«Задача христианина заключается в том, чтобы сохранять человеческое в человеке». Протоиерей Олег Стеняев

На основе Священного Писания известный миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев ориентирует, как и что каждый из нас призван отстаивать и защищать и как при этом относиться к оппонентам, а в горячей фазе войны – к противникам.

Протоиерей Олег Стеняев .png
Протоиерей Олег Стеняев

Священное Писание сообщает нам о пяти границах, проведенных рукою Самого Бога. Эти границы онтологического бытия каждого суть: Личность, Семья, Нация, Царство и Церковь. Цельная личность взращивается в цельной семье, которая и определяет своей целостностью основу сильного государства, предполагающего также национальное державное самосознание и православное воцерковление. Без этого никак, но рассмотрим всё по порядку.

Личность

Бог вводит Адама в рай. Мозаика Собора в Монреале, верхний ряд южной стены.jpg Бог вводит Адама в рай. Мозаика Собора в Монреале, верхний ряд южной стены

Личность каждого из нас создана Богом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Каждый из нас ответственен пред Творцом за свою душу, а также за тело. Сказано, во-первых: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Но точно так же, во-вторых, сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:17). Грех самоубийства всегда почитался самым страшным преступлением против веры в Божественное Милосердие. Уныние есть один из семи смертных грехов. Вся совокупность человека призывается Творцом к чистоте и святости. Сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие» (1 Фес. 5:23). И прославлять Бога – то есть быть православными – мы должны не только в духе, но и в теле своем: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

Пренебрежительное отношение к целокупности человеческого бытия опасно и недостойно того имени, что мы носим: православного христианина.

Семейство, род

Семья в ее классическом понимании учреждена Богом: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Человек лично ответственен пред Богом за свой дом. У апостола читаем: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Именно семья сегодня особенно подвергается сатанинским нападкам со стороны как неумеренных ревнителей безбрачия (с их хлыстовским призывом: «Женатые разженитесь, а неженатые не женитесь»), так и сторонников так называемого «планирования семьи». О таковых в Писании сказано: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил…» (1 Тим. 4:1-3).

Семья не может являться препятствием для духовного роста, ибо Само Слово Божие почитает семью быть «домашнею… церковью» (1 Кор. 16:19).

Да и сама первая (по времени ниспослания) заповедь, данная роду человеческому еще в Раю, призывает к браку. Сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт. 1:27-28). Нации не нужна апология импотенции и извращения «под видом благоговения» (Правило святых Апостол, 5-е). Подлинное монашеское воздержание возможно для немногих: «Кто может вместить, да вместит!» (Мф. 19:12). Напротив, нужно здоровое библейски выверенное православное учение о браке, емко выраженное в следующих словах Писания: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» (1 Кор. 7:27-28).

Нация, народ

Нация – это тоже граница нашей ответственности, очерченная рукою Самого Бога. Определению наций, как и созданию первого человека (см.: Быт. 1:26), предшествовал Собор Пресвятой Троицы: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:7), – сказано про вавилонское столпотворение. А уже в рамках обособленных таким образом наций люди должны были научиться подлинному (а не основанному на лжи «вавилонскому») единству в Боге и с Богом, – именно в день Пятидесятницы дар языков возвращается на землю. Причем, что важно, когда в день Пятидесятницы был дан дар языков – там перечисляются и диалекты – в глазах Бога это существенно, – то есть тем самым подтверждается: любая идентичность имеет право на существование. А до этого сакрального момента Пятидесятницы (как и до того, как она произойдет в личном плане):

Богу не угодно единство, основанное не на Его воле.

В этом смысле и семья, и нация (а далее в максимальной степени Церковь) есть Школа Любви. А для начала тот человек, который любит хотя бы свою семью, равно как и свой родной народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого народа. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных традиций, бесполезен вообще для чего-либо более высокого. Читаем: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Известно высказывание: «Бесполезный для земного Отечества бесполезен и для Небесного».

В национальном вопросе мы Самим Словом Божиим призваны, в том числе и охранять свои рубежи.

В Писании сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26). «Пределы обитанию» – это и есть границы этнические, политические (территориальные). Никто не имеет права самочинно нарушать их. Библейский закон о «пришельцах» должен регулировать эмиграционную и миграционную политику каждой страны. Империя – это и есть прекращение войны и достижение мира и согласия. Потому как Империя – это есть проекция Церкви.

