«Из всех чудес самое полезное чудо – обращение грешника в праведника». Свт. Николай Сербский

Новый народ, новый путь, новая культура

Снимок экрана 2022-07-27 в 19.04.56.png
Святитель Николай Сербский

28 июля – памятная дата, установленная в честь Крещения Руси и в воспоминание святого равноапостольного великого князя Владимира. О ее значении для России и всего мира рассуждает сербский святой Николай (Велимирович; 1880-1956).

Владимир первый пошел путем Креста со всем народом своим. Это не могло произойти без великой внутренней борьбы в самом Владимире...

Он, никогда не отказывавший себе ни в одном земном удовольствии, доходивший до предела разврата, необузданной кровожадности, грабежа, местелюбия, – он должен был умереть старой душой и начать жить новой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

Решиться на смерть душевную, я считаю, тяжелее и героичнее, чем на смерть телесную.

Алексей Филатов. Выбор веры князем Владимиром .jpg А. Филатов. Выбор веры князем Владимиром

Принимая веру христианскую, Владимир знал, что принимает и самую тяжелую из трех предложенных ему вер. Летописцы сообщают, что он долго расспрашивал, прежде чем решился.

Он знал, что христианская вера означает путь Креста и что путь Креста означает прежде всего поставить крест на своем дурном прошлом, на тряпье старых привычек, на своей старой душе. И знал он, что недостаточно будет просто стащить веревками с киевского холма Перуна и утопить его в Днепре, но что и сам он, и каждый подданный его должен будет выкинуть всех идолов из своей души.

…Каков был в язычниках Владимир, таковы были и русские славяне: мрачная орда грабителей, разбойников, обжор, пьяниц, разрушителей, которые вдов сжигали живьем, которые идолам своим приносили в жертву закланных младенцев. То был страх и трепет для культурных народов, особенно для самой культурной из них – Византии. Наибольшим удовольствием для славян было разрушение того, чего они не создали, и ограбление того, чего они не заработали.

Какая сила под солнцем могла из этой мрачной орды сотворить народ, приручить его, переродить, преобразить, воскресить и дать ему душу святую вместо души звериной? Единственно сила веры Христовой могла совершить с русскими это неземное чудо.

Она из Владимира-волка сделала Владимира-ягненка. Недавний женоманьяк, Владимир распустил свой гарем и начал жить целомудренно. Владимир – обжора и пьяница – начал поститься, причем поститься до изнеможения, – он, посмеявшийся над верой исламской, когда услышал, что она запрещает свинину и вино! Владимир-кровопийца начал обходить больницы и тюрьмы, раздавая милостыню и утешение. Владимир – ночной игрок и весельчак – начал проводить ночи в слезных молитвах, в коленопреклонении и отбивании поклонов, в размышлениях о суде Божием и своей душе. Владимир-бесстыдник стал стыдливее девушки. Владимир-палач превратился в кроткого, раскаянного и милостивого самарянина. 

Крещение князя Владимира. Радзивиловская летопись

…Кто-то может пуститься в исследование Промысла Божия и в недоумении вопрошать: отчего Бог избрал крестителем и переродителем русского народа именно такого человека, который первой половиной своей жизни превзошел во зле, кажется, всех своих языческих предков и современников? Как будто Тот, который гонителя Савла обратил в Апостола веры Христовой, не знал, что делает, выбирая такого язычника, каким был Владимир, для важнейшей миссии в великом народе!

Тяжело, правда, распознать все нити в тончайшей ткани Божия Промышления, но эта нить довольно ясна.

Нужно было именно исправившегося грешника выставить пред всеми коленами русскими.

Из всех чудес, что творит в мире вера Христова, самое полезное чудо – обращение грешника в праведника.

«Владимир – красно солнышко». Так прозвал народ русский своего духовного родоначальника. Разумный и благодарный народ этими словами лучше всего отобразил личность крещеного князя-крестителя. Мрачная телесная масса превратилась в красное солнышко. Это воистину произошло с Владимиром.

С этого державного святителя начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.

