Игумен Киприан (Ященко): «Нет ни истины, ни воспитания там, где нет любви»

27 мая 2024 года состоялось заключительное занятие первого потока Всероссийских курсов медиапросвещения «Современные медиа и образовательный туризм в сфере духовно-нравственного воспитания». Две недели участники курсов слушали лекции известных пастырей, журналистов, режиссеров, учились писать статьи и снимать ролики…

Предлагаем вниманию читателей запись состоявшейся в рамках курсов беседы Ольги Каменевой с к.п.н. игуменом Киприаном (Ященко). Говорили о «фабрике добрых помыслов» святого Паисия Афонского, современном медиатворчестве и Иисусовой молитве.

Мария Захарова
Ольга Каменева

– Напоминаем, что кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко) был одним из тех, кто стоял у истоков православного воспитания в Новой России – не только детей, но и взрослых. Батюшка – автор идеи и первый генеральный директор Международных Рождественских образовательных чтений, основатель Высших Богословских курсов Московской Духовной академии, Международного благотворительного кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел», продюсер многосерийного фильма «Паисий Святогорец» (реж. Александр Куприн), главный редактор журнала «Покров», руководитель множества других церковно-государственных проектов.

Отец Киприан, сколько лет вы в педагогике?

Игумен Киприан:

– 55 лет, одни пятерки…

– Поделитесь, пожалуйста, кого легче воспитывать: детей или взрослых?

– Конечно, чем меньше детишки, тем с ними легче: они как пластилин, у них большая способность усваивать. У взрослых это качество постепенно утрачивается, они уже как металл.

Любовь как основа воспитания, или Невольник – не богомольник

– А какова, по вашему мнению, цель православных просветительских проектов? Главные духовные принципы их реализации?

– Главная цель просвещения – просветить душу светом Божественным. Чтобы душа очистилась, смогла воспринять благодать, Истину, жить совместно с Богом.

Что касается принципов, то один из главных: невольник – не богомольник. Потому что если у самого ребенка нет мотивации, желания, трудно бывает бороться, что-то «насаждать» силовыми методами. Это и неполезно, и ненадолго. Можно вызвать только отвращение – и к предмету, и к воспитателям, и к родителям. Это не всегда проявляется, дети могут смириться, затаиться, но потом обида проявится. Сейчас мы наблюдаем огромное количество престарелых родителей, брошенных своими детьми. Многие из них практически прекратили общение с родителями, даже на праздники не поздравляют. Но где же пятая заповедь – «чти отца твоего и матерь твою», за исполнение которой Господь обещает долгую и счастливую жизнь на земле? Когда ко мне приходят на исповедь и жалуются на тяжелую жизнь, а я обычно спрашиваю: а какие у вас отношения с родителями? И они оказываются неважными. Часто проблемы начинаются в детстве, когда ребенок, возможно, получил душевную или духовную травму и после этого затаил обиду, в нем произошел какой-то надлом.

Родители хотели, конечно, как лучше, чтобы ребенок был послушным, но без самого человека его воспитать невозможно.

– Батюшка, как раз вопрос от слушателей: как создать правильную мотивацию на занятиях по Основам православной веры, если ребенку эта тема неинтересна.

– Если говорить не в технологичном плане, а в широком – то, конечно, нужна любовь.

Дети, если их любят, рано или поздно (может, конечно, и поздновато) – отвечают любовью.

Бывают такие ситуации, что педагоги их любят больше, чем родители, и они действительно этим педагогам более послушны. Только любовью можно что-то сделать.

Доброе расположение окрыляет

– Мы сегодня хотели поговорить о добрых помыслах.

photo_5350599528291621697_y.jpg

– Но это и есть практическое выражение любви. Если мы творим добрые помыслы о детях – начинается правильная, духовная педагогика. Даже если мы ничего не говорим, мы все равно их воспитываем. Эта доброта, эта любовь им передаётся. И это окрыляет. У такого ребенка, как пишет преподобный Паисий Афонский, вырастают Ангельские крылья. Он совершенствуется и преобразуется невербально: не от слов и не от дел, а уже оттого, что мы к нему настроены по-доброму.

