«Неважно, что делают другие, важно, что делаешь ты сам». Священник Николай Бабкин о кризисе веры у подростков. Часть III

Предлагаем вниманию читателей третью, заключительную часть беседы священника и блогера Николая Бабкина, посвященную кризису веры у подростков. Его встреча с молодежью и родителями прошла в рамках Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» в ноябре 2022 года.

1WhatsApp Image 2022-12-01 at 15.10.58.jpg
Николай Бабкин, иерей

Часть I – «Вместо того чтобы клеить на ребенка ярлыки – нужно учиться договариваться».

Часть II – «В чем-то родители ошибаются. Но проблема не в том, что они ошибаются, а в том, как человек потом к этому относится».

Часть III

Мы все разные…

– Очень рада, что получилось прийти на эту встречу. Я из поколения 70-х годов XX века: мы смотрели правильные фильмы, собирали макулатуру, помогали старшим, были пионерами, комсомольцами, тимуровцами.

Дети, рожденные в 2000-х годах, другие: у них не было такого опыта, как у нас, но они более свободные, раскрепощенные, могут говорить то, что чувствуют, без всяких шор. И сегодняшняя тема «кризис веры», наверное, немножко некорректна. Это не кризис веры, это вера, которая сегодня преподносится в другой форме. Ваше выступление было бы невозможным ни в 80-х, ни в 90-х годах прошлого века – вот так к нам бы «не спустился» ни один священник. Вы говорите с нами на равных. Это здорово. Вы говорите, как обычный человек.

– Так я и есть обычный человек. Крылья просто дома забыл (отец Николай смеется). Спасибо огромное. На самом деле действительно, друзья, мы любим иногда шельмовать советское время, может быть, из-за командной экономики, возможно, из-за советских принципов, но я, честно говоря, не утопист и не верю, что есть какой-то самый лучший на свете правитель или самое прекрасное государство.

Наиболее совершенное государство управлялось Богом, это была теократия, судьи израильские. Но люди в какой-то момент сказали: мы так больше не хотим, дайте нам царя, как у всех. И пророк предупредил: царь будет ваших детей на войну забирать, станет с вас налоги брать, обижать. «Ничего, ничего, – ответили ему, – зато мы будем как все другие народы, у нас будет царь».

То есть люди сами не захотели жить под властью Бога.

Поэтому, конечно, мы все равно будем пытаться создавать какие-то модели управления и обществом, и страной, и это, безусловно, станет отражаться на поколениях, поэтому мы все разные. И это здорово, когда мы в разных системах воспитаны, но способны друг друга видеть и слышать, а также понимать.

В том числе осознавать то хорошее, что было в советское время (в плане честности, высоких ценностей, того, что у человека были какие-то гарантии, он не чувствовал себя потерянным в этом мире).

В советской системе имелись и свои минусы, конечно, но понять и услышать друг друга – это важно.

В Церкви тоже грешат

– Отец Николай, я учусь в 10-м классе, мне 16 лет. И у меня кризис веры, который связан с моей школой. Как ни странно, я учусь в православной школе

WhatsApp Image 2022-12-19 at 01.24.55.jpeg

– Как же угораздило так?

– Вот так вот, у меня очень воцерковленная мама.

– Воцерковленная мама? Звучит угрожающе.

– Как ни странно, в православной школе делается акцент на детей священников. Например, у меня папа не священник. И, соответственно, ко мне отношение совершенно другое, чем к детям священнослужителей. Скажем, если сын священника кого-то обидит, ему это простят. А если у меня возникнет конфликт, то со мной будут проводить беседу, мне придется говорить с духовником школы. Как с этим быть?

– Эта еще одна история про мальчика, о котором я уже рассказывал. Ребенок пришел в алтарь с глазами, широко открытыми на мир, а старший его соалтарник взял пакость сотворил в алтаре и при этом заявил: «Это можно на исповеди не говорить». И у этого маленького мальчика рухнул весь мир.

Здесь тоже речь идет о некоем разочаровании.

Для подростка разочарование – это нормально. Надо просто понимать, что мир вокруг нас устроен не так, как ты хочешь.

И чем раньше эти иллюзии у тебя исчезнут, тем скорее ты начнешь создавать вокруг себя тот мир, который ты желаешь создать. Будешь жить по своим ценностям, по своим правилам. То есть видеть несправедливость и не соглашаться с ней – это не означает «париться» из-за этого каждый день.

Понятно, что в православной гимназии есть люди, которые организуют «блат» детям священников, отрабатывают какие-то свои травмы.

