Страсти по Матвею продолжаются. Взгляд студентов и старшеклассников. Часть I

Материал подготовлен Дирекцией МБКФ «Лучезарный Ангел»

1 ноября в рамках Торжественной церемонии открытия XXI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» будет показан фильм Сергея Ильина «Страсти по Матвею», резонансная романтическая комедия о жизни современной Церкви, молодых людей нашего времени.

Пока строгие кинокритики сетуют на недостатки сценария, провокации и неуместные шутки над священством, молодежь отмечает современную стилистику фильма и его глубокий смысл.

Своими впечатлениями о картине с нашими читателями поделились магистранты исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Буданов и Анастасия Симонова, а также ученицы 10-го класса Мария Блинова и Аурелия Дудинская.

Kolya-cropped-620x620.png
Николай Буданов, магистрант истфака МГУ им. М.В. Ломоносова

12 сентября 2023 года на экраны вышел необычный для нашей киноиндустрии фильм «Страсти по Матвею». Сюжет картины построен вокруг истории сына священника, перед которым стоит непростой выбор: продолжить дело отца или жениться на любимой девушке, но при этом отказаться от священнического служения.

Хотел бы поделиться некоторыми впечатлениями от просмотра. Во-первых, фильм добрый, тёплый, уютный, снятый с большой симпатией к церковной жизни – человеком, который разбирается в теме. Последнее проявляется в мельчайших деталях. Замечу: почти все, что касается церковной обрядности, от раздувания углей в кадиле до песнопений – все правда.

Режиссер фильма – Сергей Ильин – некоторое время нес послушание алтарника, и именно поэтому церковная жизнь в его интерпретации выглядит аутентично и убедительно.

Второе – персонажи. Образы духовенства в фильме хоть и не лишены некоторого комизма, но все же описаны мягко и аккуратно – без вызывающих насмешек (что, к сожалению, было свойственно нашему кинематографу в последние 20 лет). При этом сценаристы не обошли стороной и проблемы, с которыми сталкивается современное духовенство, начиная от социально-экономического расслоения (персонажи Алексея Розина – священник, отец главного героя, – и Тимофея Трибунцева – отец Феодор – хоть и служат в одном приходе, но один ездит на «крузаке», а другой – на скейтборде) и заканчивая разводами в священнических семьях. Последнее – бич современного общества вообще, но для духовенства этот вопрос стоит более остро, поскольку священнику нельзя жениться второй раз. В противном случае он навсегда запрещается в служении.

Герой Трибунцева оказывается как раз в такой трудной ситуации – дать жене развод (на котором, кстати, настаивает епархиальное начальство) и потерять возможность служить или оставить все как есть, но при этом окончательно испортить отношения и с супругой, и с начальством. Все детали жизни духовенства, вплоть до полутонов – правда.

С главным героем все сложнее. Персонаж Дениса Власенко (Матвей), будучи по сценарию 22-летним выпускником семинарии, порой ведёт себя как школьник (например, не может ответить на простой вопрос о канонах иконописи). В общем и целом правда, но не совсем.

Герои Валери Зоидовой (Агата) и Анара Халилова (Роберт) прописаны достойно, хотя в поведении последнего чувствуется некоторая недосказанность и непоследовательность. Финал фильма получился слабоватым. Зрителю не очень понятно, как в персонаже Анара происходит душевный сдвиг, перелом, побуждающий его отказаться от принятого с возлюбленной решения об аборте. Возможно, не хватило актерской игры Дениса Власенко, который в этом самом важном эпизоде звучит не совсем убедительно.

Несмотря на некоторые сценарные шероховатости, в общем и целом фильм произвёл приятное впечатление. Если ещё не видели – обязательно сходите и посмотрите! Ведь впервые наша Церковь представлена на экране не карикатурно, а правдиво, такой, какая она есть на самом деле – со своими проблемами, но от этого не перестающей быть Церковью Христовой.

2se8igp1yaw6oyg2qvzf4k8tlsy1djiv.jpeg

Masha-cropped-620x620.png
Мария Блинова, 10-й класс

Несмотря на возникшие у православной публики опасения по поводу возможных непристойных или даже богохульных шуток, картина оказалась глубокой и трогательной, затрагивая важные вопросы веры, любви и самоопределения человека в жизни.

На первый взгляд, это романтическая комедия, однако она выходит за рамки жанра, погружая нас в жизнь современной православной России. При этом главные герои – Агата и Матвей – сталкиваются с дилеммами, которые волнуют не только верующих молодых людей, но и любого человека в современном обществе.

В мире, где все стремятся следовать общепринятым нормам и не выделяться, Матвей, сын священника, оказывается перед выбором: продолжить традиции семьи или выбрать свой собственный путь.

Матвей показан как человек глубоко верующий и уважающий устои отца. Но главная задача, которая стоит перед ним – найти жену, – становится отправной точкой в его собственном внутреннем поиске.

Девушка Агата представляет собой совсем иной мир. Художница, представительница современной богемной молодежи, живет «в отношениях», сталкивается с абьюзивным партнером, но не решается разорвать эту связь.

Однако встреча с Матвеем меняет ее жизнь. Их знакомство происходит в храме, где Агата работает как художник. Между ними возникают чувства, которые герои постепенно осознают.

