Антидепрессанты. От святых отцов

Вчера, 24 марта, когда в России был объявлен траур, отмечался Всемирный день борьбы с депрессией. Как с подавленностью справлялись святые отцы и христианские подвижники?

Отцы-аскеты древности называли подавленность духа унынием, оно вполне может быть запущено какой-то гиперстрессовой ситуацией, коснись она вас лично, ваших близких или если вы получили, как говорят психологи, «травму свидетеля» – то есть увидели в новостях то, что ваша психика не может переварить. Но как правило, именно потому что мы зацикливаемся даже в своем сопереживании на себе, как бы начиная бояться, что со мною, моими близкими может это случиться. Вот чем учат святые отцы.

Мария Захарова
Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Вот, например, преподобный Порфирий Кавсокаливит наставлял:

«Главная причина возникновения депрессии и всего того, что называется искусительным, сатанинским – вялости, уныния, лени и других психологических проблем, – заключается в том, что в тебе “сидит” большой эгоизм». 

Мария Захарова
Старец Паисий Святогорец

С ним согласен и старец Паисий Святогорец: «Эгоизм приводит к скорби, к той скорби, которая не от Бога. Скорбь по Богу приводит к покаянию. Скорбь, которая не от Бога, приводит к отчаянию. Эгоизм всегда приносит скорбь и тревогу». И он же убеждал горюющих, что это лукавый «хочет видеть нас грустными и радуется… Он не хочет, чтобы кто-то радовался». 

И еще одна цитата старца Порфирия: «Сегодня очень часто чувствуют печаль, отчаяние, вялость, лень, уныние и другие подобные сатанинские воздействия. Человек становится грустным, плачет, переполнен меланхолией, не обращает внимания на свою семью, тратит много денег на психотерапию, пьет лекарства. Люди называют это “неуверенностью”. Наша религия говорит, что все это исходит от искусителя».

Мария Захарова
Наталья Константиновна Кречетова

Подвижница наших дней супруга протоиерея Валериана Кречетова матушка Наталья Константиновна Кречетова как-то заметила: «Я начинала унывать, когда плохо молилась».

То есть как бы мы ни называли эти тягостные состояния – прозорливцы усматривают за ними бесовские действия, нагнетающие страсти, что сказывается на соматике. Вот как учат об этих недугах и о борьбе с ними святые отцы.

Для чего бесам наводить на нас уныние?

Мария Захарова
Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

«Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишенной их и беспомощной, нанести бесчисленные раны».

Мария Захарова
Преподобный Макарий Великий

Преподобный Макарий Великий

«У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа».

Каковы причины уныния?

Мария Захарова
Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник

«Уныние происходит иногда от вкушения удовольствий чувственных, а иногда от бесстрашия пред Богом.

…Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив». 

Каковы плоды уныния? 

Снимок экрана 2023-03-24 в 17.23.39.png
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«От уныния рождаются праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость и любопытство».

Что уныние губит? 

Мария Захарова
Преподобный Нил Синайский

Преподобный Нил Синайский 

«Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».

Чем страшна крайняя степень уныния?

Святитель Димитрий Ростовский.png
Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий Ростовский

«Отчаяние уже непосредственно ведет к гибели. Оно предшествует самоубийству, самому страшному греху, сразу отправляющему человека в ад – место, удаленное от Бога, где и света Божия нет, и радости нет, один мрак и вечное отчаяние. Самоубийство – единственный грех, который не может быть прощен, поскольку самоубийца не может уже раскаяться. Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-то скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: “…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную” (Мф. 27:3–4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения, нужно ее наполнить надеждой на милость Божию».

Графика-2.png
Авва Исайя Скитский

Авва Исайя Скитский

«Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества. ...

Бесы наводят на душу уныние в предположении, не истощится ли ее терпение в продолжительном ожидании милости Божией, не покинет ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но если будут в нас любовь, терпение и воздержание, демоны не преуспеют ни в каком своем намерении...»

Что врачует уныние?

Преподобный Нил Синайский

«От уныния врачует терпеливость и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия». 

Святитель Тихон Задонский .jpeg
Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский

«Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие. Вызывает желание молитвы и как бы влечет к ней и ко всякому доброму делу и привычка. Приучайся и привыкать, и сама привычка повлечет тебя к молитве и всякому добру. Усердию помогает и перемена занятий, то есть когда то и другое делаешь попеременно. Делай и ты так: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении и о прочем, то есть молись, читай книгу, занимайся рукоделием, и опять молись, и опять другое делай. И когда нападет сильное уныние, выйди из комнаты и, прогуливаясь, рассуждай о Христе и прочем, и, рассуждая, вознеси ум к Богу и молись. Ты прогонишь уныние».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) .png
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отвергается, по учению святых отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие; должно вместе печалиться и надеяться; печалиться – потому что мы грехами своими прогневляем Бога, удаляемся от Бога; надеяться – потому что мы имеем всесильного Врача для грехов наших Господа Иисуса Христа, пролившего за нас Кровь Свою».

Святитель Иннокентий Херсонский.png
Святитель Иннокентий Херсонский

Святитель Иннокентий Херсонский

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния.

Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. 

Кто проникается духом Евангелия, тот перестает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения и, особенно, святые таинства Церкви – также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство Исповеди и Причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством Исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в Евхаристии Тела и Крови Господа, чувствует оживление и радость».

Подготовила Ольга Орлова

 




р.Б

26.03.2024 05:26:2024

"...противники мои, которые связывают меня ныне, суть псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ;" ("Лествица" глава13)