Важно увидеть в человеке образ Божий. И это не какой-то театр, игра. Действительно, каждый ребёнок несет на себя печать образа Божия, определенные добродетели. Если мы их увидели, возлюбили ребенка, то это всегда очень вдохновляет, и тогда начинается настоящая духовная педагогика. Только на этой основе она и может строиться – не на базе знаний, интеллектуальных умозаключений, даже не на основе каких-то увлекательных интересных занятий. Как некоторое временное средство может быть использовано, конечно, и увлечение ребёнка. Это необходимо, но недостаточно.

Важны добрые чувства, доброе расположение – от сердца к сердцу. Необходимо о ребёнке начать творить добрые помыслы, думать о том, какой он хороший.

– Даже если он совершает плохие поступки?

– Но не всегда же он их совершает. Богом он ведь создан для хорошего. В каждом – и в ребенке, и во взрослом человеке – присутствуют и добродетели, и страсти – может быть пополам – например, 50% добрых намерений и помыслов, а 50% – злых. Мы в себе не можем разобраться: в нас и то есть, и другое. Падшую природу мы восприняли от Адама и Евы после их грехопадения. Но есть ведь и естественная человеческая природа – Адама и Евы в Раю до грехопадения. А также сверхъестественная природа, которую – через благодать Господь дарует всем покаявшимся.

– Можете вспомнить случай из педагогической практики, когда вы сталкивались с неуправляемыми детьми. Что вы делали в таких ситуациях?

– Любил их. Еще больше…

Помню одного мальчика, лет 12, который все время получал двойки, никак не мог выучить уроки, хотя не глупый был, милый, добрый, не хулиган.

И как-то, когда закончились занятия, говорю ему: «Хочу к тебе в гости прийти, чаю попить». Он сопротивлялся, а я: «Ну давай тебя провожу хотя бы до дома». Дошли мы с ним до его дома, поднимаемся, а там просто какой-то притон. Пьяные – и родители, и какие-то собутыльники, сожители. Сесть и уроки делать – негде. Помню, я заплакал. На минутку представил – если б я был на его месте – да я б вообще, наверное, в школу не ходил. А он все-таки приходит, что-то слушает, что-то пытается усвоить.

И мы с ним очень подружились. Я его, помню, не ругал, пожалел, обнял. И он, видя такое доброе расположение, начал кратко ночью либо рано утром какие-то уроки готовить, потихонечку исправляться. Хотя я ему этого не предлагал, он сам такой выход нашел. Изменить ведь место жительства невозможно. Лишить родительских прав этих людей? Неизвестно, было бы это лучше…

Фабрика для монашествующих и мирян

– «Фабрика добрых помыслов», искусство творить добрые помыслы о людях и событиях – это изобретение святого Паисия Святогорца?

photo_5377398285972658928_y.jpg

– Лучше сказать не «изобретение», а внутреннее духовное делание – традиционное и для монашествующих (в том числе на Афоне), и для мирян. Помню свою бабушку, которая не знала молитв, но творила добрые помыслы о людях, о событиях, которые происходят.

– То есть святой Паисий сформулировал, описал это делание на доступном нам языке?

– Да, с неким таким юморком, весело: мы должны в этой жизни что-то производить. Какие вещи выходят из нашей фабрики в душевном, в духовном плане? И он утверждал, что мы должны стать фабрикой по «производству» добрых помыслов, какие бы события – тяжкие, ужасные, оскорбительные, трагические – ни происходили. Потому что у Бога вообще нет ничего трагического.

– Святой Паисий писал: Бог не попускает зла, если из него не выйдет какое-то добро.

– Конечно. Это же нам кнут, чтобы мы вернулись в стадо, шли тем путем, которым должны идти. И это не трагично. Трагично, если мы не каемся, не исправляемся, не хотим вернуться к своему пути. Тогда – да, это трагедия, и в этой жизни, и в будущей.

На Радоницу мы были на кладбище, ко мне подошла женщина, рассказала, как ей явился любимый учитель и сказал: «Приди на кладбище, помяни меня». И она нашла его могилку, помянула. О чем это говорит? О том, что он оставил в сердце своей ученицы любовь, радость, какое-то добро, которое она, возможно, не получила от родителей, друзей. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). А есть люди, которых вспоминать неприятно.