Я просто был сыном попа, учился в школе, и Туша-жирдяй – не самое страшное, что мне тогда говорили. А вот Святоша и так далее – это меня ранило гораздо сильнее. И, может быть, те дети, которые выросли уже и тоже были сыновьями священников, став взрослыми, что-то подобное вытворяют. Я не знаю, но может быть, какие-то свои травмы отыгрывают. То есть надо тоже понимать, что люди просто так ничего не делают.

Да и ладно: отдайте им право быть такими, какие они есть. Главное, что ты так не поступай, если считаешь, что это неправильно!

Если человек православный, даже если это гимназия православная, в ней все равно находятся обычные люди. В Церкви тоже грешат. Иуда был один из 12 апостолов. Да и Петр тоже был апостолом и отрекся от Христа, но, правда, покаялся. Человек может согрешить и пойти повеситься, то есть просто погибнуть в грехах; а может согрешить и исправиться и стать первоверховным апостолом. То есть, каждый человек имеет выбор: как поступить.

Мы говорили, что у кого-то не было мучительного поиска веры, у кого-то он был. И я в какой-то момент понял, что моя вера была усвоена просто по факту, впитана с молоком матери.

Но у многих была личная встреча со Христом. Помните, как рассказывал митрополит Антоний Сурожский. Он после лекции отца Сергия Булгакова на чердаке открыл Евангелие и понял, что он в этой комнате не один. И это не какой-то там глюк был, он ощутил реальное присутствие Христа. Так как мы все христиане, и все причащаемся, мы все какое-то переживание присутствия Бога испытали. Но мы, к сожалению, это переживание должны испытывать снова и снова, потому что мы легко увлекаемся этим миром, забываем про Бога.

Когда я начал читать Евангелие как Слово Божие для меня, то та теория, которую я изучал в семинарии, открылась в другом свете. Я понял, почему апостол Павел сказал: «…горе мне, если не благовествую» (1Кор. 9:16). «Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть» (1Кор. 15:10).

Пока благодать в нас пребывает, пока мы христиане и несем в себе живого Христа, свидетельствуем о Нем миру, нас никто не сможет сломить.

Поэтому вы как верующие подростки имеете гораздо больше ваших неверующих родителей. Понимаете? У них может быть классное воспитание, очень хорошая советская школа (не будем ругать советскую школу), но при этом вы уже сейчас познали Бога. И у вас впереди годы на то, чтобы стать к Богу ближе и вот этот свет пронести в своей жизни. Это самое важное, что есть сейчас, и это то, что впоследствии поможет стать самим собой.

Очень часто говорят, что мы в христианстве должны про себя забыть, быть хуже всех, слушать радио «Радонеж» и смотреть канал «Спас». Но на самом деле во Христе человеческая личность раскрывается, и тот талант, который Бог в тебя вложил, именно в Боге раскрывается.

И даже если где-то случается несправедливость какая-то – это нормально. У меня в семинарии тоже было много несправедливостей. Пока я учился, у нас несколько монахов из монастыря ушло на моих глазах. Понимаете?

– Это было искушение?

– Это просто жизнь. Ну, случается. В ней есть зло, в ней есть грех. И неважно, что делают другие, важно, что делаешь ты сам.

Причем неплохие монахи-то ушли. Просто они рано пришли в монастырь. И не были готовы к такому подвигу, который несли. Может, они уже вернулись, кто знает.

Насколько мне известно, вне монастыря они жили честно. То есть у них не было жен каких-то левых, тяжких грехов. Просто жили, работали. Многие, кстати, возвращаются. Чаще всего.

То есть бывают у человека в жизни очень сложные кризисы. Даже у взрослого. Если человек в подростковом периоде не зашел в эти самые вопросы и сомнения, не разрешил их, то ему придется с ними столкнуться позже.

Как эта девочка, написавшая письмо одному архиепископу Кентерберийскому о своих сомнениях. А он ей ответил: сомнения – это хорошо, не забывай про свои сомнения, потому что благодаря им ты та, кто ты есть. И никогда не бросай своей прекрасной привычки задавать вопросы.

Там, где нет Бога, будет зло

– Отец Николай, подскажите, как я, мама уже вполне взрослого ребенка, могу помочь ему пережить травмирующий опыт, связанный с издевательствами, буллингом в школе. В связи с этим у него тогда случился кризис веры.

