23 июня - День рождения Православной Церкви, Праздник Пресвятой Троицы. А может ли современный человек понять, что такое Троица? Ответить на этот вопрос предлагаем, изучая духовное наследие русского старца архимандрита Кирилла (Павлова; 1919-2017), чьи именины (22 июня) теперь совпадают с новым праздником - Днем принесения чудотворного образа "Святой Троицы" в Троице-Сергиеву Лавру. Так это историческое событие благословил называть Святейший Патриарх Кирилл.
Однажды блаженный Августин, утомившись от размышлений о Святой Троице, вышел прогуляться на берег моря и увидел маленького мальчика, который ложечкой черпал морскую воду и носил ее к ямке, проделанной в песке.
Выльет, наберет – выльет, опять наберет. «Что ты делаешь?» – спросил его блаженный Августин. «Да вот хочу вычерпать море и перенести его в эту ямку», – простодушно ответил мальчик. «Малыш, твоя затея бессмысленна!» – воскликнул богослов. «Нет, – сказал мальчик, – скорее я вычерпаю ложкой море, чем ты своим умом проникнешь в тайну Троицы». Сказал и исчез. Был это, наверное, Ангел…
Тайну Пресвятой Троицы человечеству приоткрыл преподобный Андрей Рублев, создав икону для главного – Троицкого – собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где сегодня теплятся лампады над ракой преподобного Сергия. Три Ангела – Три Лица Пресвятой Троицы – являют собой образ Божественной любви и одновременно – первообраз общения между любящими людьми, живущими единой жизнью в мире, тишине и согласии.
«Любовь составляет высшее благо в нашей христианской жизни, – говорил духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и трех русских Патриархов архимандрит Кирилл (Павлов), – и без любви все наши дела благочестия: пост, молитва, воздержание, целомудрие, благотворительность – не будут иметь никакой нравственной цены… Почему? Потому что Бог по своей природе, по существу есть Бог любви и Бог мира» [1, 74].
Протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области:
«Бог – не просто Бог, а Бог – Троица. Бог един, но не один. Един – это единство сущности и единство всего бытия. Сербский подвижник наших дней, уже прославленный преподобный Иустин (Попович) замечательно сказал: «Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества». Человек создан по образу и по подобию Божьему (Быт. 1:26), а потому присуще ему иметь любовь, иначе это недочеловек – получеловек. Вот эта сущность Божества – любовь – должна воплощаться в человеке, а выражается это в единении» [4, 93].
Каждый, кто когда-либо обращался к старцу Кириллу (Павлову), попадал в «облако» добра и тишины, чувствуя его неизъяснимую любовь. Но сам старец, говоря об отношении к Богу и человеку, обращал внимание на то, что Бог должен быть на первом месте – тогда все остальное на своем. «Ничего и никого не должно любить более Бога, будь это отец или мать; сын или дочь, или жена, – отмечал батюшка, – потому что все это временно, всего этого можно лишиться, один только Бог вечен, один Он вечно с нами пребудет, если мы полюбим Его… и это люди узнают, когда будут умирать. Тогда все, что мы теперь любим, оставит, отвратится, убежит от нас; только один Христос нас не оставит ни при смерти, ни после смерти» [2, 83].
Но что значит для современного человека любить Бога? В этом смысле ничего не изменилось с древних времен: любить Бога означает выполнять Его Заповеди, данные в Евангелии.
Игумен Варнава (Федоров), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовное чадо отца Кирилла (Павлова), уточняет:
«Но для этого надо прежде всего полюбить Евангелие. А тому человеку, который Евангелие никогда не открывал, это и не объяснишь, он просто ничего не поймет – пока не прочитает…
Читая Евангелие, уже не человек, как это в молитве происходит, с Богом беседует, а Сам Господь с человеком говорит.
…Мирянам батюшка советовал хотя бы по главочке одной в день Евангелия читать. И на самом деле убеждаешься: когда какая трудность возникает или вопрос мучает, а спросить особо не у кого, открываешь Евангелие и находишь и ответ, и утешение, и поддержку – от Самого Христа уже непосредственно.
Я как-то спрашивал у батюшки: «А если вот, допустим, нет духовника. Что делать?» – «Если жить по Евангелию – никогда с пути истинного не собьешься» [4, 238].
Подобно еще одному подвижнику XX века – старцу Сергию Орлову, который сформулировал христианское правило выживания в современном мире – «От нас зло не должно исходить», отец Кирилл (Павлов) возвысился до нового гимна в честь любви – «Любовь не видит зла во зле». В проповеди 15 августа 1993 года он рассуждал: «Как сама любовь чужда всякого коварства, всякого зла, так и в других, в любимом человеке она не видит этого зла. Любовь долготерпит, все покрывает, все недостатки, все слабости, немощи человеческие…» [1, 57].
