Чем страшен грех аборта и кому молятся о нерожденных младенцах?

Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 27 декабря 2023 года принял документ «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия»

Документ, проект которого был разработан Межсоборным присутствием, дает четкое разъяснение позиции Русской Православной Церкви касательно начала человеческой жизни: «Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: "Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было"» (Пс. 138:13,15-16).

«Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. "Тот, кто будет человеком, уже человек", как писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан», — говорится в документе.

Протоиерей Валериан Кречетов.png
Протоиерей Валериан Кречетов

Мы поговорили о грехе аборта с архимандритом Серафимом (Кречетовым, до пострига: протоиерем Валерианом), почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области.

– Отец Валериан, женщина спасается чадородием, а Россия лидирует по числу абортов. Как человеку, осознавшему тяжесть содеянного, вернуться на путь нормальной христианской жизни? 

– Во-первых, никогда больше этого греха не совершать, если речь идет о молодой женщине. И в любом случает стараться остаток жизни пройти, проявляя то, что она не пожелала дать своим детям. Дать это оставшимся детям или чужим. И безропотно терпеть все, потому что это тяжкое преступление – убийство некрещеного без погребения. Поэтому молиться нужно прежде всего о прощении грехов.

Грехам нет.png

– Участь убиенных младенцев описана где-то в Священном Писании?

– По-моему – нет. Абортов ведь не было, хотя и вытравливали во чреве. 

Мы верим, что Господь благ и праведен. Как Господь поступит со всеми этими погубленными душами – это Его святая воля. Но что Он совершит это по справедливости – без сомнения. А в чем это будет выражаться – пока сокрыто. 

– С одной стороны, убитые во чреве дети умерли некрещеными и формально не могут быть в Царстве Небесном. С другой – они пострадали без вины. Как можно совместить это – мучаются невинно убиенные дети?

– А кто вам сказал, что они мучаются? Об этом нет определенного мнения. Владыка Мелитон (Соловьев) рассказывал: в советское время к нему пришел капитан первого ранга крестить детей. У него в младенчестве умерла девочка, некрещеная. И он ее увидел – был такой вещий сон – она худенькая, платьице скромное. Дети играют, а она стоит отдельно. «А ты что здесь стоишь?» – спрашивает. «А мне туда нельзя. Ты же меня не крестил…» Она умерла, некрещеная, а те – убиты еще… Думаю, что у Бога несправедливости быть не может. 

– Убиенные дети не подлежат воскресению? Их души не соединятся с телами? 

– Если душа есть – почему нет? Но как будет – это тайна путей Промысла Божия. 

– Говорят, что живые дети отомстят родителям за своих братьев и сестер, убиенных во утробе. 

– В Химках была такая Наташенька, монахиня Екатерина в постриге. Она лежала на спине 20 с лишним лет, я причащал ее, многие тогда к ней приезжали. Ее мать умерла во время аборта. И Наташенька молилась: «Господи, я все буду терпеть, только прости мою маму». Она мне рассказывала – ей было видение – два сосуда с голгофской водой, как она сказала, – за нее и за маму. Она терпела страшную болезнь, у нее был паралич дыхательных мышц, она не могла дышать, ее накачивала машинка. Когда свет отключался, она умирала. 

… Совершаются тяжкие грехи: убийство некрещеного и без погребения. Последствия за грех страшные: здесь на земле – болезни (в том числе бесплодие, женские болезни), безвременная потеря детей. О воздаянии без покаяния мы узнаем на Страшном суде. Но нет греха, превышающего Божие милосердие, если человек искренне в нем раскаивается.

– Можем ли мы говорить о духовном возрождении России, когда по сути дела ведем скрытую войну против собственных детей?

– А почему не может быть духовного возрождения? Тут есть один момент, который остается тайной. Мы не знаем, кто был бы не родившийся человек: святой благоверный князь Александр Невский, Ломоносов, Пушкин, Достоевский – или изверг какой-нибудь, революционер, убийца? Как Господь повернет оставшееся человечество и сколько оно еще проживет – это один Бог знает. Зачинается ребенок не без Промысла Божия. И родится он или не родится, кем он будет – это также пути Промысла Божия. Об Иуде сказано: лучше бы не родиться этому человеку. «…Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Страшный, конечно, пример – 14 тыс. Вифлеемских младенцев были убиты Иродом. Но, кто знает, может быть, они были бы среди тех, кто кричал: «Распни! Распни Его!» 

Известно, что декабрист Кондратий Рылеев во младенчестве умирал. Но мать горячо молилась о нем, и ей было открыто: вот чем все кончится, если он сейчас выживет (в тонком сне она увидела виселицу, но продолжала молиться о выздоровлении малыша. Ребенок выжил, вырос и стал участником заговора против царя. Рылеев был повешен, хотя и покаялся перед этим, приняв свои смерть и казнь как должное. – Ред.). 

