Не-зависимость, или Зачем нам хранить мир с ближними?

Если человек не следит за своим внутренним миром, в нем все активнее начинают действовать страсти и зависимости, сыпятся отношения с близкими. А именно против страстей мы призваны сугубо подвизаться в приближающийся Великий пост.

Что же, кроме ограничений в пище, требуется для преодоления страстей во время поста? Разъясняет насельник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко).

Мария Захарова
Иеромонах Прокопий (Пащенко)

Случаи, которые спасают нам жизнь

Когда мы знаем, как развиваются страсти, очевидным становится и выход из порабощения ими. Если мы понимаем, что любая страсть разрывает человека с совестью и ближними – начать восстановление нужно именно с этих двух позиций. Ведь совесть, пусть даже и сожжённая, все равно что-то человеку подсказывает. Следует к этому прислушаться и начать именно с этого.

Не переступить черту.jpg

Один зависимый рассказывал (конечно, проверить это трудно; если мы это и узнаем наверняка – то только на Страшном Суде): он остался в живых только потому, что было ощущение какой-то последней черты, за которую нельзя переступать. Все его товарищи погибали или где-то терялись в жизни. А у него с детства было привито, что вот того-то и того-то делать не надо, совесть подсказывала, что нельзя переступить через что-то – это его и спасло. Все же прочие, кто был с ним и этим пренебрегал – попадали в нехорошие истории.

Он рассказывал, что никаких особо добрых дел за собой не помнит. Что, возможно, кто-то за него молился. Но было два случая, и, возможно, жив он остался только благодаря им.

Однажды они шли с другом, уже будучи наркозависимыми, и им встретился лежащий пьяный человек. Он попросил поднять его. Друг сказал: «Не давай ему руки – ведь придется тогда отвести и домой». А этот парень просто не мог взять и пройти мимо, ведь человек тот мог замерзнуть или еще что-то с ним случилось бы. И вот он подал ему руку, тот вцепился в него, и действительно пришлось доставить его домой, тратя свое время. И он злился из-за этого на себя, ведь тогда, при таком образе жизни он рассматривал помощь другому человеку как слабость. У него был некий эгоистический идеал – что надо жить только для себя.

Второй случай, послуживший, по его мнению, тому, что он остался в живых. С тем же другом они однажды попали в переделку, когда друг пытался в нетрезвом состоянии уехать от полиции. Машину его арестовали, отправили на штрафстоянку. И вот он, дожидаясь друга, пока его отпустят под расписку, на этой штрафстоянке обнаружил мужчину, машину которого также арестовали. Мужчина остался без средств и возможности добраться домой.

И парень отдал ему последние свои деньги, которые хотел оставить себе для удовлетворения страстей. И, как он рассказывал, за проявление такой «слабости» и сам он опять же злился на себя, и товарищ его ругал... Но потом, с годами, он как-то понял, что Господь оставил его в живых из-за этих двух случаев.

Также один тюремный авторитет вспоминал, что в свое время был очень богат, швырял деньги направо и налево. Но у него диагностировали рак крови, и пришлось все финансы потратить на лечение. Единственный светлый эпизод в жизни, который он вспоминал, когда оказался больной и нищий – это когда он ехал на своей дорогой машине и увидел скорбящую на остановке женщину… Что-то подсказало ему выйти из машины и узнать, в чем дело. Оказалось, что у нее погиб сын. У авторитета была с собой крупная сумма денег, и он дал их ей. Позже он говорил, что если Господь с ним что-то и сотворил хорошего – то только из-за этого вот случая...

Когда человек начинает слушать голос совести – потихоньку у него начинают восстанавливаться и отношения с ближними, соответственно, жизнь становится интересной: вступаешь с людьми в какие-то отношения, они что-то тебе рассказывают, ты обогащаешься, узнавая новое, и уходят эти тоска и скука, потому что где есть любовь – там скуки нет.

Где искать ответ насчет наших бед

Один зависимый человек так и объяснял, что уходит в зависимость потому, что ему постоянно скучно и хочется непременно эту скуку развеять, избавиться от нее. Он всерьез занялся изучением психологии, хотя ответ лежал на поверхности – в его жизни присутствовал хаотичный интим, также и много чего другого он делал неправильно. Но его представления о жизни были настолько сбивчивы, что он пытался найти ответ в книгах по психологии, в то время как ответ заключался в нем самом, в его совести и том, что она говорила: надо стараться жить по правде и не ущемлять ближних.

Со временем, когда восстанавливаются отношения с ближними, и картина мира человека развивается. Таково свойство любви, что она помогает сцеплять факты в единое целое. Человек постепенно начинает понимать какие-то закономерности в жизни.

