3 августа преставился ко Господу Александр Солженицын (1918-2008). Сам он писал о себе: «Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили». Он провел в лагерях восемь лет, там заболел раком и выздоровел, получил Нобелевскую премию по литературе, первым из советских писателей заговорил о репрессиях советской власти, рассказал о ГУЛАГе. Господь явно его хранил.
Но пройдя между быти и небыти,
Упадав и держась на краю,
Я смотрю в благодарственном трепете
На прожитую жизнь мою.
Не рассудком моим, не желанием
Освещён её каждый излом –
Смысла Высшего ровным сиянием,
Объяснившимся мне лишь потом.
И теперь, возвращённою мерою
Надчерпнувши воды живой, –
Бог Вселенной! Я снова верую!
И с отрекшимся был Ты со мной...
Эти стихи написал Александр Солженицын в 1952 году в Степлаге (в Казахстане), куда он, осужденный в 1945 году по 58-й статье на 8 лет, был этапирован после отсидок в тюрьмах и «шарашках» Москвы и Рыбинска.
Его жизнь была, действительно, непростой, со многими «изломами». В младших классах носил крестик и ходил в церковь с мамой – над ним смеялись одноклассники. Потом стал комсомольцем и очень активным. Окончил Ростовский университет, физико-математический факультет, преподавал математику в школе. В октябре 41-го был мобилизован, служил в Отдельном гужтранспортном батальоне.
В письмах своему университетскому другу Николаю Виткевичу матерными словами писал о «Пахане», под которым угадывался Сталин, хранил в личных вещах составленную вместе с Виткевичем «резолюцию», в которой сравнивал сталинские порядки с крепостным правом и говорил о создании после войны «организации» для восстановления так называемых ленинских норм. Письмо попало в СМЕРШ, капитана Солженицына арестовали, привезли в Москву, и Особое совещание МГБ отправило его на восемь лет в лагеря.
Всю жизнь Александр Солженицын был «неудобным» человеком для всех. Его взгляды не вписывались ни в одну из идеологических систем. В начале 60-х его пытались использовать для обличения сталинизма, но вскоре он разошёлся во взглядах с советскими коммунистами. В середине 70-х его пытались использовать для разоблачения коммунизма, но он взялся разоблачать и демократию и в итоге разошёлся во взглядах с западным истеблишментом.
В 90-е его пытались использовать для поддержки нового курса России, но он начал жёстко критиковать реформы и разошёлся уже с постсоветскими демократами. После высылки из СССР в 1974 году он почти два десятилетия жил без гражданства, отказавшись присягать новой стране.
Одни не могли простить ему ненависти к Сталину и советскому периоду истории. Другие – критики демократических ценностей и демократии в её западном понимании. Третьи не приняли книгу «Двести лет вместе» и разочаровались.
Но безусловно одно: его произведения, романы, повести, исследования и даже письма влияли на людей. Как бы ни критиковали Солженицына литературоведы (за язык, композицию, стиль и т.д.), но эффект его сочинений был огромным.
Некоторые историки считают, что осознание культа личности Сталина у советских людей произошло не после доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС (этот доклад был поначалу секретным), а после публикации повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в журнале Александра Твардовского «Новый мир» через несколько месяцев после ХХ съезда. Именно тогда жизнь советских людей разделилась на две части – «до» и «после». Со всеми вытекающими отсюда пертурбациями. Ведь герой повести, Иван Шухов, простой мужик, попавший в плен к фашистам, оказался перед дилеммой: признать, что он немецкий шпион, или отправиться в лагерь. И так было со многими другими, кто попал в заключение по политической статье.
Один день Ивана Денисовича. Обложка книги
…В 1952 году писателя прооперировали в лагере. В 1953 году Солженицын был освобожден и отправлен в пожизненную ссылку в село Казахстана, где трудился школьным учителем математики и физики. К концу 1953 года здоровье Солженицына резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус». В 1956 году Солженицын был освобождён (реабилитировали писателя в 1957-м) и возвратился из ссылки в Центральную Россию.
Вот что писал Солженицын в романе «В круге первом»: «Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильнее тебя, они были и будут, но пусть – не через тебя. И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный путь к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»
Есть у Солженицына образ дьявольского круга – «Красное колесо». Это объединенные под одним названием четыре романа о жизни людей в 1914-1918 годах. В одном из интервью Солженицын пояснял: «Революция – огромнейшее космическое Колесо, подобное закрученной спиральной галактике. Огромное Колесо, которое начинает разворачиваться, – и все люди, включая и тех, которые начинали его крутить, становятся песчинками. Они там и гибнут во множестве».
Незадолго до смерти, в 2008 году, предложил считать народосбережение нашей национальной идеей. Он говорил: «Среди всех вновь возникающих государственных программ и целей первейшим правительственным долгом всегда должно оставаться: СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА, обеспечение благоприятных условий для его физического благоденствия и нравственного здоровья. Народная бедность не может быть допущена ни в дозе «двух третей», ни «одной пятой». Однако простому, неподготовленному взгляду не доглядеть признаков защиты народной нужды – ни в постоянных ценовых всплесках на потребительском рынке, мгновенно слизывающих все надбавки и лишающих людей всякого спокойствия; ни, более всего – в угнетающей всеобщее сознание змейной коррупции, всё нераскрываемой и ненаказуемой».
Но сам писатель не считал, что проблему восстановления народа можно решить только через улучшение материального благосостояния или посадив в тюрьму всех коррупционеров.
Национальная идея России в народосбережении
Никакие повышения зарплат и пенсий эту проблему не решают. Тут дело в другом. В «Архипелаге» он писал о бессудных расправах над верующими и священниками: «Христиане шли в лагеря на мучение и смерть – только чтоб не отказаться от веры! Они хорошо знали, за что сидят, и были неколебимы в своих убеждениях. Они единственные, может быть, к кому совсем не пристала лагерная философия и даже язык… Христиан было множество, этапы и могильники, этапы и могильники, – кто сочтёт эти миллионы? Они погибли безвестно, освещая, как свеча, только в самой близи от себя. Это были лучшие христиане России».
Между 1917 и 1943 годом в России постоянно и неуклонно подрывалась вера в Бога. Были разрушены храмы, убиты священники – об этом писал Солженицын. Сегодня возводятся храмы, в них служат батюшки. Но нужно много лет, чтобы вернулось то убеждение в Христовой истине, за которое умирали в лагерях. Восстановление в народе веры в Бога – вот это писатель Солженицын понимал под словом «народосбережение». Наверное, это может быть нашей общественной задачей на будущее.
14.10.2024