Художественный руководитель Нового Театра Эдуард Бояков: «Мы хотим прогнозировать будущее»

Усадьба Салтыковых-Чертковых Новый Театр завершает свой второй сезон, итоги которого подвел его художественный руководитель Эдуард Бояков. В ближайших планах театра – масштабный проект «Дети травы» по мотивам антиутопии Андрея Рубанова «Хлорофилия» – мрачноватая история перерождения людей и превращения их в растения.

e0efbde1-cac2-4b7f-96d7-77b58bc94cdd.jpgЭдуард Бояков, основатель и художественный руководитель Нового театра 

«За два года нам удалось создать репертуарный театр, в афише которого сегодня 11 спектаклей разных жанров: иммерсивные, музыкальные, постановки для семейного просмотра, есть комедия, есть драмы, – рассказывает Эдуард Бояков, Художественный руководитель Нового Театра. – Мы работаем с современной отечественной литературой и поэзией, русской классикой и зарубежной драматургией, исторической прозой и новой музыкой. Несмотря на то, что мы негосударственный театр, нашей задачей было реализовать именно репертуарную, а не проектную модель. Поэтому у нас сложилось прочное ядро труппы – артисты, которые играют в нескольких спектаклях. Это именитые мастера Валентин Клементьев, Леонид Якубович, Евдокия Германова, Татьяна Шалковская, Эдуард Флёров. Это и молодые артисты – Анастасия Стругачева, Сергей Гребенников, Эдуард Йоонас, Артем Орлов и многие другие. Все они являются единомышленниками, объединенными общим пониманием театральной эстетики, базирующейся на традициях русского психологического театра в синтезе с современным театральным языком. 

Театр должен реагировать на события текущей истории. И для нас это очень важно. Однако мы не стремимся иллюстрировать действительность – мы хотим прогнозировать будущее, моделировать в художественной форме возможные пути развития нашего общества. Поэтому в ближайших планах Нового Театра на следующий сезон – масштабный проект «Дети травы» по мотивам романа Андрея Рубанова «Хлорофилия».

clorofilia_9788445000021.jpg

Это антиутопия, в которой мы поднимем самые животрепещущие темы, в том числе и в некоторой степени табуированные. В медицине лечение возможно только при точной диагностике. В обществе – аналогично: надо, не боясь, называть общественные язвы своими именами для их преодоления. Спектакль будет «густонаселенным», сценически эффектным, технологически сложным, рассчитанным на большую сцену, которую, как и в случае с «Лавром» и «Скупым», Новый Театр будет арендовать.

Уже репетируем спектакли, которые будем играть в пространстве усадьбы Салтыковых-Чертковых. Это «Не все коту масленица» по Н.А. Островскому в постановке Валентина Клементьева, «Петр и Феврония» по мотивам жития святых. Репетируем спектакль «Розовое платье» с Ириной Линдт в главной роли – это будет оригинальный сиквел чеховских «Трех сестер» в версии современного драматурга Наталии Мошиной и с иммерсивным прологом написанным Валентином Клементьевым».

Что касается минувшего сезона, то, начав свой путь с иммерсивного спектакля ежедневного проката «Гримёр», Новый Театр продолжил экспериментировать в иммерсивном жанре.

В репертуаре появились два семейных спектакля: «Детский альбом Чайковского» и «Весна – точка». Обе постановки – музыкальные: первая на музыку Чайковского с живым оркестром и классическим вокалом (режиссер Александр Легчаков, ко-продукция с Московским оперным домом), вторая – с оригинальной музыкой Тихона Хренникова-младшего.

Два исторических спектакля – «Государев венец» и «Столыпин. У премьер-министра мало друзей» также не вполне обычны по жанру. В «Государев венец» органично интегрирован живой диалог с залом протоиерея Артемия Владимирова. В художественный ряд спектакля «Столыпин. У премьер-министра мало друзей» вплетены элементы публицистики.

Абсолютным экспериментом стал цикл «Поэзия.doc». Четыре спектакля цикла посвящены четырем современным поэтам. Каждый из них – не только автор стихов, звучащих в постановке, но и герой представления. Жанр театрально-поэтической биографии – своего рода ноу-хау автора идеи Эдуарда Боякова, считающего поэзию неотъемлемой частью театрального процесса. Анна Ревякина, Мария Ватутина, Анна Долгарева и Игорь Караулов – их голоса отчетливо звучат в современной поэзии, отражающей самый важные исторические события сегодняшнего дня. 

Во втором сезоне Новый Театр обратился к крупной форме, выпустив обновленную редакцию спектакля «Лавр» (постановка Э. Боякова по роману Е. Водолазкина) и комедию «Скупой» по Мольеру с авторскими монологами исполнителя главной роли Леонида Якубовича.

06_132.jpgСпектакль «Лавр» с Леонидом Якубовичем в главной роли стал культурным событием Москвы 

В минувшем сезоне произошли резонансные события и в творческой жизни художественного руководителя театра. Был издан литературно-художественный альбом «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом», в котором авторы Эдуард Бояков и фотохудожник Михаил Розанов, представив десять православных обителей на территории России, исследовали сам феномен русского монастыря как воплощение русского логоса.

18 июня открылась выставка в Новой Третьяковке, на которой представлена часть работ, опубликованных в альбоме. Авторы выстроили композицию выставки в определенной последовательности, отражающей концепцию проекта. И в этой своего рода драматургии обнаружилась связь изобразительного ряда с театральной формой.

Открытие выставки совпало с 60-летним юбилеем художественного руководителя Нового Театра Эдуарда Боякова, главным качеством которого, как отметили СМИ, следует назвать способность постоянно создавать новые культурные проекты.

Следует заметить, что и межсезонье в Новом Театре будет довольно активным: 11 и 27 июля состоятся экскурсии по усадьбе в сопровождении гида, который расскажет о 200-летней истории особняка и о двухлетней истории Нового Театра.

15, 16 и 17 августа пройдет специальные показы спектакля «Гримёр», адресованные, в первую очередь, гостям столицы.

Особым событием станет фестиваль «Традиция», который мы уже в девятый раз проводим в подмосковной усадьбе Захарово. В этом году он состоится 24 августа. И мы ждем всех на этот семейный праздник поэзии, музыки и фольклора.