Если мы сейчас оглянемся на жизнь русского народа от святого князя Владимира до сегодняшнего дня, то увидим, что он шел по пути, на который вывел его дух и пример его крестителя. Миллионы за миллионами являлись на свет, брали на себя крест Владимиров и, восклицая Христу: Осанна! – уступали место новым миллионам.

…Река русской народной истории текла в определенном направлении – и это главное, – но иногда быстро, иногда медленно, порой же так тихо, что тяжело было определить, вперед ли она течет или назад.

Итак, история крещеной Руси представляет собой макрокосмически душевную драму святого Владимира, как святой Владимир микрокосмически представляет собой всю историю крещеной Святой Руси.

Оглянемся теперь на сегодняшнее положение мира.

С кровью мировой войны на главе своей нынешний мир глубоко погряз в грубости и жестокости. Он нуждается теперь не в одном святом – этого слишком мало, – но в целом священном, святом народе.

Народ этот должен и в наши дни пройти владимировы муки внутренней борьбы за превосходство Царствия Небесного над земным.

Народ этот должен быть хорошо битым и битьем убеленным от греха, как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем мук и слез, чтобы сделаться смягченным, облагороженным, обоженным, совершенным. Мир ждет такого народа. Кто же будет этим ожидаемым народом? Это тот народ, о котором мир сегодня не в состоянии сказать ничего определенного, о котором судят да рядят на всех пяти континентах. Это – народ судьбы, который Провидение месит, чтобы сделать из него самый лучший хлеб для духовной трапезы изголодавшегося мира.

Русский народ разделен сегодня на мучеников и мучителей. И одни, и другие безмерно мучаются. И мы желаем спасения и одним, и другим. Этим подвигом самоистязания народ русский готовится к великой своей миссии в человечестве, готовится громко изречь то «новое слово», о котором говорил Достоевский.

Своим первым Крещением, водою и Духом, под святым Владимиром, Россия спасла христианство. Произошло это именно тогда, когда православная вера, поддерживаемая Святой Византией, совсем было обессилела – не из-за своего бессилия, но из-за бессилия людей; когда, с другой стороны, политиканская вера Запада – вино, смешанное с водой, – боролась с князьями мира сего за земное царство. Христианство было на смертном одре, истинные христиане – в отчаянии. Тогда Промысл Божий двинул целый континент, целый неведомый людской муравейник на помощь правой вере. То была Владимирова Русь.

Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды веры христианской на Востоке и Западе недостаточно сильны, чтобы помочь оглохшему и растерянному миру, и когда, с другой стороны, самое закоренелое язычество под разными именами подняло свои рога на всех пяти континентах, – сегодня вновь Промысл Божий призывает Владимирову Русь помочь христианству, а через него и человечеству.

Помочь таким образом, чтобы на весах ценностей дать перевес той стороне, что готова во имя Сына Божия прилепиться к Царствию Божию.

Наступает время и настало уже, когда мученичеством крещенная и освященная Святая Русь свяжет всех нравственных идолов, которые сейчас ее давят, и, подобно святому Владимиру, свергнет их с земли Русской в бездну невозвратную.

Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святительские, как это происходит сегодня, но когда войско живых русских святых, от святого Владимира и святого Серафима до последних мучеников Христовых с Царем-мучеником во главе, возвестит Небу и земле, что весь русский народ обновлен Христом, заново в муках рожден, заново во крови крещен и готов теперь помочь всему миру.

Наступает время, братья мои, и уже на пороге оно, когда грязью залитое и в муках постаревшее лицо русского народа воссияет как солнце и осветит всех тех, кто сидит во тьме и тени смертной. Тогда все народы на земле благодарно возгласят: «Наша Русь, наша мученица, красное солнышко!». Как и русский народ непрестанно, а особенно в этот день, каждый год возглашает: «Владимир – красно солнышко!»

Блаженны вы, плачущие в эти дни с Россией, ибо с нею и утешитесь! Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею скоро и возрадуетесь. 

