«Россия – государство, которое хранит во всем мире Православие». Ректор МДА епископ Звенигородский Кирилл

О причинах цивилизационных конфликтов, подлинном христианстве и планах мировых финансовых элит говорили ректор Московской Духовной академии епископ Звенигородский Кирилл (Зинковский), писатель и миссионер иерей Валерий Духанин, другие известные богословы и социологи.

Мероприятие, организованное фондом «Медиа просвещение», прошло в Сергиевом Посаде в рамках цикла студенческих круглых столов «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта» (см. здесь).

Модератором встречи стал студент 3 курса факультета управления и политики МГИМО Кирилл Очерекин.

Публикуем первую часть беседы.

ko.jpg
Кирилл Очерекин

Кирилл Очерекин:

– Мы рады, что в это непростое время собрались в обители преподобного Сергия обсудить актуальные вопросы нашей жизни. Владыка, наши святые писали о том, что причины войн кроятся в грехах, в отступлении народов от Бога. Значит ли это, что и мы, молодежь, являемся виновниками конфликта и несем ответственность за то, что сегодня происходит?

1-photo1683190040.jpg

Ректор МДА епископ Кирилл (Зинковский):

– Можно много рассуждать о современной эпохе, о традиционных ценностях, которым, например, посвящен недавний указ, подписанный первым лицом государства (Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – Ред.).

Но мы знаем, что Библия оканчивается Апокалипсисом – это то, куда движется человечество. Еще в XIX веке преподобные старцы Оптинские говорили о том, что технический прогресс, к сожалению, не означает прогресса культурного и духовного. А зачастую представляет собой обратное движение, хотя сам по себе технический прогресс, конечно, не является греховным. Но человек, несущий в себе греховное начало, в современных условиях все менее загружен физическим трудом. И если в древние времена он больше жил для того, чтобы добывать, как сказано в Библии, свой хлеб в поте лица (Быт. 3:19), то сейчас это становится все менее актуальным. Человек оказывается более свободным, физически трудится меньше, и часто это служит ему не на благо.

Конечно, по мысли Федора Михайловича Достоевского, мы все в какой-то степени в ответе за то, что происходит в мире. Но в то же время я уверен, что все-таки главная вина здесь лежит не на нас, не на простых людях, а на тех, кто определяет геополитическую повестку. И здесь мы оказываемся перед фактом, что мир развивается так, как он развивается. Это, правда, не снимает с нас ответственности за нашу личную жизнь, за жизнь наших близких, за души всех тех, кто с нами связан, за наше ближайшее окружение.

Хотя, наверное, мало кто из нас дерзнет думать, что мы можем быть такими молитвенниками, о которых говорил святой Силуан Афонский: «Есть такие люди, молитвы которых не дают еще миру разрушиться и окончить своё существование».

photo1683190255.jpeg

О планах финансовых элит

Многие сегодня говорят о том, что человеческая цивилизация развивается естественно, стихийно, все происходит случайно. Однако мировая элита, которая направляет мир в определенное, мягко говоря, не самое лучшее русло, все-таки существует…

Несколько лет назад мы с братом (иеромонахом Мефодием (Зинковским). – Ред.) были в Риме и беседовали с православной женщиной Татьяной, которая примерно 20 лет назад вышла замуж за итальянца и работает экскурсоводом, она хорошо знает историю Рима, общается с профессорами, изучающими эту тему, провела нас по городу, показала мощи древних святых.

И она рассказала об одной очень богатой пожилой паре, которая как-то пришла к ней на экскурсию. Пара эта была настолько состоятельной, что супруг участвовал в переговорах о покупке одного из первых университетов Рима. Его жена за обедом расслабилась, разоткровенничалась и сказала Татьяне: «Мы знаем несколько семей, очень-очень богатых, у нас так много денег, что ещё больше денег нам просто не интересно. У нас другие цели, ориентиры и задачи».

«Может быть, развитие образования, медицины в странах Третьего мира? – размышляла Татьяна, но решила уточнить: – А что же?»

И эта женщина ответила: «Мы хотим как можно больше людей ввести в самые тяжелые грехи».

Татьяна была поражена: «Что-то? Как-как?»

