Рождество Богородицы. День всемирной радости
Страницы жизни и чудес Девы Марии
В гости к Иоакиму и Анне. Путешествие по Иерусалиму.
Заступница рода христианского.
История нашего Отечества свидетельствует об особой милости Матери Божией, являемой Ею в самые тяжелые минуты испытаний – как всему народу, так и каждому человеку. 21 сентября Православная Церковь вспоминает День Рождества Пресвятой Богородицы, день всемирной радости.
Рождение всякого человека в мир доставляет радость и утешение родителям новорожденного и всем родным и близким. И не только рождение, но и самая память о рождении известного члена семейства, его день почти всегда бывает для семейства днем особенной радости и особого, нарочитого празднования. А что касается людей великих, прославивших себя благотворной деятельностью во славу своего отечества, то дни их рождения неизменно радостно празднуются в установленное время даже и после их смерти.
Понятна причина этой радости. Рождение человека всегда есть важное событие – как торжество бытия и жизни над небытием. Но если люди радуются рождению даже обыкновенных людей, почему-либо для них близких, и тем более рождению великих людей в их стране, то сколь велика должна быть радость общая!
Последняя треть XIX в. Палех. Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
Ныне же мы вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы, от Которой родился не простой и даже не просто великий человек, но родился Христос Бог наш, Солнце Правды, избавивший нас от греха и рабства владыке греха – диаволу – и даровавший нам вечное спасение, вечную жизнь.
Представьте себе путника. Ночь темная, непроглядная застигает его на пути; он сбивается с дороги, не знает куда идти, поднимается буря, идет дождь, холод пронизывает его насквозь, он изнемогает и в отчаянии падает на землю, в страхе и трепете взывая о помощи к Всевышнему Богу, ожидая уже себе смерти. И с каким же неописуемым чувством радости встретит он появление утреннего рассвета, предвозвещающего восход солнца!
Вот такое бедствие испытывал весь род человеческий, был подобен несчастному путнику, когда окружала его в течение почти пяти тысяч лет духовная ночь блуждания и неразумных деяний. А что это были за деяния, о том убедительно говорит святой апостол Павел в первой главе своего послания к Римлянам. После обольщения лукавым искусителем праотцев, когда грех, а через грех и смерть вошли в мир, человеческий род заблудился и отчуждился от жизни Божией и погибал. Господь предвидел эту погибель и, не до конца гневающийся, Он по грехопадении изрек для человеческого рода радостное, а для искусителя-диавола смертельное определение. И утренней зарей, предвозвестившей событие утешительного обетования, стало для страждущих людей рождение Пресвятой Богородицы, Пречистой и Пренепорочной Девы Марии.
Ее рождение было плодом горячих слезных молитв неплодных супругов. Храм стал ее воспитателем, хранителем и украсителем чистоты и девства. Она постилась, и Ангел приносил Ей пищу. Любила читать Священные книги, и ум Ее был просвещен Божественной премудростью…
Постараемся в своей жизни подражать Ей в этих добродетелях, ибо как Она достигает безмерной славы, так непременно и всякая стремящаяся к добродетели душа христианская, хотя не достигнет совершенства Царицы Небесной, но озарится благодатью Духа Святого и приуготовит себе славу в будущей вечной жизни…
Матерь Божия по благодати является Матерью всего мира, особенно же мира христианского. Если все святые ходатайствуют за нас как за братьев, то Пресвятая Дева ходатайствует за нас как за детей. Если все святые умоляют Бога как рабы Божии, то Пресвятая Дева просит как Матерь Божия. Они умоляет Бога как Отца, Пресвятая Дева – как Сына. За кого умоляет? За христиан, которые суть ее дети, которые Ей дороги. Велико Ее дерзновение и молитва перед Богом. Великую милость и помощь подает нам, христианам, Матерь Божия, и наш долг – почитать Ее и благоговеть пред Ней.
При всяком несчастии телесном или душевном, в каком я окажусь, буду прибегать к Ней в уверенности что у Нее в болезнях моих найду исцеление, в горестях – утешение, во грехах моих – прощение.
Кому же, как ни Ее материнскому сердцу внятны все воздыхания, скорби, печали и болезни удрученных и сокрушенных сердцем? Она Сама на земле испытала много скорбей и горя, поэтому и искушаемым может помочь.
Никто из прибегающих к Матери Божией не отходил неутешенным и неободренным. Одно призывание имени Матери Божией прогоняет бесов и разрушает все их козни.
Как счастливы мы, христиане, что имеем такую благомощную и благосердую в бедах Утешительницу, Всеблагую Матерь Божию!
В длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, все совершеннее в духовном смысле становилась природа, пока, наконец, чета праведников Иоаким и Анна, не стали той благодатной почвой, на которой смог появиться такой чудесный цветок как Пресвятая Дева Мария.
Происходили Иоаким и Анна из царственного рода Давида, потомки которого в то время смешались с простыми людьми, ничем от других не отличаясь. Они жили безбедно, отличались милосердием. На себя тратили только одну треть со своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Об их жизни больше ничего не известно, но сам факт, что от них произошла Пресвятая Дева, должен был доказывать, что праведностью своей они превзошли всех ранее живших людей, став той высшей точкой, которую могли только достичь люди во времена Ветхого Завета.
Однако горе, неисходное, ежедневное, постоянно грызущее горе омрачало жизнь этих добрых людей. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным: бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком.
В один из великих праздников Иоаким пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм для приношения жертвы Богу. На дороге им встретился человек, который нелицеприятно высказался о его бездетном браке. А потому в храме, к которому так лежала душа праведного Иоакима, перед жертвой, которую он намеревался с такой любовью принести, его проняло жуткое чувство своей неполноценности. В глубокой скорби вышел он из храма, повторяя: «Для всех сейчас великий праздник, а для меня день слез». Он утешал себя тем, что, быть может, пример его не единственный, и, в надежде найти благочестивого бездетного мужа, он пошел осматривать родословные таблицы двенадцати колен Израилевых. Но таблицы сказали ему, что все благочестивые люди имели потомство и даже у столетнего Авраама был сын. Иоаким до того опечалился, что не вернулся домой, а отправился в пустыню, где в горах паслись его овцы. Сердце его было полно глубокой скорби. Чем он был хуже других людей? Разве он не стремился исполнить закон? За что же такая судьба и такое поношение?
Сорок дней Иоаким провел в пустыне, решив не возвращаться домой, пока Бог Израиля не посетит его своей милостью. И он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости Авраам.
Пустыня, где молился праведный Иоаким
Весть о печальном событии дошла в Назарет до Анны. Она тосковала еще больше мужа, считая себя причиной всего происшедшего, и, как и супруг ее, горячо молила Бога, чтобы он излечил ее от бесплодия.
Как-то, работая в саду, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, и вид этого счастливого, полного жизни гнезда поверг ее в еще большее уныние. «Одна я, - говорила она, - мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна бездетна, как степь безводная... Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости; услышь же и меня, и я принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!»
Всю душу свою вложила Анна в эту молитву. И едва кончила она ее, как предстал перед ней Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли твои прошли через облака, слезы твои упали пред престолом Господа. Ты родишь Дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради нее благословятся все роды земные. Чрез нее дастся спасение всему миру, и наречется она Марией».
Анна тут же дала обещание: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу, и, прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в Иерусалимский храм, чтобы благодарить Бога и повторить там свой обет.
Между тем Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится Дочь, Она станет вашей общей радостью». В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там, у Золотых ворот ты найдешь твою жену, которой я уже возвестил эту радость».
Иоаким и Анна. Встреча у Золотых ворот Счастливые супруги встретились с Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении Ангела и вместе принесли в храм жертву.
Рождество Пресвятой Богородицы. XVI в., монастырь Ставроникита, Афон Автор Феофан Критский
9 декабря (22 по новому стилю) Православная Церковь празднует Зачатие Пресвятой Девы Анной, а через 9 месяцев после этого дня, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), Пречистая Дева родилась на свет. Хотя Иоаким и Анна внешне не выделялись какими-то известными всем заслугами, Пресвятая Дева имела длинный ряд достойных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и цари иудейские.
Существует предание, что после того, как Марии исполнилось шесть месяцев, Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Ребенок сделал семь шагов, а потом пошел обратно к матери. Но Анна решила, что Дочь ее не будет ходить по земле, пока она не введет Ее в храм Господень.
Святая Анна с Девой Марией
Когда Марии исполнился год, отец Ее устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, он подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же радостно прославляла Бога, что он избавил ее от бесплодия и «отьял поношение врагов ея».
Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения ее Богу, но Анна, боясь, что в храме Дитя соскучится по дому и желая по материнской нежности как можно дольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение.
Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм Иерусалимский. При храме в то время проживали мужи и жены из вдов и девиц, ведшие чистый, благочестивый образ жизни. Это был как бы первообраз будущих христианских иноков.
