Исповедь и проповедь певицы Татьяны Петровой

В уходящем 2022 году 50-летие творческой деятельности отметила Татьяна Юрьевна Петрова – народная певица России, исполнительница духовных и народных песнопений, педагог и общественный деятель, уникальное явление русской музыкальной жизни и современной культуры.

Нёбо, как купол храма

У Татьяны, родившейся в далекой уральской деревне Лягушино, станция Незевай, голос проявился довольно рано. Её первой «сценой» был обыкновенный табурет, на который маленькую певунью ставили родители. Со временем голос все больше и больше стал заявлять о себе, но повзрослевшая Танюшка, как звали её в семье, стала стесняться петь дома и убегала в поля. Там, не стесненная ничем, оставшаяся наедине с высоким небом, она пела в полную силу – песни, которые слышала по радио, но большей частью те, что пели в ее семье за приготовлением пельменей, можно сказать, национального уральского блюда. А вечера были долгими, лепить этих пельменей надо было много, чтобы хватило на всю зиму. Потому и песня непрерывно сменяла одна другую.

Однажды к Танюшке пришло несказанное, благостное ощущение, заполнившее ее душу. А в голове упорно и настойчиво засвербила мысль: я буду певицей.

Это осознание себя певицей и подвигло 15-летнюю Таню, тогда еще Сысолятину, поехать в тогдашний Свердловск поступать в студию Уральского русского народного хора. Ее приняли. А параллельно с занятиями в хоре Татьяна заканчивает десятилетку да еще посещает занятия в студии сценического искусства.

Полученный аттестат зрелости помог ей в Москве стать студенткой Музыкального училища им. М.М. Ипполитова-Иванова. Еще в 1961 году там впервые в СССР было открыто отделение народного пения. Ей посчастливилось: она попала в класс педагога Е.К. Гедевановой. Елена Константиновна, будучи человеком скромным и даже кротким, по своей натуре оказалась настоящим пассионарием. В конце 1920-х годов она, добившись приема у самого Сталина, убедила его в необходимости создать ориентированное на музыкальное народное творчество училище, присвоив ему имя Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. И не случайно.

Ректор Московской консерватории, ее учитель, был первым в Советском Союзе, кто начал основательно заниматься народным музыкальным творчеством, особо выделяя в нем народную песню.

На всю жизнь запомнила Татьяна Юрьевна Петрова слова Е.К. Гедевановой о том, что при высокой ноте нёбо поднимается, как купол храма. Через некоторое, когда Татьяна сама пойдет в храм, как и многие из нас, язык Елены Константиновны станет для нее понятным и родным.

Тайна русской культуры

В тяжкие времена, когда вопрос о жизни и смерти Отечества становится главным, в обществе просыпается интерес к своим национальным корням, к своим истокам. А также к русской музыке и народному пению. В самом начале Великой Отечественной войны одна из первых поехала на фронт с концертами Лидия Русланова.

rusl-1.jpgЛидия Русланова на фронте

Своим пением, исполнением народных песен Русланова поднимала боевой дух солдат, которым предстояло идти в атаку. Престиж русской народной песни, в конце концов, оказался настолько высок, что правительство пошло на создание в 1943 г., в самый разгар войны, сразу двух народных хоров: Уральского и Омского.

Знаменитые оперные певцы С. Лемешев, Н. Обухова, И. Козловский и др. включали в свой репертуар народные песни. В 1950-е годы русская народная песня стала обязательной на вступительных экзаменах в консерватории, а несколько позже вошла в программу консерваторского обучения вокалистов.

Поэтому далеко не спонтанно было принято решение об открытии в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) отделения сольного народного пения.

Туда и поступила Татьяна Петрова.

Неизгладимый след и в ее жизни, и в творчестве оставили два педагога. Это – уже упоминавшаяся Е.К. Гедеванова в училище, а в знаменитой Гнесинке – Нина Константиновна Мешко.

Много позже в своей публикации «Методические принципы преподавания сольного народного пения в классе Н.К. Мешко» Татьяна Юрьевна напишет: «Церковное пение наряду с народным песенным творчеством объективно и исторически считается первоисточником профессионального певческого искусства».

WhatsApp Image 2022-12-12 at 14.08.17.jpeg

Далее Татьяна Юрьевна приходит к очень важному выводу.

