«Кто на Страстной седмице не поддается саможалению, а нудит себя на посещение служб, тот делает шаг вслед Господа». Св. Феофан Затворник

В Евангелиях самые подробные сведения сохранились именно о последних днях перед Крестными Страданиями Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В церковном календаре – это Страстная седмица – неделя, предваряющая Пасху. Страстная седмица есть путеводитель ко Христу. В эти дни, посещая службы утром и вечером, мы можем, точно соприсутствовать Господу, – проходить за Ним шаг за шагом. Итак…

Великий Понедельник: ждем ли мы Того, Кто грядет в полуночи?

В этот день читается Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21:18-43). И это повествование отнюдь не только об израильском народе, его первосвященниках, но и о каждом из нас.

Вот как об этом писал в своих дневниках святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.png
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я, и вы. К нам с вами рано или поздно приходит Господь Иисус Христос, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет».

За вечерним богослужением Великого Понедельника читается беседа Господа с учениками (Мф. 24:3-35) о судьбах и конце этого мира. Стоят они на склоне Елеонской горы – по преданию, там начаться Страшному суду. Этот склон находится как раз напротив некогда бывшего на горе рядом Иерусалимского храма, указав на который Господь предрек, что скоро от него не останется камня на камне. Сейчас нам это уже достоверно известно, а тогда ученики слушали всё это с замиранием сердца – огромный Иерусалимский храм был тогда только построен…

Иисус Христос, беседа с учениками на Елеонской горе. Художник Энрике Симоне .jpg Иисус Христос, беседа с учениками на Елеонской горе. Художник Энрике Симоне

Также Господь говорит о кончине этого мира и Своем Втором Пришествии. И эта эсхатологическая нота звучит на протяжении всей Страстной седмицы – сему надлежит быть, но вы, христиане, не ужасайтесь, а бодрствуйте и молитесь. Вы же ждете Господа. Святой Иоанн Богослов в Откровении, подробнее описывая ужасы последних времен, так и пишет: Ей, гряди, Господи! (Откр. 22:20).

В первые три дня Страстной седмицы за богослужениями поется тропарь «Се Жених грядет в полунощи» – песнь ожидания Второго Пришествия Христова.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области. Проповедь в Великий Понедельник 10 апреля 2023 г.

Великий Вторник: горе фарисеям

Господь сутра приходит в Иерусалимский храм и просто линчует там религиозных лицемеров (Мф. 22:15-23:39): «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» – и так восемь раз подряд.

Время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4:17). Христос больше ни с кем из грешников не был столь суров, как с тех, кому доверено было вести народ в Царствие Божие, – а тем и сами не шли, и желающим войти препятствовали.

Иисус в храме обличает фарисеев. Художник Джеймс Тиссо .jpg Иисус в храме обличает фарисеев. Художник Джеймс Тиссо

Вечером за богослужением в Великий Вторник читаются три важнейшие притчи: о десяти девах (Мф. 25:1-13), о талантах (Мф. 25:14-30) и о Страшном Суде (Мф. 25:31-46).

Что за елей у пяти разумных дев, которым они не поделились с неразумными? По толкованию святого блаженного Феофилакта Болгарского, это Святой Дух, личная живая связь души с Богом, – ты ее или стяжал за свою жизнь своими поступками по заповедям Христовым, или не стяжал, и тогда уже с тобою ею никто уже не сможет поделиться – горе тебе, как тем фарисеям.

Апостол Павел.png
Апостол Павел

«Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения» (2 Кор. 6:2), – так вообще-то апостол Павел говорит о каждом дне нашей жизни: сейчас время для спасения, не откладывай заботу о своей душе на завтра! Тем более в эти дни, – последние перед Крестной смертью за нас и нашего ради спасения Сына Божия. Будем трезвиться, молиться – и обязательно посещать богослужения.

Иначе мы зароем данный нам талант в землю (в суету быстротекущих дней), – об этом следующая притча этого дня. Главный наш талант – радение о своей душе, а далее вся совокупность данных нам материальных, душевных, интеллектуальных духовных способностей, – если мы служим ими Господеви, они преумножаются, а если закапываем в землю… – то горе нам!

