«Смерть – всего лишь сон, предмет величайшей радости и светлейшей надежды». Архимандрит Кирилл (Павлов)

Содержание:


«Радуйтесь! Я с вами во все дни»

Архимандрит Кирилл (Павлов).png
Архимандрит Кирилл (Павлов)

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы, Летняя Пасха, завершающая Успенский пост и годовой круг двунадесятых церковных праздников. О величайшем событии Священной Истории – проповедь архимандрита Кирилла (Павлова, 1919-2017)

Девочка у Божией Матери.jpg Успение есть переселение от земли на небо нашей общей христианской МатериСегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии.

Воспетая еще древними Пророками и ублажаемая от Духа Святаго за предопределенные Ей от Бога радость и блаженство, Она, Пречистая, живя на земле, еще не видит исполнения на Себе этих Божественных предречений; наоборот великие скорби, нужды, душевные переживания сопровождают Ее земную жизнь. В земной Ее жизни над Ней исполнились в точности слова праведного Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Сколько горя перенесла Пресвятая Дева, сколько сокрытых слез пролито было Ею на земле, когда видела Она ужасные страдания и смерть Возлюбленного Сына Своего!

И вот ныне, в самый день Успения Божией Матери, оканчивается Ее слезное сеяние и делание. С минуты Ее переселения от земли на небо начинается – и открывается перед очами всей вселенной – Ее неземное величие, Ее слава и блаженство.

Священное Предание о славном Успении Богоматери рассказывает следующее. По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, Пречистая Матерь Его с особенной любовью посещала те места близ Иерусалима, которые были ознаменованы молитвой, страданием и смертью Ее Возлюбленного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, вертоград, где было погребено Тело Спасителя, сделались любимыми местами Ее молитв и излияний святых чувств Ее сердца. Часто и подолгу размышляла Она о Своей смерти и будущей загробной жизни, часто даже обращалась к Господу с молитвой о скором отшествии Своем из здешней жизни и блаженном соединении с Ним – Сыном Своим и Богом. И вот однажды, когда молилась Она на горе Елеонской, к Ней явился Небесный Вестник – Архистратиг Божий Гавриил, благовестивший Ей прежде бессеменное зачатие и рождение от Нее Спасителя мира.

Ныне, представ пред Пречистой, он предвозвестил Ей, что наступило время для переселения Ее от земли на небо и причастия благодатных утешений от Духа Святаго.

Исполненная глубокой веры в будущую вечно блаженную жизнь, эту весть от Архангела Она приняла не со страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности Богу. Архангел Божий вручил Ей райскую ветвь, символ Ее будущей радости и блаженства.

Перед Своей смертью Пречистая пожелала видеть святых Апостолов и молила Сына Своего об исполнении этого желания. Апостолы были в это время рассеяны по миру, проповедуя Евангелие Царствия всем народам. И вот, по молитве Пресвятой Девы, они мгновенно, восхищенные Божественной силой, стекаются по воздуху на облаках к месту, где пребывала Пречистая в Иерусалиме, чтобы воздать Ей последние почести и своими святыми руками предать погребению Ее непорочное тело. Но не довольно было этого чуда; в минуту Ее Успения отверзлось самое небо и Господь славы со множеством Ангелов и святых Сам нисшел во сретение Своей Пренепорочной Матери.

IMG_EDEDD9193D99-1.jpeg

Является Господь Сам, чтобы явить всем векам и народам то величие, которого Благодатная Мария достигла высотой Своего смирения и святостью жизни равноангельской.

Самое пречистое тело Ее, носившее в себе Бога Слова, не видело тления, не подлежа уже закону естественного разрушения; на третий день по Своем успении Она была воскрешена Господом и в новом прославленном теле вознесена от земли на небо. В этом дивном переселении Ее на небеса святые Апостолы удостоверились по следующим чудесным событиям.

По смотрению Божию, один из двенадцати Апостолов Христовых, Фома, не прибыл в Иерусалим вовремя со всеми учениками, а достиг его лишь только на третий день, сильно печалясь от того, что не удостоился быть в последние минуты возле Пречистой Богоматери и получить Ее благословение.

