Святитель Николай Сербский и наши спикеры о причинах войны, а также о тех, кто будет ее победителями

Содержание:

«Война человека против человека-следствие войны человека против Бога»

Святитель Николай Сербский
Святитель Николай Сербский

Глубинные причины вражды народов и возникающих на этой почве войн изложены в Библии, – полагал сербский святитель Николай (Велимирович; 1880-1956), доктор богословия, «златоуст» XX века, окончивший, в частности, философский факультет Оксфордского университета. Его книга «Война и Библия» была написана в 1932 году, когда человечество пожинало последствия Первой мировой войны и готовилось ко Второй.

По мнению святителя Николая, главная причина будущей войны заключается в отступничестве христианских народов от Бога, их идолопоклонстве. Эта причина должна быть уничтожена покаянием и возвращением к Создателю.

Незадолго до начала Второй мировой войны святитель писал: «граждане в городе торопятся полить дома свои керосином» и «совсем неважно, кто первый бросит искру в политый город». Существует неумолимый закон греха: война человека против человека является следствием войны человека против Бога.

Первая человеческая кровь, злодейски пролитая на земле, была кровью брата, когда Каин из зависти расправился с Авелем. И последняя человеческая кровь, которая будет пролита на земле, по мнению святителя Николая, вновь окажется кровью брата.

Но братья по крови не всегда братья по духу…

«Мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна.

Народ, отпавший от Единого Живого Бога, становится, в сущности, мертвым народом. Душа его, как тень, колеблется в мире, как дуб, подсеченный от самого корня, но еще не срубленный. Нужны землетрясения, потоп, мор или война, чтобы сдуть эту тень, срубить подпиленное дерево, похоронить мертвых. Потому что отпасть от Единого Бога значит воевать против Него и попереть весь закон Его.

… На войне побеждает Бог и его праведники. Не численность войск решает исход войны, а Бог. Бог помогает смиренным и верующим против гордых и неверующих. Часто Бог употребляет, на человеческий взгляд, незначительные средства, чтобы поразить гордых и неверующих».

Святитель Николай Сербский – о причинах столкновений народов:
1. «существует неумолимый закон греха;
2. война человека против человека есть следствие войны человека против Бога;
3. войну родителей против Бога продолжают дети, восставая один на другого;
4. милость Творца смягчает закон греха и этим делает возможным продолжение жизни человеческой на Земле».

«Человек не может найти конечную цель жизни на земле. Цель наша вне материального мира; она в царстве духовной сущности и действительности, в Царстве Божьем. Цель есть Христос. Отречься от Христа – значит отречься от цели жизни. Именоваться же христианином, т.е. самым высоким именем в мире, означает не только знание цели жизни, но и радостное хождение путем, ведущим к ней.

Кротость, смирение, милость, любовь, надежда, вера, тихий нрав, воздержание, благость, пост, молитва, прощение, алкание и жажда Божьей правды, терпение и все остальные добродетели, украшавшие Христа, и все заповеди Его – все это означает путь, ведущий к высшей цели.

Тот, кто не ведет войну против самого себя, против своих страстей, пороков и грехов, тот неминуемо ведет войну против Бога и своих ближних.

…Блажен правитель, который, познав Истину, вовремя призовет народ к покаянию перед Богом Живым. Блажен народ, который вовремя скинет оружие своих грехов против Бога. Никакое зло не приблизится к нему. Не будучи вооруженным, он будет жить в безопасности, так как Всемогущий Господь защитит его непобедимой десницей Своей. Хотя бы у него не было ни одного меча – враги его будут бессильны перед ним и не перейдут границ его земли: Господь Саваоф не допустит их до этого».

Цитируется по книге:
Сербский Николай, святитель. Война и Библия. – Симферополь: Издательство Шпатакова «Родное слово», 2016. – 112 с.

О святых и блогерах в современной России

Продолжение круглого стола с публицистом, дипломатом, кандидатом исторических наук Александром Ивановичем Нотиным.
Часть III

Алексей Блинов

Алексей Блинов

Мы продолжаем публикацию материалов круглого стола с дипломатом, публицистом, кандидатом исторических наук Александром Ивановичем Нотиным. Тема встречи «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта». Круглый стол ведет студент первого курса МГИМО Алексей Блинов.

1.jpeg

Александр Иванович Нотин, 1953 г.р. – выпускник МГИМО, научный сотрудник Института востоковедения АН СССР (1980-1986), первый секретарь посольства РФ в Сирии (1986-1992), первый секретарь департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ (1993-1994), кандидат исторических наук, журналист-международник, в двухтысячных - председатель правления «Русского национального инвестиционного банка», инвестиционной группы «Монолит», с 2006 года - руководитель просветительского православного сообщества «Переправа», автор книг «Путешествие в осознанность», «Исход», «Народ Божий. Контрнаступление», «Что надо знать о душе» и других. Женат, трое детей.

49 гендеров и говорящий чайник

– Александр Иванович, мы сражаемся против навязываемых Западом ценностей, тех же гендерных свобод. При этом в самой России, по опросам ВЦИОМ 2021 года, 39% молодых людей в возрасте от 18-ти до 24-х лет поддерживают однополые браки.

Украинцам мы показываем, что такое декоммунизация, а у самих до сих пор мавзолей Ленина на Красной площади и многие улицы названы именами коммунистов.