Ее собеседница поняла, что проговорилась, и тему свернула. А Татьяна рассказывала: «Я целую ночь не спала, потом с трудом общалась с ними…»

И она попросила нас с братом прокомментировать – как это может быть целью человеческой жизни?

photo1683190390.jpeg

Что здесь сказать? Можно было бы предположить стремление «подсадить» людей на какие-то пороки через бизнес-проекты, чтобы таким образом получать прибыль. Но эта женщина сама сказала, что экономические цели им неинтересны. Эти люди имеют антихристианскую сущность. Они преследуют идеологические и, возможно, духовные цели. Стремятся других людей убедить в том, что их культуры, их ценности, религии ничего им не дали. И через некоторое время можно будет спросить у них: «Вы понимаете, что вы свиньи?» Они скажут: «Понимаем». Потому что человек, отпускающийся в болото грехов, чувствует себя противоестественно. «Значит, нужны новая религия и новая культура».

По большому счету это – антихристианство и подготовка прихода антихриста.

Насколько эта подготовка осознана разными представителями финансовой элиты – это уже другой вопрос. Но то, что они действуют в каком-то смысле синхронизировано, можно убедиться, анализируя информацию из разных источников.

Архиепископша-лесбиянка, или Конец демократии

Однажды меня пригласили в Новую Зеландию, где есть православный храм, построенный нашими мигрантами. Рядом с ним расположена более просторная англиканская церковь. И у этих двух приходов сложились хорошие отношения. Иногда, по договоренности, на Пасху (которая не совпадает с англиканской) наши устраивали в их храме православное богослужение, т.к. народу приходило много.

И вот англиканский священник признается нашему отцу Владимиру: «Вы знаете, наша церковь возникла на волне некой демократизации, на почве идеи возрождения активной жизни прихода, где события происходят не просто потому, что так сказал Папа Римский. Но парадоксальным образом, несмотря на то, что подавляющее большинство священников против, нам сейчас назначают архиепископшу-лесбиянку».

И она возглавила новозеландскую епископальную церковь. Это произошло в нарушение тех принципов, которые были заложены в основание жизни данной церкви.

Куда ни кинь – везде одна и та же тема. Один наш диакон, серб по национальности, жил несколько лет в Европе, в последнее время в Швейцарии. Он делился своими впечатлениями: «Некоторые в России думают, что информация о том, что на Западе все движется куда-то не туда – всего лишь российская пропаганда. Но я сам уехал из Европы в Россию. Потому что там моя дочка гуляет на улице, мимо нее проходит дядя в женском платье, а трехлетняя девочка, хотя и маленькая, спрашивает: «Папа, а почему этот дядя в женском платье?» «А я, – говорит диакон, – понимаю, что этот дядя или тетя – не поймешь – брат женщины, которая заведует детским садиком, куда ходит моя дочка. И мне это не нравится. И я понимаю, что это не единичный факт, это некая система, запланированное кем-то движение».

Русская вера

Хотя, конечно, Запад – неоднороден, там есть разные люди. Среди простого населения очень много достаточно консервативно мыслящих людей.

Есть такой сайт – Russian Faith («Русская вера»), его создал отец Иосиф Глисон, живший в Америке протестант, который через чтение духовной литературы и общение с православными людьми пришел к православию. Он стал священником, приехал в Россию и теперь ведет этот медиаресурс. Он говорит: «Со мной на связи довольно много людей англоязычных, которые внимательно смотрят за тем, как моя семья обустраивается здесь, рассматривая вопрос переезда в Россию».

photo1683196253.jpegОтцу Иосифу Глисону (в американском прошлом – Джозефу) было около 40 лет, когда он с женой и восемью детьми переехал из Америки в Россию 

А, скажем, в той же Новой Зеландии, которая считается одной из самых демократичных стран мира, сын человека, у которого я гостил, учится в местной школе. И он рассказывал: учителя выстраивают 13-летних детей, мальчиков и девочек, друг напротив друга, и они должны показывать, что у кого для чего – все органы. Этот парнишка просто сбежал с такого «урока». Папа пошел в школу, попытался как-то апеллировать к законам. «Я как родитель не хочу, чтобы мой сын ходил на такие занятия, у вас же страна демократии», – сказал он. «Нет, – ответили ему, – ваш сын не имеет права не посещать эти уроки». Удивляет такая жесткая и безальтернативная повестка дня.

