Можно ли пить за здоровье? Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский (1724–1783), как и многие святые, считал страсть пьянства одной из самых тяжких и опасных. «Чего трезвый не сделает, на то дерзает пьяный», – писал святитель. Мучительная страсть пленяет человека, который и сам освободиться не может, и на желающих помочь негодует.

Пособие против пьянства святителя Тихона

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский и Елецкий.jpgСвятитель Тихон Задонский, епископ Воронежский и Елецкий

Юным людям не дозволять ничего опьяняющего, ибо юный легко привыкает.

Совершенным мужам без нужды не употреблять вина.

Злых компаний избегать.

Помнить, что привыкшие к этой страсти трудно от неё освобождаются, а многие с ней и умирают.

Привыкшим к сей страсти – против неё вооружиться и, протрезвившись, милосердому Богу молиться, плакать, чтобы от неё освободил. Они же должны помышлять всегда, что пьяницы многие пьяными во сне умирают, и от сего века в оный переходят без всякого чувства и без покаяния, что страшно. Приводить им на память случающиеся в пьяном состоянии беды, как то: соблазны, ссоры, драки, а также приключающиеся видения, страхования, недуги и всего тела расслабление, и сравнивать трезвую жизнь с положением пьяных и прочее.

Начало пьянства: злая компания и частые пиршества, обеды; лукавое потчевание с усиленным упрашиванием, а также поздравления: за здравие-де того и того выпьем...

«Горе востающим заутра, и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я. С гусльми бо и певницами и тимпаны и свирельми вино пиют; на дела же Господня не взирают, и дел руку Его не помышляют. Убо пленени быша людие мои, за еже не ведети им Господа» (Ис. 5:11-13).

«Кому горе? кому молва? кому судов? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающим ли в вине и не назирающим ли, где пирове бывают» (Притч. 23: 29-30).

«Не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф. 5:18).

Вино, как и всякая вещь созданная, есть добро, ибо на пользу нашу от Создателя нашего устроено нам. Всякое бо создание Божие есть добро, – говорит апостол, – и «ничтоже отметно, со благодарением приемлемо» (1 Тим. 4:4). И в книге Бытия пишется: «…и виде Бог вся, елико сотвори: и се добра зело» (Быт. 1:31).

«Вино бо, в меру приемлемо, полезно животу человечу, радование сердца и веселие души, пиемо во время прилично» (Сир. 31:33), – говорит Сирах; ибо, будучи таким образом употребляемо, печального увеселяет, немощного подкрепляет.

Сего ради и к Тимофею святому написал апостол: «к тому не пий воды: но мало вина приемли: стомаха <желудка> ради твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23). Почему и Павел святой не запрещает пить вина, но – упиваться вином, говоря: «не упивайтеся вином» (Еф. 5:18).

Потому что одно дело – пить вино, а другое – упиваться вином. Следовательно, грешат те, которые гнушаются вином и не употребляют его не ради воздержания, но ради того, что будто бы грешно его употреблять. И таким образом, хуля Богом созданное человеку на пользу человеколюбиво устроенное, и <Самого> Создателя хулой касаются, подобно тому, как кто-либо, хуля художество, например живописный портрет, и самого художника, то есть живописца хулит; те, которые вином гнушаются и братий своих, которые употребляют его, презирают, а о себе высоко мечтают (я-де от роду не пью вина!).

Будто бы в том только и благочестие состоит, чтобы не пить вина? Сатана не пьет вина и хлеба не ест, как бесплотный, но души человеческие как лев пожирает и своей вечной погибели участниками делает, и сам – злейший всех и всякой злобы начало; так и не пьющие вина могут быть подражателями его.

Не пьешь вина – хорошо, но не хули вина и братию не презирай. Ибо если не пьешь вина, а высоко о себе мечтаешь, то всегда напоен высокоумия духом, что пред Богом мерзко.

Не вино ведь, но пьянство, не употребление вина, но злое употребление его порочно и вредно. Во зло употребляет его человек, если не ко времени и свыше меры употребляет.