– Помню, к нам в «Переправу» приезжал Владимир Мединский, и мы с ним несколько часов разговаривали на тему декоммунизации: надо или нет переименовывать улицы? А у него была просто идея фикс – убрать фамилии всех большевиков из названий. Но я в этой связи вспоминал, как поступил Китай. Никита Хрущев в свое время очень хотел разоблачить культ Мао, от этого и отношения советско-китайские тогда резко испортились. Китайцы сказали: нет, мы не будем выступать против Мао, у него 40% было плохого, а 60% хорошего. Мы 40% отодвигаем в сторону, а 60% начинаем развивать. И это – нормальный подход. Всякое «де» – сначала декоммунизация, потом демонархизация – может развиваться бесконечно: падшее человечество живет по страстям, это очевидно. Страсти периодически вызывают те или иные формы, политические, идеологические, социальные, культурные. Тем более что еще святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что мы в своем духовном падении дошли до того, что даже не осознаем этого падения.

Поэтому для того чтобы разобраться, например, с коммунизацией или декоммунизацией, надо использовать нормальный, здоровый, разумный принцип – что-то убрать, потому что это глупость, плохо, жестоко, а что-то оставить, потому что социальное государство – это правильно; да и другие достижения в области индустриального развития, творческой инициативы – хорошо. У Валентина Катасонова есть книга «Экономика Сталина», в которой представлена блестящая экономическая модель – если убрать из советской модели коммунизм, идеологию. Лес не вырастет, если все время только рубить.


А что касается ЛГБТ, мы говорили, что наше общество серьезно пострадало за минувшие 30 лет – как раз из-за отсутствия правильной идеи развития и в условиях зависимости от коллективного Запада, в результате страшной медийной обработки. Не только сети, но и наши центральные каналы просто потоки грязи влили в души молодых.

А если вам с утра до ночи явно или неявно что-то в уши вливают – это будет уже не убеждение, а зомбирование.

В нормальной ситуации мальчик рождается, и он ощущает себя мальчиком. Если ему никто не будет вдалбливать, что он девочка, он себя девочкой не вообразит просто. А если и вообразит, то это на тысячу мальчиков один. И это будет патология, отдельный случай, психическое заболевание сложное, которое надо лечить или не лечить, не знаю, это другой вопрос. Но если этим тысяче мальчиков будут с утра до ночи внушать, что вы на самом деле, наверное, все-таки не мальчики и надо подумать и решить, а вдруг вам стать девочками, и вообще хорошо, если вы станете девочками, потому что можно быть утром мальчиком, вечером – девочкой – последствия могут быть разными.

Когда в Евросовете в Брюсселе выступает какой-то начальник и начинает, чтобы никого не обидеть, перечислять 49 гендеров – простите, это «Алиса в стране чудес», чайник какой-то говорящий пролетел.

У меня внуки есть, один мальчик, две девочки, и они не собираются даже думать на эту тему, если их не заставят. А вот если их будут заставлять, а сознание еще пластичное – конечно, можно что хочешь внушить. Что человек – «оно» или, я не знаю, – колобок.

8-υπηκόων.jpeg

Политтехнологии в блогосфере: дебилизация и депопуляция

– Александр Иванович, к чему готовиться молодым? Как отразится нынешний конфликт на рынке труда, образовании?

– Молодым надо понимать, что жизнь прожить – не поле перейти, как старики говорят. И надо заряжаться духовной энергией, доверять себя Богу, ничего не бояться. Человек, который полностью отдает бразды правления своей жизни Господу, на самом деле живет очень спокойно, радостно. И он должен молиться, апостол говорит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (Фес. 5:16-18). Молитва соединяет человека с Богом.

Студент МГИМО, участник круглого стола Кирилл Комиссаров
Кирилл Комиссаров, студент МГИМО, участник круглого стола 

Раньше или позже тело состарится, появятся болячки, но Господь облегчит эти страдания и научит правильно переживать трудности – относить их на свой личный счет, а не на счет президента – русского или американского, на счет конкурентов, интриганов… И не папа с мамой будут в них виноваты – верующий человек смотрит – оп, что-то у меня не заладилось, так не должно быть. Значит, я что-то где-то нашкодил. Всё. Начинается работа над собой, по тем правилам, которые дает нам Писание, предание, мы находим первопричину, исправляем ее, и все налаживается. Если же идем по «пространному пути», о котором тоже говорит Писание, то все время спотыкаемся и разбиваемся.

А к чему готовиться? Считаю, что вы счастливые люди просто. Вы познали духовные вещи в начале своего жизненного пути. Поэтому на вас особая ответственность, Господь кому много дает, с того много и спрашивает.

Надо готовиться к тому, что духовная борьба внутри вас и вокруг будет очень жесткой. Но вы можете послужить своему Отечеству, именно на вас оно будет, прежде всего, и опираться. В чем конкретно – «война план покажет».

– Система образования будет меняться?

– Обязательно. Потому что на самом деле главное министерство в России – это не Министерство обороны, а Министерство просвещения. Оно участвует в формировании сознания молодежи, определяет, кто станет управлять ракетами, танками, стратегическими войсками и так далее; кто будет представлять страну за границей, а кто – строить и преобразовывать здесь. Именно поэтому глава Сбербанка Герман Греф устремился в координационный совет по развитию российского образования.

Сегодня нельзя оставлять образование даже на уровне советского – требуется обучение, воспитание, соответствующие уровню вражды в современном мире между сатанизмом и православием. Это не значит, что нам нужно проводить клириколизацию обучения. Но образование просто необходимо дополнить теми очень важными вещами, которые заложены в наш культурно-исторический код – их оттуда вытащить аккуратно, стилизировать, преобразовать в понятный для современной молодежи вид и преподавать начиная с детского сада. Потому что гаджет попадает к ребенку в детском саду.