И мы должны задать себе вопрос – что от нас окружающие получают, что от нас останется?

– Батюшка, 2024 год – год столетия со дня рождения святого Паисий Святогорца, и вы реализуйте целую целевую комплексную программу, посвященную преподобному. А с чем связано такое внимание к Афонскому старцу?

– Да, мы создали музей его имени в Сергиевом Посаде, архондарик. В нем собраны личные вещи святого, иконы, его мощи…

– Мощи? Но преподобный Паисий ведь погребен в Суроти?

– Да. Но нам один его келейник, у которого было послушание снимать волосики старца с его подрясника, передал нам несколько из них. Это тоже часть тела. А так святой действительно просил его не беспокоить.

photo_5377398285972658927_y.jpgМогила старца Паисия в монастыре апостола Иоанна Богослова в Суроти

А по поводу внимания – многие серьёзные старцы заявляют о том, что такие подвижники, как святой Паисий, рождаются один раз в тысячу лет, масштаб его личности равен преподобному Серафиму. Преподобного Серафима канонизировали более чем через 100 лет. А здесь канонизация произошла очень скоро, в 2015 году (а почил он в 1994-м. – Ред.). И старец, который знает все современные проблемы, помогает, откликается на наши молитвы.

Несколько лет назад мы совершили в общей сложности шесть молодежных экспедиций по местам его подвигов, на Афон. Собрали молодых людей из разных вузов – духовных и светских, из семинарий – и начали путешествовать. Назвали это реконструкцией жизни преподобного Паисия. Мы были в местах, где он жил, совершал своего рода духовные подвиги, старались в какой-то мере подражать его добродетелям. Например, объявляли безобидный день.

Безобидный день и другие правила паломника

– А что такое безобидный день, батюшка?

– С утра спрашивал ребят: как вы думаете, можно ли прожить день и никого не обидеть? А чтобы вас никто не обидел? Чтобы вы ни на кого не обиделись? Мне отвечают: можно, наверно. Давайте попробуем, понаблюдаем, почему вас обижают и не обижаете ли вы своими действиями, словами других людей? То есть жили с особым вниманием к себе и к общению с другими людьми. И здесь нельзя без добрых помыслов, доброго расположения, молитвы. Тем более в условиях паломничества, преодоления трудностей.

И у нас были встречи с учениками преподобного Паисия. Это такие практические занятия, на которых мы учились вниманию к своей душе, к своему поведению. Это тоже были уроки добрых помыслов о всех людях и событиях.

Помню, однажды мы поехали в монастырь Пантократор, добирались туда три часа в большом автобусе на 50 человек. Водитель ошибся, в конце концов мы развернулись и поехали в другую сторону, а потом шли какое-то время с рюкзаками пешком. И поразила такая вещь: мы, уставшие, идем, и у всех какая-то радость, никто претензий этому водителю даже не высказал…

– Отец Киприан, вы как-то сформулировали правила паломника. Можете поделиться?

– Самое главное правило – помнить о том, что паломничество – это, прежде всего, духовный труд, преодоление себя. Без послушания, дисциплины он невозможен.

Паломник должен быть послушен. Если он не слушается руководителя, он вряд ли слушается и Бога.

Сколько таких случаев: останавливаемся на минуту, купить фруктов, и не можем собраться – все сидят, ожидают одного человека в автобусе 40 минут. И мы придумали такую вещь. Объявляли о том, что, допустим, в 2:10 лайнер отправляется. И на сколько ты опоздал – столько земных поклонов обязан потом сделать.

– Интересное правило, как в армии.

– Вы знаете, очень быстро чувство времени все обрели без особых нотаций, разговоров. Когда собирается большое количество людей, всегда приходится что-то терпеть, выстраивать какие-то правила. Но при этом, конечно, необходима настроенность на доброе, добрые помыслы, тогда все трудности и невзгоды легко преодолеваются.

Ведь, как писал преподобный Паисий, есть две категории людей. Первые видят во всем хорошее и как пчелы садятся на цветы, собирая нектар. Вторые – как мухи, всё время ковыряются, ищут какую-нибудь грязь, что-то плохое, даже в пятизвездочных и очень комфортных гостиницах.