Пресвятая Дева только недавно научилась говорить, но уже вся Ее душа влеклась к Богу. Сердце Ее было охвачено пламенем чистейшей любви Божественной. Жизнь среди людей для этого удивительного ребенка с созревшей душой не казалась привлекательной. И Она сама напомнила родителям об исполнении их обета. Печаль от разлуки с дочерью боролась в душе Анны с радостью вручить Богу тот дар, который она от Бога получила...
Торжественным шествием приближалась Анна с малюткой к храму. В руках девочек, сопровождавших Марию, и в руках других присутствующих горели свечи. Подробности об этом событии, возможно, сохранились в христианстве благодаря апостолу Иоанну Богослову, который мог слышать о них рассказы из уст Самой Богоматери в те годы, когда заботился о Ней.
Введение во храм Пресвятой Богородицы Навстречу Иоакиму и Анне вышли с пением из храма священники и первосвященник. Анна поставила младенца Марию на первую ступень крыльца храма, в котором было всего 15 высоких ступеней… И совершилось великое знамение.
Никем не ведомая, никем не поддерживаемая, Мария легко и прямо взошла на вершину крыльца.
Нет сомнения, что это Ангелы Божьи спустились тогда с неба и незаметно вознесли Богоматерь по высоким ступеням. Все были изумлены. А первосвященник, по причине непонятного окружающим вдохновения не остановился на том месте, дальше которого молящийся народ обыкновенно не ходил. Он повел за собой Марию в сокровенную глубину храма, в «Святое Святых». А туда не позволялось ходить не только никому из женщин, но не вступали туда даже и священники, и лишь первосвященник раз в год входил туда, неся с собой жертвенную кровь.
«Святое Святых» стало местом постоянных молитв Марии. Другие девы не имели права и приблизиться к этому святилищу, а Мария всегда могла входить сюда. Так как там уже не было ветхого ковчега завета (как бы в знамение того, что времена этого завета миновали), то Святая Дева являлась сама новым «одушевленным Божиим кивотом».
Принеся благодарственную жертву, Иоаким и Анна вернулись домой. Жизнь их, хотя и одинокая, не была уже больше омрачнена поношением, никто не упрекал их больше за бесплодие. Мария же тихо росла в Иерусалиме в обществе сверстниц, так же, как и она, живших при храме. При детях находились благочестивые наставницы; они учили своих воспитанниц рукоделию и Священному Писанию. Здесь научилась Пресвятая Дева тем работам, которыми усердно занималась всю жизнь до конца своих дней. Для молитвы, оставив работу, Она уходила во «Святое Святых». Уединение стало необходимым для Нее состоянием. Здесь Ее возвышенный разум весь отдавался Богопознанию. С каждым днем все больше и глубже вдумывалась Она в величие Бога, и душа Ее все более и более отражала свойства Божества.
Блаженный Иероним подробно передает церковное предание о том, как Пресвятая Дева проводила дни во время своего пребывания в храме. С раннего утра до третьего часа дня (по-нашему до 9 часов утра) Она упражнялась в молитве, с третьего часа до девятого (то есть до трех часов пополудни) Она занималась рукоделием и упражнялась в чтении Слова Божия. С десятого часа Она опять становилась на молитву и пребывала в ней до тех пор, пока ангел не приносил ей пищу, и Она принимала ее из его рук.
Жизнь Девы Марии от Введения во храм и во Святая Святых Иерусалимского храма – общение с Ангелами
…Живя во храме, Пресвятая Дева лишилась родителей. Сначала умер 80-летний Иоаким, а вслед за ним и Анна.
Так, в нежном возрасте обречена была испытать горькое сиротство Та, Которая впоследствии должна была исцелить сиротство всех одиноких, покинутых людей, стать матерью, утешительницей и заступницей всех сирот.
Конечно, сознание своей беспомощности, своего одиночества среди людей должно было еще сильнее обратить сердце Марии к Богу, в котором было теперь заключено все ее счастье и вся ее судьба».
Сегодня особый день в Иерусалиме, где в доме святых праведных Иоакима и Анны и родилась Пресвятая Богородица.
Львиные ворота, Иерусалим
Есть в Иерусалиме Львиные ворота. Точнее, у этих ворот, как и у некоторых других в Иерусалиме, несколько названий, каждое из которых отражает свое время, свою историю. Их называют львиными, потому что на них изображены не то львы, не то барсы, словом, некие геральдические «кошки», появившиеся здесь, очевидно, в память о владычестве мамлюкского султана Бейбарса.