Тогда прочие Апостолы, чтобы утешить его, отправились с ним в Гефсиманию, где было похоронено тело Пречистой, дабы поклониться Ей; однако, когда они открыли гроб, то тела Ее во гробе не оказалось. Апостолы сильно скорбели и недоумевали о происшедшем.

Но вот, к вечеру, когда они были собраны все вместе в Сионской горнице, явилась им Богоматерь, сияющая небесной славой, со множеством Ангелов и святых, и рекла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». И, конечно, Апостолы весьма возвеселились и утешились от того, что Богоматерь, по собственному слову Своему, будет неотступно с ними, Своим молитвенным предстательством сохраняя их на всех путях многотрудной, исполненной опасностей жизни, уверяя их вместе с тем еще более в истине воскресения мертвых.

Таким образом, смерть Богоматери есть только тихий, спокойный сон или, как называет ее Православная Церковь, успение. Смерть Богоматери не заключает в себе ничего страшного и безотрадного для ума и сердца христианина; напротив, отшествие Пресвятой Девы убеждает в том, что и для нас смерть должна быть предметом не страха и отчаяния, а величайшей радости и светлейшей надежды, ибо она есть всего лишь сон – более или менее продолжительный, за которым последует радостное пробуждение в новом прославленном теле для блаженной жизни на небе.

Традиция праздника на Святой Земле

Николай Николаевич Лисовой.png
Николай Николаевич Лисовой

Праздничные богослужения, посвященные Успению Пресвятой Богородицы, на Святой Земле начинаются на три дня раньше, чем в России – 25 августа. О традиции праздника в Иерусалиме читаем в книге Н.Н. Лисового (1946-2019) «Приди и виждь. Свидетельство Бога на Земле».

Успение. Святая земля .jpg Успение на Святой Земле 

Рано утром, еще до восхода солнца из святой обители, носящей имя Малая Гефсимания или Метох, начинает свое шествие многотысячный крестный ход с плащаницей Пресвятой Богородицы.

Гробница Богоматери находится в Гефсимании, у подножья Елеонской горы, вне черты города, а этот маленький монастырек в центре Иерусалима, возглавляемый игуменом (он же – в единственном числе – и все монастырское «братство»), считается его «городским» подворьем, «Малой Гефсиманией».

В миниатюрной церкви, в последний раз перестроенной и отреставрированной в 1953 г., хранится – справа, у алтаря – плащаница Пресвятой Богородицы. Подобно тому как плащаница Христа изображает лежащего во Гробе Спасителя, так плащаница Богородицы представляет собой икону лежащей на смертном одре Пресвятой Девы.

Плащаница Иерусалим.jpg

Серебряно-вызолоченная риза с обеих сторон иконы – дар известной русской благотворительницы графини А.А. Орловой-Чесменской, дочери Алексея Орлова, сподвижника Екатерины Великой. Здесь, в Малой Гефсимании, плащаница хранится в течение всего года. Как будто услышано церковным уставом последнее тайное желание Матери – быть ближе к земному тридневному ложу Воскресшего Сына.

25 августа крестный ход, олицетворяющий собой шествие святых апостолов, несущих на плечах одр с телом Пресвятой Богородицы, направляется из центра Старого Города в Гефсиманию, куда Божия Матерь завещала положить свое тело – к гробницам Своих праведных родителей Иоакима и Анны.

Святую Плащаницу, украшенную серебряной ризой и разноцветными лентами, в течение всего крестного хода несет на руках настоятель подворья в Гефсимании.

Шествие покидает город через Львиные Ворота, направляясь в сторону Елеона. Пересекая Кедрон, подходит к небольшой площадке с глубоким внутренним двориком, это – атриум церкви Успения, воздвигнутой над гробницей, где было положено тело Пресвятой Богородицы. Из этой гробницы совершилось в третий день по Успении ее вознесение в небесную славу.