Почему это происходит – остается тайной. Как и многое в путях Промысла Божия. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Какой Господь каждому положит предел жизни здесь, на Земле?

– Отец Валериан, как вы думаете, почему многие молодые женщины не хотят иметь детей? 

– По разным причинам. Желают якобы реализоваться, где почему-то дети в эту программу самореализации не входят. Некоторым лень. Да, ребенок – труд день и ночь, проверено уже. Женщины от этого бегут часто – на работу. Не то что они желают работать – хотят от семьи убежать. Потому что семейная жизнь – это значит минимум вполовину уменьшить свои права и в два раза и более увеличить свои обязанности. Каждый ребенок требует труда, а желание трудиться ради других есть не у многих. Это касается и мужчин и женщин. Многие боятся материальных трудностей, но «на каждый роток Бог дает кусок». 

– Батюшка, известны ли случаи, когда Церковь благословляла аборт – например, в случае болезни матери, угрозы для ее жизни?

– Не слышал. Думаю, что нет. Если священник какой-то благословил – не значит, что Церковь благословила. 

– Многие абортам предлагают сейчас альтернативу – планирование семьи. Как вы относитесь к этому понятию? 

– Генплан? В христианстве такого понятия нет – планирование… Есть правила семейной жизни – воздержания накануне праздников, воскресных дней, среды и пятницы, во время постов и когда не совершается Таинство Венчания. Других правил в семейной жизни я не знаю. Предположим, трудно поднять ребенка – пожалуйста, есть воздержание. Планирование – не совсем верный термин. Ты станешь планировать, глотать таблетки – а вдруг Бог тебе не даст детей? Некоторые другие таблетки пьют, чтобы родились дети – и не дает Господь. А ты считаешь, что тебе даст. Может, еще не даст. Или тех, кто есть, отнимет. 

У меня был такой случай, когда одна раба Божия думала – оставлять второго ребенка, не оставлять, и все-таки оставила. Я потом крестил ее сына и дочь. А сын через два года погиб. И она говорила, что – если бы тогда дочь не оставила – с ума бы сошла. 

– Батюшка, что вы думаете по поводу «новейших» технологий в области деторождения?

– Мы чаще думаем о себе, а не о том, кто родится. Господь в Библии при творении мира три раза говорит «бара» (творить, создавать из ничего. – Ред.). Первый раз – когда творит весь мир, невидимый и видимый. Второй раз – когда создает животный мир. Третий раз – в момент создания человека. Господь дал Аврааму сына Исаака в сто лет, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, пророка Иоанна Крестителя – Захария и Елисавета – тоже были «заматеревши, состаревши». Все эти примеры приведены не просто так. Господь может дать. Но кто родится? Родил Авраам от служанки Агари – и до сих пор воюют «агаряне» с потомками Исаака, сына Авраама от Сарры. (Бездетная Сарра до рождения сына Исаака в соответствии с существовавшим обычаем предложила Аврааму войти к их служанке Агари, чтобы потом усыновить ее детей. Однако уже во время беременности Агарь возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже (Быт. 16:1–16, Быт. 21: 9–21. – Ред.) Вот вам, пожалуйста, когда рождают по человеческим соображениям.

– У одних наших знакомых умерла некрещеная девочка-младенец: прожила три дня и внезапно скончалась. 

– Надо молиться: «Помилуй чадо мое, умершее без Крещения, окрести в море Твоих щедрот и не лиши света Твоего Божественного, спаси его неизреченною Благодатию Твоей за слезы и молитвы мои. Меня же помилуй и прости». У Бога несправедливости быть не может. Если Макарий Великий молился о тех, кто в аду, о жрецах языческих, тем более – в такой ситуации…

– О некрещеных детях некоторые молятся мученику Уару или Вифлеемским младенцам, организованы даже специальные молебны в московских храмах. Можно ли молиться этим святым о не родившихся детях? 

– Можно молиться этим святым, но не думаю, что можно нарекать неродившимся имена. Есть специальная молитва даже для совершивших аборт. И если и о тех несчастных убиенных во утробе можно молиться, то, тем более, можно молиться и о не сподобившихся Крещения. Молятся и о не родившихся детях. Потому что не только в православии – везде умирают младенцы некрещеные. Но это уже пути Промысла Божия. Меня иногда спрашивают, что с этими младенцами будет. Это один Бог знает, поэтому и нужно молиться.

– Почему Вифлеемских младенцев мы почитаем как святых? Ведь они не были крещены. 

– Это – Ветхий Завет, тогда никто не был крещен.

– Батюшка, как вы относитесь к акафистам об убиенных младенцах? Различным чинам их Крещения? 

– Акафист – это похвала. Кого хвалить-то? Раньше вообще акафистов было очень мало. Теперь акафист кому и чему угодно поют. Молиться можно и нужно. Но у нас всегда ищут какой-то чин особый. А тут не форма важна, а сущность. 