2photo1683196560.jpgПреподобные Серафим Саровский и Лаврентий Черниговский 

В XIX веке преподобный Серафим Саровский говорил о том, что Россия и близлежащие страны, особенно православные, станут оплотом сил против антихриста в этом мире. Другой святой, уже XX века, преподобный Лаврентий Черниговский, повторяет эту мысль почти дословно.

Для нас это самый серьезный аргумент в пользу истины сказанного.

Особая роль России чувствовалась не только нашими святыми, но и некоторыми яркими мыслителями – Фёдором Михайловичем Достоевским, Николаем Александровичем Бердяевым и др. В их понимании Россия есть не столько страна русских (не дай Бог нам уйти в какие-то генетические изыскания), сколько страна, которая хранит православие и христианские традиции. Соответственно роль ее, безусловно, велика, и я думаю, что нашей молодежи необходимо не столько обвинять себя в происходящем, а скорее искать тот фундамент, который поможет нам укрепиться на историческом основании.

И я думаю, что большинство здесь присутствующих уже нашли этот фундамент – кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. И теперь необходимо укрепиться на нем, чтобы противостоять всем описанным процессам, потому что они захватывают сознание в том числе православных людей.

Мужчина и женщина. С самого рождения

Еще один пример. В 70-х годах прошлого века получила автономию Православная Церковь Америки (Orthodox Church of America, OCA). Отец Даниил, который служит в ней много лет, рассказывает, что недавно проходил очередной собор OCA (а у них соборы организуются один раз в три года) с участием всех прихожан. И они полдня обсуждали, что такое семья.

– А что здесь обсуждать? – спрашиваю у него.

– А дело в том, что обычной формулировки – «союз мужчины и женщины» – недостаточно. Приходится давать новые определения, надо подчеркнуть, что это союз мужчины и женщины, которые таковыми являются по рождению. Потому что если этого не добавить, считайте, что вы ничего не сказали.

Сознание даже священников уже начинает уплывать куда-то в сторону: слишком много вокруг примеров нетрадиционного поведения. Приходится архиереям выступать, предупреждать: «Отцы, если кто-то будет поддерживать такие вещи, придется приостанавливать ваше священнослужение».

И подобное происходит не только в Америке. Из Финляндии матушка одного священника мне пишет: как быть, если приходит человек нетрадиционной ориентации и причащается?

– А почему вы ему не скажете, что этого делать нельзя? – спрашиваю.

– А потому что невозможно об этом говорить.

– Как? Если он ваш брат во Христе? Я не предлагаю сжигать его на костре, но сказать-то ему об этом надо…

– Нет, мы не можем.

Странная ситуация: это же всё-таки православный храм. И по любви к человеку надо обозначить: ты идёшь в погибельном направлении.

Поэтому самый главный вопрос – как нам наши традиционные ценности не просто теоретически сохранить, а практически – в своей жизни. Чтобы противостоять разным информационным агрессивным веяниям, которые проникают и в нашу среду – несмотря на указы самого высокого уровня – наша культура тоже подвержена очень сильным влияниям.

Встреча прошла на Воскресенском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры у храма святых апостолов Петра и Павла. По преданию, здесь были погребены герои Куликовской битвы. 1 мая 2023 года

О том, что происходит на Украине

Удивляюсь, когда простые люди начинают говорить: «Что там Патриарх, мы лучше понимаем все то, что происходит». Но ведь Святейший общается с такими людьми, к которым нам зачастую и приблизиться невозможно, и они обладают гораздо более полной информацией по данному вопросу.

У меня есть знакомый в посольстве России в Германии, и он как-то сетовал: «Бывает, соберешь несколько фактов, кажется вывод из них очевидный. А через некоторое время приходит еще один факт, который просто с ног на голову или с головы на ноги все переворачивает. И я теперь, пока полностью информацию не соберу, выводы делать себе просто запрещаю».