Так не только вином, но и хлебом, водой, огнём и прочим, что Богом создано, злоупотребляет человек. Так злоупотребляет и своими членами, как то: языком для злословия, осуждения и оклеветания; руками для хищения, грабежа и неправедных побоев; чревом – для объедения и пьянства; и так ими, словно какими орудиями, душу свою убивает.

Алчный и вреднейший порок – пьянство, виновное во многих бедах телесных и душевных. Для тела потому, что лишает его крепости и ввергает во всякие болезни, что же до души, то ничто её так не губит, как пьянство. Ибо от пьянства рождаются ссоры, драки, сквернословие, бесчинный крик, богомерзкие песни, разжжение плотское, постыдное плотоугодие и прочие бесчисленные соблазны, которые несут душе очевидную погибель.

Поэтому и святой Златоуст справедливо учит, что никто так не радует диавола, как пребывающий в пьянстве. И подлинно: ведь никто так не исполняет его злой воли, как пьяница: чего трезвый никогда не сделает, на то пьяница дерзает. Человек, одержимый этой страстью, уже почти лежит во рву погибели, но того не чувствует; погибает, но погибели не сознает; тонет в греховном болоте, но не старается освободиться; как свинья валяется в грязи, но отмыться не хочет и еще негодует на хотящих вывести его из той пропасти.

Но слово Божие звучит страшно, как гром: «не льстите себе, ни блудницы, ни пьяницы… Царствия Божия не наследят» (Гал. 5:19-21).

Есть у многих худой обычай так потчевать, что когда они расходятся по домам, то уже не помнят дороги, которою в гости шли. Такое угощение сопровождается настойчивыми уговорами и дружескими просьбами. А злая и плотоугодливая человеческая хитрость изобрела и добродушную личину, которой злоба, как яд медом, прикрывается: «за здравие-де того-то и того-то выпьем!».

Как будто тому, за которого пьют, от этого прибавится здоровья.

Этот обычай душевредный люди не только не считают грехом, но, напротив, видят в нём проявление гостеприимства – мол, какое уго­щение, если гостя допьяна не напоишь.

О, ослепление! О, неистовство! О, прелесть душегуба-диавола! Посмотрите, слушатели мои, в каком учтивые эти хозяева и сами опасном положении находятся и как они тех, кого так бесчеловечно угощают, в него же ставят.

Во-первых: пьяный человек готов на всякое зло и несет с собою всякие соблазны, как уже сказано. Всех этих беззаконий бывает участником и тот, кто его угощал, поскольку гость в трезвом виде ничего похожего не сделал бы.

Ибо если в трезвом хоть малая искра разума сияет, то и та в пьяном вовсе угасает. Трезвого, хотя бы и влекла похоть к беззаконию, но совесть против этого вооружается, противостоит – и так отводит его от беззакония, а в пьяном превозмогает уже похоть, а совесть ослабевает.

Во-вторых: от этих дипломатичных и ядовитых угощений человек впадает в страсть пьянства, в которой так закосневает, что и освободиться от неё не может, и столь часто бывает, что он в сем бедственном бесчувствии и жизнь свою оканчивает без надежды спасения, и этой погибели виновником следует считать благодетеля его, а вернее – зложелателя. Поскольку тот, кто открывает дорогу к погибели, тот и бывает виновником погибели.

В-третьих: этот учтивый хозяин бывает причиной и сокращения жизни. Потому что следствием пьянства, к которому он чрезмерным гостеприимством приводит, являются болезни, а их следствием – смерть.

В-четвертых: человек, которого он развратил своим заботливым угощением, как домашним своим – отцу, матери, жене, детям и друзьям – крайне несносен, так и отечеству непотребен. Вот, слушатели мои, скольких бед виновницей бывает эта радушная учтивость! Но от сего порока слово Божие предостерегает нас, говоря: «не упивайся вином, в нем же есть блуд».