Я была не лучшей мамашей, потому что занималась своими делами, а он скрытный, и все свое страдание пережил внутри, и потом, много лет спустя, мне выдал: «Где был твой Бог, когда надо мной издевались, и почему Он такое попускает?»

– Да, когда подростки поднимают сложные вопросы, они заставляют нас, взрослых, искать на них ответы.

Философ Франк сказал, что если мы сможем объяснить, почему Бог допускает в этом мире зло, то мы тем самым признаем, что зло в этом мире допустимо.

А зло абсолютно противоестественно. Поэтому соглашаться с ним нельзя никак.

Просто не надо думать, что Бог – это такой бородатый дядька на облаках, который всех спасает, что это такой телохранитель. Нет, он дал людям Землю: живите, ребята, по-взрослому, сами. Вот вам Земля, огромный прекрасный мир, плодитесь, размножайтесь, живите в нем. И почил от дел своих.

Это, как знаете, ребенок вылетел из гнезда и говорит: «Пап, мам, где вы были, когда меня начальник с работы уволил?» «Что ж ты не пришел к нему, пап, ногой дверь не открыл и не сказал: так, сынка моего не трогать, а то будете иметь дело со мной».

Мы, конечно, хотели бы, чтобы у нас были такие, знаете, покровители иногда в какие-то сложные моменты жизни. Но мы же понимаем, что сами взрослые и сами несем за себя ответственность.

Поэтому в этом мире мы будем сталкиваться со злом, с несправедливостью, и не нужно с ними соглашаться, объяснять. Зло – иррационально, оно необъяснимо, но оно просто есть. Как тьма.

Тьма – это что? Отсутствие света. Когда света становится мало, она просто становится тьмой.

Поэтому там, где нету Бога, где нет добра, где нет хорошего, то там будет зло. Свято место пусто не бывает. Я понимаю, что на такой глубокий вопрос каждый сам ищет свои ответы. Можете попробовать Блаженного Августина почитать. У него есть замечательная книжка, «Исповедь» называется, где он тоже все эти подростковые запросы анализирует. Кстати, всей молодежи рекомендую: «Исповедь» Августина – классная книга. Помогает ответить на сложные философские вопросы этой жизни.

Ну что ты «душный»?

– В детстве мне всегда было интересно, кто же такие священники в обычной жизни? И мне мама рассказывала, что они не пересекаются с социальными сетями и живут как будто вдалеке от цивилизации. Но, как я понял, вы снимаете тик-токи?

– Есть грех.

– Вы находитесь в медиасфере. Вопрос такой: а что вас привело в медиасферу и какие у вас цели и задачи в этой области?

DSC_7058.jpg

– Меня в соцсети привела жена. И служение на приходе. Священником стал в 22 года, то есть в 17 поступил, в 22 закончил семинарию и через месяц после свадьбы был рукоположен, стал диаконом, потом священником. Это быстро, рано, ничего хорошего в этом нет, никому не советую. То есть раньше 30-ти, канонического возраста, точно не надо принимать сан. К 30-ти годам я только что-то начал понимать. И мне показалось, что сейчас мог бы начать учиться быть хорошим священником. Хотя мне один батюшка сказал, когда нас с женой венчал, что хороший священник – это тот, который 10 лет прослужил.

Таким образом, в интернет, в социальные сети сначала пришла жена. Я уже вернулся с Чукотки, полгода там прослужил, к соцсетям имел такое же отношение, как люди старшего поколения, что все это от лукаваго, делать там вообще нечего. И хотя сайты храмов были уже, какие-то странички люди вели, меня туда никогда особо не тянуло. Но у меня был приход, общение с людьми, какая-то молодежная работа – и надо было осваивать эту сферу. Начал с «Контакта». «Инстаграм» появился в 2016 году, тогда он еще не был запрещенной, экстремистской организацией на территории Российской Федерации. Сейчас – да. Хотя все равно все в ней сидят.

И я пошел в сети, там семейные фотографии «заходили», вел семейный блог, научился с людьми разговаривать нормально. То есть ушел пафос поповский.

DSC_7298.jpg

Мне запомнился на всю жизнь момент, когда я только-только семинарию окончил, весь такой умный из себя, знаете – студент-выпускник. Стою, произношу какую-то богословскую проповедь: учение о спасении, об оправдании апостола Павла на основании его посланий. Что-то очень заумное рассказывал, а впереди женщина, Анна Маркиановна ее звали, она меня перебивает во время проповеди… А у меня аж челюсть отвисла. После московской школы-то. В Москве, понимаете, все слушают, чтобы когда тебя кто перебил – да вы что? А тут деревня. Но она говорит: «Батюшка, вы нам лучше жития святых расскажите». «Отец, что-то ты загоняешься, – подумал я. – Надо быть попроще к людям. Потому что эти твои рассуждения им триста лет не нужны. Ну, короче, не нуди. Ну, что ты нудный». Или, как сейчас молодежь говорит: «Что такой душный?»