Херсонес Таврический (Корсунь) 

Херсонес – купель Святой Руси

Снимок экрана 2022-07-27 в 18.02.20.png
Валерия Крымская

В севастопольском Херсонесе, на месте крещения великого равноапостольного князя Владимира и его дружины 28 июля проходит всенародный праздник. Предлагаем репортаж с места событий.

Беломраморные колонны, развалины древних базилик, изобилие роз и лазурное море, омывающее Гераклейский полуостров, на котором испокон веков расположен Херсонес Таврический (Корсунь) – ныне это один из дальних районов легендарного Севастополя. 28 июля, на день памяти великого равноапостольного князя Владимира тысячи севастопольцев и паломников из других городов и весей устремляются большим крестным ходом из Князь-Владимирского Собора, где находятся гробницы адмиралов, в древний Херсонес, к месту крещения князя Владимира и его дружины.

Будучи еще язычником, князь Владимир Святославич проводил жизнь отнюдь не праведную: имел множество наложниц, любил разгуляться на хмельных пирах и приносил языческим божествам человеческие жертвы. Желая взять себе в жены порфирородную сестру византийских императоров, красавицу Анну, но встретив решительный отпор со стороны византийцев, князь Владимир в течение 9 месяцев осаждал Херсонес и, в конце концов, ему удалось его взять. Но Господь сохранил город от разрушения. Могло ли быть иначе? Ведь на его главной площади в I веке, по преданию, проповедовал святой Андрей Первозванный, а св. равноап. Кирилл обрел Евангелие, написанное русскими письменами, легшими в основу глаголицы. Как не сохраниться городу, где одно время покоились мощи священномученика Климента, папы Римского, приведшего ко Христу не менее 3000 человек и создавшего 70 церковных общин? И не оттого ли уцелел этот город, что в нем было не менее 400 православных храмов, а в лихие времена пострадали за Христа семеро его епископов?

Так или иначе, но, войдя в Херсонес победителем, князь Владимир, по Божьему попущению, полностью ослеп и не отдал приказа о  разрушении храмов и домов непокорных херсонеситов. Именно тогда, в 988 году, согласно «Повести временных лет», князь Владимир осуществил судьбоносное для себя и всей Руси решение – принял Крещение от византийских священников, прибывших вместе с принцессой Анной, с которой вскоре обвенчался здесь же, в Херсонесе.

Омывшись в купели Крещения, князь Владимир прозрел не только телесно, но и духовно. Свет Истины преобразил его настолько, что в Херсонесе крестилась и вся его дружина, состоявшая из славян и варягов.

В благодарность за чудо прозрения, которое сотворил с ним Господь, князь Владимир построил в Херсонесе церковь. И когда он с супругой Анной отправлялся обратно в Киев, то взял с собой не серебро и злато, а христианские святыни, в том числе честную главу священномученика Климента и Корсунскую икону Богородицы.

Снимок экрана 2022-07-27 в 19.25.47.png Херсонес Таврический

Вскоре весь народ увидел разительную перемену, происшедшую с их великим князем. Владимира стали называть Красным Солнышком за проявившийся добрый нрав, щедрость и милосердие. Во всем Святой князь стремился следовать Закону Божию и отныне созидать, а не разрушать. Поганых идолов он повелел сбросить в Днепр, а своему народу – принять Крещение и утверждаться в Православной вере. Так в Херсонесе Таврическим князем Владимиром был сделан великий цивилизационный выбор – каким путем должны развиваться Святая Русь и все мы. 

Князь Владимир призывал славян жить, творить и созидать в мире и единении, а потому нелепо разделять православных по национальностям, хотя именно такое жесткое и искусственное разделение навязывают братским народам националисты, ввергая их в текущих обстоятельствах в кровавую бойню. Русские, белорусы и украинцы – это единый православный народ, из одной Херсонесской купели воспринявший спасительную православную веру.

О прекращении братоубийственного конфликта кому, как не великому равноап. князю Владимиру, Крестителю Руси, надо возносить молитвы, особенно в день его памяти, 28 июля.

Празднества в этот день проходят в Херсонесе из года в год все с большим и большим размахом.

