 г. на втором этаже была устроена и освящена церковь в честь Всех Преподобных Печерских. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощеная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.

79cc2968-5934-42b8-8acd-f76a024f6310.jpg

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914–1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

церковь Рождества Пресвятой Богородицы.jpg

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII в. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских духовных академии и семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 19.50.17.jpeg

Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754–1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни – 41 м.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) .jpg

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества-Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице через помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.

WhatsApp Image 2023-03-31 at 19.52.14.jpeg

Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в  Киево-Печерском  Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.

Троицкая церковь.jpg

На территории Верхней Лавры с 20-х гг. XX в., со времени установления богоборческой власти и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.

Материал подготовлен при участии журнала «Покров»