«Духовно наполненное искусство, обогащенное глубокими мыслями и чувствами, порождает такой вокальный образ, который несет в себе одновременно и исповедь, и проповедь. Это и есть одна из главных особенностей русского народного пения, его основополагающая традиция».

Это настолько масштабное, ёмкое определение, которое вбирает в себя, начиная с древних времен, основополагающие тенденции, характерные и для нашей литературы, и для музыки, и для изобразительного искусства, независимо от эпохи, века или даже года. По сути, дано обобщающее определение вообще природы русской культуры.  

По системе Станиславского

Дополнительно Татьяна занимается в Свердловской студии сценического искусства, и это также не проходит для молодой певицы даром. Захотелось узнать и понять, что такое система Станиславского, чем она определяется и на чем зиждется. Природный артистизм обрел профессиональную базу. И как-то неосознанно, скорее даже подсознательно, можно сказать, девизом творчества певицы стали слова К. Станиславского: «Не ищите себя в искусстве, а ищите искусство в себе».

Надо сказать, что в свое время этому совету знаменитого на весь мир режиссера, преобразователя театрального искусства последовала первой среди советских исполнителей народных песен Лидия Русланова. Она говорила: «Хорошо петь – очень трудно. Изведёшься, пока постигнешь душу песни, пока разгадаешь её загадку. Песню я не пою, я её играю. Это целая пьеса с несколькими ролями».

При работе над новой песней для Татьяны Юрьевны как неотъемлемая, обязательная часть творчества стало создание биографии каждого персонажа песни: кто он и откуда, какой у него характер.

WhatsApp Image 2022-12-12 at 14.11.44.jpeg Постоянный гость радиостанции «Радонеж»

И нет уже на сцене Татьяны Петровой, а есть «молодая пряха»; есть образы таких разных, не похожих друг на друга персонажей песни «Ухарь-купец»; есть образ любви, преданной любимым, в романсе «В лунном сиянии»; есть образ дочери, переживающей горечь утраты, в песне «По дороженьке»; есть образ девушки, оказавшейся под венцом по прихоти «добра молодца», в народной песне «Таня-Танюша»; есть страдальческий образ в «Песне-беженке»; есть и первообраз русской народной песни в арии Марфы из оперы М. Мусоргского «Хованщина». Но есть и образ вечности в «Сказе о Волге»; есть восторг и упоение широтой и раздольем родных просторов в «Волжских припевках».

Когда слушаешь ее песни, то невольно ловишь себя на том, что вдруг начинаешь видеть и эти неоглядные дали, и «чисто поле», и «костер рябины красной», и «звезды на небе», и «горные вершины», и Волгу, что течет «издалека долго».

История симфонической музыки знает немало примеров симфонических пейзажных образов. Достаточно вспомнить «Времена года» Вивальди, 6-ю (Пасторальную) симфонию Бетховена, симфонический цикл «Моя Родина» Сметаны, «Рассвет над Москвой-рекой» – увертюру к опере Мусоргского «Хованщина», вторую часть 1-го концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, 2-ю симфонию Рахманинова. Всех и не перечесть. В музыковедении появился даже специальный термин: «инструментальные пейзажи» для характеристики созданных композитором образов природы. По аналогии невольно возникает определение «вокальный пейзаж». Особенно если учесть, что Татьяна Юрьевна рассматривает голос не только как одно из выразительных средств, но и как инструмент.

За Святую Русь помолюсь

Наряду с «вокальными пейзажами», а также образами, наполненными и мыслью, и душой, в искусстве Татьяны Юрьевны есть и патетический образ воина, отдавшего жизнь «за Святую Русь», в старинной песне «Что горит, горит»; есть и образ необычайной духовной высоты в песне «Мертвое поле» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»; есть и образ духовной брани в народной песне «Черный ворон». И сама эта песня, и тем более созданный певицей образ возникают в ее творческой биографии далеко не случайно.

Татьяна Петрова неоднократно участвовала в Царских днях в Екатеринбурге, после чего исполнила песню о Царственных Страстотерпцах

Уже в 80-е годы Татьяна Юрьевна пела народные песни, в основе которых были духовные стихи. Еще в самом начале 80-х гг. проявилась её склонность к песням распевным, протяжным, переросшая впоследствии в одно из выразительных средств – замедленный темп, ставший необычайно значимым в красочной палитре певицы.