Крестный ход .jpeg Мозаика древнего пола.jpeg Раскопки.jpegИз раскопок.jpeg
Крестный ход.jpeg Праздник, посвященный Крещению Руси.jpeg Херсон .jpegХрам с купелью князя Владимира.jpeg
Крестный ход .jpeg Мозаика древнего пола.jpeg Раскопки.jpegИз раскопок.jpeg
Крестный ход.jpeg Праздник, посвященный Крещению Руси.jpeg Херсон .jpegХрам с купелью князя Владимира.jpeg
Празднества в Херсонесе в день Крещения Руси

После Божественной Литургии в Свято-Владимирском Соборе, где в нижнем приделе хранятся части той древней церкви, в которой князь Владимир, по преданию, принял Крещение, проходят всевозможные мероприятия и праздничный концерт. Гусляры наигрывают старинные былины у памятника святому Андрею Первозванному, фуд-корты предлагают отведать сбитня и горячих калачей, в фотозоне представлены виды Херсонеса, а самых юных гостей ожидают мастер-классы по изготовлению стеклянных бус и чеканке монет. Детишек ждет интерактив «Корсунская легенда», позволяющий погрузиться в события X века, связанные с Крещением князя Владимира.

На спектакле «Грифон».jpg На спектакле «Грифон» 

А для взрослых среди руин Херсонеса готовится иное действо – спектакль «Грифон» о становлении Святой Руси от Крещения и до наших дней.

Каждый, по возможности, хоть раз в жизни должен посетить великий Праздник Крещения Руси в Херсонесе!

Как жили предки до принятия истинной веры?

pa.jpeg
Ольга Орлова

Откуда и что нам известно? Например, дошли до нас проповеди патриарха Фотия IX века, летописи периода правления императора Константина Багрянородного и известия Льва Диакона в X в., сказания скандинавских саг и некоторых арабских писателей того же времени. «Повесть временных лет» летописца Нестора также включает некоторые данные о нашей древней истории, обозреваемые точно с высоты Промысла Божия.

Племена восточных славян-язычников нуждались в единстве, о чем так написано в «Повести временных лет»: «Реша русь чюдь, словени и кривичи и вси: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет».

Но язычество не основа для объединения. Ты веришь так, я иначе, мы постоянно воюем между собой. Разве что отдельные племена по служению одному тотему как-то кооперировались. Кругом были тьмы тем пришельцев «из невести», все, что было не изведано, звалось «страна незнаемая». Раньше было принято селиться на возвышенностях, чтобы обозревать округу. Потом уже в русских лексикон войдет словечко «окрест», – т.е. вокруг креста, с установки которого и начинали затем отстраивать любое селение.

Известно, что христианство распространялось на Руси еще до официального крещения народа при князе Владимире в 988 году. Есть свидетельство Оригена (†254 г.) об апостольском уделе святого апостола Андрея – Скифии. Именно на северные земли выпал его жребий проповедовать веру во Христа. Здесь он благовествовал в середине 1-го века по Р.Х. От берегов Черного моря он поднялся по Днепру и далее шел по пути из Скандинавии в Византийскую империю (путь «из варяг в греки») вплоть до северо-запада, где на берегу реки Волхов поставил крест и затем отплыл на Валаамские острова, что в Ладожском озере. Здесь, на одном из островов, где было устроено языческое капище, святой Андрей воздвиг большой каменный крест. После тут был создан прославленный Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.jpg Валаамский Спасо-Преображенский монастырь 

Потом апостол вернулся на южный берег Ладоги и, следуя отсюда в Рим, прошел сухопутным путем вдоль Невы по ее правому берегу к Финскому заливу, где на корабле отбыл в Балтийское море. И далее по янтарному пути пошел на юг и вышел на Карнунт – к римской крепости на Дунае. О жезле святого Андрея Первозванного, оставленном им в «веси Грузине» (так называлось село по пути его следования), повествуется в житии новгородского святого преподобного Михаила Клопского, что написано было по благословению архиепископа Макария в 1537 г. в Новгороде боярским сыном В.М. Тучковым.

