Большой зал Московской консерватории: храм Божественной музыки

20 апреля 1901 года открылся Большой зал Московской консерватории. В тот день состоялся большой торжественный концерт открытия, и начинался он исполнением гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому».

И в самом деле, входишь, словно в некое сокральное место. Через ротонду – в фойе, мимо двух амазонок, скопированных с древнегреческих статуй работы Кресилая и Фидия, украшавших некогда храм Артемиды в Эфесе. Затем по одной из двух лестниц к святой Цецилии, покровительнице церковной музыки (этот витраж был разрушен немецкой авиабомбой в 1941 году и во время последнего капитального ремонта восстановлен), и в зал, где по стенам портреты четырнадцати великих композиторов от Баха до Римского-Корсакова. На арке сцены барельеф Николая Рубинштейна, основателя Московской консерватории.

В глубине сцены – восхитительный орган, специально для этого зала построенный фирмой Аристида Кавайе-Коля – одного из самых известных французских мастеров того времени. Этот инструмент был в 1900 году показан на Всемирной выставке в Париже, где получил золотую медаль. Его купил для Большого зала предприниматель Сергей фон Дервиз.

zagorsk.jpg
Архитектор Василий Загорский

А на сцене стоит прекрасный рояль Steinway & Sons. Можно ли к нему подойти без трепета – на нем играли все величайшие пианисты мира, начиная от Рахманинова и Скрябина… И тончайшее пианиссимо его доносится до самых последних рядов верхнего яруса. Архитектор зала Василий Загорский добился хорошей акустики благодаря особой планировке, а также конструкции эстрады и потолка, полых внутри. По устройству они напоминали деку фортепиано. Изготовили их из особой породы дерева – резонансной ели. Потолок в зале строили отдельно от всего остального помещения, а затем устанавливали на специальные блоки уже в готовом виде. Сейчас акустика Большого зала имеет статус исторического памятника и охраняется государством. За ее состоянием следят специалисты с помощью компьютерного оборудования.

Как в храме, стоящем много столетий, хранится дух молитв прихожан Господу, так и в стенах концертных залов сохраняются чувства и переживания людей, слушавших здесь божественную музыку.

Александр Трушин