Именно благодаря ему рождаются глубокие эпические образы или в форме сказания, как например, «Сказ о Волге», «Коробейники», «Меж крутых бережков» и т.д., или даже былины, как, в частности, в песне «Что горит, горит», воспевающей героический подвиг русских богатырей.

В замедленном темпе истоки еще одного нового качества в исполнительском искусстве Татьяны Петровой. Это – исповедальность, способствовавшая, кроме всего прочего, выявлению главной темы в ее творчестве – темы судьбы. Но не только тематическая направленность определяет значимость и содержание исповедальности.

Начиная с 1990-х гг., как известно, многое радикально поменялось в нашей жизни: обрела «права гражданства» наша Православная Церковь, началось восстановление разрушенных и строительство новых храмов, стала просыпаться генетическая память народа, потянувшегося в святые обители. В это непростое время столкнулись две взаимоисключающие природы сознания: советская идеология и вера, что нашло свое отражение и в творчестве.

Здесь наглядным примером может служить как раз песня «Православные», в которой, в частности, есть такая фраза: «Как к оружию зову – к покаянию». Но покаяние, по слову св. Иоанна Лествичника, есть «самоосуждение совести и примирение с Господом». «Оружие» и «Господь» – плохо совместимые друг с другом понятия. Но в этом соединении несочетаемого явно слышен искренний призыв поэта, хотя и отдающий некоторой плакатностью.

У Гегеля можно встретить одну очень интересную фразу: «Философия есть ее время, схваченное в мысли». Перефразируя немецкого философа, можно сказать, что искусство есть его время, схваченное в образе.

И сама песня «Православные», и предложенная Татьяной Юрьевной её интерпретация, конечно, могли появиться только в новое время. Но для нас не менее значимо и еще одно очень важное обстоятельство.

Именно эта песня положила начало целого направления в искусстве певицы. В ее репертуаре, кроме русских народных песен, старинных романсов, советских и авторских песен, появились духовные песнопения.

WhatsApp Image 2022-12-12 at 14.12.47.jpeg

А вскоре Татьяна Юрьевна записала песню М. Шувалова на слова Е. Супонева «Молитва». Певица создает образ трагической бездны, которая вдруг открылась нашим глазам. В этой песне певица три раза подряд поет слово «иконы».

…Вскоре после революции во дворах пылали костры, куда бросали принесенные из домов иконы, отрекаясь тем самым от своей веры, от Бога, от Христа. Но теперь мы уже знали о чудотворных иконах и не раз встречали в храмах иконы под стеклом, украшенные жемчужным ожерельем, золотой цепочкой, нитью, увешанной золотыми кольцами. Видя это, мы уже прекрасно понимали, что так выражается благодарность людей, которых икона спасла, помогла, исцелила. Татьяна Юрьевна трижды пропевает слово «икона» как постепенное осмысление даже не драмы, а трагедии  в жизни народа. В последний, третий раз это слово звучит у певицы как потрясение, как ужас, охвативший человека, уже знающего о чудодейственной силе иконы.

Далеко не случайно Татьяна Юрьевна включает в свой репертуар песню «Всенощная». Кто написал музыку – неизвестно, а стихи принадлежат С.Т. Аксакову, которого мы хорошо знаем с детства как автора знаменитой сказки «Аленький цветочек». Но оказывается, он был еще и поэтом. Аксаков воспитал двух сыновей, полностью разделявших идеи славянофилов и ставших активными участниками этого движения. В песне «Всенощная» воспевается «кума торговая», которая на свои деньги возвела в селе «Божий храм», а колокол поэт называет «алмазом». Татьяна Юрьевна как-то по-особому, вдохновенно и возвышенно поет эту песню. В созданном ею образе звучат одновременно и радость, и ликование, и благодарность, и преклонение.

Таким образом в исполнительском искусстве певицы возникла духовная интонация, придавшая исповедальности новое содержание.

В этом отношении особый интерес представляет появившийся в ее репертуаре «Северный псалом». В самом исполнении этого произведения, начинающегося со слов «Душа моя прегрешная», тоже звучит призыв к исповеди, т.е. покаянию. Но, в отличие от плакатной образности песни «Православные», здесь образ рождается в смирении, терпении, молитве.