В предисловии к этому житию отмечается, что после Крещения Руси «на том месте, идеже святый апостол жезл свой водрузил, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется и в нем безценное и честное оно сокровище, многоцелебный жезл полагается, о немже многа и неисповедимая сказуются чудеса иже и до ныне всеми видим есть».

Потом апостольская закваска точно затаилась. Она не могла остаться без следа. Но внешнего исповедания не было видно. Разве что на юге, где располагались старинные колонии греков, открыто уже в те давние времена исповедовали христианство. В Крыму христиане проживали еще в времена святого Климента Римского, его сослали туда из Рима в 94 году по Р.Х. В IV веке уже встречаются упоминания епархий Херсона и Босфора, в VII и VIII веках Сурожа и Фульска. В IV веке своя епархия появилась у готфов, проживавших в междуречье Дона и Днестра. Вот из этих древних епархий вера и проникала на протяжении последующих веков на Русь. В X веке нашими основными соседями уже были страны с христианским населением, – Северное Причерноморье и Византия, мы с ними торговали, так что общение было налажено.

Аскольд и Дир – первые киевские князья, о которых упоминается в связи с христианством. Совершив в 864 году набег на Царьград (Константинополь), они были поражены чудом, что произошло по молитвам патриарха Фотия и императора Михаила III, многие из руссов тогда крестились, возможно, и князья – известно, что на могиле Аскольда потом воздвигли церковь святителя Николая. Потом еще руссы трижды ходили походами на Константинополь – в 866, 907 и 941 годах. Речь идет не о разбое, так как все эти походы увенчивались заключением мирных договоров, где прописывались новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в первых договорах подписывались язычники, потом уже исследователи находили христианские имена.

Так, русский князь Игорь, правивший до 945 года, по-язычески скрепил договор клятвой на мечах. В 945 году древляне-язычники убили его, разорвав между двух деревьев, подписав тем самым и себе смертный приговор. Княгиня Ольга, возглавив страну при трехлетнем сыне Святославе, не будучи еще сама христианкой, отомстит за мужа. А после примет христианство, – в самом Константинополе, о чем красноречиво свидетельствуют как русские летописи, так и византийские источники.

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.jpg Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова 

О крещении самого князя Владимира, внука княгини Ольги, летописец XI века ссылается на разные версии этой истории, главное указывая, что крестился Владимир после сватовства к сестре византийского императора Анне, так как император ромеев Василий II не согласился бы породниться с варваром.

Известно, что летом 988 года отряд варяжско-русской дружины численностью около 6 тысяч, посланный Владимиром, спас византийского императора Василия II, разбив войско посягнувшего на престол Варды Фоки. Сам князь Владимир сопровожал свою дружину до днепровских порогов. Те, выиграв этот решающий для империи бой, так и остались в подданстве Византии.

А потом и князя Владимира встречали в Византии с почестями.  Тогда-то и пообещали руку сестры императора Анны, хотя и медлили исполнить обещанное. Так что князь Владимир добивался руки своей будущей единственной жены военной силой.

После взятия византийского Херсонеса брак был заключен. После Крещения Руси, народ наш перестал считаться в Византии варварами. 

Федор Бронников. Крещение князя Владимира.jpg Ф. Бронников. Крещение князя Владимира 

Русь вместе с церковными книгами обрела письменность, само христианство привнесло высочайшую неизвестную языческому миру культуру.

У славян была некая примитивная письменность: купи-продай. Но теперь уже эта дикая маслина прививалась к мощной культурной традиции постижения и отражения прежде всего трансцендентного.

Хотя главными свидетельствами является всегда жизнь христиан. Так ранее кровожадный, развратный князь Владимир, который мог на глазах родителей изнасиловать дочь, преобразился в нового человека. Распустил гарем, отменил даже смертную казнь. Стал сам помогать и заботиться о больных, немощных, нищих.

Князь Владимир сказано в летописи: «повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от схотьниц кунами (деньгами)». И даже тем, кто не в силах был явиться ко двору, помощь развозили по домам.

Это уже была не просто щедрость, а именно милосердие.

