Помочь раскрыть секреты успеха советского кино, найти универсальные христианские смыслы в шедеврах советского кинематографа призван проект киностудии «ФОМА КИНО» и телеканала «Спас» «Кино и смыслы». Просмотр и обсуждение фильмов в формате киноклуба – один из способов познакомить нынешнее поколение студентов и старшеклассников со знаковыми произведениями советской эпохи.
Советский кинематограф – целый пласт отечественной культуры, подчас труднодоступной для современного молодого человека. Фильмы – длинные, сложные, непонятные, без спецэффектов, да ещё и зачастую черно-белые. Куда приятнее под пледом и с пачкой чипсов посмотреть очередную мелодраму или голливудский боевик с красивыми актёрами и очевидным хеппи-эндом.
Но для тех, кто хочет развить свой интеллект, кому нравится думать и искать смыслы той или иной исторической эпохи, кто готов вникать в идеи, волновавшие советских кинорежиссеров – проект киноклуба «Кино и смыслы», стартовавший 23 сентября 2022 года.
Дискуссия в киноклубе «Кино и смыслы». Фото Ильдара Исханова
Проект состоит из 12 частей, каждая из которых – показ в телеэфире канала «Спас» фильма и последующее его обсуждение экспертами, а также всеми желающими в онлайн-формате в интернете на канале «Кино и смыслы».
Автор проекта «Кино и смыслы», продюсер компании «ФОМА КИНО» Анастасия Легойда рассказывает:
«Кино и смыслы» – это попытка воссоздать общий культурный фон для разных поколений в нашем обществе. Не секрет, что молодежь не знакома с советским кинонаследием, а выросла на западной популярной культуре, в том числе кино; это увеличивает поколенческий разрыв, непонимание между «отцами и детьми», удаляет молодых от родной культуры и часто склоняемых, но от этого не менее важных «традиционных ценностей» нашего народа. «Иван, не помнящий родства» – это всегда путь к саморазрушению. Человека укрепляет цельный образ мира, а не наоборот.
Мы пытаемся преодолеть это разобщение, поговорить о фильмах, значимых для отечественной культуры, а также о том, что смотрят молодые сейчас. С помощью экспертов мы попытались дать понятие о том, какое кино действительно является достижением визуального искусства, а какое представляет собой просто набор спецэффектов, ну, и конечно, обсудить все мировоззренческие вопросы, зашифрованные в кино.
Поиск смыслов в кинокартинах, в первую очередь, христианских, является ещё одной задачей проекта и помогает отделить зерна от плевел».
Создатели проекта подобрали для просмотра 12 культовых советских фильмов, которые обсуждают эксперты: кинорежиссеры Лариса Садилова и Иван Перекатов, кинокритик Лев Карахан, актриса Ирина Денисова, ведущий клуба – журналист Сергей Верейкин и другие.
23 и 30 сентября 2022 года состоялись показы двух фильмов, посвященных событиям времен Гражданской войны.
Первый фильм, которые посмотрели и обсудили участники киноклуба – «Комиссар» – создан по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Фильм был снят в 1967 году режиссером Александром Яковлевичем Аскольдовым (в главных ролях – известнейшие советские актеры Нонна Мордюкова и Ролан Быков). Сам Аскольдов в то время был главным редактором Госкино, но именно его фильм признали идеологически вредным и запретили к показу. Его премьера состоялась лишь спустя 20 лет после создания, 11 июля 1987 года на Московском международном кинофестивале. С тех пор фильм собрал множество престижных отечественных и международных наград, был показан в Конгрессе США.
«Комиссар» (реж. Александр Аскольдов, 1967 г.). В главной роли – Нонна Мордюкова
Действие картины разворачивается во время Гражданской войны. Ее главная героиня – комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) – привыкла на войне к суровой мужской жизни. Неожиданная беременность приводит ее в полное замешательство. Попав в семью бедного многодетного еврея Магазанника (в картине его сыграл Ролан Быков), она вспоминает о своем высшем предназначении женщины и матери. Жизнь вплетает ее в свое течение: комиссар постепенно превращается в маму, которая печется о новорожденном младенце.
