«Во времена крайних опасностей для нашей Родины, когда уже все надежды на свои силы пропадают, восстает на помощь нам Преподобный Сергий». Архимандрит Кирилл (Павлов)

Содержание:

Ангел-хранитель нашего Отечества

1otec_kirill_.jpg
Архимандрит Кирилл (Павлов)

18 июля 2022 года весь православный мир празднует 600-летие обретения мощей Игумена земли Русской преподобного Сергия, а также основание Троицкого собора – церкви, где сегодня пребывают мощи святого.

Предлагаем фрагмент проповеди архимандрита Кирилла (Павлова, 1919-2017), старца, который более полувека посвятил служению Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

photo_2022-07-17 23.19.19.jpeg Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры у мощей Преподобного Сергия в Троицком соборе обители

Сегодня Православная Церковь, весь православный мир, а особенно Русская Церковь, с великой торжественностью чтит память одного из величайших подвижников в сонме святых, Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца.

Преподобный Сергий жил в XIV веке, жил в те тяжелые времена, когда наше Отечество, наши предки несли ужасное иго иноземного татарского порабощения и испытывали великие скорби. Вопли и мольбы людские дошли до Господа, и Он, Милосердный, для спасения нашей земли воздвиг Преподобного Сергия, который для русского народа был таким же вождем, каким был в свое время святой пророк Моисей для израильтян. Своим нравственным влиянием и молитвой Преподобный вдохнул в народ силу и веру и воодушевил его на подвиг национального освобождения от татарских поработителей, вписав тем самым в его историю светлую страницу. Поэтому-то наш народ так чтит Преподобного Сергия и нескончаемой вереницей идет в его святую обитель, чтобы поклониться мощам его.

Снимок экрана 2022-07-18 в 00.27.52.jpg

Но Преподобный был не только покровителем нашей земли и молитвенником о ней. Он известен православным людям и как добрый, любвеобильный, смиренный старец, готовый за ближнего отдать и душу свою. Его отличала простота нрава, доступность и ровное, ласковое отношение ко всем, святость и воздержание во всём, и эти качества привлекали к нему людей еще во дни его земной жизни.

Несмотря на то, что Преподобный Сергий поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, свет его добрых дел и оттуда сиял и распространялся во все уголки нашей необъятной Родины. К нему шли люди с разными скорбями и прошениями, и любвеобильное сердце его было особенно отзывчиво к народному горю. У него искали утешения и отрады в горестях, просили его советов и молитв, и он, как добрый и нежный отец, не оставлял без утешения никого, кто к нему с верою прибегал.

Когда скончался Преподобный, народ наш оплакал его кончину, но он твердо верил, что Преподобный Сергий не умер, что он только переселился от земли на Небо и там не забудет своих соотечественников. И действительно, после кончины угодника Божия токи чудес изливаются на Землю Русскую от молитвенного призывания имени его и от нетленных его святых мощей. Прошло уже шесть столетий, как жил, подвизался Преподобный Сергий, и во все это время он всегда был покровителем Русской земли.

Скончался Преподобный 25 сентября (8 октября по новому стилю – Ред.) 1391 года, а мощи его обретены были спустя тридцать лет совершенно нетленными. Не только тело было нетленно, но даже и одежды его сохранились невредимыми от тления. Нетлением святых мощей угодника Своего Господь засвидетельствовал перед миром, что жизнь его пред Ним была свята и праведна. Не только его душа, очищенная и просвещенная, соделалась обителью Святаго Духа и ныне на Небесах блаженствует, но соделалось сосудом благодати Святаго Духа и самое тело, подвигами и трудами телесными очищенное от всяких греховных влечений, вожделений, похотей и страстей и потому общему закону тления тел не подпавшее, а сохранившееся в нетлении. Этим нетлением Господь как нельзя лучше научает нас, что неодинаковая участь будет праведника с беззаконником, все, что ни несет праведник в этом мире ради Господа и спасения своей души: скорби, лишения, подвиги, болезни, — все это доставит ему награду в будущем веке, когда Господь придет воздать каждому по делам его. Тогда праведники, по слову Священного Писания, просветятся, яко солнце (см.: Мф. 13,43).

Его по праву считают Ангелом-Хранителем нашего Отечества. Действительно, во времена крайних опасностей для нашей Родины, когда уже все надежды на свои силы пропадают, тогда восстает на помощь нам Преподобный Сергий и своим молитвенным предстательством и предстательством по ходатайству его Пресвятой Богородицы спасает нашу землю.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжествах 600-летия обретения мощей преподобного Сергия

Троица преподобного Андрея Рублева в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В июле 2022 г. впервые с 1929 г.

Служитель Пресвятой Троицы

au.jpg
Константин Михайлович Долгов

О том, в чем выразился наиболее важный смысл жизни и служения преподобного Сергия, размышляет доктор философских наук, заслуженный деятель науки России Константин Михайлович Долгов

«Не наш ты сын, но Божий дар»

К сожалению, не осталось никаких письменных свидетельств самого преподобного Сергия: ни проповедей, ни писем, ни тем более сочинений. Единственным более-менее приемлемым историческим источником о жизни святого является Житие Сергия, созданное Епифанием Премудрым, позже дополненное и доработанное Пахомием Логофетом и Симоном Азарьиным.