Список литературы:

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Том 1 // Мн.-Харвест, 2003. – 592 с.
Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. № 6. – С. 249-258.
Исаев С. Выбор веры Владимиром Крестителем

«Огнем и мечом?»

Иерей Георгий Максимов.png
Священник Георгий Максимов

Вот цитата из популярного у язычников фильма: «За 12 лет христианизации только в Киевской области (Киевская Русь) из двенадцати миллионов девять физически были уничтожены».

Вот как, по версии язычников, проходило крещение Руси. Эта версия, конечно, не для всяких скучных ботанов, которые начнут спрашивать: а откуда данные? На каких исторических источниках это основано? Как быть с тем фактом, что в то время такое огромное количество народа никак не могло проживать «в одной только Киевской области»? Почему отсутствуют археологические подтверждения столь массового геноцида?

Идеологи неоязычества (которые и ведут эту пропаганду «огнем и мечом») знают, что их целевая аудитория таких скучных вопросов об источниках задавать не будет и доверчиво проглотит любую выдумку, и чем бредовее выдумка, тем доверчивее.

Ладно, проглотили. Но давайте просто сложим два и два. Сколько воинов было у Владимира? Личная дружина около четырехсот человек. Если же мобилизовать всех кого можно, то самый максимум, потолок – 40 000.

Вообразите картину: 40 000 вооруженных мечами и луками христиан всего за несколько лет убивают 9 000 000 язычников, из которых не менее 1 800 000 были здоровыми мужчинами, имевшими дома такие же мечи и луки. Это какими же овощами надо быть, чтобы при более чем сорокакратном превосходстве позволить истребить себя и свои семьи? То есть вот такими были наши предки по версии неоязычников? Вот такими их сделала «родная вера»?

Крещение войска князя Владимира в Херсонесе. Фрагмент диорамы. Павел Рыженко .jpg Крещение войска князя Владимира в Херсонесе. Фрагмент диорамы. Павел Рыженко .jpg Крещение войска князя Владимира в Херсонесе. Фрагмент диорамы. Павел Рыженко .jpg
Крещение войска князя Владимира в Херсонесе. Фрагмент диорамы. Павел Рыженко.jpg 1111.jpg Крещение войска князя Владимира в Херсонесе. Фрагмент диорамы. Павел Рыженко .jpg
Крещение войска князя Владимира в Херсонесе. Диорама. П. Рыженко

Тут возникает три простых вопроса.

1. Христиане говорят, что наши предки добровольно приняли новую веру, как свободные люди, довершившись выбору князя, который согласовал этот выбор со старейшинами. Неоязычники говорят, что наши предки не хотели креститься, но кучка христиан по приказу князя силой заставила их, а три четверти при этом попросту истребила, несмотря на колоссальное превосходство наших предков в численности. Скажите, какая из этих версий унижает память наших предков? Какая представляет их безвольными забитыми слабаками, а какая – свободными людьми?

2. Если христиане были в состоянии в столь короткое время победить столь многократно превосходящие силы язычников, то значит, христианство делает человека просто берсерком-супервоином и даже круче. Как же это сочетается с уверениями язычников, что христианство – это религия слабаков, а язычество нас, типа, сделает сильнее?

3. И, наконец, самый интересный вопрос – а куда смотрели в это время славянские боги? Перун, Род, Сварог, Даждьбог и прочие товарищи – они почему не вмешались?

В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как свергали в Киеве идол Перуна. Когда его выбросили в Днепр, несколько язычников долго бежали по берегу и кричали «Выдыбай, боже, выдыбай!» Такова была последняя мольба к Перуну на русской земле. Последние его сторонники не просили, чтобы он защитил их от христиан – они просили, чтобы Перун защитил себя, чтобы явил чудо и при всех вытащил из воды своего поверженного идола. Действительно, было бы эффектно. Может быть, и христианизация Руси остановилась бы. Но ничего не произошло. Даже более того – когда волны наконец прибили идола к берегу, то бывший там мужичок, подойдя, отпихнул его обратно в реку со словами: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь». Не только против княжеских воинов-христиан, но и против одного безоружного мужичка Перун оказался бессилен.