«Я считаю, что эта картина о любви к человеку и о любви к Родине – и сегодня ее главный посыл – любить человека – актуален как никогда. – говорит эксперт киноклуба кинорежиссер Лариса Садилова. – Когда мы учились во ВГИКе, нам Сергей Герасимов рассказывал о советском кино, в котором можно было снимать все, кроме контрреволюции и порнографии. И я согласна с тем, что это была настоящая контрреволюция».
Знаменательно звучат в фильме слова бедного еврейского ремесленника: «Лучшее время для человека, когда одна власть ушла, а другая еще не пришла…»
«Режиссер вышел на поляризацию революции и жизни, – говорит кинокритик Лев Карахан, – Рефреном проходят образы: пушки, насилие – и их антипод – дети, человек, эти понятия не сливаются воедино, как вода и масло. Символом крещения, которое не могла дать Вавилова своему ребенку, стали кадры жеребенка в воде…»
Как случилось так, что редактор Госкино Аскольдов снял столь аполитичное кино?
За историей его создания кроется личная трагедия режиссера: его отец Яков Лазаревич Аскольдов, директор киевского завода «Большевик», был арестован в 1937 году вместе с матерью, мальчика спасла еврейская семья, впоследствии расстрелянная в Бабьем Яру под Киевом.
Почему это кино следует смотреть сегодня? Эксперт киноклуба режиссер Иван Перекатов отмечает: «В наше время очень остро стоит вопрос человеческой самоидентификации – начиная с пола, национальности, заканчивая языком, вероисповеданием...»
Таким образом, фильм – не только памятник своей эпохи, но и, как всякое настоящее кино, остается актуальным и сегодня…
Еще один фильм о событиях времен Гражданской войны – «В огне брода нет», с ним известный советский режиссер Глеб Панфилов дебютировал в полнометражном кино в 1967 году.
Главную роль в картине сыграла актриса Инна Чурикова, одну из знаковых ролей – «доброго комиссара» Ивана Игнатьича Евстрюкова – актер Анатолий Солоницын, известный широкому зрителю в первую очередь по фильму Тарковского «Андрей Рублев».
Рабочее название картины – «Святая душа» – видимо, отражало первоначальное отношение кинорежиссера к своей главной героине Татьяне Теткиной.
Действие фильма разворачивается в санитарном поезде, который перевозит раненых с фронта. Таня Теткина – простая душа, санитарка, у которой неожиданно открывается талант художника. Так случилось, что в этом путешествии она находит свою первую любовь, ее избранник – гармонист Алеша Семенов, их отношения – диалог простых сердец, простых душ…
«В огне брода нет» (реж. Глеб Памфилов, 1967 г.). В роли Татьяны Теткиной – Инна Чурикова
Таня мечтает о справедливости для всех людей, правда, для этого надо «погубить мучителей, чтобы все люди были счастливы».
– Ради этого брат пусть убивает брата? Русский убивает русского? – спрашивает Таню комиссар Игнатьич.
– В огне брода нет, – выдыхает Татьяна…
Но тут же спохватывается: «Устали люди – хорошо бы это закончить». «А чего за границей советской власти нет?» И вообще – могут ли быть все люди счастливы?
Свои чувства, мысли о добре и зле она переносит на бумагу. Ее рисунки – красноармейцы с огромными глазами в обнимку с девушками – даны на фоне закадрового чтения поэмы Александра Блока «Двенадцать»: «Мировой пожар в крови, Господи, благослови!»
Мнения экспертов по поводу фильма разделились.
Кинокритик Лев Карахан полагает, что режиссер Глеб Панфилов «заземлил» революционную идею, идеологический спор перевел в общечеловеческую плоскость, в дискуссию о добре и зле, показал отношения простых душ, которые верят в человеческую справедливость.
По его мнению, фильм Панфилова – о любви, которая побеждает огонь революции.
Режиссер Иван Перекатов, напротив, считает, что смыслы в фильме – тоталитарные, а задача была во внутрипартийный конфликт добавить человечности. Не случайно сообщение о том, что «царя шлепнули» – вызывает радость у всех героев фильма. Таня Теткина, по мнению эксперта – нереальный образ, такой же, как современная Грета Тумберг – якобы искренняя, честная, но готовая оправдать «кровищу». У Тани нет родителей, она в основном молчит, говорит в кульминационные моменты. По ее мнению, цель оправдывает средства. Всех мучителей погубить, чтобы люди были счастливы. Вот что такое – «В огне брода нет».