Сущность духовно-нравственного учения Преподобного заключалась больше в образе его жизни, его поступках, поведении и весьма скупых, но весомых словах и высказываниях. 

WhatsApp Image 2022-07-17 at 6.40.34 PM.jpeg Преподобный Сергий Радонежский. Первый лист Лицевого жития. XVI в.

В чем выразился самый важный и существенный смысл жизни и служения преподобного Сергия? На наш взгляд, прежде всего и главным образом это глубинное понимание и рационально необъяснимое постижение Святой Троицы – одного из самых трудных для понимания христианских догматов.

Автор первого жизнеописания преподобного Сергия Епифаний Премудрый повествует о том, что идея Троицы была дана Преподобному Сергию свыше. Так, когда Варфоломей (будущий Сергий) спросил своего старшего брата Стефана, во имя какого святого нужно освятить недавно построенную ими церковь, Стефан отвечает следующее: «Зачем ты спрашиваешь и для чего искушаешь меня и допытываешься? Ты сам знаешь ответ на свой вопрос не хуже меня, потому что отец и мать, родители наши, много раз говорили тебе при нас: «Блюди себя, дитя! Не наш ты сын, но Божий дар, потому что Бог избрал тебя еще когда мать носила тебя в утробе и дал о тебе знамение до рождения твоего, когда ты трижды прокричал на всю церковь во время пения святой литургии, так что все люди, стоявшие там и слышавшие, удивились и ужаснулись, говоря: «Кем будет этот младенец?»» Когда Стефан закончил, блаженный юноша вздохнул из глубины сердца и ответил: «Правильно ты сказал, господин мой. Любезно мне слово твое, и я того же хотел и замышлял. Душа моя желает создать и освятить церковь во имя Святой Троицы. Смирения ради я спрашивал тебя, и Господь Бог не оставил меня – дал мне по желанию моего сердца и хотения моего не лишил меня». [1]

Так и произошло: тогдашний митрополит Феогност дал свое благословение на освящение церкви во имя Святой Троицы. Было это за два года до того, как Варфоломей принял постриг под именем Сергия, и началось его многолетнее и плодотворнейшее духовное служение, неразрывно связанное со Святой Троицей.

photo_2022-07-18 01.16.59.jpeg Догмат о Святой Троице восходит к Ветхому Завету, явлению Бога Аврааму в виде Трех Ангелов

Известно, что догмат о Святой Троице восходит к Ветхому Завету, где повествуется о явлении Бога Аврааму в виде Трех Ангелов, что породило уже в те времена множество толкований этого явления.

Преподобному Сергию предстояло решить труднейшую задачу: не просто объяснить содержание и смысл этого догмата, но представить его таким образом, чтобы он был понятен каждому человеку.

Пресвятая Троица, исповедуемая всякий раз в Символе веры, была осознана Преподобным Сергием как таинственная Жизнь, призывающая человека, приобщающая его к Своей любви и единству.

Но где найти человеку силы, чтобы не только понять, уяснить и освоить это единство и неуклонно следовать по истинному пути? На этот труднейший вопрос преподобный Сергий давал не концептуально схоластический ответ, а ответ, представленный в виде образа жизни, образа мыслей, поведения и поступков, истоком чего может быть только внутренняя свобода человека. В основе же этой идеи лежат слова Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин., 8:32).

Истина здесь – Бог в Трех Лицах-ипостасях, то есть Святая Троица.

Это понимание Сергием Пресвятой Троицы было подхвачено его учениками и последователями, и прежде всего Андреем Рублевым, создавшим, мало сказать, гениальную, но непревзойденную никем «Троицу» – идеальный духовный зримый образ абсолютной любви и единения, единства всего сущего.

Преподобный Сергий и судьба России

На вопрос о заслугах преподобного Сергия перед русским народом и государством и о его месте в российской истории можно было бы писать пространные сочинения.

Его величайшие заслуги состоят в том, что он заложил веру русского народа в самого себя, что в годы лихолетья стал истоком неиссякаемой силы народного духа, который не могут сломить никакие внешние и внутренние враги, если этот дух продолжает питаться из животворного источника православной веры.

Процесс духовного возрождения народа реализовался в двух факторах: исторической победе в Куликовской битве и в воздействии Сергия на последующие поколения русских людей, обретение ими такой крепости духа и нравственности, при которых народу стали не страшны не только татаро-монголы, ни и никакие другие внешние угрозы.

photo_2022-07-18 01.15.01.jpeg photo_2022-07-18 01.15.05.jpeg
photo_2022-07-18 01.15.10.jpeg photo_2022-07-18 01.15.14.jpeg photo_2022-07-18 01.15.19.jpeg
Торжества по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. 17-18 июля 2022 г. Фото: Сергей Власов, Олег Варов 
 

Трудно переоценить вклад преподобного Сергия в духовное возрождение Руси, в частности, в развитие русского монашества и строительство монастырей. Так, в течение 1240-1340 гг. святым и его учениками было создано три десятка монастырей, тогда как в следующем столетии, особенно после Куликовской битвы, основано уже до 150 обителей. При этом, как отмечает В.О. Ключевский, «древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных»[2].

Сеть православных монастырей на Руси была не только своеобразным Покровом от самых различных внутренних и внешних угроз и бедствий, но и сетью духовных центров, где вырабатывалась высочайшая духовность народа, его высокая нравственность, его сознание и самосознание.

