Сергей Дебижев и его «Крест». Мы хотим начать новый серьезный разговор

Кадр из фильма «Крест» режиссера Сергея  Дебижева Накануне праздника Воздвижения Креста Господня, 26 сентября 2024 года, в широкий прокат вышла кинокартина «Крест» – новый документальный фильм Сергея Дебижева. Его предыдущая работа – «Святой Архипелаг» – завоевавшая массу наград, в том числе международных, побила рекорд по прокату – ее безостановочно показывали девять месяцев.

Мария Захарова
Ольга Орлова

«Мы находимся в той точке вечности, когда необходимо переосмысление и перезапуск огромного количества процессов, особенно в культуре, – говорит Сергей Дебижев. – Человек, рождаясь, сталкивается с культурой – это и колыбельные, и мифы, сказки и живопись, мультфильмы и литература. Все это ведет человека всю жизнь до того момента, когда он оставляет мир. И это, наверное, единственное, что оправдывает существование человека на земле, если не брать фундаментальную религию… Наконец началась великая битва сил света с силами тьмы, и нам невероятно повезло, что мы оказались ее свидетелями, а то и участниками».

Режиссер Сергей Дебижев.png Режиссер Сергей Дебижев

«Сим победиши», – открыто о Кресте Господнем, к Которому и обратились авторы фильма, представив свою работу накануне праздника Крестовоздвижения.

«Веками слышат люди голос вечности, пытаются разгадать тайну бытия, соединить земное и небесное. Тайное становится явным, когда приходит сила веры, сила надежды, сила любви. Мир открывается заново. Все обретает смысл, и жизнь течет по законам вечности», – говорит автор картины.

Фильм и раскрывает последовательно в каждой из своих частей эти фундаментальные силы – веры, надежды, любви. Сама картина мыслится режиссером тоже как вторая за «Святым Архипелагом» серия триптиха – следующая картина «Вечный человек».

«Мне кажется, общество созрело для серьезного разговора о душе, вере, месте человека в жизни и религии в жизни государства, – уверен режиссер. – Мы продолжаем этот разговор в новом фильме. Сакральный смысл Креста важен для понимания. Люди должны осваивать такие понятия через художественные образы, которые проникают непосредственно в душу и сердце. Идея рассказать через Крест о жизненном пути человека показалась нам важной, и мы сделали международный проект: снимали по всему миру, в том числе на Синае (там, правда, съемки запрещены), на Страстной седмице засняли Иерусалим, в Эфиопии поднимались в знаменитые высеченные в скалах в форме крестов монастыри, побывали и в наших русских обителях – Спасо-Преображенской на Соловках и Свято-Успенской Псково-Печерской с ее богозданными пещерами-усыпальницами…».

Георгий Кожокарь в мастерской по резьбе на Соловкаъ, кадр из фильма «Крест».jpeg Георгий Кожокарь в мастерской по резьбе на Соловках, кадр из фильма «Крест»

У Гроба Господня по плану, которого в общем-то практически не было, еще с Архипелага режиссер понял, что такие фильмы снимаются по наитию – надо просто доверится промыслу Божию и не мешать. Не мешать, как это стало уже у большинства из нас привычкой.

Когда съемочная группа приехала в Великую Субботу в храм Воскресения Христова в Иерусалиме в этот трепетный и, как молния смысла, яркий момент схождения Благодатного Огня, вдруг поняли, что самого Огня практически не видно… Его закрывает масса телефонов, которыми люди пытаются заснять происходящее и сами точно выпадают из участия в этом сакральном действии принятия этого чуда. Фильм повествует о том, как современники угодили в плен этих устройств, в том числе православные.

«Осталась ли в нас способность смотреть на себя пристально? Не пора ли, наконец, отвлечься от какофонии информационных потоков и впустить в себя внутреннюю тишину. Вспомним, что еще недавно были времена, когда люди считали вопрос о смысле человеческого существования важнейшим», – обращаются к зрителям создатели этой кино-фрески.

И вот монах-иконописец Псково-Печерского монастыря отец Никита (Гашев) тихо делится своим созерцанием евангельской истины: «Бог - предельно простое существо. Проблема в том, что мы, отпав от Него, стали слишком сложными».

Монах Никита (Гашев) с иконой своей работы.jpeg Монах Никита (Гашев) с иконой своей работы

«Люди переселились в одномерный плоский материальный мир. Как будто гигантского многомерного духовного мира в реальности нет, словно это сказочка какая-то. Но ведь человек в большей степени состоит из духа, нежели из тела, – рассуждает режиссер. 

Тело – это ишачок, который нас везет. Духовная сторона жизни настолько глубока, интересна и многомерна, что позволяет нам достичь пределов своих возможностей. 

Развлекательная сторона кинематографа перешла уже все границы. А ведь кинематограф является "оружием массового поражения", настолько активно он воздействует на психику человека, который просто безоружен перед этим массивом изображений, которые сам же еще и множит-множит-множит. 

Мы поставили цель – вывести документальное кино из маргинальный зоны на широкий экран и ввести в зону общественного внимания. Мы помним масштабные фильмы "Обыкновенный фашизм", "И все-таки я верю", "Легко ли быть молодым?" Все ходили на них в кино, они открывали какие-то важные вещи. Мы хотим начать новый серьезный разговор».

…А еще картина кинолента озвучена, в том числе песнопениями на арамейском языке, на котором говорил Христос. Хотя, впрочем, каким бы не было наречие, Господь говорит на языке Евангелия. И это самый серьезный в этом мире разговор, в котором – слава Богу – вновь хотят участвовать наши кинематографисты, приглашая к этим собеседованиям и зрителя.