Летопись войны. Что можно и что нельзя показывать в кино?

Какими должны быть христианские фильмы о войне? В чем состоят главные задачи современной военной документалистики? Эти и другие вопросы обсуждали участники творческого вечера в Доме кино 19 марта – создатели документального фильма «Война и вера» (реж. Вера Водынски), автор проекта «Кино и смыслы» Анастасия Легойда, кинокритик Андрей Шемякин, другие кинематографисты и зрители. 

Практически никто из фронтовиков о Великой Отечественной войне ничего не рассказывал – слишком тяжелыми были воспоминания. На войне сходятся все беззакония человечества, и порой одно только остается утешение – молитвенное общение с Богом… 

И Господь особенно близок к тем, кто на передовой, а человек перед лицом смерти чувствует дыхание Вечности, задумываясь о высших ценностях и смыслах жизни. Поэтому лучшие художественные фильмы о войне – это фильмы о любви и верности. «Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне» – эти слова звучат в песне к кинофильму «На всю оставшуюся жизнь» (Петр Фоменко, 1975 г.). Советская классика о войне («Баллада о солдате» Григория Чухрая, 1969 г., «Летят журавли» Михаила Калатозова, 1957 г.) – своего рода фильмы-иконы, с «обратной» перспективой и особым светлым символическим языком. Здесь нет реалистичных сцен и черных красок.

Анастасия Легойда, автор проекта «Кино и смыслы», продюсер компании «ФОМА КИНО», отмечает:

2023-03-26 15.06.07.jpg Анастасия Легойда и Иван Перекатов на творческом вечере в Доме кино

«Если говорить о ретроспективе отечественного кинематографа, то в 60-х годах XX века художественные фильмы создавали еще непосредственные участники Великой Отечественной войны. И то, что снимали бывшие фронтовики – было сделано с большой деликатностью и пониманием ценности человеческой жизни. Но с течением времени на экранах мелькало все больше убийств, а у зрителей притуплялось чувство страха. И чем дальше мы отстоим во времени от тех людей, которые сами видели, что происходило на войне, тем больше появляется фильмов выхолощенных, которые превращаются в «стрелялки». Но если ты показываешь смерть как развлечение, entertainment, – это уже не христианское кино, что бы там не заявлялось».

Кино как оружие

Если лучшие советские художественные фильмы о войне уходили от натуралистичности в высокие образы и смыслы человеческой жизни, то документалистика Великой Отечественной фиксировала все как есть. 

М.Шемякин.png
Андрей Шемякин

Андрей Шемякин, кинокритик, режиссер, эксперт отборочной комиссии документального кино кинофестиваля «Лучезарный Ангел», также считает, что документальное кино – это, прежде всего, летопись эпохи. 

По его мнению, современному кинематографу необходимо создавать военную кинолетопись, как это делалось во времена Великой Отечественной войны. Организация такой работы, целого цеха операторов – вопрос государственной важности. 

Сегодня, по словам Андрея Шемякина, военной документалистикой – на свой страх и риск – занимаются одиночки-энтузиасты – вопреки многим запретам не снимать кровь, трупы, пленных и т.д. Часто запечатленные ими кадры действительно шокируют, их невозможно смотреть. Но они должны быть, храниться людьми, которые способны понять ценность каждого такого видеофрагмента. Потому что война идет не за территории, а за души и сердца людей.

Известна фраза Сталина: «Хороший фильм стоит нескольких дивизий». С первых дней Великой Отечественной войны он дал жесткую установку на правду. Большим группам операторов разрешили доступ на передовую, снабдили всем необходимым, общие планы фиксировались не с «дронов», как сегодня, а с военных самолетов…

Победные репортажи показывал в кинотеатрах «Союзкиножурнал». Все страшное, трагическое шло в «Кинолетопись». Эта съемка не была доступна широкой аудитории, правду снимали на будущее послевоенное время. Но иногда эти кадры использовали при создании документальных фильмов, посвященных тому или иному сражению.

Такой стала, например, картина «Разгром немецких войск под Москвой» (Леонид Варламов, Илья Копалин, 1942), получившая в 1943 году «Оскар» как лучший документальный фильм. Его редактировал лично Сталин. 

Картина «Разгром немецкий войск под Москвой» в 1942 году получила «Оскар» как лучший документальный фильм Впечатление от картины у западной аудитории было столь сильным, что вызвало волну выступлений с требованием открытия второго фронта. 

Фильмы о преступлениях фашистских войск в СССР использовались во время Нюрнбергского процесса как официальные документы.