Нельзя не согласиться со словами В.О. Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной»[3].

Вся последующая история развития России показала неразрывную связь ее судьбы и судьбы русского народа с именем Сергия Радонежского, идет ли речь о ее мирном развитии или о тяжелейших временах иноземных нашествий, вооруженных конфликтах и войнах – это и Смутное время (и героическая оборона Лавры в 1608-1610 годах), и русско-турецкие войны, и Отечественная война 1812 года, и Первая Мировая война, и Февральская и Октябрьская революции, и Великая Отечественная война, а также пресловутые  перестройка и реформы последних десятилетий.

 Заступничеству Преподобного за русский народ в сложные исторические моменты посвящен фильм Владимира Шуванникова «Обитель Сергия. На последнем рубеже» 

Из всех сложных испытаний русский народ, обращаясь к Богу и его святым, выходил не только не порабощенным, ослабленным и бессильным, но наоборот, возрождался и становился еще более могучим, развитым и непобедимым.

Литература:

[1] Житие и чудеса Преподобного Сергия игумена  Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. Гл.5. — Москва: Православная энциклопедия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М., 1997 г.

[2] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.: Правда, 1991. С.103.

[3] Там же. С. 107.

«Нам нужна сугубая молитва»

gurevich.jpg
Иеромонах Валентин (Гуревич)

Преподобный авва наш Сергий – собиратель народа русского, его молитвенник и вдохновитель на победы во все времена.

Воспитание начинается от материнской утробы

Преподобный Сергий необычайно дорог и близок сердцу русского человека. Само знакомство с православием и обращение к вере в конце семидесятилетнего богоборческого пленения для многих начиналось встречей с этим великим святым. Можно сказать, что все новообращенные в московских пределах непременно совершали паломничество в Сергиев Посад. Лавра преподобного Сергия, его святые мощи – драгоценная национальная святыня, всегда привлекавшая множества паломников, получавших необыкновенное благодатное утешение, исцеление, укрепление в несении жизненных трудностей и невзгод.    

Преподобный Сергий, в крещении – Варфоломей, родился в семье обедневших бояр. Часто именно боярское сословие – сословие администраторов – поставляло, из числа монашествующих выходцев из бояр, настоятелей иноческих обителей. И преподобному Сергию суждено было именно это поприще.

Нам известны еще ветхозаветные примеры того, что именно от благочестивых и святых родителей рождается святое потомство. Оба родителя преподобного – благочестивые Кирилл и Мария окончили жизнь в монашестве и причислены к лику преподобных.

То, что воспитание начинается еще от материнской утробы, было подтверждено примером преподобного Сергия.

Благочестивая мать, прилежавшая молитве и церковному Богослужению, уже в период чревоношения оказывала благоприятное воспитательное действие на плод, созревавший в ее утробе.

Отрок Варфоломей родился, возрастал и когда был отдан в школу, произошло важное событие в его жизни. Как известно из его жития, ему с большим трудом, при всем старании, давалась грамота, и приходилось терпеть насмешки сверстников, укоризны и наказания со стороны наставника и родителей. И вот ему повстречался дивный святой старец, к которому отрок обратился с просьбой помолиться Богу, чтобы ему в учении была оказана помощь свыше. И по молитве старца он с тех пор получил способность бегло читать по-славянски, и ему стало доступно сокровище книжной премудрости. Явный Божий дар.

Видение отроку Варфоломею. М.В. Нестеров, 1890 г. photo_2022-07-17 23.19.05.jpeg

Здесь мы видим действие одного из тех, если можно так выразиться, приемов «Божьей педагогики», при помощи которых Господь воспитывает Своих угодников, добиваясь, чтобы они приобретали смирение. То есть, вначале, от рождения, Господь, не дает человеку ту или иную способность, но потом, по молитве, он получает этот дар даже в большей степени, чем окружающие. Таким образом, для него становится явным, что ему нечем гордится, так как этот дар явно получен от Бога. Смирение и благодарность Богу – особо ценные свойства души, необходимые для духовного возрастания.

Все люди – смертники. Что делать?

Родители преподобного, Кирилл и Мария, умерли, когда он был еще молод – двадцати одного года от роду. Кончина их, почти одновременная, произвела на него такое действие, что он больше ни к чему уже не мог стремиться, ничего желать – ни женщин, ни богатства, ни вкусной еды, помышляя о том, что он – смертник. И чтобы ничто не препятствовало и не отвлекало его от углубленного размышления и молитвенного сосредоточения на Едином на потребу, удалился в безлюдное место и в короткий срок – за два года – стяжал там такую благодать Святаго Духа, что и сам спасся, и весьма многих спас…

Все люди – смертники. Но, чаще всего они полагают, что смерть за горами, а потому у них есть еще время занять свое внимание и силы своей души – ум, сердце, волю – другими, вожделенными для них, предметами. И только иногда, когда, например, человек убедился, что болен неисцельным недугом, и смерть очень близка, он уже не может думать ни о чем, как только о том, что ему очень скоро предстоит умереть. Но он приходит в отчаяние, потому что не успел стяжать к этому моменту дар молитвы, спокойствие совести, мир душевный и присутствие Святаго Духа.