Любовь не видит зла во зле. С одинаковой любовью старец Кирилл принимал Патриарха, архиереев, власть предержащих – и тут же – людей, страдающих зависимостями, уголовных авторитетов. Иногда к отцу Кириллу приходили подростки – в наколках, с сережками на языке, на веках. Ни тени упрека, осуждающего взгляда не было на лице отца Кирилла, только внимание, ласка, участие…
Уже в конце своей жизни батюшка завещал своему духовному сыну, Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию (Березовскому) – «Жалей всех людей, и Бог тебя пожалеет».
На встрече с учащимися Московских духовных школ 12 марта 1996 года один из семинаристов спросил отца Кирилла о том, как побыстрее забыть любимую девушку, с которой не сложились отношения.
«А почему не получилось? – неспешно начал свой ответ отец Кирилл. – Если причина уважительная, что не состоялся союз, тогда трезво, разумно к этому вопросу подойти, – и делает вывод: – Значит, Господь не благословляет, отводит его от этого лица для его же пользы… Положиться на благую волю Божию, Господь желает ему пользы, поэтому скорбеть не должно» [3, 120].
Батюшка призывает молодежь хранить чистоту и целомудрие, удаляться от развращенных сообществ, девственникам – особенно остерегаться общения с лицами другого пола. Грешников буквально выхаживает молитвой и кротким словом.
Любовь Владимировна Пьянкова, келейница архимандрита Кирилла:
«Один характерный случай рассказывал мне врач, который наблюдал уже тяжелобольного батюшку (...).
«Я, – говорит, – не отрицал Бога, но жил обычной жизнью нецерковного человека. И вот батюшка как-то пришёл ко мне на обследование, и у нас завязался разговор. Он меня спрашивает: «Ты крещёный?» «Да, крещёный, – отвечаю. – Но я, батюшка, в церковь не хожу; я, говорю – грешный человек, я женщин люблю». А батюшка мне: «Ну, все мы грешные люди. Давай с тобой договоримся: я за тебя буду Богу молиться, а ты уж от своего греха как-то старайся воздерживаться, отстраняться. И в церковь все-таки ходи». «И вот батюшкиными молитвами я, – говорит, – исправился и в церковь теперь хожу. Батюшка меня к Богу привёл». То есть отец Кирилл его не укорил, не осудил, не поругал, а только сказал: «Давай договоримся, что я за тебя Богу буду молиться, а ты от своего греха отстраняйся». А сколько таких судеб батюшка выправил!» [4, 145].
Старцы стараются сохранить то доброе, что есть между любящими людьми.
Протоиерей Валериан (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области:
«Даже если какие-то искушения бывали между любящими, старцы старались так каждую из сторон расположить, чтобы только не разрушить любовь. У одной рабы Божией было общение с семейным человеком, и у семейных это вызывало смущение. И когда она попала к отцу Иоанну (Крестьянкину), на ее смущение он ответил: «Увлечение, как правило, греховно, а чувство свято» [4, 190].
Подлинная любовь обнимает всех – друзей и врагов. «Надо мной смеется братия», – жаловался отцу Кириллу располневший монах. «Ну и пусть смеются, а ты молись за них, молись», – отвечал старец.
Зависть или печаль из-за благополучия ближних, по мнению отца Кирилла, есть страсть, противоположная христианской добродетели любви, самая тяжкая из всех.
«Зависть является первой скверной, растлившей Небо и землю. Виновницей падения Денницы, начальника ангелов, изгнания прародителей из рая и осуждения их на смерть, а также первого убийства на земле была зависть» [2, 31], – говорит батюшка.
«Это страсть такова, что она прежде всего приносит мучение и печаль обладаемому ею. Завистливый человек сам в себе получает должное наказание. Поэтому-то святые отцы и говорят, что страсть зависти есть самая несправедливая из всех страстей и в то же время самая справедливая: несправедливая – потому что преследует все хорошее и доброе, справедливая – потому что мучает тех, кто ее имеет» [2, 33].
Отец Кирилл советует: «Когда видите ближнего, который в чем-то превосходит вас, не давайте места зависти, а вознесите теплую молитву ко Господу, чтобы он укрепил и умножил добродетели ближнего, тогда и вас Господь не оставит Своей милостью и любовью» [2, 29].
«От человека подвиг веры, от Бога – дар Любви», – говорили святые отцы.
Истинная, дарованная Богом любовь, нежная и хрупкая, обладает сверхъестественной внутренней силой. Как первые весенние цветы порой взламывают твердый асфальт, пробиваясь к солнцу, так и любовь преодолевает все трудности и невзгоды. И если в современном мире выживает сильнейший, то для Вечности выживает тот, кто пребывает в любви Божией, которая «никогда не перестает».
14.10.2024