На самом деле хорошая проповедь, это когда человек говорит про то, что ему важно и интересно, и говорит от себя.

Да, понятно, он говорит о Христе, о переживаниях, он должен к этому возвращаться, вокруг этого все должно крутиться, но когда ты просто говоришь очень красивые правильные вещи – это лекция. А мне интересно поговорить.

Православные святые против Хэллоуина

– Отец Николай, мне 45 лет. У меня недавно произошел конфликт в метро с подростками, которые зашли и начали материться.

– Они так самовыражаются.

– Абсолютно верно. Когда я сделал им замечание, они ответили – да мы что хотим, то и делаем, это наше право. Как провести грань между свободой и вседозволенностью? Что тут можно сказать?

– Сказать? «Да, вы можете материться, это ваше личное дело, безусловно. Но когда вы материтесь громко, орете на весь вагон, то вы тем самым всем людям в вагоне говорите, что нам на вас наплевать. Вы сейчас вторгаетесь в мое личное пространство своей матерной бранью. Мне это неприятно слышать. Я воспитан иначе. Вы можете ругаться дома, где хотите, это ваше личное дело. Но здесь есть я, здесь есть дети, женщины, поэтому, ребята, пожалуйста, не ругайтесь».

Это все, что вы можете сделать. Потому что драться с ними не положено. В полицию их не сдашь. Но то, что вы говорите – это хорошо. Скажет один, скажет другой, скажет третий, в следующий раз они орать уже будут тише.

– Один из позитивных моментов советского общества – в нем было коллективное воспитание. Скажем, стоит пятнадцатилетний пацанчик, курит, любой гражданин подходит к нему, дает небольшую затрещину, за руку ведет к родителям. Те пожимают вашу руку, говорят – огромное спасибо. Сегодня все будет наоборот. Тому, кто сделает замечание ребенку, грозит тюрьма.

– За замечание – нет, а вот за подзатыльник – да. Учитель даже прикоснуться не может.

– Да и сказать-то тоже. У меня второй вопрос. В связи с тем, что недавно прошел Хэллоуин. Запрещать это нельзя, потому что мы с вами здесь сейчас это обсуждали, что запреты рождают отторжение и желание еще больше это попробовать. Как тут быть?

– Я нарисовал открытки. Есть такая замечательная святая мученица Марина или Маргарита. В западном варианте она на иконах изображается так: держит змея одной рукой, а другой – с молотком – замахивается на него. Я написал: «Да воскреснет Бог, да расточатся врази его!» Такие открыточки православные. Когда тебе присылают что-то, «поздравляют», ты – бац ответочку, открыточку. И тебя больше не поздравят уже никогда с Хэллоуином. Ты себя обозначил. И открытка прикольненькая такая, и она не агрессивная. Без намека, что я тебя сейчас в ответ молотком стукну.

– Можно эту открытку?

– Да, она в телеграм-канале есть, подписывайтесь, ставьте лайки.

WhatsApp Image 2022-12-19 at 00.52.50.jpegНаш ответ Хэллоуину. Открытки от отца Николая Бабкина

По преданию, мученица Марина победила диавола в обличье змея в темнице. Ее же замуж хотели выдать, а она отказалась: ответила, что замуж не пойдет, Христа предавать не будет. Ее посадили в тюрьму, пытали, в итоге голову отсекли. Очень показательное житие о том, что человек может иметь убеждения и стоять за эти убеждения до конца. Поэтому мученица Марина очень в тему.

– А что-то более значимое?

– Не знаю, вырезать крест на тыкве, я так сделал. Свечку поставил.

…Давайте мы на теме Хэллоуина остановимся, пока не зашли дальше, в глубины ада.

– Давайте поблагодарим отца Николая за то, что он откликнулся, приехал, чтобы побеседовать с нами, поделиться, ответить на наши очень болезненные вопросы, которые, конечно, волнуют очень многих. Спасибо!

Отец Николай отвечает на вопросы читателей в своем чате, во время прямых эфиров

https://t.me/nickolaybabkin/4579

Ссылки на соцсети:

https://taplink.cc/nickolay_babkin