Святой Патриарх Ермоген: «Стойте за веру православную»

Сегодня, 1 марта, Церковь отмечает память святителя Ермогена, которому посвящена картина режиссера Алексея Барыкина «Святитель». 

Ольга Орлова
Орлова Ольга

Фильм удостоен специального диплома «За воплощение образа мужества, веры, патриотизма и жертвенной любви к ближним» фестиваля «Лучезарный Ангел».

Это именно святитель Ермоген, будучи простым священником, в 1579 году обрёл икону Божией Матери, на весь мир сейчас известную как Казанская. Фильм является завершающим в трилогии кинолент, первая из которых «Заступница» и посвящена этому образу.

Кадр Святитель 6.pngДмитрий Певцов с Казанской иконой Божией Матери. Кадр из фильма «Святитель»

Вторая – «Осанна» переносит зрителя в многомятежный XX век и повествует о жизни преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, которая глубоко чтила эту святыню, сама обустроила в Казани часовню на месте обретения иконы. Кстати, когда съемочная группа смогла только в октябре выехать на место гибели великой княгини в Алапаевск, очень переживали: как же они будут снимать летние сцены расправы? Шел снег… Но как только прибыли на эту освященную мученической кончиной шахту, вдруг выглянуло солнышко, снег именно внутри съемочного периметра растаял (хотя в отдалении в фильме, если присмотреться, можно все-таки, зная эту историю, рассмотреть сугробики), но кадры по ощущению получились именно летними, – как такое предзнаменование Лета Господня.

И вот эта завершающая картина «Святитель», – в разгар работы над ней началась эпидемия ковида, так что создатели даже несколько недоумевали: актуален ли будет фильм? Но так как съемки всей трилогии сопровождали чудеса, практически всюду люди шли навстречу, все как-то удивительным образом складывалось, было четкое ощущение, что работу надо продолжать и…

В нынешний исторический момент только что завершенный фильм оказался как нельзя кстати.

Сегодня мы тоже переживаем очередной момент исторического выбора. А фильм, по словам его режиссера Алексея Барыкина, и посвящен тому, насколько велика разница между западной цивилизацией как порождением католичества и нашей, в основе которой Православие. Отсюда и конфликт, уверен он, и все эти кровопролитные противостояния сквозь века, и гибридные войны, что и сейчас против нас ведутся: мы по-разному мыслим, а искажения в почитании Бога на Западе ведут к апокалиптическому сворачиванию истории, за продление которой и сражается из века в век православный русский народ, и сам живет и выстаивает, и сохраняет себя именно благодаря исповеданию Православия.

Снимок экрана 2021-08-06 в 13.49.07.pngРежиссер трилогии Алексей Барыкин и Александр Балуев на съемочной площадке фильма «Святитель»

События конца XVI – начала XVII века, охваченные в фильме, от правления Ивана Грозного до воцарения династии Романовых, – весьма созвучны современной политической ситуации вокруг России и в мире.

И сегодня идет очередная битва за духовное самоопределение нашего народа, – и тех, кого от него откалывают...

…Будь то наши люди на той же Украине (один из кадров – карта, где Украина в составе католической Речи Посполитой) или внутренние «иуды»-бояре, прельщенные властью и богатством, ради удержания которых готовые коленнопреклоненно встретить врага.

Присягнувшего ли на верность польскому королю Сигизмунду c обещанием насаждения на Руси католичества Лжедмитрия I или потом Лжедмитрия II (тушинского вора) или же также явившегося с претензией на российский престол будущего польского короля Владислава IV Вазу. В фильме показано, как сулимая чужестранцами демократия неминуемо опрокидывается в олигархократию на нашей земле. Тонко проведены в кинокартине и параллели того времени с его в какой-то момент установившейся «семибоярщиной» с «семибанкирщиной» России конца XX  – начала XXI века.

Тогда Патриарх Ермоген вдохновляет и благословляет воинов ополчения Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского идти на освобождение Москвы от захватчиков. Поляки, пленившие Предстоятеля, убеждали его встать на их сторону, призвать войско отойти от Москвы, однако святитель оставался тверд. Когда прозванный в народе Иудой боярин Михаил Салтыков бросился на Патриарха с ножом, тот спокойно ответил:

«Не боюсь я твоего ножа! Ограждаюсь от него силою креста Христова».

Святитель пожертвовал собою ради веры Православной и ограждающего ее государства. Слова из его последней грамоты, чудом переданной им уже из заточения, мы и взяли в заглавие статьи.

Кадр Святитель 1.png
OI000123.JPG
Кадр Святитель 4.png
Кадр Святитель 5.png
OI000114.JPG
WhatsApp Image 2022-11-08 at 13.41.53.jpeg
Екатерина Гусева на съемках фильма «Святитель»

Столицу освободили уже после мученической кончины священномученика-Патриарха, но обретённая им Казанская икона стала символом победы над иноземными захватчиками в 1612 году и всецелого упования русского народа на помощь Пресвятой Богородицы во всех битвах и напастях.

Все три фильма объединяет сюжетный лейтмотив восстановления храма Казанской иконы Божией Матери в Казани. Когда снимали первый фильм, на месте разоренной некогда церкви был еще пустырь, а сейчас – камера в завершающем трилогию фильме поднимается над огромным собором с голубыми богородичного цвета куполами – идут службы.

d757d8d5-c8dd-4b70-ade2-f8908f3a9f0b.jpg 7 ноября 2022 года. Торжественная церемония закрытия кинофестиваля «Лучезарный Ангел»

С Дня народного единства вся трилогия выходит в широкий прокат. Это тоже своего рода чудо, говорит режиссер фильмов Алексей Барыкин. Еще недавно большинство экранов кинотеатров было заполонено всякими монструозными блокбастерами.

В этих фильмах – светлые лики наших святых и лица верующих православных современников. В фильме «Святитель» снялись: Екатерина Гусева, Александр Балуев, Дмитрий Певцов; в предыдущих лентах: Дмитрий Дюжев, Ирина Купченко, Ольга Будина, Николай Бурляев, Илзе Лиепа, Андрей Мерзликин, Александр Михайлов.

Без веры православной не устоять народу и в наши дни.