Успение. Святая земля.jpg Крестный ход в Иерусалиме 25 августа 2022 года 

Первый христианский xpам был построен здесь, в Гефсимании, над Гробом Пречистой еще в V столетии. Разрушенный, как и все церкви Палестины, персами в 614 г., он был восстановлен крестоносцами, которые и придали фасаду храма характерный, легко узнаваемый вид с большим романским порталом. После изгнания крестоносцев Гроб Богоматери принадлежал францисканцам, но с 1757 г. был передан турками во владение Греческой и Армянской Церкви. В нем могут служить, с разрешения православных и армянских церковных властей, также копты и сирийцы.

Спустившись по широкой лестнице вниз на 50 ступеней, мы оказываемся в пещерном храме, имеющем почти правильную вытянутую прямоугольную форму. В восточной части, посреди храма, находится Кувуклия Божьей Матери. Слово «кувуклия» означает «ложница» царская.

27 августа в подземном храме в Гефсимании греческое духовенство во главе с Иерусалимским Патриархом совершает Чин погребения Божией Матери, на котором вместе с чтением 17 кафизмы поются похвалы, подобные тем, которые совершаются перед Плащаницей Спасителя в Великую Субботу.

В сам праздник, 28 августа, когда, по преданию Иерусалимской Церкви, святые апостолы вместе с прибывшим Фомой обнаружили, что гроб Пресвятой Девы пуст, в храме в Гефсимании непосредственно на Гробнице Божией Матери совершают Божественную литургию.

5 сентября, на отдание праздника Успения, Плащаница Божией Матери будет возвращена также крестным ходом ночью из Гефсимании на подворье в Метох.

Россия: цветочная дорожка до самых Небес

orduj4ybjmryqnbjlrkv2mvvnb8add6c.jpeg
Ольга Орлова

В России служба Погребения плащаницы Богородицы и крестный ход со святыней в отличии от торжеств на Святой Земле совершаются 29 или 30 августа.

Процессия с плащаницей, как правило, обходит храм или территорию обители, – так, например, в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре крестный ход следует от пещерного Успенского храма до Михайловского собора. Иногда путь имеет особый маршрут пролегания – в том же Дивееве, которое называют Четвёртым уделом Царицы Небесной, идут по особым образом украшенной Святой канавке.

Когда крестный ход возвращается к храму, священники поднимают плащаницу, и верующие проходят под ней, испрашивая заступничества и покровительства Пресвятой.

Путь плащаницы украшают цветами, часто расстилая под ними еще и бархатистый ковёр из свежескошенной травы и полевых соцветий. Ажурные композиции из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника выкладывают обычно целым приходом. Мужчины заранее косят и привозят траву, раскладывают ее дорожкой. Многие женщины специально у себя на дачах выращивают к этому дню цветы, собирают их, приносят в храм, либо покупают самые красивые, адресованные Божией Матери, букеты.

Потом уже в храме цветы сортируются – по цвету и виду, и всё это великолепие укладывается с любовью и благоговением по пути следования процессии с Плащаницей и расцветает изумительными букетами чествования нашей Владычицы. 


В большие обители для работы над цветочными дорожками, символизирующими путь Богоматери в Царствие Небесное, собираются тысячи паломников, приезжают целыми семьями вместе с детьми – для всех находится занятие.

Каждый хочет Божией Матери послужить. Сказано же: все святые служат. Вот и мы навыкаем служению Царице Неба и земли.

До того, как проследует крестный ход, никто не должен ступать на это посвященной Пречистой рукотворное чудо.

А еще есть особая успенская традиция, когда маленькие мальчик или девочка несут перед Плащаницей Божией Матери белейшую лилию в знак Ее открывающей Небеса превыше райской чистоты. 