А кроме того, он говорит: «Когда вы смотрите какие-то СМИ, 95% реально движущих сил политической повестки для вас остаётся за кадром или в глубине этой воды. Вершина айсберга видна, а в остальном вы не понимаете, что из чего вытекает, почему происходит. Поэтому если кому-то доверять – то людям, которые всё-таки имеют доступ к информации и, конечно же, молятся, просят от Бога вразумления.

Что касается сегодняшнего конфликта, то ситуация эта, конечно, искусственно созданная, подогретая, спланированная заранее. Поэтому мы молимся, чтобы каким-то образом братоубийственная война прекратилась.

При этом мы понимаем: то, что случилось, было неизбежным. Времена и сроки – другой вопрос.

У меня недавно был в гостях один физик-ядерщик, уже пожилой человек. Он рассказывал: «Когда перестройка началась, мы думали: о, прекрасно, холодная война закончилась! Будем дружить, обмениваться информацией, научными данными».

Кстати, многие простые американцы в чём-то даже похожи на русских, такие рубаха-парни. Совсем другое дело те, кто находится повыше.

Через несколько лет эти физики поняли, что живут совершенно в разных мирах. Один высокопоставленный американец сказал: «Вы что, не поняли – что вы проиграли? От вас нам информация поступает, а от нас к вам – нет».

Тот физик созванивался со своим другом в Харькове на стыке XX-XXI веков и неожиданно услышал:

– Вы когда войска будете вводить?

– Я не понял, что ты имеешь в виду...

– Здесь идут такие процессы, что все закончится войной. Лучше начать ее раньше…

– Погоди-погоди, ты хочешь, чтобы я своего сына с оружием послал на твоего сына? Ты что говоришь вообще?

А тот человек из Харькова отвечает:

– Сейчас не понимаешь, со временем поймешь…

Я недавно слушал проповедь одного католического священника, он рассматривал политические программы Путина, Зеленского, других президентов. «Я не знаю, что лучше для Украины, но как христианин я для украинского народа желаю другого президента. Не того, который поддерживает антихристианские повестки. А зная, – заканчивает свою проповедь этот священник, – что Украину сейчас поддерживает Сорос, я еще больше утверждаюсь в своей мысли. Идущий там процесс – совершенно не в русле христианской свободы и христианского развития».

Поэтому дай нам Бог все наши ценности прежде всего в своей жизни как-то реализовать. И тогда мы сможем, думаю, постепенно, на своем личном уровне противостоять всем негативным процессам, очень тяжелым, непростым. И здесь нам нужна помощь Божия.

01-WhatsApp Image 2023-05-04 at 14.47.58.jpg

Иногда становится даже страшно – возможна ли вообще эта победа? Настолько сознание наших соотечественников повреждается современной повесткой, хитро очень поданной.

Готовясь к одному из докладов, я попросил своего друга найти какие-то сведения по современной информационной войне. Сказанную им фразу я потом вставил в свое выступление. Там, за границей, есть очень много мозговых центров, которые работают с огромным числом персонала. У нас таких центров и таких людей очень мало.

Он сказал тогда: «Мы на эту информационную войну пока еще не явились». И я вижу подтверждение этому на самом высоком уровне.

Но для начала мы будем трудиться внизу. И, может быть, Господь пошлет нам тех, кто наверху тоже будет включаться в этот очень важный процесс. Потому что информационная война сейчас бывает даже важнее, чем физическая, материальная.

Господи, благослови нас…

К. О.:

– Спасибо, уважаемый владыка! Еще один короткий вопрос. У вас – большой опыт руководителя духовными учебными заведениями. Как вы думаете, есть ли у нашей молодежи шанс вернуться к жизни по Евангелию?

Епископ Кирилл:

– Те пророчества святых отцов, которые я упоминал, как раз и говорят о том, что этот шанс, я уверен, есть, и он будет подхвачен, использован во благо нашими соотечественниками, молодежью в первую очередь.

Идея Святой Руси

photo1683190053.jpegСвященник Валерий Духанин 

Иерей Валерий Духанин:

– На самом деле у молодежи даже больше шансов, чем у взрослых людей. Потому что она обладает живой мыслью. Не всегда у молодых людей есть критическое мышление, может быть трезвомыслие, у них еще нет жизненного опыта, но все равно человек ищет, размышляет, находится в поиске. Я поступил в семинарию в 1993 году, при этом у нас семья была атеистическая. И тогда в духовные школы приходили молодые люди, которые обратились к Богу сами, и уже после детей стали обращаться к вере их родители.