Сегодня на передовую немногие желающие операторы прорываются на свой страх и риск – несмотря на запреты Минобороны. Например, фильм «Преображение. Солдаты забытой войны» военных документалистов Максима Фадеева и Сергея Белоуса, с успехом показанный на первом международном фестивале документального кино «aRTel.doc: Время героев» 24-26 февраля 2023 года в Москве, создавался на средства авторов и народные пожертвования, вопреки многочисленным предписаниям операторам покинуть передовую. 

Война и вера. «В одной лодке все»

WhatsApp Image 2023-03-26 at 15.05.20 — копия.jpeg
Вера Водынски

Режиссер картины «Война и вера» Вера Водынски, снимая фильм о военных священниках, столкнулась с аналогичной проблемой. Последнее 40-минутное интервью с Героем России протоиереем Михаилом Васильевым, известным «десантным батюшкой», было записано несмотря на противодействие военных. Так случилось, что съемочная группа встретилась с отцом Михаилом 25 октября 2022 года, прямо перед его отъездом в Херсонскую область, где он и погиб 6 ноября 2022 года, до последнего оставаясь со своей паствой. А заключительные кадры фильма снимались уже в храме Христа Спасителя на отпевании отца Михаила.

Интервью протоиерея Михаила Васильева, записанное для фильма «Война и вера» 

Это интервью – своего рода завещание выдающегося пастыря, многодетного отца, выпускника философского факультета МГУ и аспирантуры того же факультета, настоятеля Патриаршего подворья при штабе Ракетных войск стратегического назначения. Много лет отец Михаил окормлял наших военных в горячих точках Косово, Боснии, Абхазии, Киргизии, Сирии, Северного Кавказа. В 2022 году на Донбассе побывал 34 раза… 

По его словам, священники в армии сегодня имеют неопределенный статус помощников командиров по работе с верующими. Не имея права держать оружие, они формально являются гражданским персоналом и в военное время подлежат увольнению. Страдают солдаты и офицеры. «Человек сегодня жив, а завтра мертв, его Родина послала, он мобилизован, призван, находится там, где владычествует смерть, забирает каждый день свои жертвы. И у него актуализируется вера его предков. Почему там не должно быть пастыря? Это же театр абсурда», – рассуждает отец Михаил (Васильев).

«Почему так мало, редко бываете? Где вы, священники? – эти вопросы, по словам отца Михаила, ему постоянно задавали бойцы на передовой. – И вот сидим мы с ним, разговариваем, то он мне исповедуется, то я ему – в одной лодке все».

По-разному оказываются батюшки в зоне боевых действий.

Еще один герой фильма «Война и вера», протоиерей Александр Авдюгин из ЛНР, также многодетный отец, когда начались активные боевые действия на Донбассе, решил уехать в Россию. На последнем богослужении он вышел попрощаться к своей пастве, посмотрел в глаза собравшихся прихожан и… решил остаться. 

Еще один герой фильма – владыка Иоанн (Чулибрк), епископ Сербской Православной Церкви, единственный в мире владыка – десантник, который совершил множество прыжков с парашютом. 

Очередной прыжок владыки Иоанна запечатлен в фильме «Война и вера»  Все они – вслед за святыми отцами – говорят о Боге, который Один только способен выпрямить пути человеческие, залечить раны, примирить непримиримое, сохранить Россию от развала. И наоборот, война человека против Бога является причиной войны человека против человека. 

О том же писал святитель Николай Сербский в своей знаменитой работе «Война и Библия»: «Мир без Бога есть колыбель войны. И в мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна».

Кино и смыслы. Человек на войне 

Разговор о военном кинематографе планируется продолжить в рамках цикла «Кино и смыслы. Человек на войне». О проекте 2023 года рассказала его автор Анастасия Легойда. Серия видеодискуссий экспертов, кинокритиков и режиссеров под общим названием «Человек на войне» – это представление и обсуждение шедевров кинематографа – отечественного и мирового – на телевидении, в интернете, на сайтах и видеохостингах. 

Проект продолжит серию «Кино и смыслы» 2022 года о лучших советских фильмах, полюбившуюся зрителям телеканала «Спас». Просмотр и обсуждение картин в формате киноклуба – один из способов познакомить нынешнее поколение студентов и старшеклассников со знаковыми фильмами настоящего и прошлого. 

Снимок экрана 2023-03-26 в 14.53.41.png Дискуссия в киноклубе «Кино и смыслы». Фото Ильдара Исханова  

Зрителей нового сериала «Кино и смыслы. Человек на войне» ожидают встречи с режиссерами, священниками, экспертами, среди которых кинокритик Лев Карахан, ведущий клуба – журналист Сергей Верейкин … 

Эти встречи планирует освещать в том числе медиаресурс «Святые onlinе». 

Ольга Каменева