Детки сейчас стареют очень рано. Мы узнавали многие вещи, с которыми они знакомы в 10 лет, годкам так к 30-ти, наверное. До 30-ти лет мы были вполне наивны.

Сегодня вы уже глубоко проникаете в ткань этой жизни, прежде всего, духовной. И в это надо вам уже потихонечку включаться, участвовать. Например, разбираться с международными сетями, с бесконечными игроманиями. Я иногда смотрю «Матч спорт» или «Матч ТВ» – а там с утра до ночи рекламируются тотализаторы, букмекеры. А кто такие букмекеры? Это, в общем, разновидность казино, «однорукий бандит».

Круглый стол "Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта"

– Блогер Юрий Дудь недавно взял интервью у одной журналистки, которая назвала студентов МГИМО, которые выступили в поддержку спецоперации России на Украине, приспособленцами. Можете как-то прокомментировать?

– Эти студенты – государственники, державники. И они должны понимать, что невозможно в этом мире строить державу чистыми руками, в лайковых перчатках. Это тяжелый труд. А журналистке я бы посоветовал заниматься своим делом.

– Она в Португалию уехала – работать…

– Ну, уехала и уехала, пусть живет в своей Португалии. Нас интересуют сейчас люди, которые исповедуют нашу культуру, нашу духовную традицию, живут здесь, не видят своего будущего нигде больше и готовы служить государству. Именно служить. А эти злобные выкрики «с места» – пусть при себе держат. Для чего они это делают? Какая у них мотивация? Помочь нам? Я думаю, что прямо наоборот. Это классические подрывные операции, которые опять-таки направлены на то, чтобы расколоть нашу молодежь, опираясь на те ложные ценности, которые внушили ей последние 30 лет.

– Еще один недавно эмигрировавший популярный блогер называл себя диаволом, причем как-то сказал: «Моя цель – дебилизация и депопуляция населения». При этом большинство молодых людей считают, что этот и подобный ему сетевые «звезды» раскрутились благодаря таланту, харизме. А как на самом деле это происходит?

– Владыка Тихон Шевкунов рассказывал как-то о своей преподавательской деятельности в вузе и поделился таким наблюдением: студенты второго-третьего курса сегодня имеют уровень знаний такой же, какой был в 70-е годы XX века у школьника-троечника 7-го класса.

1653122421_59-funart-pro-p-vladika-tikhon-shevkunov-s-kotom-zhivotnie-65.jpeg

Создается сетевое, культурное, псевдокультурное пространство, куда внедряются определенные вещи. Посмотрите TikTok и вы все поймете: потребительство, комфорт, развлечения, блуд, жадность. Идет игра на страстях. Формируется определенная среда.

Приведу такой пример, о котором мне рассказывал один довольно известный политтехнолог. 90-е годы: в нашу страну приходит финансист Джордж Сорос, организует компанию «Интерньюс Россия», которая проводит переформатирование нашей медийной инфраструктуры, прежде всего, людей, конечно. Собрали специалистов, через семинары, тренинги, какие-то школы, в том числе внутри России и за рубежом, с ведома и при поддержке нашей власти неолиберальной, ельцинской «пропустили» через свои структуры 30 тыс. человек – операторов, режиссеров, телевизионщиков, журналистов, руководителей газет, в том числе центральных, областных.

Советская журналистика строилась по принципу информационно-аналитическому: собрали информацию, проанализировали, показали. Сейчас ее сменила сенсационно-рейтинговая модель.

То есть приходит человек, журналист к редактору и говорит: «У меня есть заметка о том, что собака напала на ребенка». Ему отвечают: «Нет, это не интересно. Давай, ребенок напал на собаку и загрыз ее. Или не ребенок, а бабушка загрызла собаку насмерть». «Вот это, – говорят, – прикольно».

Они, действительно, сумели все переворошить и привили читателям и зрителям соответствующие потребности. Чтобы вернуться назад, надо проводить очень большую планомерную работу по переформатированию «наоборот». А любой тренер скажет – если к нему приходит молодой спортсмен, переучить его гораздо труднее, чем научить, воспитать заново «с чистого листа». Поэтому перед нами еще только стоит задача мобилизоваться в информационной сфере.


Не тратить годы впустую

– Александр Иванович, что нам сейчас внушает оптимизм?

– Оптимизм внушает то, что мы взыскуем не этого Отечества, а грядущего. То, что мы живы и с нами Бог, а если у нас возникают какие-то вопросы, то мы можем в Священном Писании найти на них ответы. И в вашем молодом возрасте возникает возможность не тратить свои годы впустую – уже сейчас встать на узкий путь служения. И поэтому вы – счастливые люди, у вас – полнота. Все это вселяет оптимизм.

Надо делать все, что Богу угодно. Надо Ему угождать. Надо договариваться с Ним так, чтобы потом Он не отвернул от нас Свой Лик и не сказал: не знаю вас, делающие беззаконие.

Если мы с Богом, как сказано, ищем Царства небесного и правды его – все остальное приложится. А что приложится? Работа, карьера, семья, здоровье, погода на улице – все будет нормально. А вот если мы отступаем от Бога, тогда никаких гарантий – потому что мы попадаем в лапы к диаволу.

Наш ресурс называется «Святые online». Как вы думаете, в современной России есть святые люди?

otec_kirill_.jpeg Архимандрит Кирилл (Павлов). – Конечно. Архимандрит Кирилл (Павлов), например. Ныне живущие святые, думаю, сейчас просто не заметны. Кто святой, а кто нет – знает один Бог. Только Он может заглянуть в душу человека.