Существуют примеры, когда избранные угодники Божии обретали это состояние смертника спонтанно, как Божий дар. И при этом они не были неизлечимо больны, им не угрожала смертная казнь. Память смертная посещала их во цвете лет, когда они были еще молодыми и здоровыми. И это бывало причиной их особого духовного преуспеяния.

Среди таковых – преподобный Сергий Радонежский.

Память смертная помогла молодому подвижнику отрешиться от всего, кроме Бога, и все силы своего естества сосредоточить на Едином на потребу, на любви ко Господу во исполнение главной заповеди Священного Писания – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всею душею и всею крепостию твоею». И эта безраздельная любовь к Богу привела к достижению цели христианской жизни – единению с Ним.

Лучше учиться вблизи мастера

На преподобном Сергии в полной мере исполнились и слова преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». И мы здесь видим, как подвиг ради спасения души одного человека мог явиться причиной душевного спасения весьма многих, а также – избавления целой страны от иноземного владычества.

В короткий, двухлетний, срок иноческой жизни достигнув высокого духовного преуспеяния, преподобный Сергий приобрел свойство магнита, привлекающего души, ищущие спасения. Около него начинают селиться люди, нуждающиеся в духовном руководстве, и так, естественным образом возникает святая обитель, не учрежденная административным указом, но образующаяся естественным путем. Ибо зажигается светильник, на свет которого слетаются души, ищущие свет.

Любому мастерству и ремеслу удобнее учиться вблизи живого мастера, а не по книгам, содержащим инструкции и руководства.

Этот закон распространяется и на тех, кто собирается приобрести мастерство в искусстве из искусств и науке из наук – в духовной жизни, в которой также гораздо удобнее преуспевать вблизи живого старца и учителя, стяжавшего благодать Святаго Духа.  

И от огня таких светильников, как преподобный Сергий, зажигаются другие светильники, от которых потом, в свою очередь, зажигаются новые многочисленные светильники, и, таким образом, происходит нечто вроде цепной реакции.

Под влиянием иноков, во главе с преподобным Сергием, которые укреплялись духом благодаря спасительной памяти смертной, молитве и трезвению, народ освобождался от малодушной боязливости, панического страха перед иноплеменными завоевателями и укреплялся в молитвенном обращении к Богу и Божией Матери. Восставал из состояния нравственного падения, когда, по словам летописи, «и хлеб не шел в уста от страха».  

Как сказал историк В.О. Ключевский, погребенный, кстати, в некрополе Донского монастыря, преподобный Сергий был «благодатным воспитателем русского народного духа». В наше время, также как во времена преподобного Сергия, этот подвиг молитвы и нравственного просвещения народа особенно актуален.

Вымоленная победа на Куликовом поле

Куликовская битва, осеняемая, как победоносным знаменем, – Донским образом Богоматери, – стала знаком этих перемен. То, что совершил преподобный Сергий в связи с Куликовской битвой, служит одним из многочисленных подтверждений того, что кроме достижения главной христианской цели – Царства Небесного – он стяжал также дары Святаго Духа, прозорливость, способность чудотворения.

Особое поминовение усопших – Дмитриевскую Субботу – первоначально было установлено совершать в Русской Церкви именно в память воинов, павших на Поле Куликовом, в субботу, ближайшую к памяти небесного покровителя Дмитрия Донского. А первое такое поминовение воинов, в этой битве живот свой за веру и отечество положивших, совершил сам преподобный Сергий. И совершил его необычным и чудесным образом, единственным в своем роде.

Узнав от святаго благоверного князя Димитрия, что кровопролития избежать невозможно, Преподобный благословил его на эту битву и предрек победу. На всем протяжении этой баталии он у себя в монастыре, в Троицкой церкви, совершал Богослужение, молясь о победе православных. И время от времени прерывал службу, чтобы сообщить присутствовавшей братии о некоторых подробностях происходившего в этот момент на Куликовом Поле, созерцая происходящее на расстоянии многих километров, как будто это происходило на его глазах. И в конце битвы он совершил панихиду о павших в сражении, поминая их поименно, начиная со старших, военачальников, и кончая простыми воинами. И все это было подтверждено прибывшими вскоре гонцами.

Вооружимся же и мы молитвой!

Трудами преподобного Сергия, московских святителей и великих князей была преодолена междоусобица и раздробленность, совершено объединение русских земель в единое Московское государство, способное противостоять иноверным завоевателям, защищать, таким образом, народ Божий от иноверных влияний и этим обеспечить возможность надлежащего воспитания новых поколений православного народа.

Можно сказать, что преподобный Сергий явился не только монахом, поглощенным своей внутренней духовной жизнью, и наставником иноков на пути в Отечество Небесное, но и выдающимся общественным деятелем, доставившим великую пользу своему земному Отечеству.

Непрестанная молитва, как средство соединения с Богом, к которой призывает Своих последователей Господь и Его апостол, удобнее всего достигается благодаря практике Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Сегодня, после 70-летнего богоборческого плена, когда систематически искоренялось благочестие, мы переживаем время крайнего ослабления жизнеспособности народа. На наших глазах катастрофически сокращается его численность. По словам ректора Свято-Тихоновского Богословского университета прот. Владимира Воробьева, «у нас люди утратили способность организовывать свою народную жизнь, разучились трудиться, любить, жить семейной жизнью, рожать и воспитывать детей».

