Свет «Лучезарного Ангела»: любовь и есть жизнь

На прошедшем Международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел» я посмотрела два чудесных короткометражных фильма: «Воин» режиссёра Аманбека Ажимата и «Как последний» режиссёров Светланы Большаковой и Ирины Киреевой. Это две совершенно разные конкурсные картины поднимают одну и ту же проблему ценности человеческой жизни, которая теряет смысл без любви и сострадания.

A9f3052df-f19f-4c9c-ba69-2b79b4b08fd2.jpg
Елизавета Легойда

В основе фильма «Воин» молодого киргизского режиссера Аманбека Ажимата лежит интересная идея. Воины разных эпох и народов попадают в одно место и время, некую пространственно-временную петлю в бескрайней призрачной пустыне, из которой никак не могут выбраться. Один из героев, самый древний, возможно, даже из неандертальской эпохи, весь фильм таинственно молчит, и тогда другие воины решают, что он просто не умеет говорить.

11.jpgВоины разных времен и народов. Кадр из фильма «Воин»

Воины пытаются найти выход из пустыни, но каждый раз, приближаясь к символической двери, за которой свобода, снова и снова оказываются на том месте, с которого начали путь. И опять монотонно двигаются по заколдованному песчаному кругу.

И вдруг…

WhatsApp Image 2022-11-16 at 17.12.16.jpeg

Дальше, читатель, внимание – спойлер!

В тот самый момент, когда современный воин из 2022 года говорит о том, что общество изменилось в лучшую сторону под воздействием прогресса – ему неожиданно отвечает «молчаливый» герой. 

Слова древнего воина о том, что ничего не поменялось в этом мире за прошедшие века, звучат неожиданно и от того – особенно значительно. «Пока человечество не прекратит воевать – говорит он, – ничего и не изменится». Прогресс, которые ведет к смерти и разрушению, не имеет смысла. Жизнь и сострадание – вот то, ради чего человек приходит в этот мир…

После того, как герои осознают сказанное «молчуном», они моментально находят выход из пустыни. И возвращаются … в мертвые тела. Ведь попали они в свое «заключение», в иной мир, потому что погибли – каждый на своей войне. Однако теперь безжизненная пустыня превращается в райский оазис.

Тихо лежат убитые воины на зеленой траве – все они равны между собой, и нет причин воевать. Зрителю кажется, что их души успокоились.

Картина снята на киргизском языке, для чтения титров требуется немного потрудиться, но этот небольшой труд окупается сторицей знакомства с хорошим фильмом. Да и длится он всего 20 минут.

Еще один короткометражный 15-минутный игровой фильм, о котором хочется рассказать – картина «Как последний» – двух режиссёров – Ирины Киреевой и Светланы Большаковой, которая к тому же снялась в главной роли, а также стала продюсером фильма.

33.jpgСветлана Большакова - режиссер, главная героиня и продюсер фильма «Как последний»

Поначалу зрителю кажется, что главная героиня – Елена – намерена совершить самоубийство. По крайней мере так думает еще один герой фильма – жизнерадостный юноша Кирилл. Судя по всему, девушка ему нравится, и, понимая, что Елена решила расстаться с жизнью, молодой человек предлагает ей прожить этот день «как последний». Вместе они гуляют, катаются на велосипедах, заходят в кафе…

Однако у интриги – неожиданная развязка: Елена оказывается участником далекой космической экспедиции на Марс, опасной и непредсказуемой, она и не думала расставаться с жизнью. А вот Кирилл, который пытался предотвратить возможное «самоубийство» девушки, болен раком и уже отказался от лечения.

Проблема же в том, что ни тот, ни другая не проявляют особого интереса к жизни. Елена до встречи с Кириллом, хотя и не думала себя убивать, но не знала – вернется ли она когда-нибудь с Марса на Землю. Ей, в общем-то, все равно. Но все меняется после ее встречи с Кириллом. На пресс-конференции участников проекта она заявляет, что рада тому, что ее будут ждать на Земле. А Кирилл, услышав эти слова, тянется за визиткой врача – и мы понимаем, что он будет лечиться и бороться за жизнь.  

22.jpg Для человека, который улетает на Марс, важно, чтобы его кто-то ждал обратно

…Вот такие два разных фильма, которые поднимают одну и ту же проблему ценности человеческой жизни. Первая картина «Воин» – рассказывает об этом через призму ужасов войны. Второй фильм – с яркой драматургией и динамичным сюжетом по-хорошему обманывает зрителя. Мы думаем, что жизнь одного человека прервётся и насильно. А оказывается, что умирает от болезни совсем другой. Но любовь дает ему силы и желание бороться за жизнь.

Церемония закрытия XIX Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел». 7 ноября 2022 года Фильмы не стали победителями и призерами фестиваля «Лучезарный Ангел», но я уверена, что они, как и многие другие картины на этом празднике кино, получили главный приз – зрительских симпатий. Это и есть настоящий свет «Лучезарного Ангела», который еще долго будет освещать и создателей фильма, и его зрителей.