Основная проблема современной святости состоит в том, что этот статус человеку присваивают люди.

А если он не святой?

Получается так, что за него надо молиться, а мы молимся ему. Чем причиняем вред. Через сколько десятков лет после смерти был прославлен преподобный Серафим Саровский? Это был правильный подход. Должно все устояться, чтобы минимизировать возможность ошибок.

Но что касается самих святых – я уверен, что в России они есть и сегодня. И, может быть, не так уже мало, иначе бы нашей страны просто уже не было. Потому что Господь держит нас только ради святых. И ради верных.


Что объединяет украинских националистов и западных политиков? Взгляд философа В.Н. Расторгуева

В.Н. Расторгуев
В.Н. Расторгуев

6 июля 2022 года отмечается годовщина со дня смерти русского философа, блестящего политолога и публициста, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Валерия Николаевича Расторгуева. Предлагаем вниманию читателей интервью, в котором за несколько лет до происходящих событий В.Н. Расторгуев раскрыл смысл цивилизационного конфликта, эпицентром которого сегодня стала Украина.

– Валерий Николаевич, как можно объяснить единодушие западных стран в деле свержения законной власти Украины в 2014 году? Что объединяет украинских националистов и западных политиков?

– Цивилизационную подоплеку событий на Украине можно замечать или не замечать, можно даже забыть, что Киев – мать городов русских. Но удар спровоцирован именно по этой точке на карте. И сделано это не случайно: здесь следует искать первопричины и социальной катастрофы, разворачивающейся на наших глазах, и того непостижимого на первый взгляд единодушия западных государств, с которым они называют белое черным, а черное белым. Родство и дружбу наших народов – многовековой борьбой, а погромщиков, палачей и предателей – героями.

В этой связи напомню текст постановления еще о присвоении погибшим активистам Майдана звания Героев Украины, за которое проголосовала Верховная Рада. Подавляющим большинством голосов депутаты поддержали постановление, в котором погибшие «майдановцы» названы «павшими гражданскими участниками вооруженных конфликтов во время мирных акций протеста в Украине». При этом убийства защитников правопорядка не считаются преступлением и не расследуются...

Когда ненависть тех, кто только что убивал идейных или племенных «врагов» и хоронил своих убитых, застилает глаза и будит в душах безумие, это еще можно не оправдать, но как-то объяснить. Когда же руководители «сытых стран» повторяют и плодят заведомую ложь, это действительно вызывает оторопь. Возможно, и наше отношение сегодня лишено полутонов, поскольку спектр политической жизни не сводится к контрасту белого и черного. Но все краски меркнут, а оттенки исчезают в момент исторического крушения прекрасной страны. А именно такой момент переживает сейчас Украина, да и все мы, не разделяющие Святую Русь на «своих» и «чужих». Наши святые не разошлись по своим «национально-этническим квартирам», и нам негоже.

Что же касается политики США и ЕС, то речь в данном случае надо вести вовсе не о единодушии, поскольку душа-то здесь отсутствует напрочь и по определению, как и совесть, честь, уважение к международным обязательствам. Есть только жестокий расчет и согласованный план, ничего, как говорится, личного.

Говорить следует, судя по всему, о давно и тщательно проработанной, дерзкой и масштабной операции, которая была навязана европейским союзникам США, как и многие другие военные провокации и масштабные локальные войны последнего времени.

В их числе и югославская резня и последовавший за ней передел, ставшие, как и предупреждали православные сербы, прелюдией к событиям нашего времени.

Я бы назвал операцию на Украине «Киевский поход на Святую Русь», поскольку главная ее цель – нанести еще один тяжелейший удар по Русской православной цивилизации, по ее исторической сердцевине и, соответственно, по России, которую все чаще и по праву называют государством-цивилизацией.

В этом определении много верного: согласно цивилизационной теории Н.Я. Данилевского, предопределившей дальнейшее развитие науки о локальных цивилизациях, выживают и получают шанс на развитие только те культурно-исторические типы, которые защищены мощной государственной оболочкой.

Цивилизации – это, по Данилевскому, своеобразные «ядра», где главное – религиозное начало. А «скорлупа», берегущая «ядро», – состоявшиеся государства, способные постоять за себя.

Историческая Россия, Святая Русь, таким образом, – органическое единство великой самобытной цивилизации и государственной «машины», смысл существования которой – ее цивилизационная миссия.

Украину, как и некоторые другие новообразованные государства, возникшие на постсоветском, а правильнее сказать, построссийском пространстве, политологи иногда относят к несостоявшимся, или «буферным», странам с поврежденным суверенитетом. Такое неустойчивое положение создает предпосылки для ускоренного и полного разрушения подлинной цивилизационной и конфессиональной идентичности. А именно эту цель и преследуют. Промывка мозгов в этом направлении на Украине велась уже давно – несколько десятилетий, скрыто и явно. Украинцам внушали, что они не имеют никакого отношения к враждебной им Русской «варварской», или «угро-азиатской», цивилизации, поскольку они принадлежат к совершенно уникальной украинской цивилизации, еще тысячелетия назад опередившей все остальные, в том числе родственную им западную. По некоторым версиям, даже арийцы – одно из ответвлений этой новоизобретенной цивилизации-гиганта...