Повторяется та же библейская история – истребление семени нечестивых, подобное тому, которое происходило в Синайской пустыне… Тогда народ обратился к Богу. И молился вождь народа – Моисей, который в ответ на слова Бога о том, что Он готов уничтожить этот народ, упорствующий в нечестии, и от него – Моисея – произвести новый, послушный народ, сказал: «Если Ты уничтожишь этот народ, то и меня изгладь из Своей книги жизни»…

И Господь откликался на такую молитву народа и его вождя.

И сегодня нам необходима сугубая молитва.

Каким был Преподобный?

platon.jpg
Архимандрит Платон (Игумнов)

Об иконах, обладающих вероятным портретным сходством с внешним обликом преподобного Сергия, рассказывает профессор Московской духовной академии архимандрит Платон (Игумнов).

Портрет в стежках

Икона являет нам не обычного человека, а человека преображенного, вступившего в вечную жизнь. Самым ранним и широко известным по репродукциям памятником иконографии Преподобного Сергия является вышитый надгробный покров, датируемый обычно 1422-1424 гг. Этот покров, относящийся ко времени, последовавшему вскоре после канонизации Сергия, очень ярко выделяется индивидуальной трактовкой образа святого.

Самое раннее портретное изображение прп. Сергия – шитый покров на мощи святого. Ок 1422 г. photo_2022-07-18 01.17.04.jpeg

Преподобный Сергий изображен в полный рост в темнокоричневой мантии, одетой поверх светло бежевого одеяния и бледнолиловой епитрахили. Его открытая голова украшена светлым нимбом, сложенная на плечах схима подчеркивает его высокую, слегка сгорбленную фигуру, правая ладонь простерта поверх одежд, в левой руке находится свернутый свиток. С самого первого взгляда ярко бросаются в глаза индивидуальные черты облика Преподобного: лик обрамлен прядями каштановых волос, образующих на высоком челе заостренный угол; темные прямые брови, широкие скулы, впалые ланиты, тонкий удлиненный нос и близко сходящиеся глаза с глубоким, кротким и немного раскосым взглядом создают неизгладимое впечатление. Усы и большая, несколько ассиметричная, борода дополняют обрамление лика.

И весь его лик исполнен внутренним миром, душевной теплотой и задумчивостью, означающей погруженность в постоянное созерцание.

Сквозь общую статичность образа выступает сдержанно переданная динамичность: правая нога выдвинута вперед, виден носок сандалия, образующего небольшую складку у нижнего края одежды. В еще большей степени динамичность подчеркивается несколько ассиметрическим положением головы, рельефно выделенными контурами ушей, как бы обращенных для восприятия мольбы о помощи и заступничестве, и, наконец, чистым и проницательным взглядом умных и живых глаз.

Тридцать лет, отделяющие преставление Сергия от его церковного прославления, не исключают, по мнению исследователей, возможности передачи в этом древнейшем памятнике портретной конкретности его образа. Предполагается, что в первой четверти ХV века еще живы были в сознании младших современников Преподобного Сергия воспоминания о его внешнем облике, вовсе не исключено, что знаменщиком покрова мог быть племянник Сергия – Феодор, архимандрит Симонова монастыря, а затем архиепископ Ростовский, который по преданию написал образ Преподобного Сергия еще при его жизни. Наконец, есть основания предполагать, что сама вышивальщица покрова, передавшая образ Преподобного Сергия со столь редким и удивительным реализмом, видела его в последние годы его жизни.

Икона Сергия с житием

Прп. Сергий с житием. Дионисий. Конец XV в. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры photo_2022-07-17 23.18.51.jpeg

В иконостасе Троицкого собора Лавры представлена еще одна древняя икона: «Сергий с житием». Образ датируется концом ХV века и относится к школе Дионисия. Известно, что время Дионисия” составляет новую ступень в развитии русской живописи. По замечанию М.В. Алпатова, зависимость Дионисия от рублевских традиций не подлежит сомнению. Тем более представляется вероятным предположить, что “Сергий с житием” в иконостасе Троицкого собора написан самим Дионисием.

В композиционном строе иконы обнаруживается много общих черт с иконой “Димитрий Прилуцкий в житии”, написанной Дионисием. Кроме того, как подчеркивает Т.В. Николаева, характер живописи этой иконы близок к иконам Дионисия с изображениями Московских Митрополитов Петра и Алексия в житии. Сам Дионисий был не меньшим гением, чем Рублев, его искусство такое же возвышенное и идеальное. На среднике иконы “Сергий с житием” преподобный изображен в фас с благословляющей правой рукой и со свернутым свитком в левой руке.

Лицо Преподобного отражает печать одухотворенности и вместе с тем аскетической отрешенности.