Пьянство есть излишнее употребление пьянящих напитков. Пьянство, как Златоуст святой учит, бывает двоякого рода: иное бывает от вина, иное от страсти. От страсти бывает пьянство в том, кто сердце имеет страстями наполненное – всегда пьян тот, у кого сердце постоянно исполнено злобы на ближнего, скверных похотей, сребролюбия, славолюбия и тому подобного. От сего пьянства отрезвится тот, кто, оставив страсть, покается.

Пьянство от вина двоякое зло приносит людям: телу немощи различные, душе – пагубу.

Чего трезвый не делает, на то пьяный дерзает. Мучительная страсть эта так бедного человека пленяет, что он едва от нее освободиться может. Ни увещания, ни грозы, ни страх, ни мольбы не могут его отвратить. Во рву погибели лежит, но того не чувствует, что погибает, но погибели не познает; тонет в греховном болоте, но освободиться не старается и на хотящих отвести его <от этой беды> негодует.

Печатается по изданию: Духовный посох. Избранные места из трудов Высокопреосвященного Тихона, архипастыря Воронежского и Задонского. М., 1897.
Iisus-1.jpg
 

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу о даровании трезвости

Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой – вот неутешная скорбь и беда моя. Боязнь и страх нападают на меня – не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг – дьявол – вконец погубит меня и доведёт до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой, Боже мой! Не замедли» (Пс. 39:18). Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7).

Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокажённых очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства, прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня, грешного и унылого, Господи! Ты Сам сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11) и поэтому «пришёл в мир спасти грешников» (1 Тим. 1:15). Ты Сам Своими Божественными устами изрёк: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). И вот я пришёл к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня. «Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» (Пс. 26:9), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твёрдой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

chasha.jpg
 

Молитва об избавлении от пьянства перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

О, Премилостивая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас, жен, детей и матерей, и исцели тяжким недугом пиянства одержимых и того ради от матери своея, Церкве Христовы, и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших. О Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблудшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози проити непреткновенно воздушная мытарства молитвами Твоими, избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки. Аминь.

***

Царице наша Преблагая, надеждо наша, Пресвятая Богородице, приятелеще сирых и странных Заступнице, бедствующих помоще и озлобленных покрове. Зрише нашу беду, зрише нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас Честным Твоим Омофором. Да избавлени будем от зол, обышедших нас, наипаче же пиянства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь.

kronsht-1.jpg
 

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского о даровании трезвости

Го́споди, при́зри ми́лостиво на раба́ Твоего́ (имя), прельще́нного ле́стью чре́ва и плотско́го весе́лья. Да́руй ему́ позна́ть сла́дость воздержа́ния в посте́ и проистека́ющих от него́ плодо́в Ду́ха. Ами́нь.

Мученик Вонифатий — копия.jpg
 

Молитва святому мученику Вонифатию об избавлении от пьянства

О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем. Моле́ний на́ших не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Исцели́ бра́тию и се́стры на́ша (имена), тя́жким неду́гом пия́нства одержи́мыя, и того́ ра́ди от ма́тере своея́ Це́ркви Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия. О, святы́й му́чениче Христо́в, косни́ся серде́ц их да́нною ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́же ра́ди и страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в тре́звости и целому́дрии, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти, да во дни и в нощи́ о Нем бо́дрствующе и до́брый отве́т о Нем возда́ти на Стра́шнем суди́ще. Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х рыда́ющих; чад си́рых и убо́гих, пия́ницами оста́вленных; всех нас, к ико́не твое́й припа́дающих, да прии́дет сей вопль моли́твами твои́ми ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих. В стра́шный час исхо́да на́шего помоги́ прейти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, и да покры́ет нас ми́лость Бо́жия, в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобный Моисей Мурин — копия.jpg
 

Молитва преподобному Моисею Мурину об избавлении от пьянства

О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ моля́щимся тебе́ раба́м Бо́жиим (имена), влеко́мым в поги́бель оттого́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отве́рг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь э́тих безси́льных и несча́стных, кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пия́нства, ведь мы все Бо́жии созда́ния и иску́плены Пречи́стою Кро́вию Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́, обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие, и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего Свои́ созда́ния. Ами́нь.