Каждый может убедиться в том, что это не шутка и не розыгрыш, а убеждения, имеющие армию сторонников, верных адептов. К примеру, утверждается как нечто самоочевидное, что украинской цивилизации от роду, по меньшей мере, 20 тысячелетий. Сам не раз слышал эти «научные откровения» в разном исполнении на европейских конференциях. Вспоминается случай, когда лет 15 назад подобную «теорию» пытался пропагандировать один из ученых мужей из националистов на весьма престижном межпарламентском форуме ООН, в котором мне тоже довелось участвовать. Но коллегу никто так и недослушал, так как он сразу из принципа перешел на свой язык, а переводчиков, на его беду, не оказалось. Так и выступал в пустом зале...

Теперь, когда инстинкт «расового превосходства» удалось привить некоторым слоям «западенцев», можно уже и за военные операции браться: появились люди, готовые не только за деньги, но и за новооткрытую цивилизацию убивать и умирать.

А сама эта киевская операция, как мы убедились, включает в себя в качестве основной именно военную составляющую, а также мощное дипломатическое прикрытие и дымовую завесу в мировых СМИ.

Символично, что военный переворот при очевидной внешней поддержке и последующая оккупация Киева нацистами (бандеровцами) произошли в Международный день поддержки жертв преступлений. С этого момента 22 февраля можно называть Международным днем поддержки преступников. А весь «цивилизованный мир» сначала дружно не замечал происходящего, а затем, когда в руки погромщиков вложили огнестрельное оружие, вдруг, как по мановению дирижерской палочки, встал на сторону «мирных демонстрантов». Более того, вооруженный и распаленный безнаказанностью агрессор был назван жертвой, а жертвы – предварительно разоруженные «беркутовцы» – агрессорами. Вам это ничего не напоминает?

– Так начинались военные кампании западной коалиции – в Ливии, Сирии...

– ...И в Южной Осетии. Неслучайно сначала на якобы «мирном Майдане», а потом уже на пепелище центральных улиц Киева среди главных персон и наблюдателей – бывший грузинский президент Саакашвили, на этот раз без галстука, но с пеной у рта. Даже незрячий увидит общую стратегию. Один в один повторяется сценарий синхронизации Олимпийских игр и развязывания войны с Россией. В этом есть определенная логика. Торжества по случаю сочинской Олимпиады и блистательной победы наших спортсменов стали своего рода обезболивающим средством для граждан России на фоне чудовищного бедствия и поражения. Так и было задумано: в Сухуми не сбылось довести проект до конца, в Киеве пытаются. Кроме того, это опьянение от успехов стало фактором незаметного, но отделения: на «нашей улице» праздник, фантастические фейерверки, а на «их улице» тоже фейерверк: нацисты празднуют победу...

– В конце XX века на Западной Украине униатами уже были разгромлены целые епархии РПЦ. И об этом тогда мало кто писал и говорил. Это звенья одной цепи?

– Бог милостив, будем надеяться на лучший исход. Но опасность велика – и внутреннего раскола церковного, и стоящего за ним антиправославного наступления, и новой волны захватов.

Не вдаваясь в историю, замечу одно: попытки насильственного искоренения православия на Украине повторяются с невиданным упорством и жестокостью не одно столетие.

И не только на Украине. Как не единожды говорил почивший Борислав Милошевич, позиции которого, к слову, во многом совпадали со взглядами Александра Панарина – автора замечательной книги о Православной цивилизации, церковный раскол и межконфессиональная рознь – надежные и неизменные инструменты, направленные на окончательное разрушение и сербской государственности, и российской, и украинской... Антиукраинская кампания, по его прогнозу, уже сбывшемуся, скорее всего, будет повторять и историю захвата церквей, и не раз повторявшиеся события на его родине: те же насилие и провокации, та же кровь, та же ложь в мировых СМИ, да и в «отечественных».

Говоря о возможном повторении жесткого югославского сценария на Украине, Борислав отмечал: в «Независимом государстве Хорватия» проводился геноцид сербского народа, а также евреев и цыган. Официальной политикой была формула: треть сербов превратить в католиков, треть изгнать и треть уничтожить. Уже многие убедились, что именно этой «схемой ненависти», призывом к независимости от человечности вдохновляются ныне враги России, Украины и... Европы. Именно эту мысль Панарина – об антиевропейской по сути направленности процесса втягивания отдельных территорий бывшей Югославии (а ныне и раздираемой на части Малороссии) в евроинтеграцию – особо выделил Борислав.

Панарин не сомневался в том, что «США пользуются случаем прервать процесс созидания самостоятельной процветающей Европы – потенциального соперника и конкурента», а Европа воевала в Югославии «против самой себя, уничтожала свою инфраструктуру континентального значения, бомбила свои мосты на Дунае, свои православные храмы, разрушала свою культуру». На Украине европейцы наступают на те же грабли...

По мнению Борислава Милошевича, Панарин указал и на другую магистральную линию в политике США, касающуюся натравливания друг на друга славян и мусульман, на политику «разделяй и властвуй» с целью нанесения удара по «славяно-тюркскому синтезу», являющемуся «стержнем единой Евразии уже полтысячи лет», а также по единству славянских народов: «Панарин отмечает, что соответствующий сценарий был разыгран в Югославии, когда «атлантисты» направили свою «антитеррористическую акцию» против славян, то есть сербов, используя в этом случае в качестве подручных мусульман (албанцев). Надо добавить – и боснийских мусульман. А по большому счету, речь идет о крупной исторической авантюре: о попытке лишить народы, населяющие евразийский континент, их евразийской идентичности и, по сути, их родины. Великие, исполненные метафизического смысла дихотомии Востока и Запада, моря и континента, по словам Панарина, решено «навсегда устранить» в пользу нового «атлантического монизма».

– Ваш прогноз в связи с событиями на Украине?