И ведь это те самые славянские боги, которых нынешние неоязычники любят рисовать в виде могучих витязей в броне, про которых говорят, что они, мол, не как Христос, Который учил подставлять вторую щеку и не противился, когда Его распинали, эти боги учат, что надо постоять за себя и дать сдачи. Как же так получилось, что вся эта свора супермощных славянских богов схлопотала по полной от последователей Того, Кто учил подставлять вторую щеку, и ничем не могла помочь ни себе, ни своим сторонникам?

Итак, еще раз. Если неоязычники говорят правду про кровавое крещение Руси, то у нас только три варианта, как объяснить бездействие славянских богов: либо их попросту нет, либо они ничто перед христианским Богом, либо им наплевать на своих последователей и однажды они уже очень жестко кинули наших предков. Возникает простой вопрос: каким идиотом надо быть, чтобы ратовать за возврат к почитанию таких богов?

Из книги «Православие и неоязычество. Где правда?»

Крещение Руси

К чему надо быть готовыми после Крещения?

Иеросхимонах Валентин (Гуревич).png
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Это относится и к целому народу, и к каждому отдельному человеку.

Сразу после крещения душа человеческая подвергается нападению сопротивной силы – это относится и к человеку, и к народу. Не избежал этого и Сам Господь, – выйдя из иорданских вод, Он тут же, абие, был поведен духом в пустыню для искушения от диавола. Но только Он один и устоял при этом искушении. А все остальные человеки при этом неизменно падают, и для того, чтобы восстать, имеют нужду в покаянии. Это относится и к народам.

Сразу после крещения Русь, разделенная на уделы, управлявшиеся многочисленными сыновьями святого Владимира, пережила период так называемой феодальной раздробленности и усобицы князей, которая началась убиением святых Бориса и Глеба Окаянным Святополком и закончилась наказанием Божиим – 200-летним татарским игом. В конце этого периода – преподобный Сергий Радонежский, после кончины своих родителей обретший спасительную память смертную, удалился в пустыню и в короткий срок в уединенном подвиге поста и молитвы достиг такой благодатной силы, что наполнил всю Русскую землю своими учениками, основавшими по всему лицу страны иноческие обители, преображавшие народную жизнь. Это уже был плод Крещения.

По словам историка Ключевского, преподобный был благодатным воспитателем русского народного духа, – воспитателем не только простолюдинов, но и князей, которые под его влиянием прекращали усобицу, народ освобождался от панического страха перед опустошительными татарскими набегами и оказался способен на ратное сопротивление иноплеменникам.

Павел Рыженко. Поле Куликово.jpg П. Рыженко. Поле Куликово 

Куликовская битва, осеняемая, как победоносным знаменем, Донским образом Богоматери, стала знаком этой перемены в народном сознании, которое до этого момента было сковано грехом боязливости перед завоевателями, – когда, по свидетельству летописи, «и хлеб не шел в уста от страха». После этого благочестивое Московское государство укрепилось, возвысилось и распространило свои пределы от «британских морей» до Аляски и от «южных гор до северных морей». Подобно тому, как в ветхозаветной древности св. Давид расширил границы своего царства от Нила до Евфрата.

Но по отступлении от благочестия всегда следует падение и раздробление.

Заветы крестителя Руси

Архиепископ Аверкий (Таушев).png
Архиепископ Аверкий (Таушев)

Великое наше несчастье в том, что русский народ не устоял в верности великим заветам крестителя Руси, поддался обольщениям вражиим, свернул со своего прямого законного исторического пути, и результатом этого явились великие бедствия и потрясения, пережитые нами, а теперь даже угроза гибели всему человечеству.

Поэтому для спасения как русского народа, так и всего человечества надо оставить всякую политику, в том числе и лукавую политику непротивления злу, и начертать на знамени своем единственно эти три великих лозунга, завещанных нам нашим просветителем: богопознание, верность святому Православию и непримиримая борьба с сатанинским злом при всецелом уповании лишь на помощь Божию, которая тогда не замедлит явиться.