Он изображен в монашеском одеянии – темнокоричневой мантии, из-под которой видна песочного цвета исподняя одежда. Его голова открыта, голубые куколь и параманд изображены в традиционном для иконографии Преподобного Сергия стиле. Золотой фон иконы почти полностью утрачен. Вокруг центрального изображения размещены по квадратному периметру девятнадцать клейм жития: Рождение Сергия (Варфоломея), явление отроку Варфоломею ангела в виде старца-схимника, посещение старцем-схимником родителей Преподобного, пострижение в монашество, борьба Сергия в пустынном уединении с бесами, поставление Сергия в игумены, молитва об умершем отроке, изведение источника, беседа Преподобного с крестьянином, воскрешение отрока, явление Преподобному Сергию Пресвятой Богородицы, благословение от Константинопольского Патриарха Филофея, видения огня в чаши во время литургии, исцеление слепого епископа, погребение Сергия, обретение святых мощей Сергия, два посмертных явления Преподобного Сергия, исцеление слепца у святого гроба Преподобного Сергия. Живопись клейм отличается колоритным красочным характером. Архитектурные фоны написаны в неярких светлых тонах. Фигуры выполнены в стиле, характерном для Дионисия – несколько вытянуты и изящны. Красота здесь проявляется не в классической ясности, как у Преподобного Андрея Рублева, а в сложности и богатстве красок и форм. В композиции клейм нет драматизма, преобладает эпически спокойное отношение к повествованию. Цикл клейм представляет богатую иллюстрацию событий Жития Преподобного Сергия.

Другой иконой “Сергия с житием” является работа Троицкого иконописца ХVI века Евстафия Головкина.

Сергий с житием. Евстафий Головкин. ХVI век. photo_2022-07-17 23.19.26.jpegИстория создания этой иконы описана Т.В. Николаевой. Центральную часть иконы занимает поясное изображение Преподобного Сергия. Подбор сюжетов Жития следует за Пахомиевской редакцией Жития Сергия Радонежского, составленного в середине ХV века, переписанного и снабженного миниатюрами во второй половине ХVI века. Но Евстафий не повторил миниатюр лицевого Жития. Непосредственным образцом для него служила икона “Сергий с житием” конца ХV века работы Дионисия или его школы. Икона письма Евстафия, заключающая несомненные художественные достоинства, повторяет многие композиционные решения древнего оригинала, но в отличие от него Евстафий поместил в центре верхнего ряда над нимбом Преподобного Сергия изображение Святой Троицы в древнем рублевском изводе.

Евстафию Головкину принадлежит также образ “Явление Богоматери Сергию”, написанная как и икона “Сергий с житием” на доске от верхней части гроба Преподобного Сергия. Здесь все пять фигур Богоматери, Апостолов Петра и Иоанна, Сергия и Михея изображены стоящими в рост, в отличие от более позднего извода конца ХV века, где Сергий, а иногда и Михей, изображаются коленопреклоненными у ног Богоматери.

Евстафию были известны обе композиции, но он предпочел более ранний извод, впервые встречаемый в резьбе по дереву на напрестольном кресте середины ХV века Троицкого резчика Амвросия. Начиная с середины ХVII века эта икона, помещенная в складень, сопровождала русских царей и императоров в их военных походах. В отличие от памятников иконографии ХV-ХVI веков, которые достаточно изучены и не допускают, хотя полностью и не исключают, возможности явиться в этой области первопроходцем и первооткрывателем, памятники иконографии Преподобного Сергия ХVII-ХIХ вв. ждут своих будущих исследователей.

Может быть, им станете вы, читатель.

Святой Сергий на Голгофе. Игумен Андроник (Трубачев)

В прошлом многомятежном столетии святые мощи преподобного аввы Сергия подверглись поруганию. Страницы истории приоткрывает автор книги «Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918-1946 гг.» игумен Андроник (Трубачев; 1952-2021).

Вскрытие мощей преподобного Сергия было назначено на 11 апреля 1919 г., это была пятница перед Лазаревой Субботой. В исполкоме было решено вскрытие мощей произвести поздно вечером, когда оканчивались все службы и в Троицком храме не должно было быть молящихся. Опасались народного возмущения. На этот случай была мобилизована рота помещавшихся в Лавре курсантов. К шести часам вечера Святые и Успенские ворота были закрыты, а богомольцев удалили из Лавры через Певческие ворота в южной стене.

Но едва пронеслась весть, что ворота в Лавре запирают, чтобы вскрывать мощи преподобного Сергия, как множество людей со всех концов города кинулись на площадь.

Вся площадь была запружена народом, многие стремились прорваться в Лавру.

Когда ворота приоткрыли, чтобы проехали грузовики с электрооборудованием и киноаппаратурой для съемки, люди бросились на цепи красноармейцев. Произошла давка. Некоторые, отчаявшись, кричали: «Стреляйте в нас, ироды!» В это время в Лавру протискивались сквозь толпу члены Сергиевского исполкома. В актовом зале Академии был назначен сбор всех, кто должен был присутствовать на вскрытии мощей с целью «освидетельствования их истинности».

photo_2022-07-17 23.27.39.jpeg

Наместник Лавры архимандрит Кронид (Любимов), опершись на посох, тихо, но твердо сказал, что никто никогда не стремился свидетельствовать истинность мощей Преподобного Сергия, потому что свидетельством их истинности с самого времени открытия были чудеса.

«И я, и отец <Иона, благочинный Лавры>, – продолжал он, – были свидетелями самых разнообразных чудес от гроба Преподобного. Ровно восемь лет тому назад в эту самую Лазареву Пятницу ко гробу приползла женщина, которая не могла ходить, отслужили молебен, и вдруг по всему храму прошел треск, как бы от ломающихся человеческих костей. Женщина встала и пошла из храма совершенно здоровая».