Точно также как горе, если и при своих добрых делах (фарисейски самоутверждаясь в них, что «я не как тот мытарь») окажемся среди козлищ – третья притча этого дня.

Икона Второе пришествие Иисуса Христа.jpg Икона Второе пришествие Иисуса Христа

Великая Среда: блудница уцеломудривается, а ученик предает

Утром за богослужением Великой Среды мы слышим о том, что Христос вновь учит в Иерусалимском храме, а после к Нему подводят некоторых из язычников. «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23), – предрекает Господь Свое благовествование Евангелия всему миру. Тогда же раздается гром с Небес: «И прославил, и еще прославлю». (Ин. 12:17-50), – слышат ближайшие ученики слова Бога-Отца.

Помазание Иисуса Христа миром. Фреска.jpg Помазание Иисуса Христа миром. Фреска

Господь открывает Себя всем ищущим Его. Так, жена-грешница омывает ноги Христовы слезами своими и отирает волосами главы своея, помазует их миром, как и главу Господа. Иуда Искариот негодует: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26:8-9). Не потому, что переживал о нищих, а потому что был вор… 

Христос вступается за мироносицу: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:12). Более того обещает: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, будет сказано в память ея и о том, что она сделала» (Мк. 14:9; Мф 26:9). Кому еще такое обещано?

А вот тот, кто больше всех негодовал, в этот же день и предает Христа. Иуда идет к первосвященникам, жаждущим расправиться с Господом, и за деньги (какие-то жалкие тридцать серебряников) обещает им указать, где можно будет ночью схватить Учителя, чтобы сие произошло не при народе, который мог бы и заступиться.

Великая Среда – это острие выбора для каждого из нас: с кем я?

Великий Четверг: воспоминание об установлении Таинства Святой Евхаристии

Тайная вечеря.jpg Тайная вечеря

Чем ближе к Крестным страданиям, тем более потрясающие откровения сообщает нам – как Его ученикам – Господь. Ночью с Великого Четверга на Великую Пятницу Господь совершает со Своими учениками Тайную Вечерю. Происходит ошеломительная Прощальная беседа Господа с учениками. И мы знаем ее содержание! Нам оно открыто, – все мы призваны в круг ближайших друзей Господа!

Вот тут-то и стало понятно: как это можно есть Тело и пить Кровь Христову… То, чем ранее некоторые соблазнились: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6:60), – отойдя от Христа.

И за этой Тайной Вечерей Господь открывает одни из последних таин, приобщая учеников к этому устанавливаемому Таинству Таинств – Евхаристии. Евангельские чтения Великого Четверга описывают нам Его беседу с учениками и вообще всё, происходящее на Тайной Вечери.

А за ней происходит также омовение ног Христом Своим ученикам, где Господь ставит Себя в пример: …кто хочет быть первым, да будет последним из всех и всем слугою (Ин. 13:15-16).

Умовение ног Христом ученикам. Фреска.jpg Умовение ног Христом ученикам. Фреска

Об этом нам сообщает апостол и евангелист Иоанн Богослов, – он подробнее всех описывает Тайную Вечерю, – он тогда был ближе всех ко Христу – лежал на персях, т.е. склонил голову на плечо, грудь Господа.

После Тайной Вечери Господь идет вместе с учениками в Гефсиманский сад. Берет с собой на Свою молитву до кровавого пота Петра, Иакова и Иоанна и просит их бодрствовать вместе с Ним. Но ученики уснули… Господь Сам претерпевает тяжкое борение, вверяя Себя воле Отца Своего Небесного:

– Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22:42).

Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду.jpg Моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду

Крестом всему человечеству даруется спасение. Если мы сами пойдем за Господом, также вольно, как Он на Свою вольную смерть за нас.

В Великий Четверг все христиане причащаются, также как и собираются вечером в храм на службу, за которой читаются 12 Евангелий Страстям Христовым – о событиях взятия Господа под стражу и Его Крестных мук.

За этой службой мы уже начинаем свое предстояние Кресту Христову, которое продолжается в Великую Пятницу.  

Великая Пятница: Распятие Христа

Но сначала в Великую Пятницу мы вновь проследуем за Спасителем по Его Крестному пути.