В Печорах.jpg
Украшение дорожки цветами в Псково-Печерском монастыре на Успение .jpg
Украшение дорожки цветами в Псково-Печерском монастыре на Успение.png
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево .jpg
Украшение Святой канавки в Дивеево.jpg
Успение Пресвятой Богородицы в Дивееве и в Псково-Печерском монастыре

Океан милосердия и сострадания

l62upw28j43bg3sinxtm8ehya9ne11iz.png
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

29 августа, на следующий день после самого праздника, по уставу Православной Церкви продолжается попразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Девочки у Плащаницы.jpg

Внимание благочестивых христиан, верных чад Церкви в эти дни поглощено созерцанием облика усопшей святым Успением Матери Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Она – верх красоты в очах Божиих, которая, по апостолу Павлу, не во «внешнем плетении волос и золотых украшениях», но есть «красота кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3:4). «На кого воззрю? Токмо на кроткаго, и смиреннаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66:2).

Смирением никто из людей Ее не превзошел, и поэтому именно Она стала Божией избранницей для этой чрезвычайной спасительной миссии – рождения на свет Мессии. «Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48)

Божия Матерь. Успение.jpg

Откуда такое особое смирение Божией Матери? От того, что, как мы знаем, вся ее жизнь была непрестанным Богообщением. В Евангелии, которое читается на праздники Богородицы, есть слова: «Мария же благую часть избра, яже не отымется от Нея» (Лк. 10:42). Это высказывание относится к Марии, сестре Марфы, которая в отличие от последней, поглощенной заботами о многом, избрала одно – Единое на потребу, т.е., «седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его» (Лк. 10:38).

Но эти же слова относятся и к другой Марии, – именно, Богоматери.

Можно сказать, что это Богообщение Марии началось уже в материнской утробе, ибо в таком Богообщении пребывала носившая Ее святая Анна. Мария питалась ее святым молоком, затем воспитывалась во Святая Святых, убереженная от всех дурных влияний мира с его «похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской» (1 Ин. 2:16). Ничто Ее не отвлекало от этого благодатного Богообщения – ни материнство, поскольку Ее дитя тоже было Богом, ни непорочное зачатие, совершившееся по слову Архангела: «Дух Господень найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя» (Лк. 1:35). И именно в таком Богообщении Она и приобрела это непревзойденное и Богоподобное смирение. Ибо «с преподобным преподобен будеши» (Пс. 17:26). А с Богом Богоподобен будеши. И Сам Господь говорит: «Научитеся от Мене – яко кроток есмь и смирен сердцем. И обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). И приобретенное Ею таким образом смирение доставило Ей и покой. И Она без ропота принимала все ниспосылаемое Богом. И радостное, и скорбное.

Из Евангельского повествования о браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) можно увидеть характер взаимоотношений Матери с Ее Божественным Сыном. И этот характер общения остался таким навсегда. И в настоящее время.

Мы видим здесь чрезвычайное смирение Матери Божией, «красоту (Ея) кроткого и молчаливого духа». И это не просто молчание и скромность. Это молчание и смирение исполнено любви к людям. Мы видим здесь милосердие Божией Матери, Ее сердечный отклик на нужды людей, даже, казалось бы, незначительные, но способные оказаться причинами скорбей.

В Ее словах «вина нет у них» уже содержится просьба. Она сопереживает жениху, который пригласил гостей, но вот не хватило вина, и это может послужить причиной позора и нареканий со стороны соседей.

В кратком Евангельском повествовании говорится только о внешнем. О словах, сказанных Богородицей, Спасителем. И кажется непоследовательным, что после Его словесного отказа – «Что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой» – Она вдруг говорит слугам, чтобы они делали то, что Он скажет.

А между этими словами была сердечная жалоба и мольба, и они говорили друг с другом напрямую, – от сердца к сердцу, взорами, и Она, наконец, получила от Него некое извещение о согласии на Ее просьбу.

И здесь мы видим еще, наряду с чрезвычайным смирением Божией Матери, также одно из проявлений чрезвычайного смирения Ее Божественного Сына, Который поистине кроток и смирен сердцем; ибо Он здесь, проявляя послушание Своей Божественной Матери, исполняет собственную Божественную заповедь «чти отца и мать».