– Прогнозирование – вещь слишком рискованная. Знаю по себе. Когда с точностью сбываются худшие прогнозы, которые ты делаешь как специалист, то не чувствуешь удовлетворения. Напротив, начинаешь ощущать свою долю ответственности: слова материализуются... Поэтому в последние годы я сознательно запрещаю себе прогнозировать зло, даже если оно кажется неизбежным.

А надежды на избавление не тщетны: Православная цивилизация, по словам Тойнби – одного из самых глубоких исследователей локальных цивилизаций, постоянно демонстрировала свою невероятную жизнеспособность и стойкость.

Он это писал, к слову, в годы, когда Никита Хрущев с бешеной энергией искоренял православие в России, веря, что он увидит последнего попа на Руси... Где сейчас тот Никита? Где будут через небольшое время погромщики и захватчики? На свалке истории, да и то в лучшем случае. Думаю, что их ждет другой огонь – в преисподней. Впрочем, и для покаяния время есть. Но времени у них мало…

Беседовала Ирина Воробьева

Степан Бандера боролся с Польшей и благодарил Гитлера за «освобождение» Украины.

Доктор церковной истории протоиерей Владислав Цыпин
Доктор церковной истории протоиерей Владислав Цыпин

Об истоках украинского национализма рассказывает протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории.

– Отец Владислав, что можно сказать об исторических предпосылках раскола на Украине на сторонников и противников России?

– До татаро-монгольских времен Киев, мать городов русских, находился почти на самой границе со степью. Местное население страдало от печенегов и половцев. Жилось неспокойно, и основные силы, сосредоточенные здесь во времена святых князей Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, стали перетекать в двух основных направлениях от Киева. Одно – северо-восточное, в Ростово-Суздальские земли. Другое – на запад, на Волынь и Галицию (столицей этого государства был город Галич).

Когда татаро-монгольское иго обрушилось на Россию, русскими князьями были выбраны две ориентации, которые оказались исключительно важными для всей последующей истории Руси.

Митинг украинских националистов в Киеве, посвященный дню рождению Степана Бандеры.

Святой благоверный князь Александр Невский на северо-восточной Руси считал, что надо уживаться с веротерпимыми татаро-монголами, при этом главный враг находится на Западе, он несет угрозу окатоличивания Руси. Даниил Галицкий искал союзников на католическом Западе.

Но в результате таких действий Даниила Галицкого территории современных Украины и Белоруссии (и даже немного больше) оказались одна в великом княжестве литовском, а другая (галицко-волынская Русь) – под Польшей. Потом Польша соединилась с Литвой, и все это стало Речью Посполитой. Местная русская знать, принимая католичество, ополячивалась (если иметь в виду аристократию, магнатов, то на три четверти польская высшая знать имела русские корни).

Даниил Галицкий искал союзников на католическом Западе

Униатство на Украине – продукт Брестской унии 1596 года, когда под прессом польской королевской власти и Ватикана несколько епископов, изменивших православию, перешли в Католическую церковь, но с сохранением восточных обрядов. Любопытно, что особенно долгое сопротивление унии оказывала Галичина, где окончательно задавить православие удалось лишь в начале XVIII века.


– Отец Владислав, каковы истоки украинского национализма?

Они имеют многовековую историю.

После татаро-монгольского погрома западная Русь была оторвана от северо-восточной Руси, оказавшись, как уже было сказано, сначала в пределах Великого княжества Литовского, а потом Речи Посполитой.

Вследствие этого через несколько столетий, уже в другую имперскую эпоху складывались определенные особенности украинских, или малороссийских, губерний России, что и порождало в некоторых кругах сепаратистские настроения.

В XIX веке эти настроения не представляли никакой реальной угрозы целостности российского государства и единству русского народа, включавшего как великорусов, белорусов, так и малороссов, или украинцев. Прямая угроза исходила с внешней стороны, а именно – из Австро-Венгрии. Дело в том, что в Галиции, Закарпатье и Буковине, вошедших в разное время в состав империи Габсбургов, присутствовало русинское или, употребляя современную терминологию, украинское население. Австро-венгерские власти, чтобы держать под контролем Галицию, старались противопоставить господствующий там польский элемент русинскому, и когда большая война была не за горами, в недрах австро-венгерского генерального штаба родилась идея образования украинского квазигосударства за счет отрыва малороссийских губерний от России под протекторатом Австро-Венгерской империи с возможностью назначения гетманом представителя династии Габсбургов. Окончательно этот замысел сложился в канун Первой мировой войны, а реализовываться стал в ходе этой войны.

Местная же русинская элита стремилась опереться на австро-венгерские власти, чтобы противостоять польскому элементу, господствовавшему в Галиции, – помещикам-полякам, крупным землевладельцам, горожанам (Львов был польский город). В то же время этот украинский элемент был пророссийским.

Отношения русин, то есть местных галичан, с Россией испортились во время короткой оккупации этой территории в Первую мировую войну российской армией.

Им казалось: раз заняли, то и присоединение произойдет. Местные круги активно поддержали российское присутствие. Но Россия вынуждена была отступить. И тогда начался жестокий австро-венгерский террор – обвинения в измене родине, расстрелы.

У народа сложилось впечатление, что на Россию опереться нельзя, и тогда местное галицийское движение, как и планировали в генеральном штабе Австро-Венгрии, стало превращаться из русофильского в русофобское – антимоскальское.

Важно заметить, что изначально название «Украина» относилось к географической, а не к этнической номенклатуре. И по-польски, и по-русски «Украина» – это окраина. Поэтому мы и говорим «на Украине» (нельзя же сказать «в окраине»). Это то, что сейчас пытаются вытеснить из русского и украинского словоупотребления, поскольку последовательно и окончательно стараются придать этому слову характер названия страны.