Конфликт в фильме сосредоточен не только на романтической линии, но и вокруг темы личного выбора человека. Отец Матвея, священник, человек консервативных взглядов, противится увлечению сына Агатой, видя в ней дерзкую и невоцерковленную девушку. Однако запреты отца не останавливают Матвея – это один из ключевых моментов, подчеркивающих борьбу героя с предопределенностью своей судьбы.

Шутки в фильме украшают драматическую канву, не пересекая границ уважения к вере и традициям. Легкий и доступный для восприятия фильм, заставляет задуматься о многих современных проблемах: страхе быть другим, необходимости личного выбора, непростых отношениях с обществом и семьей.

Финал оказался приятно неожиданным, он выгодно отличает картину от многих современных романтических комедий.

Во время просмотра фильма «Страсти по Матвею» зрители не только насладятся хорошей режиссерской работой, но и задумаются о том, что действительно важно в жизни каждого человека.

66cdc9ff2349837dd778c3dd-1536x789.jpg

Aureliya-cropped-620x620.png
Аурелия Дудинская, 10-й класс

Лично мне запомнилась фраза, сказанная главной героиней – Агатой: «Любовь сильнее просфорок, традиций, она сильнее всего, она выше закона, и всегда не по правилам, и это прекрасно».

Действительно, фильм повествует нам о любви в разных ее проявлениях. Главному герою, алтарнику Матвею, предстоит стать священником, но перед рукоположением ему нужно жениться. А разве можно жениться без любви? Да, безусловно, в русской традиции бытовала практика, когда родители подбирали пару детям, но все-таки для современных здоровых отношений первично искреннее чувство. И у Матвея оно появляется. Вот только его избранница – дерзкая художница Агата – уже состоит в отношениях, правда, весьма «токсичных».

Будущий священник долго не может сам осознать своих чувств. Ведь это, по сути, неправильно! Агата не разделяет православных ценностей, все, что дорого Матвею, ей чуждо.

Но, может, есть что-то, что связывает их разные миры? Почему же именно авантюристичная девушка смогла очаровать такого порядочного парня? Мне кажется, что для этих героев характерна вера в настоящую любовь. Матвей несмотря ни на что искренне любит Агату, которая так же искренне любит Роберта, хотя тот нередко делает ей больно…

В финале Матвей произносит слова апостола Павла и припоминает ранее сказанное ему Агатой: «Я понял, что любовь не по правилам, вообще никогда не по правилам».

Но согласиться с этим высказыванием я однозначно не могу. Да, если человек тебе действительно дорог, любим тобою, придется многим жертвовать, иногда выходить за рамки традиций. Но в мире всегда существовало и будет существовать понятие морали, которое соприкасается со всеми сферами нашей жизни. Поэтому у любви тоже есть свои «правила», которые могут быть нигде не зафиксированы, однако любому разумному человеку они известны и понятны.

В каком-то смысле фильм мне показался незаконченным. Хотя, будь он другим, картина бы потеряла часть своего христианского смысла и внутренней свободы. Пока же мы увидели, что каждый из героев сделал правильный для себя выбор. А открытый финал истории меня даже порадовал и стал очередным поводом для размышлений!

orig-1536x864.jpg

1photo_5248948583087071748_y.jpg
Анастасия Симонова, магистрантка исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Фильм «Страсти по Матвею» рассказывает не только о первой любви, молодости и неопытности, но и, к сожалению, об актуальной на сегодняшний день проблеме разводов.

По церковным канонам человек в сане не может вступить в брак во второй раз. Поэтому для людей, выбравших путь духовного служения, супружество – это действительно выбор человека один раз и на всю жизнь. И в фильме мы наблюдаем пример семейной трагедии, отраженный в сюжетной линии отца Феодора – священника средних лет, служащего в храме, настоятелем которого является отец главного героя.

Отец Феодор тяжело переживает разрыв со своей женой, а главной радостью в его жизни остается маленькая дочка, общение с которой также стоит под угрозой. Он не соглашается на развод, которого требует бывшая супруга.

Для него это трагедия, разрушенная личная жизнь. В разговоре с Матвеем он жалуется: «Ей-то хорошо – она может второй раз выйти замуж». Судебный процесс и репутация священника в разводе явно негативно скажутся на его церковной карьере. «Отпусти ее», – говорит Матвей. «А мне что остается?» – спрашивает отец Феодор. – «Любовь».

В течение фильма мы наблюдаем, как этот человек проводит очень серьезную внутреннюю работу. И в конце концов он тоже, как и главный герой, выбирает ЛЮБОВЬ, несмотря на всю несправедливость и все свои обиды. Он отпускает без судебных разбирательств и скандалов бывшую жену и становится настоятелем в новом столичном храме (том самом, который изначально предполагался для новорукоположенного и женатого Матвея).

На мой взгляд, в этой истории режиссеру удалось передать воплощение в нашей современной жизни основных постулатов Гимна любви апостола Павла (даже в такой трудной и болезненной ситуации). И рассказать о той самой любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает» (1 Кор. 13:4-8).

u_1_.9.jpg

Материал подготовлен Дирекцией МБКФ «Лучезарный Ангел»