Другое название ворот – «Ворота Марии». Так называют их местные арабы, потому что рядом находится православный храм Рождества Богородицы. С Девой Марией связано и третье именование тех же ворот – Гефсиманские. От них действительно прямая дорога ведет к склону горы Елеон, где в Гефсиманском саду, у подножия горы похоронена была Мать Иисуса.
Итак, мы входим в город Львиными – Гефсиманскими воротами. На первом же здании по улице справа читаем над входом греческую надпись: «Святой монастырь Иоакима и Анны, принадлежащий Иерусалимскому Православному Патриархату». Обратим внимание на то, что надпись «монастырь» плохо вяжется с обликом здания, вполне современного двухэтажного светского дома.
Пещера, бывшая частью дома Иоакима и Анны
Это место дома святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. В византийское время здесь был построен храм, неоднократно разрушавшийся и восстанавливаемый христианами после разорения, постепенно и весь квартал пришел в запустение, особенно после землетрясения 1834 года.
В конце XIX века представители Греции стали строить здесь здание своего консульства, и в нижнем этаже, с помощью России, устроили скромную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда вы входите в дом, церковь расположена направо от вас, за стеклянной дверью. Не только многие иконы в храме русской работы, но с радостью узнаешь здесь и лики своих русских святых – Александра Невского, Владимира Красное Солнышко. Из того же подъезда справа имеется лестница, ведущая вниз, в жилище святых Богоотец Иоакима и Анны. 8 (21 сентября) здесь совершается торжественная, праздничная служба.
Дом Иоакима и Анны. Мозаичный крест на полу, обозначающий место рождения Богородицы
...Сначала вы проходите в маленькую комнатку, где старинной мраморной мозаикой выложен на полу простой черный крест, отмечающий место рождения девочки, предназначенной со временем стать Матерью Бога. Затем, по еще более узким ступеням спускаемся этажом ниже, в комнату, где, по преданию, жили и скончались сами Иоаким и Анна. Древнееврейские жилища часто представляли собою такие (естественные или полуестественные, слегка обработанные) пещеры, приспособленные для жилья и лишь обстроенные снаружи стенами, создающими подобие привычного для нас дома.
Паломники поют у выложенного мозаикой креста тропарь Рождества Богородицы:
Рождество Твое Богородице Дево, /
Радость возвести всей вселенней: /
Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, /
И разрушив клятву, даде благословение, /
И упразднив смерть,
Дарова нам живот вечный.
Дни рождения святых в Церкви обычно праздновать не принято. Есть только три исключения…
Это Сам Богочеловек Господь Иисус Христос, Его Божественная Родительница – Дева Мария, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» и «больший в рожденных женами» святой Пророк Предтеча и Креститель Спасов Иоанн.
Все остальные святые чествуются в день кончины – то есть в день рождения в Блаженную Вечную Жизнь, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание».
Потому что рождение в жизнь на земле не есть праздник, но скорбь, ибо земля – юдоль плача и скорби. Переход в мир иной также может быть несчастным, если человек не спасен, ибо потусторонняя скорбь для таковых бывает в тысячи раз более мрачной, чем земная.
И только переход в Вечность для святых людей блажен, ибо они рождаются в Вечную Блаженную Жизнь, неописуемую земными словами. Они уходят с земли, навеки соединившись с Богом и сделавшись богами по благодати, то есть, возвратив себе райское состояние первозданного человека.
Что же касается трех святых лиц, о которых шла речь, то они, рождаясь для земной жизни, сразу становятся святыми.
Для них святость, пребывание с Богом началось уже с рождения в земную жизнь. Поэтому и празднуется их Рождество.
Скажут: Пресвятой Деве и святому Иоанну Крестителю повезло, ибо им были дарованы особые обстоятельства.
От Благовещения до Сретения
Однако какими бы благоприятными ни были обстоятельства их появления на свет и возрастания, но они были подобно всем людям наделены свободной волей, и они поэтому, именно, свободно избрали путь достойного использования дарованных им благоприятных обстоятельств. Далеко не всякий будет способен достойным образом воспользоваться такими возможностями. Напротив, только в редких случаях. А чаще, ведь, не будут молиться, а будут лениться…
Господь дал заповедь о непрестанной молитве, сказав: в чем застану в момент кончины, в том и сужу; бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). То есть, не знаете времени своей кончины, ни кончины мира. И апостол Павел говорит: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1 Сол. 5:16).
Результатом такой непрестанной молитвы должно быть, если на то есть воля Божия, воссоединение человека с Богом, возвращение Бога в сердце человека, обретение Царства Небесного внутрь нас. То есть, возвращение потерянного рая. И в этом отношении Матерь Божия являет нам непревзойденный образец. Ибо вся жизнь Ее от материнской утробы до Успения была, можно сказать, непрерывным Богообщением.