– Отец Валериан, можно ли искупить грех аборта? 

– Любой грех можно искупить. Если бы Иуда покаялся или даже сатана – Господь бы простил им. Иначе все было бы безпросветно и безнадежно.

Молитва об убиенных во чреве детях

«Помилуй меня, Господи, за чадо мое, умервщленное мною в утробе моей, не лиши его света Божественного, окрести его в море щедрот Твоих, спаси его неизреченною Благодатию Твоей, меня же помилуй и прости за мой великий грех»

Молитва о детях, умерших некрещеными

«Помилуй чадо мое, умершее без Крещения, окрести в море Твоих щедрот и не лиши света Твоего Божественного, спаси его неизреченною Благодатию Твоей за слезы и молитвы мои. Меня же помилуй и прости»


– Отец Валериан, в чем заключается назначение женщины? 

Радость материнства .png– Назначение женщины – это прежде всего служение жены и матери. Один раб Божий молился, чтобы Господь указал ему, какую избрать добродетель для спасения, и ему было показаны разные обители. В одной из них была женщина. Он спросил: «Что ты делала на Земле?» Она сказала: «Исполняла свои обязанности жены и матери». И получила обитель лучше, чем монах, который потом стал епископом. 

Это исполнение Божиего благословения: «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника…» (Быт, 2:18). То есть женщина – прежде всего помощник, сонаследница вечной жизни. Муж и жена должны друг другу помогать в деле спасения. Потому что Господь добродетелью одной стороны спасает другую. А как оно происходит и почему Господь попускает так? Это пути Промысла Божия. Поэтому и идет сейчас война против служения жены и матери, против несения женщинами своих обязанностей – происходит разрушение семей, всевозможные убийства во чреве, другие страшные преступления. 

Первая женщина была Ева. А Ева – это жизнь. От нее рождается и продолжается род. Она как бы в подчиненном положении к мужу, помощница ему, но жизнь-то дает она. Она выращивает плод, вынашивает его, и от того, в каком состоянии находится женщина в течение девяти месяцев, многое зависит в будущем дитяти. Складываются его характер, наклонности. 

Мы не можем охватить мозгом, нашим сознанием всего того, что есть в памяти души. Что душа черпает из духовного мира? У младенца, особенно когда он находится в утробе матери, очень многое запечатлевается. Есть такое мнение в народе, что, когда женщина в положении смотрит на красивое, и ребенок будет красивым. Ходит ли будущая мама в церковь? Все это отражается на ребенке. Значение матери, как того, кто создает, можно сказать, с Божией помощью личность, очень велико. Почему раньше рожениц особенно берегли, не расстраивали – чтобы это не отражалось на ребенке. 

Поэтому служение женщины – высокое и святое. До тех пор пока она его исполняет как подобает, человечество существует. Когда женщина почти перестанет это назначение исполнять, то кто будет рождаться? Видимо, в такие-то времена и появится на свет антихрист, по предсказанию преподобного Серафима Саровского, – от 12-го колена блудодеяния и искусственного перенесения семени. Даже мужчина уже почти не будет в этом участвовать, только семя его… 

И конечно, пример матери для детей – это святое. 

Почему один из страшных грехов нашего времени – матерная брань. Оскорбляется, хулится святейшее имя Матери Божией, родная мать и мать – сыра земля (Родина-мать). 

Материнство – это особый дар Божий женщине, для которого она и предназначена. Но, как раньше говорили, настоящая мать не та, которая родила, а та, которая вырастила. Поэтому женщина может и должна посвящать материнское свое назначение младшему поколению.




Другие статьи по теме

Живое наследие Любимые изречения отца Валериана (архимандрита Серафима (Кречетова)
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Образ святости «Матрёша, помоги мне!» В беде обращайтесь к блаженной Матроне Анемнясевской
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Образ святости Дивное Дивеево. Четвертый удел Пресвятой Богородицы и пророчества о будущем величии России
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Вера Архимандрит Серафим (Кречетов): «Жизнь Церкви зиждется на преемстве»
Орлова Ольга
Вера Живите как православные, а не как иноверцы. Слово архимандрита Серафима (о. Валериана Кречетова) в день 87-летия
Вера Никогда не поздно. Архимандрит Серафим (Кречетов) об актуальной сути подвига 40 Севастийских мучеников
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Вера Как «скрутить в бараний рог» дарвиниста. Памяти русского старца Сергия Орлова
Орлова Ольга
Вера «Все совершает благодать Божия». Слово архимандрита Серафима (отца Валериана Кречетова) в день 55-летия священства
Вера Христос рождается – славите! Как встретить и отпраздновать Рождество Христово?
Архимандрит Серафим (отец Валериан Кречетов)
Образ святости Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Бог не познается умом, Бог ощущается сердцем»