В самом исполнении этого произведения уже просматриваются те качества, которые вскоре станут отличительными особенностями творчества Татьяны Петровой: исповедальность и молитвенный настрой.

Прежде всего, это проявится при исполнении русских народных песен («Лучинушка», «Черный ворон» и др.).

Более сложную форму это примет при исполнении произведения Д. Христова «Во Царствии Твоем», в основе которого лежат Заповеди Блаженства. Прекрасно сознавая, что это слова самого Христа и поэтому петь это так, как она поет народные песни или даже духовные песнопения, нельзя. Отсюда поиск выразительных средств, с помощью которых можно было бы найти адекватную им художественную форму.

Вот когда в полной мере пригодилось требование Е.К. Гедевановой сделать нёбо при высоких нотах, как купол храма. Татьяна Юрьевна поет это произведение самым высоким для женщин голосом – дискантом, благодаря чему возникает полное ощущение и даже ассоциация с ангельским пением, льющимся откуда-то сверху, с небес, из мира горнего.

Путь к Богу

Следует отметить, что Татьяна Юрьевна обращается к духовным песнопениям не потому, что петь их стало возможным. Это явление внутренней потребности и не только ее, но и всех нас, идущих тем же путем.

WhatsApp Image 2022-12-12 at 14.10.52.jpeg Татьяна Петрова - член Всемирного русского народного собора  РПЦ

А что такое воцерковление, принявшее в 1990-е гг. массовый характер? Это и есть не что иное, как наш путь к Богу. И каждый раз певица достаточно избирательно включает в свой репертуар духовные песнопения. Те, которые могут выразить преобразование души, то духовное состояние, которое испытывает она и, как оказывается, все мы на пути своего воцерковления.

Татьяна Юрьевна обращается к произведению П. Чеснокова «Спаси, Боже, люди твоя». Это очень интересная работа певицы, выявляющая соборный характер ее исполнительской культуры, способной выразить не только состояние, испытываемое ею, но и всех нас. И она не только от себя, но как бы и от имени всех нас обращается к Богу. И мы уже знаем, что Господь помогает, что Господь спасает, и всё, что происходит в нашей жизни, носит промыслительный характер. Потому и обращаемся к нему, молим его о нашем спасении. И в данном произведении Татьяна Юрьевна создает молитвенный образ, полный веры, надежды и любви.

В своей среде выпускники отделения сольного народного пения  называют себя «народниками». Татьяна Петрова – единственная из них, кто поет духовные песнопения, которые сообщают ее искусству духовную полноту. Творимые ею образы всегда необычайно искренние, идущие не от разума, а от самого сердца.

И звучат исполняемые ею произведения как исповедь сердца о своей жизни, о своей судьбе. Но одновременно они исполнены и проповеди тех нравственных, духовных ценностей, на которых стоит в веках Русский мир.

М.В. Воропаева, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Имперская культура»  

Литература:
1.                 Методические принципы преподавания сольного народного пения в классе Н.К. Мешко. М., 2019, с. 35-36
2.                 Там же, с. 57




Любовь Ушакова

23.01.2023 07:26:2023

Прочитав эту статью и прослушав очередной раз песни Татьяны Петровой, хочется воскликнуть: Будет стоять Земля Русская, пока на ней есть такие Народные Певицы с большой буквы!!! Пение Татьяны Юрьевны захватывает душу и зарождает в ней радость и тихую печаль, веру и силу духа, любовь к Отечеству и готовность трудиться на своем месте, внося маленькую лепту в общее благо, желание мчаться в храм, подниматься над суетой, находить время еще и еще слушать её голос и интонацию, которые каким-то образом по-новому раскрывают знакомые слова песен и благотворно воздействуют на восприятие каждого мгновения жизни! Огромная благодарность автору статьи Марине Воропаевой за каждое, профессионально и точно подобранное слово о жизни и творчестве Татьяны Петровой и порождающее интерес найти еще книги и публикации о ней! СПАСИБО!!!

Анатолий Малков

22.01.2023 11:07:2023

Дорогая Татьяна Юрьевна! Прочитал и был по-настоящему поражён многообразием Ваших достижений. Вы своим творчеством даёте такой положительный, жизнеутверждающий, оптимистичный заряд мироощущения, что невольно стоит произнести :любовь, красота и гармония-правит миром.