…В синаксарии на Субботу Акафиста содержится слово о помощи со стороны Царицы Небесной Византии, подвергавшейся военной опасности со стороны иноверных иноплеменников – персов, скифов, агарян. Благодаря Ее предстательству победа оказывалась на стороне христиан даже в таких случаях, когда, например, число нападавших скифов в десять раз превышало греческое войско.
Нам понятны чувства благодарности греков Царице Небесной, которая спасала их от ужасов нашествия варварских племен. В истории нашего отечества Пресвятая Богородица также оказывала скорую помощь в борьбе с иноверными иноплеменниками.
Однако самая главная война и битва у христиан не против плоти и крови, но против собственных грехов и страстей, которые препятствуют достижению главной цели христианина – соединению с Богом, стяжанию благодати Святаго Духа, Царства Небесного, которое внутрь нас есть.
Эта невидимая брань усугубляется тем, что грешник не один, но его окружает целое общество таких же грешников, вовлекающих других в жизнь, исполненную греха и страстей. И еще трудность этой брани увеличивается до чрезвычайности по той причине, что на стороне греха и страстей выступает не кто иной, как сам древний змий, сатана со своими несметными бесовскими полчищами, который умнее и сильнее грешника, особенно, если тот нарушением святой заповеди отвергает помощь Божию. Поэтому апостол Павел и говорит, что наша брань не против плоти и крови, но против властей и миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. (Еф. 6:12).
И эта война на три фронта – против собственных страстей и непреодолимых зависимостей, против дурных влияний общества и против исконного невидимого врага – самый трудный из всех видов человеческой деятельности.
Эта битва труднее сражений между людьми, как всякого рода единоборств, так и ратного подвига на поле брани. На войне можно закрыть своим телом амбразуру – и ты уже герой. А эта невидимая брань сопровождает человека до гробовой доски, и невидимый враг подстерегает каждую оплошность, потерю бдительности и расслабление, чтобы застать врасплох и напасть. Поэтому от воина этой невидимой битвы требуется постоянная бдительность и трезвость.
Неимоверная трудность этой борьбы по сравнению с противоборством между людьми была известна еще мудрецам дохристианской древности.
Так, Будда говорил: «Если некто в битве тысячу раз победил тысячу людей, а другой победил себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве».
Лао-цзы: «Побеждающий людей силен. Побеждающий себя могуществен».
Соломон: «Сдерживающий гнев больше берущего приступом город».
Мы, христиане, знаем, что без Бога мы и не можем победить себя.
Мы не в состоянии порвать путы пленивших нас привычек и зависимостей от различных укоренившихся страстей, подогреваемых порочным окружающим нас миром и невидимым искусным врагом – древним змием, который намного умнее и сильнее нас, если мы остаемся наедине с ним и миром, без помощи всемогущего Бога.
Мы знаем, что в случаях видимой брани с иноплеменниками действенной была молитва и предстательство Божией Матери. Когда Она ходатайствовала перед Богом за обращающихся к Ней за помощью. Столь же действенным бывало это ходатайство и в тех бесчисленных случаях, когда за помощью к Ней обращались ратники невидимой брани – христианские подвижники.
Откуда у Божией Матери такая сила молитвы?
Сила молитвы Богородицы коренится в Ее девственной чистоте – чрезвычайной чистоте плоти и духа. Это подтверждается тем, что в деисусном чине ближе всех святых у престола Вседержителя предстоит, кроме Богородицы, Иоанн Предтеча, который также отличается чрезвычайной девственной чистотой.
Пресвятая Дева, Матерь Божия и св. Иоанн Предтеча – это лучшие, чистейшие представители рода человеческого.
Итак, чистота сердца дает возможность невозбранно приблизиться к самому Престолу Вседержителя и доставляет скорое исполнение молитв.
Божия Матерь рядом с Престолом Христовым
Отсюда понятно, почему чистота – основная мишень, на которую нацелены стрелы врага. И его особенная забота – о том, чтобы вконец развратить род человеческий, ввергнуть его в содомский беспредел и с самого раннего возраста растлить юные поколения. Чтобы лишить людей всякого дерзновения в молитве и самой возможности молитвенного Богообщения, без которого невозможно взойти на Небо, в Царство Небесное, откуда был низвержен этот завистник – сатана со своими полчищами…
А для нас днесь родилась Заступница рода христианского.
05.12.2024