Один из духовных авторов в «Добротолюбии» писал, что Бога мы постигаем не лицом к лицу (это доступно лишь единицам), а созерцаем в соразмерности Мироздания. Человек, который начинает видеть закономерности в собственной жизни, в истории стран, народов – начинает понимать, что все не случайно в жизни мира вообще и в его собственной. Постепенно он понимает, что есть некий Высший Закон над всем этим – и тогда человеку постепенно открывается Господь и восстанавливаются отношения с Ним.

Если нам или нашим близким кто-то предлагает замечательные методики избавления от зависимости, но эти методики предполагают разрушение этих трёх связей: с совестью, с ближними, с Богом, то эти методики – ложь.

Один отец рассказывал, что согласился на подобное, хотя не должен был. Его наркозависимого сына положили в дорогостоящий центр с какой-то «суперпрограммой», но при помещении в центр потребовали его письменного отречения от отца. Чему же они могут научить там, если начали с такого отречения?!

Также надо понимать опасность, если сталкиваемся с психологическими гипотезами, которые во всем винят родителей (сейчас это очень популярно, что главный враг – это мама). Но если человек начнет с того, что во всем будет обвинять родителей, даже если они и были во многом неправы – он не придет к конструктиву. Зрелая личность в том и проявляется, что если и были какие-то ситуации, то появляется способность их переработать, отодвинув от себя обиду.

Татьяна Новоселова, автор книги «Живы будем – не умрём» – женщина, которая прошла очень тяжелые годы в уральской деревне, выживая в полной нищете, тоже могла обвинять маму, что та не могла дать ей того, что по молодости ей хотелось. Однако она не опустилась, отучилась, стала человеком, создала семью.

Живы будем.jpg

Со временем она поняла, что здоровая психика возможна только при любви к своей матери, какая бы она ни была. Если этого не будет – выхода из проблем ждать не приходится.

Ссора с ближними. Что делать и зачем?

Итак, восстановление этих трех связей помогает найти в жизни какую-то ориентацию, даже когда все совсем плохо. А пост – это и есть всегда возможность вспомнить о своем человеческом достоинстве. Достоинство в православном воззрении воспринимается не как чопорная походка, а как несводимость человека к действующим на него импульсам, будь то внешние воздействия (навязчивая реклама потребительства, эгоизма и т.д.) или внутренние (в особенности гнева и голода), – так вот достоинство человека как образа Божия быть выше всего, что пытается им помыкать.

Архиепископ Нафанаил (Львов).png
Архиепископ Нафанаил (Львов)

Архиепископ Нафанаил (Львов) в своих статьях «Великий пост» и «Великий пост в наше время» объяснял, что пост помогает человеку держать правильную иерархию: Дух ставит цели, Разум обдумывает способ реализации этих целей, а Тело послушно выполняет поставленную задачу. Если в жизни человека нет поста, то иерархия опрокидывается, задачи ставит Тело, Разум ищет способ реализации, а Дух плетётся где-то позади.

Руководитель центра «Саперное», протоиерей Сергей Бельков, вообще считает, что распространение той же наркомании связано с отказом от поста. Человек вначале поражается компульсивным желанием есть что-то вкусное, потом страдает от неразделенной любви, которая иногда является следствием неконтролируемого желания эгоистически обладать другим человеком, потом на каком-то этапе, испробовав наркотик, он заражается наркотической тягой, не в силах противиться ей. Для такого человека уже не существует никого и ничего, только своя страсть.

Однажды мы говорили с одним человеком, зависимым. Мама что-то сказала ему, тому не понравилось. Мама забрала его документы, чтобы он не продал свой дом или еще какой-то глупости не сделал. В ответ он выхватил её документы – мол, не отдам, пока не отдашь мои! Что делать в такой ситуации? Иди и жди, сиди в подъезде, пока мама не откроет, пока тебя не простит: сиди день, два, неделю... До тех пор, пока она не даст тебе понять, что прощает тебя. Потому что, если этого не произойдет, тебе ничего не поможет, а когда это произойдёт – Господь уже каким-то образом милость Свою окажет. Может, пока сидишь в этом подъезде, придёт на ум какая-то идея. Может, кого-то встретишь, кто посоветует тебе что-то дельное.

Остался.png

На этих путях важно восстанавливать свои отношения с людьми. Конечно, теоретически мы знаем, что в первую очередь надо восстанавливать связь с Богом. Но практически так устроено, что сначала мы начинаем к совести прислушиваться, потом с ближними мириться, а уже после и с Богом отношения выстраиваются.

Следуя этим путем, человек обогащается, выходит на новый уровень, у него появляется внутренняя сила отодвинуть свою зависимость в сторону. У него уже есть какая-то цель в жизни, ощущение развития, при котором деградация становится отвратительной.

Страсти же и зависимости, пусть и не такие, может быть, жесткие, как наркомания, есть у всех нас: объедение, осуждение... Поэтому всем и желаю, в том числе себе, эти свои страсти-зависимости особенно сейчас, Великим постом, побеждать. Через хранение совести, отношений с ближними и связи с Богом.