17 июня 1882 года в Ораниенбауме, под Санкт-Петербургом родился будущий великий русский композитор Игорь Стравинский. Хотя его нередко считали «не нашим».
Он говорил: «Я всю жизнь разговариваю по-русски. По-русски я думаю и выражаю себя. Возможно, это не сразу можно разглядеть в моей музыке, но это присутствует в ней в неявной форме, это ее скрытый подтекст».
Но большую часть жизни прожил за границей. Уехал со своей семьей в Париж в 1914 году, да так и не вернулся. Как в свое время Рахманинов. И музыка Рахманинова и Стравинского была в СССР запрещена к исполнению. Хотя в музыке того и другого не было политики, ни тем более антисоветчины.
В музыке нет вообще никакой политики. Если из любой песни о Сталине вы уберете слова, так и не поймете, о чем речь.
Другое дело, что в музыкальных интонациях всегда слышится национальный характер.
И русскую музыку всегда можно отличить от французской, немецкой или итальянской. Некоторые музыковеды писали, что Стравинский стремился «избавиться от ярлыка русского композитора и поэтому сочинял серийную музыку» (техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд, то есть «серию» неповторяющихся звуков). Но это либо заблуждение, либо пропаганда. Стравинский говорил так: «У человека одно место рождения, одна родина – и место рождения является главным фактором его жизни».
Никита Хрущев в 1962 году разрешил гастроли Стравинского в СССР. Он выступал в Москве и Ленинграде. Успех был огромный. Стравинский с охотой давал интервью советским изданиям. Один корреспондент его спросил: есть ли у него хобби. Композитор отнекивался, репортер настаивал и в итоге услышал: «Ну, допустим, я люблю птиц». – «О, это прекрасно, а какая у вас любимая птичка?» – «Двуглавый орел».
Но на предложение советского лидера остаться в СССР он ответил: «Хорошего понемножку».
Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме, под Санкт-Петербургом. Отец его, Федор Стравинский, был певцом, солистом Мариинского театра, мать – пианистка, постоянный концертмейстер мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Федор Достоевский. Занимался музыкой с частными педагогами, учился в частной гимназии и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но одновременно обучался композиции у Николая Римского-Корсакова. Его он считал своим основным учителем. Первые крупные произведения он написал под его руководством.
Одно из них – сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» – исполнялось в 1906 году публично. Выдающийся русский импресарио Сергей Дягилев, организатор «Русских сезонов в Париже», понял масштаб таланта Стравинского. И сразу предложил ему написать балет для своей труппы. Стравинский создал три балета: «Жар-Птица», «Петрушка» и «Весна священная».
Кадр из балета «Весна священная»
Последний балет вызвал шок у парижской публики. В нем не было сюжета, не было пачек и балетных туфелек, а были русские сарафаны, порты и сапоги. И все-таки это был балет. Стравинский уже в начале 10-х годов ХХ века доказал, что русская музыка может войти в современную ему жизнь мировой культуры.
Кстати, Маяковский, побывавший в 1922 году в Париже, писал на родину: «Испанец Пикассо – в живописи. Русский Стравинский – в музыке, вот столпы современного европейского искусства». Стравинский и Пикассо познакомились в 1915 году, и художник нарисовал замечательный графический портрет композитора.
Пабло Пикассо. Портрет Стравинского, 1920 г.
Чисто русские сочинения (не только по форме или стилю, а по музыкальному содержанию) Стравинский создавал на протяжении всей жизни. В 1923 году написал необычное произведение «Свадебка» – для четырех певцов, хора, четырех фортепиано и ударных. Он назвал это «русские хореографические сцены с музыкой и пением». Стихи взял из сборника русских песен фольклориста Петра Киреевского, брата философа Ивана Киреевского.
В 1928 году композитор создал балет, посвященный Петру Чайковскому, – «Поцелуй феи». Либретто было написано Стравинским вместе с Александром Бенуа, в его основу легли сюжетные мотивы сказки Ганса-Христиана Андерсена «Ледяная дева».
Стравинский не раз обращался к духовным текстам. И больше всего – в 50-х годах.
Именно тогда, когда его упрекали в увлечении «серийной» музыкой. Это «Священная песня», «Плач пророка Иеремии», «Проповедь, притча и молитва», мистерия «Потоп» на тексты из Книги Бытия.
Но истинные шедевры духовной музыки Стравинского – три православные молитвы: «Символ веры», «Богородица, Дево, радуйся» и «Отче наш». Они прекрасны, и больше сказать словами о них невозможно. Слушайте Стравинского.
19.01.2025