На слова наместника исполкомовцы отвечали насмешками: «Опять эти сказки! Да что он, запугать нас, что ли, хочет?» Председатель исполкома О. Ванханен обратился к отцу Крониду: «Но Вы не отказываетесь, конечно, сами вскрывать мощи?»

– Сам не могу, – ответил наместник. – Вскрывать мощи будет иеромонах Иона, благочинный Лавры.

– Однако чем мотивируете Вы свой отказ?

Отец Кронид с минуту молчал, а потом тяжело произнес:

– По нравственному чувству не могу... Страшусь...

– Но как же отец Иона? Он не страшится? – бестактно допытывался неугомонный председатель.

– Отец Иона должен исполнить мой приказ за послушание, – ответил отец Кронид.

Наместник первый подал руку председателю исполкома, давая понять, что больше нечего обсуждать, и покинул зал Академии.

Ко времени вскрытия мощей преподобного Сергия Троицкий собор был заполнен так, что невозможно было двинуться. С двух сторон раки поставили кинематографические аппараты и юпитеры – все действие вскрытия мощей снималось. В 8 часов 20 минут вечера, после приказа председателя исполкома О. Ванханена, наместник отец Кронид благословил уставное каждение раки, которое совершили два иеродиакона в темно-синих стихарях. Затем к раке подошел иеромонах Иона, пал ниц, совершил три поясных поклона преподобному Сергию и поклонился отцу наместнику. Братия начала петь величание преподобному Сергию, но О. Ванханен грубо прервал их. В остальном вскрытие мощей происходило спокойно. Снимать покровы помогал игумен Анания.

В то время, когда в Троицком соборе происходило вскрытие мощей…

На площади тогда перед Лаврой протоиерей Александр Константиновский, настоятель Сергиево-Посадской церкви Рождества Христова, начал служить преподобному Сергию молебен с акафистом. Пение подхватил народ, присоединились еще священники.

На протяжении всего времени вскрытия мощей, перед Святыми вратами Лавры непрерывно шла служба Преподобному Сергию.

Утром наместник поблагодарил Сергиево-Посадское духовенство за молитвенную помощь в скорбные часы: «В соборе мы должны были молчать, а вас Господь вразумил и сподобил помолиться в такие часы за всех нас!»

В революционные годы существовало несколько проектов в отношении мощей Преподобного Сергия: захоронить на местном кладбище, полностью уничтожить, перевести в Москву в один из антирелигиозных музеев, как это сделали с мощами преподобного Серафима Саровского. После 1919 г. братия была выселена из Свято-Троицкой Сергиевой лавры и уже не имела доступа к мощам Преподобного Сергия. Когда в Лавру приехал представитель наркомата юстиции М. Галкин, бывший священник, чтобы забрать мощи, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев, боясь, что мощи могут пропасть, по благословению Патриарха Тихона отсекли главу Преподобного Сергия и заменили ее на голову одного из князей Трубецких, которые были погребены под Троицким собором.

Это сокрытие главы Преподобного Сергия было не только тайным, но и таинственным, освященным благословением не только Патриарха Тихона, но и самого Преподобного Сергия.

В течение десятилетий семья графов Олсуфьевых жила в селе Буйцы Тульской губернии, у знаменитого Куликова поля. Жена Юрия Александровича Олсуфьева (урожденная Глебова), «София Владимировна была глубоко верующей. Когда наступила революция, она видела сон, будто к ней явился святой Сергий и сказал, чтобы она поселилась близ его гроба. Она исполнила его волю. Олсуфьевы купили в Сергиевом Посаде дом и стали там жить». Так Преподобный Сергий задолго призывал к себе тех, кто должен был особо послужить ему в дни закрытия Лавры. После отсечения глава была перенесена в дом Олсуфьева, где находилась до 1926 г. Потом ее перевезли в Люберцы. Во время войны она находилась в храме Владимирской Божией Матери села Виноградово под городом Долгопрудный и оказалась в пяти километрах от линии фронта. А в самом Виноградове был штаб 5-й армии. Так, что можно сказать, что Преподобный Сергий был при обороне Москвы на последнем рубеже.

В 1920 г. на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей, а в 1928 г. он был переименован в антирелигиозный. Мощи преподобного Сергия выставили как экспонат. Их перенесли в Никоновский придел Троицкого собора. Сохранились воспоминания: «Мощи <Преподобного>, ничем не прикрытые, лежали под большим стеклом. Виден был вполне сохранившийся костяной состав, и на голове – волосы и борода. Почти все богомольцы подходили с букетами и цветами и, явно желая прикрыть ими обнаженные мощи, разбрасывали цветы по стеклу»*.

…В 1941 г., когда началась война, вместе со всеми экспонатами музея мощи были перевезены в Соликамск (Молотов) на специальном поезде, на котором эвакуировали и ценности Исторического музея. В 1944 г. они были возвращены в музей со всеми экспонатами, а в 1946-м переданы в Лавру, где начала возрождаться монашеская жизнь. Наместник Лавры архимандрит Гурий (Егоров) и старец Иларион (Удодов), настоятель Владимирского храма, где долгое время хранилась глава, вернули ее к мощам.

Тогда же в год открытия Лавры 20 апреля в Великую субботу мощи внесли в Успенский собор, а 21-го там была отслужена первая за многие годы Литургия.

