Борис Григорьев и его изображенная Рассея

23 июля 1886 года родился русский художник Борис Григорьев. Рисовал, как видел. Нравилось не всем.

Портрет Мейерхольда. Автор Борис Григорьев.jpg Портрет Мейерхольда. Автор Борис Григорьев

В Советской России (и потом в СССР) после его бегства в лодке вместе с женой и детьми через Финский залив он был запрещен. Его картины были изъяты из музеев. В газетах и журналах о нем – ни слова. Хотя, казалось бы, известным был портретистом, писал выдающихся русских людей – Скрябина, Рахманинова, Шаляпина, Мейерхольда, Рериха, Горького, Розанова... Политикой не занимался. За границей считался великим русским художником. В СССР его работы увидели только в 1989-м благодаря усилиям академика Дмитрия Лихачева – он устроил выставку работ Григорьева. А вторая выставка проходила через 22 года в Русском музее. Что случилось, почему стал неугоден советской власти?

Родился Борис Григорьев в Москве. Отец был управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка, мать – из шведов, на 30 лет моложе. Были у Бориса братья, и в большой комнате у мальчиков была сцена, на которой они разыгрывали домашние спектакли. Правда, после окончания гимназии отец отправил Бориса в Москву обучаться экономике. Но тот через год перешел в Строгановское художественно-промышленное училище. Потом уехал в Петербург, посещал Академию художеств как вольнослушатель.

Борис Григорьев.png Борис Григорьев

Как и все молодые таланты начала ХХ века, стремился попасть в «мекку современного искусства» – Париж. Отец помог – профинансировал его поездку по Европе. Он побывал на родине матери в Стокгольме, затем в Риме, Будапеште, Афинах и, наконец, попал в вожделенный Париж. Здесь невероятно работоспособный и увлеченный художник за четыре месяца умудрился нарисовать несколько тысяч рисунков, воспевающих веселую атмосферу большой и шумной европейской столицы. Он с вдохновением рисовал и сам блистательный Париж, и разные типажи его обитателей.

Крестьянин. Авторн Борис Григорьев.jpg Крестьянин. Авторн Борис Григорьев

До 1919 года Григорьев жил в России. Стал самым модным портретистом Петербурга и Москвы. Но «модный» – определение не совсем точное. У него, действительно, было много заказов. Его притягивали талант­ливые люди, наделённые Божьим даром, а его известность помогла мастеру обзавестись многочисленными знакомствами в среде питерской богемы. Он был близко знаком со многими артистами, художниками и литераторами, писал их портреты. Хотя он никогда не льстил своим моделям. Передавал их истинную сущность, настроение и характер. Иногда заказчики видели себя в оригинальном, порой гротескном исполнении. Не всем это было по нраву. Но Григорьев твердо стоял на своем: я не умею льстить и пишу правду, как я ее вижу.

Девочка с бидоном. Автор Борис Григорьев.jpg Девочка с бидоном. Автор Борис Григорьев

В 1917 году, летом, Борис Григорьев вместе с поэтом Николаем Клюевым поехал на его родину в Олонецкую губернию. В результате получился художественно-литературный альбом о жизни деревенской России – рисунки, стихи, проза, в том числе и самого Григорьева. На рисунках – дети, мальчики и девочки, девушки, женщины, мужи, животные и звери. Григорьев назвал альбом – «Расея». Там изображены русские люди, живущие после мировой войны и только что грянувшей революции. Как на них отразились эти события? Война не улучшает нравы. Она пробуждает в человеке темные силы. Вот что пишет в том альбоме историк литературы и пушкинист Павел Щеголев (цитата по альбому «Расея», выпущенному в 1918 году):

«Эти дЪвушки и женщины (мать и дочь), эти дЪти и эти мужчины – представители трудового крестьянства – всЪ носятъ въ себЪ звЪря, исконнаго, первобытнаго, предвЪчнаго звЪря. Съ безпощадной откровенностью художникъ выявилъ все звЪриное. Странное смЪшение въ воспрlятlяхъ: первый взглядъ на «человЪка» рисунковъ Григорьева, и воспринимаешь звЪря, а, чутЬ вглядЪвшисЬ, признаешЬ человЬка, и наоборотъ: чЪмъ дольше всматриваешься въ человЪка «рисунковъ», тЪмъ все острЪе и острЪе воспринимаешь звЪря – даже до противнаго».

Александр Бенуа увидел в его «Расее» пророчество о «грядущем хаме», представшем в виде головы Горгоны. Алексей Толстой в предисловии к книге «Расея» пишет:

«На меня живопись Григорьева производит двойственное впечатление: в ней – чудесная плоть искусства и вместе – что-то недоговоренное, что-то нарочно подчеркнутое. Из полотен выступают морщинистые, скуластые лица – раскосые, красноватые, звериные глаза. Рядом с головой человека – голова зверя, та же в них окаменелая тупость: это сыны земли, глухой, убогой жизни. Тысячелетние морщины их и впадины – те же, что и на человеческих лицах – на звериных мордах. Изрытые лица, изрытая земля… Звериная Россия, забытая людьми и Богом, убогая земля».

Рассея. Автор Борис Григорьев.jpg Рассея. Автор Борис Григорьев

Этот альбом – документально точное изображение того, что стало с русским народом в 1917 году. Увидеть такую Россию может только человек, который родину любит и жалеет. Как Лермонтов: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…» Ведь подлинная любовь не исключает пристрастного – порой резко критического – отношения к предмету любви. И альбом «Расея» – не благостное изображение «мирных поселян», а острая и горькая правда жизни.

Портреты старика. Автор Борис Григорьев.jpg Портреты старика. Автор Борис Григорьев

Совсем немного оставалось до начала гражданской войны, в которой со звериной злобой русские люди будут убивать друг друга. Сын поднимет руку на отца, брат – на брата, отказавшиеся от веры – на священников, красные – на белых, белые – на красных. Вот что увидел и как настоящий художник предвидел Борис Григорьев. И передал всю трагедию того страшного времени.

Но именно большевики и не приняли эту правду жизни. Советские газеты писали в 1919 году: «Попробовав, под влиянием народнически-славянофильских настроений февральской революции изобразить «Расею», он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы». Большевикам ведь нужен был совершенно другой образ народа, который, по закону социалистического реализма, будет лучше и красивее настоящего, существующего.

Александр Трушин




Эразм

10.08.2024 10:54:2024

О пристрастном отношении и сомнительной лермонтовской цитаты насчёт "немытой" России... Бартенев (инициатор включения стишка о России в сборник, правда подлинник кроме него никто не видел) зачастую не проверял артефакты на подлинность в желании эпатировать публику