Икона Распятие Христово. Пеподобный Андрей Рублев.jpg Икона Распятие Христово. Преподобный Андрей Рублев

Богослужение этого дня имеет иерусалимское происхождение, а там собственно верующие и шли по стопам Господа от места Его осуждения (сначала у Каиафы, потом у Пилата) и до самой Голгофы, где ныне храм Воскресения Христова и Гроб Господень, который мы так скоро уже на следующий день будем созерцать пустым… Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?

Ранее в Иерусалиме эта служба продолжалась в течение всей ночи, – собственно древние христиане и праздновали прежде всего Крестную Пасху в отличие от нас, празднующих уже Пасху Воскресения. Но и для нас Великий Пяток – пик сопереживаний Христу.

В наши дни верующие отводят этому таинству созерцания Распятия Христова весь день. Строго постятся – кто может, вообще не вкушая пищи.

Утром в Великую Пятницу в храме читаются Царские часы [1]. А также те же Евангелия о Страстях Христовых, что мы слышали ранее в Великий Четверг вечером, но теперь они более сконцентрированы. Мы сопереживаем Господу в Его Страстях.

В середине дня совершается вынос Плащаницы. Снова читается составное Евангелие о Страстях, а после мы уже следуем за Гробом Господа, совершается погребение.

Плащаница выносится в центр храма для поклонения верующих, на нее возлагается Евангелие. Благая весть! Именно Евангелие, а не даже Плащаница, – в центре всего происходящего.

Плащаница.jpg Плащаница

Церковь ждет Воскресения Христова – этому посвящена Великая Суббота.

Великая Суббота: и в ожидании уже столько Света!

В Великую Субботу уже нет никаких черных облачений, – духовенство служит в белоснежных ризах.

В древности в Великую Субботу совершались долгожданные крещения всех оглашаемых в течение года. Они все приходили в белых одеждах, – и плач по Христу во гробе, чему в большей части в начале посвящена великосубботняя служба, постепенно перерастает в ликование надежды о Христе Воскресшем!

Вообще с древности в Церкви празднуют Пасху вот в эти три дня, начиная с Крестной Пасхи в Великий Пяток через тихую радость ожидания и покоя в Великую Субботу и, собственно, уже в Воскресение Христово.

А после еще будут семь дней Светлой Седмицы, – Пасха точно всё никак не может уместиться ни в пространственные, ни во временные координаты этого мира.

Да и сам приход всюду на Пасху существенно расширяется – люди идут и идут, знают, что будет настолько преизобильной благодать в храмах, что надо ей приобщиться.

Важно отметить параллель великосубботней службы к событиям Сотворения мира. Господь его творил шесть дней, а на седьмой день – в субботу – пребывал в покое: «почил от дел Своих» (Быт. 2:2).

В богословском смысле этот седьмой день и по ныне длится, но Господь не оставляет сотворенного Им мира, участвуя в нашей жизни Своим святым Промыслом.

Плач по Господу в преддверии Воскресения.jpg Плач по Господу в преддверии Воскресения

А вот день восьмой – это уже Пасха – жизнь будущего века. Пока она нам открыта именно в Господе и так ощутима всем, даже нецерковным людям, на Пасху. Но это то, к чему мы все, люди и прежде всего те, кто уже стал христианином, призваны стремиться, истее причащаясь Господа, соединяясь с Ним, сопереживая Его страданиям и сами страдая за Христа, чтобы с Ним и совоскреснуть.

Кстати, в Москве на подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря службу в Великую Субботу совершают так, как это и было в древности, в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу. За ночной службой особенно ощутимо это предвосхищение Светлого праздника облистания Божеством даже ада.

Гроб пуст.jpg Гроб пуст

Сказано святыми отцами: ад заперт изнутри. То есть в нем, сокрушенном Господом в Великую Субботу, остаются только те, кто сам того пожелал.

А для всех верующих на Пасху распахиваются и не закрываются уже в течение всей Светлой седмицы Царские врата: «Христос Воскресе из мертвых» – звучит пасхальное приветствие, и радость только усиливается от соборного возгласа в ответ «Воистину воскресе!»

Подготовила Ольга Орлова




1.        Название такое Царские часы получили потому, что на них в Константинополе всегда присутствовал Император. Служба одна из важнейших в церковном богослужебном круге.