* Голубцов С., протодиакон. Троице-Сергиева лавра за последние сто лет., М., 1998., С. 84.

Чудеса Преподобного

kornilii.jpg
Игумен Корнилий (Мороз)

Преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской, он как заботился, так и продолжает заботится обо всех! Тем более о тех, кто с молитвой притекает к его мощам в Троицкий собор Лавры. Рассказывает насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Корнилий (Мороз).

«Не бойся, молись!»

Мощи Преподобного Сергия в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры  photo_2022-07-17 23.28.03.jpeg

У рабы Божией Надежды был рак груди с 1974 г. Прошла все возможные курсы лечения, состояние только ухудшалось. В 1996 г. ведущий ее профессор сказал, что жить ей осталось от силы недели две или три.

Знакомый лаврский иеромонах утешал: «Знаю больше десяти случаев исцеления от рака у мощей Преподобного». Стал ее часто исповедовать, причащать, соборовать, служил молебны.

Женщина мазала освященным маслицем участок опухоли, часто бывала у раки Преподобного. Однажды он сам явился ей во сне:

– Надежда, доченька, иди ко мне! – простер руку, и перед ней расстелился ковер. Она подошла, батюшка Сергий ее благословил: – Не бойся, молись!

Через два дня пришла к иеромонаху со слезами:

– Утром просыпаюсь, грудь мокрая: опухоль выходит наружу.

Несколько раз лаврскому врачу приносила в банке грязноватые сгустки.

– Батюшка, – спрашивали у него, – такое в науке известно?

– Нет, вот так рак не выходил никогда.

Онкологи провели обследование: рак исчез. Созвали консилиум, заседало пять профессоров.

– Батюшка, что я им скажу? – Надежда третировала духовника накануне.

– Говори, как есть: исповедовалась, причащалась, соборовалась, молилась Преподобному, он мне явился и исцелил.

Один из профессоров хотел описать случай в диссертации.

– Что ты там напишешь? – спросил у него коллега. – Бог ее исцелил?

Метод молитвы

Преподобный помогает всем, с верою обращающимся к нему. Супружеская пара 12 лет в браке. Детей не было. Берут благословение на молитвенный подвиг: идут пешком из Москвы в Лавру, молятся, на остановках читают Акафист преподобному Сергию. Надеются на его помощь. Через неделю после богомолья – зачатие долгожданного наследника. Люди состоятельные, все эти годы обследовались, лечились. Категорического «нет» врачи не говорили, но и ребенка не было.

Когда исчерпали все известные современной медицине методы, доверились ходатайству Преподобного. И получили просимое у Бога.

Защитил от беды

В 2007 г. закончилась реставрация киота Тихвинской иконы Божией Матери, которая находится прямо напротив сени над ракой Преподобного Сергия. Это огромный посеребренный киот, требующий сложных работ по монтажу.

Вечером, накануне праздника, приступили к работе по установке иконы. Внизу под киотом находится розетка в 220V, в которую регент хора во время пения литургии включает светильники аналоя. Я пригласил электрика и попросил его отсоединить провода. Он спросил:

– Надо ли провода изолировать?

– Да нет, Бог даст скоро закончим.

Однако работы по установке киота длились всю ночь, едва-едва удалось завершить их к началу братского молебна в 5.30. В предрассветной спешке и после бессонной ночи об оголенных проводах не вспомнили. К литургии пришли клиросные: щелкают выключатель, а светильники не горят. «Пошевелите провода», – советует пономарь. Семинарист из клиросных стал их трогать, чудом сам не задев оголенных участков, сдвинул так, что они легки на оградку. И по металлическому ограждению перед иконостасом пошел ток.

Клиросные не стали придавать особого значения неисправным светильникам, выяснять причину, литургия уже начиналась, они взяли свечи и запели.

И вот идет литургия, и запитанная на 220 V оградка точно кем-то защищается от приближения к ней...

Когда служащий иеромонах возгласил «Святая – святым!», народ подался вперед, стали уже подходить ближе к солее ко Причастию. И тогда один из братий вдруг сошел с клироса и пошел вдоль оградки к мощам...

photo_2022-07-17 23.27.54.jpeg Каждение в Троицком соборе 

У него на рясе была металлическая пуговица, которая случайно при ходьбе коснулась оградки.

Разряд молнии предупредил всех об опасности. И сейчас уже, вспоминая то утро, невозможно усомниться в том, что батюшка Сергий всю Литургию стоял у оградки, не допуская к ней детей и кого бы то ни было.

И лишь тогда, когда уже прикосновение к ней подходящих ко Причастию было неизбежно, был подан знак.

После разряда молнии, осветившего всех неестественно белым для храма светом, включили паникадило. И сразу же увидели, что на оградке лежат два оголенных провода.

Никакая более-менее значимая работа, связанная со святыней Троицкого собора, не проходит без искушений. И тут радость окончания длительных кропотливых реставрационных работ могла бы быть омрачена бедой.

Но Преподобный хранит все чудесным образом, являя свое заступничество во укрепление веры и умножение сил ко благим начинаниям и делам.

 В Свято-Троицкой Сергиевой лавре 17 июля 2022 года   photo_2022-07-18 00.12.20.jpeg