В Москве Украиной в XV-XVII веках называли не только юго-западные окраины – это понятие распространялось, скажем, на Псковские земли, граничившие с Ливонией, а потом со Швецией, и юго-восточные территории. Словом, все, что вдоль границы, – то Украина, но главной «Украиной» Руси были Курск, Воронеж и Харьков. Украиной же для Польши являлись пограничные территории – Киев, Чернигов, Полтава.

Галицию (на территории современной Украины – это Львовская, частично Ивано-Франковская, Тернопольские области. – Ред.) в Речи Посполитой никто Украиной не называл. Это была просто Русь, и польский король носил титул великого князя русского. Это означало, что он владеет Львовом и Галичиной, или Галицией.

В польских исторических романах Генриха Сенкевича один и тот же человек – шляхтич местного русского происхождения – мог называть себя в разных смыслах поляком, русским и украинцем. Украинцем – по месту родины, поляком – по государственной принадлежности и русским – потому что у него русские корни.

Мысль о том, что украинцы – отдельная национальность, появилась в XIX веке, а затем превратилась в политический проект Австро-Венгрии.

Традиционно малороссы, или украинцы, считали себя русскими, так же как поморы или донские казаки. Но среди части интеллигенции, которая говорила по-русски (лишь некоторые ее представители, в основном литераторы, такие как Леся Украинка, хорошо знали народный язык), то разгорались, то затухали сепаратистские настроения. В конце концов, в разгар Первой мировой войны, в том числе при содействии этих кругов, появилась идея украинского государства, Украинской Автокефальной Церкви. И с крушением в 1917 году Российской империи, при Временном правительстве, ситуация взорвалась.

В 1918 году, после крушения Российской и Австро-Венгерской империй было три украинских государства: Донецко-Криворожская Советская Республика, Украинская Народная Республика, Западноукраинская Народная Республика. Что происходило с украинским национализмом после 1917 года?

– В новых обстоятельствах подходы к устройству отношений Украины и России были разные. Один – кардинально-радикальный – полная независимость и самостоятельность. Во время гражданской войны эта идея не принималась ни красной, ни белой Россией. Это позиция Петлюры и стоявших за ним сил (Семен Петлюра – главный атаман войск Украинской Народной Республики (1918) и глава Украинской Директории (1919). В советско-польской войне 1919-1920 годов выступил на стороне Польши. – Ред.).

Но была и более умеренная позиция, которой, с одной стороны, придерживалось правительство германского, а заодно и австро-венгерского, ставленника – гетмана Скоропадского. Павел Скоропадский был русским генералом (свободно украинским языком он овладел лишь в эмиграции) и потомком того самого гетмана, которого Петр I поставил на место предателя Мазепы. Скоропадский не был антироссийским политиком. Известно, что к Деникину через Украину перебирались русские офицеры из Москвы и Петербурга. У них была возможность находиться на Украине под негласным покровительством Скоропадского. Хотя их лозунг «единая и неделимая Россия» – шел вразрез с украинской самостийностью.

Но как только власть в Киеве на относительно короткое время захватил Петлюра, офицеры, которых он там застал, были расстреляны. Скоропадский не был самостоятельной фигурой – и эмигрировал. Красная Москва (советское правительство) тоже проводила умеренную линию, но другого рода, а именно – подавление крайнего украинского сепаратизма, с поощрением стремления к автономии и федерализации, что привело к образованию СССР, одной из республик которого стала Украина.

В 20-х годах XX века государственное единство уже было реальностью, но в противовес традициям старой России советское правительство поощряло украинизацию на Украине, то есть вводило украинский язык в школах, газетах. Правда, на рубеже 1920-1930-х курс переменился и появился лозунг борьбы с украинским буржуазным национализмом.

Но это зигзаги советской политики. Что до австро-венгерской Украины, то после распада Австро-Венгрии в 1918 году, в результате поражения и местных революций в Вене, Будапеште, Праге – Галиция оказалась в восстановленной Польше: Закарпатье, или Карпатская Русь отошла к Чехословакии (Закарпатьем мы ее называем по отношению к России и Украине), а Буковина к Румынии.

В польской Галиции процветал украинский сепаратизм, заостренный против польского господства. С польской властью местные украинские националисты боролись разными способами, в том числе и террористическими. Вот эта Украина в 1939 году и вошла в состав советской Украины./

– Странно, что героем нынешних националистов является Степан Бандера, боровшийся отнюдь но за вхождение в Европу, а против Польши...

– Бандера в то время был молодым политиком, причастным к террористической деятельности в Галиции против польской власти. Через несколько дней после начала Великой Отечественной войны, когда немцы оккупировали Львов, он издал воззвание несколько парадоксального характера. Он провозглашал образование украинского государства и украинского правительства, которое обещал возглавить, и в качестве главы украинского государства и правительства благодарил Гитлера за «освобождение» Украины, называя его своим союзником. Понятно, что реальные отношения были совсем не союзнические. Украина была оккупированной территорией с полной и абсолютно неограниченной властью оккупантов. И поскольку манифест Бандеры шел вразрез с планами немецкого правительства, в течение всей войны он находился под домашним арестом у немцев но его сторонники-бандеровцы действовали по-разному. Одни из них оказались в дивизии «Галичина», являвшейся частью войск СС.