Поэтому не надо думать, что молодежь какая-то пассивная, что ее всегда пытаются одурачить. На самом деле именно в юности, в молодости просыпается ум, и ты можешь задуматься – ради чего я живу? Чему я хочу себя посвятить? Где мой подлинный жизненный путь? Где я найду настоящее счастье, а не просто временный комфорт?

Среди моих родственников есть бизнесмен с 30-летним стажем, и он говорит: «Я смотрю на пройденный путь, на своих бывших друзей, которые спились, увлеклись наркотиками – кто-то уже умер, кого-то убили, кто-то женился – разводился по 3-4 раза. А почему все так произошло? Потому что они думали, что когда посвятят себя зарабатыванию денег, получат материальные блага, они сделают свою жизнь стабильнее и станут счастливыми».

А оказалось все наоборот.

Деньги для них стали неподъемным искушением, соблазном, они просто погубили этих людей.

А вот сам тот родственник прошел длинный путь к Богу. Я помню, как мы с ним очень много спорили. Он тогда был молодым, а я даже школу ещё не окончил. И вот он все время выступал против Церкви.


Но прошло какое-то время, возникли опасные ситуации в его жизни, его хотели убить, он вынужден был скрываться и в конце концов понял, что то, на чём он пытался основать свою жизнь, вообще не приносит никакой стабильности. И когда он прошёл через это горнило страданий, то сам обратился к Богу и даже построил храм в честь блаженной Матроны Московской. А раз храм, значит надо туда ходить, молиться. У него такой был путь интересный. А в храме – что? В храме – богослужения, литургии. Надо причащаться, надо исповедоваться. А чтобы исповедоваться, надо внимательнее к себе, к своей жизни относиться.

Я родом из деревни под Оренбургом. И до появления храма там все родственники по-страшному сквернословили, жутко матерились. Но как только появился храм – вдруг сразу начали меняться и сам строитель, и его близкие. Храм стал всё преображать.

И в этом смысл идеи Святой Руси – храмоздательство и богоискательство, в результате которых мы обретаем Бога.

Храм возводим мы, прежде всего, в своей душе. И, конечно, видим храмы как образ Царства Божьего на земле. Вокруг них все начинает преображаться, меняться, и ты уже по-новому начинаешь ко всему относиться.

Но лучше это заметить именно в юном возрасте. Многие святые именно в молодости прославились святостью: и святая Параскева Пятница, и великомученица Екатерина, и святая великомученица Варвара. Причем отличались они удивительной красотой. Сохранили ее, в том смысле, что не запятнали пороками и грехами.

Преподобный Силуан Афонский говорил, что бывают от природы милые лица, но через грехи и пороки они становятся безобразными. Действительно, человек вроде красивый внешне, цветет в юности, но если он увлекается каким-то грехом, пороком, то это его настолько портит, что проходит несколько лет, и ты уже просто не можешь его узнать, не в состоянии с ним общаться. Злоба, раздражение или блудные какие-то страсти его полностью искажают.

А еще преподобный Силуан говорил, что встречаются от природы некрасивые лица, но Божья благодать делает их прекрасными. Как в книге Деяний мы читаем про первомученика Стефана. Когда его судили, все сидящие в Синедрионе видели его лицо как лицо Ангела, потому что в нем сияла Божья благодать.

А про тех, кто его схватил, сказано, что они «рвались сердцами и скрежетали на него зубами». То есть греховные страсти обезображивали этих людей.

Для молодого человека всегда есть как бы два пути: или ты идёшь по пути страстей и грехов, которые сделают твоё лицо безобразным, потому что обезобразят твой внутренний мир. Или же ты всё-таки будешь следовать по дороге чистоты. Это путь к Богу, потому что Бог есть подлинная Чистота, Он есть подлинная Красота и подлинная Истина. И тогда в тебе эта Красота тоже будет сиять. Но повторю, что лучше это заметить в юном молодом возрасте…

Продолжение следует…

Подготовили: текст Ольга Каменева, видео - Егор Коваль, Ирина Ларионова