И может быть, в этом послушании, которое Сын оказывает Матери, в соединении с Ее приснодевственной чистотой, и состоит тайна особой, сугубой силы и могущества Ее молитв…

Богородица крайне немногословна, незаметна, держится в тени, в смирении. Но как богато и изобильно изливается Божественная благодать в это кроткое и смиренное сердце, и как она (благодать) могущественно исполняет всякую Ее просьбу и мольбу.

Не часто мы видим Ее говорящей…

«Чадо, что ты сделал с нами? – мы с твоим отцом три дня с великой скорбию искали тебя» (Лк. 2:48), – говорит Она отставшему от родителей отроку Иисусу. Но после Его слов о том, что Ему надлежит быть в том, что принадлежит Его Отцу, Она сразу умолкает. Так было и когда Она с Его братьями ждала Его у дверей дома, в котором Он проповедовал. Она молчанием отвечает на Его слова, что «матерь Моя и братья Мои – исполняющие волю Отца Моего Небесного» (Мф. 12:50).

И при Кресте Она стоит молча и незаметно. И замечаем мы Ее только при словах Ее Сына: «Жено, се – сын Твой. Се – Мати твоя» (Ин. 19:26). В этих словах Спасителя – Его великая любовь к Матери и ученику Иоанну.

Своего любимого ученика, который из ожесточенного ревнителя, не лишенного также честолюбия, в общении любви с Божественным Учителем постепенно преобразился и соделался смиренным Апостолом Любви, в момент смерти на Кресте Господь усыновляет Своей Пречистой Матери. Последующее общение с Ней окончательно утверждает и закрепляет в нем эти свойства – смирение, кротость и любовь. Общение с Той, Которая с младенчества была ограждена и отрешена от мира и всего, что в мире, довершило формирование того, который, уже сделавшись старцем, писал в своем послании: «Не любите мира и того, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).

Смирение Матери Божией, красота Ее кроткого и молчаливого духа – могучая сила. Она помогает исправлению и преображению душ человеческих, которые, среди скорбей и усталости от мира с его губительными страстями прибегают к помощи и вступают в молитвенное общение любви с Той, Которая есть океан любви, милосердия и сострадания к падшим и кающимся.

И в этом молитвенном общении любви люди постепенно сами начинают приобретать Ее свойства: смирение, красоту кроткого и молчаливого духа.

Все мы нуждаемся в таком исправлении. И особенно – женщины.

Во Христе, сказано, несть еллин, ни иудей, ни мужеский пол, ни женский, но все и во всем – Христос (Гал. 3:28). Но у мужеского пола и женского – разные задачи. Мужеский пол производит табуретки, ракеты, компьютеры. У женского пола более важная миссия. Женщина взращивает человека, новые поколения.

Пока она носит во чреве, ее чистота, святость, кротость, смирение или, напротив, нечистота, страсти, пороки, гордыня, сварливость влияют на развивающийся плод, и потом с молоком матери все это передается младенцу. На протяжении нескольких лет дитя, находящееся с матерью в самом тесном общении, воспринимает от нее эту чистоту или греховность.


Вышитый покров  То что женщина в Церкви как бы на втором месте, в тени, ей не позволяется входить в алтарь, а, например, по апостолу Павлу, в церкви она должна молчать, должна бояться мужа и т.п., – все это для того, чтобы она воспитывалась в смирении. Дитя кроткой и смиренной матери будет иметь черты Сына Матери Божией, Который «кроток есть и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

И, напротив, гордость – это сатанинское свойство, и если оно станет усиливаться и передаваться новым поколениям, то будет происходить вырождение нации – молодые будут лишены Божией благодати. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Гордые супруги, например, не могут выносить взаимные недостатки, «носить бремена друг друга» (Гал. 6:2). Не станут «терпеть, прощать и любить». В результате браки станут весьма недолговечными, со всеми прискорбными последствиями.

Помолимся же Усердной Заступнице рода христианского. Пресвятая Богородице, спаси нас, не дай погибнуть потомкам православных, да возродится благочестие и жизнь в согласии с заповедями Сына и Бога Твоего!