Итог дискуссии подвела актриса Ирина Денисова: «В огне брода нет. Но этот брод существует в христианстве. Этим путем прошел Бог. Самостоятельно человеку одолеть этот путь невозможно. Но я верю, что если в простоте сердца человек будет стремиться пройти этот огонь – Бог поможет».
До конца 2022 года зрители киноканала «Спас», а также YouTube канала «Кино и смыслы» смогут посмотреть и обсудить еще 10 известных советских картин:
«Я шагаю по Москве» (Георгий Данелия, 1964) – 07.10.2022
«Доживем до понедельника» (Станислав Ростоцкий, 1968) – 14.10.2022
«Долгая счастливая жизнь» (Геннадий Шпаликов, 1966) – 21.10.2022
«Белорусский вокзал» (Андрей Смирнов, 1970) – 28.10.2022
«Июльский дождь» (Марлен Хуциев, 1967) – 04.11.2022
«Чужие письма» (Илья Авербах, 1975) – 11.11.2022
«Проверка на дорогах» (Алексей Герман, 1971) – 18.11.2022
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (Никита Михалков, 1977) – 25.11.2022
«Восхождение» (Лариса Шепитько, 1977) – 02.12.2022
«Зеркало» (Андрей Тарковский, 1975) – 09.12.2022
Советское кино вызывает живой интерес зрителей, которые интересуются историей и культурой нашего Отечества. Об этом свидетельствует начало в сентябре 2022 года нового межфакультетского курса в МГУ им. М.В. Ломоносова «Образы детства в советском кино периода 1970-1980-х годов».
«Приключения Электроника» (реж. Константин Бромберг, 1979 г.)
О секретах успеха советского кинематографа, на сей раз – детского, практически не загруженного идеологией, гармоничного и радостного, рассказывает автор курса – доктор исторических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Андрей Юрьевич Андреев: «У советских режиссеров что ни кадр, то открытие. При этом система цензуры мотивировала прятать смыслы так, чтобы все их видели, а цензура нет. Сейчас в условиях массовой кинопродукции элемент творчества гораздо ниже, да и само по себе значение творчества упало.
Советское детское кино умерло вместе с Советским Союзом, как умер сам процесс его создания. То есть сейчас не будут снимать такие фильмы. Есть другие образцы, вы же видели всех этих «Мстителей» или «Гарри Поттера»? Это хорошие фильмы, но они снимаются по накатанной.
Советских детских фильмов было мало, и мы все их знали наизусть. Фильмы были дорогие, качественные, на детское кино денег не жалели, и, конечно же, яркость образов играла свою роль. Когда снимали, не думали, что это будет шедевр, но то, как это снимали, означало, что получится шедевр. Для этого было все: желание, таланты, музыка, стихи, средства.
В детстве человек впитывает изначальные смыслы и опыт, которые становятся кирпичиками в основании его личности, способствуют формированию самосознания. Для меня сегодня – это те смыслы, из которых я сам и состою. Этими смыслами хотелось бы поделиться с новыми поколениями».
05.12.2024
Вера Водынски
06.11.2022 01:40:2022Благодарим за такой вдумчивый и эмоциональный отзыв, за внимание к деталям! Очень ценим людей, умеющих смотреть кино!
Милана
05.11.2022 04:08:2022Здравствуйте! 1. Благодарю за этот цикл передач. Просмотр и обсуждение фильмов позволяет многое переоценить в своей жизни и по новому посмотреть на старые советские фильмы. 2. Про фильм "Июльский дождь". Надо смотреть сегодня этот чудесный фильм современному зрителю и особенно московскому, потому что или так как: 2.1. .... так как в фильме много кадров Москвы того времени. Узнаваемые улицы, как же они сильно или не сильно изменились сейчас...? 2.1. ....так как в фильме показана просто молодость, бегущая и пробегающая и просто макушка лета, которая быстро пройдет, как летний дождь. 2.3. .... так как классные стрелочки! нарисованы на глазах у всех девчонок-героинь этого фильма, девчонок разных возрастов. 3. Смысл фильма - цените миг, цените жизнь, цените мир, цените людей, которые сейчас в этот миг рядом, Завтра оглянемся, как Лена оглядывается в начале фильма и увидим, какое же это было тогда счастье!