Главный секрет борьбы с зависимостями

Пащенко Прокопий, иеромонах
Пащенко Прокопий, иеромонах

Молитва.jpg

Часть 2

В случае отсечения мысли (например, закурить) в самом начале победа над дурной привычкой дастся нам почти без труда. Когда же сердце загорелось огнем желания, прийти в состояние равновесия будет сложнее.

Объясняет насельник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко).

См. также: Часть 1. Как бросить курить 

Нельзя, начав бороться с курением, попустительствовать другим страстям

Человек, давая себе слабину хоть в чем-то одном, не сможет мобилизовать своих сил и против прочих соблазнов.

Страсти связаны между собой, как звенья одной цепи.

«Тянешь за одно звено – притягиваешь всю цепь», – говорили святые отцы. И то, что еще столетия назад описывали нам христианские подвижники, подтверждают современные ученые. Например, на языке аддиктологии – науки об аддиктивном (зависимом) поведении – этот образ цепи описывается понятием аддиктивного континуума.

Континуум может сформироваться у человека, например, при «зависании» его в сети. В какой-то момент бесконечное просматривание ресурсов перестает приносить удовлетворение тому, кто ищет таким образом избавления от скуки, от гнетущего состояния пустоты, которое является следствием внутренней неустроенности, распада. Такой человек может перейти к наркомании или другим аддикциям.

Увлекаясь какой-либо страстью или поддавшись неконструктивному переживанию, человек при помощи интернет-ресурсов лишь на время отрывается от созерцания своей внутренней разрухи. Но как только действие отвлекающего маневра заканчивается, внутренняя мука начинает «грызть» еще сильнее.

Кстати, к тому, чтобы выкурить сигаретку, многие обращаются под влиянием подобных мотивов: вот сейчас закурю – и никаких проблем. Такой вариант обманчив.

Победить прошлое. Что необходимо, чтобы подниматься вверх?

Утверждение об «аддиктивном континууме» можно приложить и к упоминаемой в первой части материала истории бывшего рецидивиста. Он боролся за «перерождение» своей личности, своего внутреннего «я». Старался в корне изменить свою жизнь, и с Божией помощью ему это удалось. Вот потому-то он и сумел преодолеть отдельные страсти – увлечения табаком, наркотиками, алкоголем, сквернословием. В указанной ранее книге «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни»  приводится описание, как он молился.

Это не значит, что всем надо, как и он, выучить на память 118 псалом (этот псалом составляет 17 кафизму книги «Псалтирь»). Но молитва для него была тем посохом, на который он опирался, выбрав себе уже дорогу вверх по жизни (вниз-то скатываться легко, так что и опираться ни на что не нужно).

С помощью молитвы мы отбиваем зло на самом подступе его к нашему сознанию.

Об этом очень доступным языком писал архиепископ Антоний (Голынский) в своем трактате, который называется «Путь умного делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати». Смысл святоотеческого подхода заключается в следующем: если с помощью молитвы победить помысл в самом начале, он не успеет развиться в образ и чувство и так и не овладеет тогда нами. Например, вот ты попадаешь в компанию. Взгляд твой падает на пачку сигарет перед кем-то. У тебя рождается помысел: «Таких я еще не курила. Каковы они?»

Если начать читать про себя Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»), то помысл во многих случаях исчезнет, не успев стать образом (когда ты видишь себя, курящей эти сигареты).


Если же мысль успеет развиться, то в скором времени (иногда почти сразу же) она вызовет сильные чувства. Немедля захочется покурить. Если навык к страсти уже был сформирован (т.е. если человек уже многократно поддавался и следовал своему желанию), то стремление взять сигарету может быть очень мощным.

Таким образом, при отсечении мысли в самом начале победа во многих случаях дастся почти без труда. Когда же сердце загорелось огнем желания, включился механизм тяги, прийти в состояние равновесия будет уже сложнее.

Тогда можно поступать так, как делала преподобная Мария Египетская. Она до своего обращения к Богу вела греховный образ жизни, но, встав на путь покаяния и желая измениться, ушла в пустыню. Здесь она пережила тяжелые искушения: ей очень сильно хотелось мяса, вина и всего того, к чему она привыкла в годы своей разгульной молодости. Она падала на землю и взывала в молитве к Божией Матери.

При таком наплыве манящих впечатлений можно читать заключительную молитву из утреннего правила:

Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ от мене́, смире́ннаго и окая́ннаго раба́ Твоего́, уны́ние, забве́ние, неразу́мие, нераде́ние, и вся скве́рная, лука́вая и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего́ се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́; и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен. И изба́ви мя от мно́гих и лю́тых воспомина́ний и предприя́тий, и от всех действ злых свободи́ мя. Я́ко благослове́нна еси́ от всех родо́в, и сла́вится пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В этой молитве есть прошение избавить от «предприятий». На языке аскетики слово «предприятия» означает как раз захват воображения мыслями о прежде вкушенном грехе. Причем эти мысли сопровождаются сильными ощущениями. В этом смысле можно провести некую аналогию между терминами «предприятие» и «тяга».

Продолжение следует.