Режиссер Татьяна Лиознова. 100 лет со дня рождения создателя фильма «Семнадцать мгновений весны»

20 июля 1924 года родилась Татьяна Лиознова, выдающийся русский и советский режиссер.

Если произведение искусства воодушевляет, заставляет трепетать сердце каждого человека, оно становится бессмертным. И живет не только в том поколении людей, которые были первыми слушателями или зрителями, но трогает, влияет на их потомков. Это можно сказать о трех великих фильмах Татьяны Лиозновой – «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал».

«Три тополя» вышли на экраны в 1967 году. Незатейливая, казалось бы, история случайного знакомства московского таксиста Александра и подмосковной жительницы Нюры, приехавшей в столицу продать на рынке мясо. Он назначает ей свидание, приезжает, ждет. Она готовится к встрече, волнуется. Но вдруг оказывается, что дверь квартиры сестры мужа, у которой остановилась Нюра, закрыта. И дело не в том, что она не видит – вот же лежат ключи на тумбочке – она за то время, пока ее ждал Александр, стала женщиной, которая может любить и быть любимой.

maxresdefault.jpg

Между ней и Александром случилось то, о чем ей, замужней женщине, и помыслить было страшно. Из озабоченной деревенским бытом «клуши» Нюра превращается в поэтичную, почти неземную женщину. И это чудесное превращение совершила в ее душе песня Александры Пахмутовой «Нежность»:

Опустела без тебя земля.

Как мне несколько часов прожить…

Героиня фильма выполнила все, что от нее требовалось: продала мясо, купила мужу и детям подарки, сдала мужу деньги... Тот спрашивает: что ты себе-то купила? И тут звучит песня «Нежность». И Нюра плачет. Мы же понимаем, что из этой поездки она привезла другой мир, мир нежности, искреннего человеческого чувства – любви.

cover.jpg

Второй фильм – «Карнавал». По форме – музыкальная комедия. Героиня – Нина Соломатина – простая девушка из маленького провинциального городка. У нее есть мечта. Она очень хочет «выучиться на артистку». Девушке удалось вырваться в столицу. Героиня уверена, что она поймала птицу счастья за хвост. Теперь-то уж точно перед ней открыты все пути и дороги. Однако реальность оказалась суровее, чем она себе представляла.

Название фильма «Карнавал» – не случайно. Древняя европейская традиция – во время карнавал все меняется местами, преображается, иногда эти празднества называют дурачествами, исполняются разнузданные песни и пляски, все надевают страшные маски, выбирают епископа или папу дураков, господа прислуживают своим слугам, все происходит под общим лозунгом «Мир вверх дном». Такой увидела Нина Соломатина Москву. И ей пришлось нелегко в этом мутном круговороте жизни. Но все-таки она сохранила главное – свою душу.

Третий фильм Лиозновой – «Семнадцать мгновений весны». Фильм о советском разведчике? Да, конечно. О последних днях Третьего рейха? Безусловно. И таких до Лиозновой было немало. Но что-то в нем есть сверх внешней сюжетной канвы, что-то очень важное стоит «за кадром».

semnadcat-mgnoveniy-vesny-6852.jpg

Начнем с пастора Шлагга. Сцена в камере, где уголовники глумятся над старым священником. Один из уголовников с насмешкой говорит: «Христос!» И они смеются, как смеялись две тысячи лет назад над Христом и кричали «Радуйся, Царь Иудейский». И дальше следует сцена, важная для понимания смысла фильма. Уголовник говорит: «Псалом восьмой» – и восемь раз щелкает пастора по носу. Это не случайно. Потому что в том псалме Давида ставится вопрос: «Что есть человек, что Ты вспоминаешь о нем, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Люди ли эти бандиты в камере? Люди ли Гитлер и его подручные? Есть ли в них Бог? Пастор считает, что есть, только Он закрыт в их душах глубоко, под грехом и злобой.

Есть в этом фильме и Иуда – осведомитель Клаус. Помните, пастор Шлагг под звуки органа кормит человека, который его предаст. Но это же сюжет Тайной вечери. И пастор говорит Клаусу: «Так это обезьяна нашептала вам на ухо, то вы от нее произошли?» Принятую в СССР теорию социал-дарвинизма защищает негодяй из негодяев – надо было обладать мужеством и смелостью, чтобы снять такое в советском фильме.

Есть в фильме и образ ада. Это лидеры нацистского рейха и их подручные. Сообщество бесов, пожирающих друг друга. Их вражда не прекращается даже накануне гибели.

Но есть и образы любви… О любви не говорят…

Вот такие важные смыслы открываются при внимательном смотрении фильма «Семнадцать мгновений весны».

Александр Трушин