Эгоистическая сотериология (учение о спасении) не признает ни национальных, ни расовых, ни государственных границ ответственности. Но само библейское учение о спасении никогда не рассматривает человека в отрыве от его семьи, нации, Родины. Писание учит нас именно соборному домостроительству и противопоставляет его «эгоизму субъективной религиозности». Господь наш Иисус Христос не учил нас молиться: «Отче мой», а учил молиться: «Отче наш» (Мф. 6:9). Закон Божий не предлагает нам идти путем эгоистической сотериологии, а, напротив, путем соборной сотериологии. Сказано: «…ни сын твой, ни дочь твоя…» (Исх. 20:10). Да и сам призыв ко спасению отнюдь не индивидуальное значение и назначение имеет, а скорее всего обращен к человеку как соборной единице. Читаем: «Сказали мужи те (т.е. Ангелы) Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место» (Быт. 19:12-13).

Учение о личном спасении есть надуманная эгоистическая ловушка для извращенно самолюбиво-расслабленного типа религиозности, чуждой великорусскому пониманию соборности и святости.

Преподобный Серафим Саровский учил: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Апостол языков – т.е. многих народов – Павел абсолютно был чужд эгоистической сотериологии. Он очень любил свой народ и любил его до самозабвения, самоотрицания даже, готов был на отчуждение себя от Христа, лишь бы сородичи встали на путь спасения. «Я… из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев» (Флп. 3:4-5), – говорил о себе. А что это как не проявление библейского патриотизма? И даже так: «…великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:2-3). Иными словами, он готов был сам находиться в аду, только бы знать, что родные его по плоти спасаются во Христе. К такой же религиозности совместного спасения он призывает и нас: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). А Сам Христос пришел в этот мир спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Он и апостолов Своих сначала призывал идти «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6), а как-то на вопль с просьбой хананеянки ответил ей: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26).  Другое дело, что она смирилась и по смирению получила просимое.

Все дары Божии подаются по смирению.

Только при наличии результата проповеди в конкретном народе, при укорененности миссионерского слова в определенной традиции, можно совершать апостолат и вселенского значения. Но тут важный принцип: миссионер использует язык оппонента. Апостол Павел говорил: «Для Иудеев я был как иудей, чтобы приобрести Иудеев» (1 Кор. 9:20).

То есть, если перевести на современные реалии, обращаясь к украинцам, нельзя сказать: я был на Украине, – все остальное, что вы скажите, начав так, не будет услышано. Хотим мы или не хотим, в миссионерской практике мы обязаны соблюдать принцип интеркультурации, подразумевающий общение, когда ты не создаешь ненужных лишних границ. Скажите: «я был в Украине», – и донесите то главное, ради чего обращаетесь.

Царство (здоровая государственность)

Царство – это есть существенная составляющая в деле Божественного Домостроительства. Читаем: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17); и еще: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Притч. 8:15). Самодержавие установлено по Божиему соизволению. В Законе Божием говорится: «Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17:15). Есть границы ответственности по отношению к принципам незыблемости монархической власти. Сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим… не делайте зла» (Пс. 104:15).

Церковь

И наконец, Церковь – это наиболее значимая граница ответственности, очерченная рукою Бога. Можно сказать, вершина всех естественных начал бытия человека на земле.

Церковь, наряду с семьею и личностью, есть тоже Школа Любви – самая Высшая Школа Любви.

Церковь не знает территориальных, социальных и расовых границ: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:26-28). 

Но свобода Церкви не есть свобода космополитизма. Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни для их более активного участия в деле созидания Царства Божия: «и на земле, как на Небе» (Мф. 6:10).

Когда святитель Филарет (Дроздов) переводил Писание на русский язык, он задавался вопросом: а как это «яко на Небеси?» А потом понял: так, оттуда ж мятежные ангелы сброшены, – вот что значит: яко на Небеси!

Но сказано: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50). Христианин должен непрестанно ощущать и осознавать свою причастность Церкви. Читаем: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25).

Церковь есть место увещевания, но не потому, что в ней собраны разные мнения. Нет, она «есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). И именно в Церкви снимаются все противоречия и самые острейшие противостояния. Сейчас мир враждебен к Церкви. Но такое было и накануне французской революции, и в конце XIX века, и даже в недавней истории некто Хрущев намеревался было показать по телевизору последнего попа… Так как Церковь – столп и утверждение Истины, на нее все отклоняющиеся от прямого пути и воюют.

Сказано: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви» (1 Кор. 6:1-4).

Церковь оставляет за собой право не соглашаться с теми даже государственными законами, которые противоречат установлениям Божиим.