Другие же сторонники Бандеры действовали в лесах как партизанские взводы или бандитские отряды, которые главным врагом считали красных и польских партизан. Но также они устраивали погромы и избиения евреев, поляков и местных украинцев, заподозренных в пророссийских или пропольских настроениях; много было убито православных священников канонической Церкви, отвергших автокефалию. Своими для бандеровцев, если иметь в виду церковную жизнь, были униаты и украинские автокефалисты.

– Что стало с униатами после войны?

– Униатские общины прекратили существование на территории Западной Украины, то есть Галиции, в 1946 году. Тогда состоялся Львовский собор униатов, присоединявшихся к Православной Церкви, который постановил упразднить унию. Иными словами, произошло воссоединение униатов с канонической Православной Церковью. Львовскому собору предшествовал арест всех епископов-униатов, обвиненных в коллаборационизме с немцами, и униаты оказались без епископов. Среди воссоединившихся значительную часть составляли те, кто пошел на это охотно.

Важно сказать, что бандеровцы продолжали воевать еще лет 10 после окончания Великой Отечественной войны и Второй мировой войны – до середины 1950-х годов. Но уже в самой Униатской Церкви появилась инициативная группа по воссоединению с канонической Православной Церковью во главе с протопресвитером Гавриилом Постельником, которого бандеровцы убили.

Воссоединились не все, некоторые ушли в подполье, однако легальной Униатской Церкви с тех пор на Украине не существовало. Но когда разваливался Советский Союз и сепаратизм обнаружил себя, в том числе на Украине, особенно в Галиции – очаге украинского сепаратизма и униатских настроений, униаты добились от Михаила Горбачева легализации своей Церкви. Встал вопрос: а где они будут собираться? Захватили примерно половину православных церквей.

Затем другое церковное бедствие обрушилось на Украину – на западные епархии. Сначала на рубеже 1980-1990-х локальный автокефалистский раскол в Галиции, а затем филаретовский раскол в 1992 году, потрясший всю Украину. Бывший митрополит Филарет возглавлял самоуправляемую Украинскую Православную Церковь в составе Московского Патриархата – и в 1992 году объявил, вопреки каноническим нормам и процедурам, об учреждении автокефалии.

Значительное большинство украинского епископата, духовенства и православного народа отвергло филаретовскую автокефалию. Законной церковной властью он был лишен сана, а позже анафематствован.

В последние несколько лет в Галиции примерно четверть приходов – канонические, половина – униатские, а еще четверть – раскольники разных ориентаций.

– Какие регионы традиционно поддерживают Россию?

– Определенно пророссийски настроены (либо хотят в Россию, либо настроены на союз с нашей страной) Харьков и южные области – Луганская, Донецкая, Запорожская, Днепропетровская, Херсонская, Николаевская, Одесская и Крым. Говорят они преимущественно по-русски. Восточная и центральная Украина, судя по всему, колеблется – это Сумская, Черниговская, Полтавская, Черкасская, Кировоградская и Киевская области. Киев, видимо, сильно заражен бандеровским галицийским сепаратизмом. Области к западу от Киева не совсем бандеровские, по крайней мере, здесь нет серьезной почвы для унии, это более или менее укорененные православные территории. Но там сильны раскольники. Это Житомирская, Ровенская, Волынская, Хмельницкая, Винницкая области. Здесь очень заметно украинское сепаратистское в классическом смысле влияние, но это все-таки православные территории. И наконец, очаг – три галицийские области: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. В Почаеве и вокруг Почаева уния под собой почвы не имеет.

На Буковине и в Закарпатской области ситуация особенная. В Закарпатье сильна антиукраинская русинская тенденция, поскольку до 1945 года они и вообразить себе не могли, что они украинцы. Специфика украинского языка, отделяющая его от русского, в основном связана с польским влиянием, а в Закарпатье его нет.

Они никогда не были под Польшей, но входили в состав Венгрии. Австро-Венгрии, короткое время между Первой и Второй мировой войнами – Чехословакии, после разгрома Чехословакии их опять оккупировали венгры, затем они вернулись в Чехословакию, которая передала их Украине. Северная Буковина была под Австрией, но вместе с Южной Буковиной и Трансильванией составляла румынский компонент Австро-Венгрии и оказалась после Первой мировой в Румынии, а в 1940-м году Румыния вынуждена была передать Северную Буковину, как и Бессарабию, Советскому Союзу. Бессарабия вошла в состав Молдавской Республики, а Северная Буковина составила область Украины. Но с точки зрения церковной Буковина – определенно православная территория. Там униаты влияния не имеют. Закарпатье же напряжено и динамично, поскольку противостояние украинского и русинского элемента наблюдалось здесь в течение всего XX века.

– Получается, что поляки используют своих же врагов бандеровцев?

– Для традиционной Польши бандеровщина – это, конечно, враг. А для Соединенных Штатов все равно: поляки, русские, украинцы – лишь объект манипуляции.

– В планах националистов был захват всей Украины?

– Конечно. Более того, самые горячие головы говорят не только о той Украине, которую сейчас представляет современная страна, но и о «соборной Украине», подразумевая под этим значительную территорию современной Польши – Холмщину, Прикарпатье. Восточную Словакию они тоже считают своей (когда-то там было русинское население). Так же – юг Белоруссии. Белорусское Полесье. Брест (напирая на то, что во время оккупации Белоруссии немцы включили Брестскую область в территорию Рейхскомиссариата Украина). Ну а дальше – Волгоград, Кубань, Краснодарский край, Воронежская, Курская области...

До границ Казахстана мыслили они «соборную» Украину.

Беседовала Ирина Воробьева




Елена

27.06.2022 07:09:2022

Очень актуальный материал, многое разъясняет. Спасибо