Но вот церковный суд – это целая проблема российской современности. Православный не может судиться с православным у людей, «ничего не значащих в Церкви». Требовать светского суда – «суда кесарева», как этого требовал апостол Павел (Деян. 25:11) – мы можем только тогда, когда судимся с неверующими, язычниками или с неверными. И духовенство не имеет никакого права уклоняться от исполнения судебных обязанностей, иначе по отношению к нам могут быть применимы слова: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2:7–9).

Итоги

Итак, Личность, Семья, Нация, Царство и Церковь есть суть границы ответственности, очерченные рукою Бога. И именно их и стремится нарушить и попрать диавол. Лукавый не является творцом, и зло, следовательно, не бытийно. Диавол, «взяв повод от заповеди», производит в нас «всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим. 7:8).

Задача лукавого – прежде всего извратить естественные прочерченные рукою Божией границы жизни. И его оружие – плюрализм.

Плюрализм в жизни Церкви – ересь, в жизни Царства – гражданская война, революция и мятеж; в жизни Нации – геноцид, в жизни Семьи – блуд, а в жизни Личности – шизофрения. Цельный человек живет интересами Семьи, своей Нации, Царства и Церкви. И в этом и заключается целокупность его бытия, т.е. цельность личности.

На злобу дня

Самое опасное для нас сейчас – расчеловечивание образа нашего потенциального действующего противника. Я давеча вот увидел на украинском TV – сидит женщина с раввином города Киева, общается и вдруг спрашивает его:

– А есть ли среди русских нормальные люди?

Он даже растерялся от такой постановки вопроса…

– А как же? – говорит. – А как вы себе иначе это представляете?

Сейчас, к сожалению, накатывают волны расчеловечивания воюющих и по ту, и по другую стороны конфликта, чтобы легче было ненавидеть и убивать.

Но вот в Писании, например, про винопитие сказано: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23:29-32); и в то же время: «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103:15). В эгзегезе (в толковании Писания) известен принцип: доминирующей является та характеристика, которая указывается в Священном Писании первой. Каково первое упоминание про вино? А про то, как Ной упился и нагой валялся в шатре (Быт. 9:21).

Теперь в контексте расчеловечивания противника вспомним, где впервые в Священном Писании упоминается о хотя бы даже возможности убийства человеком человека – тогда, когда даются законы Ною: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6).

Задача христианина заключается в том, чтобы сохранять человеческое в человеке и напоминать о ценности созданного по образу Бога каждого человека.

По-гречески образ – это икона. Иногда, бывает, икона нуждается в реставрации, но это все равно именно икона и к ней необходимо сохранять должное отношение. В это перенапряженное накаленное время очень важно, чтобы священнослужители по разные стороны конфликта сосредоточились на исполнении вот этой краеугольной для бытия человеческого функции – сохранять человеческое в человеке.

Когда патриарх Иаков умирал, он давал наставление каждому колену своего рода – к Симеону и Левию (а это колена воинов и священнослужителей) он обратил следующие слова: «проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа» (Быт. 49:7). Недопустимо, когда происходит смешение гнева и жестокости, ярости и звериной свирепости.

Религия как раз-таки и полагает предел: гнев не имеет права зашкаливать до жестокости, ярость не должна переваливать неконтролируемый беспредел.

Священник стоит между Небом и землею, а любое человеческое творение – это среднее между Ангелом и зверем, и вот священник призван напоминать о высшем начале в нем каждому человеку, говорить о достоинстве каждой человеческой личности.

Протоиерей Михаил Васильев, недавно погибший на войне, в походном храме .jpg Протоиерей Михаил Васильев, недавно погибший на войне, в походном храме

Каждый человек, патриотом какой бы из сторон он ни был, всегда стоит на суде заповедей – и Декалога, и Евангельских. Слово Божие судит и на последнем Страшном Суде будет судить мир. А иначе, если мы не живем по заповедям, мы – соль, которая потеряла силу.

Да, мы любим свой народ, свою землю, свою страну, но это не значит, что мы должны плохо относиться к другим людям, ненавидеть кого бы то ни было. Христианство и проверяется тем, как ты относишься к любой инаковости.

Христианство начинается с того самого момента, когда мы выводим религиозное чувство из плоскости рыночных отношений: любить любящих нас, творить добро творящим нам добро и т.д.; – и начинаем жить по заповедям: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44) и т.д.

Вывод

Любовь в Библии означает, в том числе и для начала прежде всего, осознание границ ответственности, в которых эта любовь взращивается, чтобы, переполняя уже сердца, стать способной выплескиваться на всех. Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14); и еще: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8).

Подготовила Ольга Орлова