И, конечно, в паломничестве нужна молитва.

Помню один случай: мы были в двухнедельной поездке в Италии и приехали на один день в Рим для посещения святынь, пешей прогулки по Вечному городу.

Водителя должны были отпустить отдыхать, в случае необходимости решили воспользоваться метро. Но когда мы накануне вечером приехали в Рим, начался сильнейший дождь. Мы добежали от автобуса до гостиницы, все промокли, устали, и я попросил всех идти отдыхать, а утром собраться на молитву. По прогнозу погоды на следующий день должен был продолжиться сильнейший ливень. А у нас нет ни сапог, ни плащей, ни зонтиков. И народ приуныл: на Рим отводился один день, получалось, что мы не сможем посмотреть столицу Италии.

Когда мы утром собрались на молитву на последнем этаже, грохот по крыше от дождя был такой сильный, что нам пришлось спуститься на этаж ниже, потому что слов не было слышно. Я достал требник, и оказалось, что в нем нет молитвы на бездождие. Но есть молитва на призвание дождя. Но почему-то у нас была уверенность, что Господь Сам разберётся, нужен дождь или нет? И мы по этой молитве о призвании дождя горячо помолились. И что интересно, к концу молебна дождь закончился. Мы вышли на улицу и целый день гуляли по Риму пешком, посещали святыни, слушали музыку… Господь сделал такой подарок.

photo_5377398285972658926_y.jpgГосподь сделал нам подарок: прекрасную погоду для пешей прогулки по Риму

– Батюшка, когда паломничают дети – как их не перегрузить, соблюсти баланс между духовно полезными вещами и развлечением, отдыхом?

– Детки разного возраста бывают. Для маленьких – конечно, нужны снисхождения, особые маршруты, родители должны помогать, подвозить детей на какие-то большие расстояния. А подростки, наоборот, любят все экстремальное: на квадроциклах погонять, подняться на большую высоту… Или пожить, как святой – тоже «экстрим». Конечно, питаться, молиться, как преподобный Паисий, мы не можем. А вот добрые помыслы детям творить даже легче, чем взрослым.

В жизнеописании святого Паисия есть пример, когда пришедшему к нему мальчику старец сказал, что его нет: пошел купить сигареты. Но у мальчика было доброе сердце, добрые помыслы, паренек ответил: «Видно, он хотел оказать кому-то услугу». И сколько бы старец ни клеветал на самого себя – что он «беспутный человечишка, а то еще и пьяный заявится», – добрый мальчик был непреклонен и остался дожидаться старца, чтобы взять его благословение. Любовь к духовному отцу превосходит все то, что о нем мальчик слышал плохого.

Передать православную традицию детям

– Александр Сергеевич Пушкин как-то написал: «Нет истины там, где нет любви». Можно сказать, что это – принцип тех, кто хочет работать в медиасфере?

– Да, конечно. То же самое можно сказать и про воспитание – нет воспитания там, где нет любви.

Архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, когда-то участвовал в редколлегиях нашего журнала «Покров».

Старец советовал писать о добрых людях и делах, о добрых семьях и добром образе жизни – чтобы это были образцы, которым можно подражать. И даже запрещал заниматься критикой и поношениями.

photo_5377700312367881587_y.jpg

Да, и в нашей стране, и в Церкви есть много нестроений, несовершенств. Но люди, которые начинают критиковать, чаще всего сами становятся больными, повреждаются на этой критике.

У нас сейчас век сатаны, нового порядка. В детских садах, школах, на войне ругаются матом, – а это язык сатаны. Но Господь это тоже видит. И последнее слово, как писал старец Паисий, все равно за Господом Богом. Все в один миг Он может изменить.

Помню, к нам приезжали несколько афонских старцев, греческих митрополитов, и мы им задавали вопросы о тяжелом нынешнем положении в образовании, в воспитании. А они ответили: не переживайте, делайте, что можете. Создайте хоть одну школу православную на 10 человек, помогите родителям воспитать людей для Царства Небесного. Даже неважно количество учеников. Вы подготовьте тех, кто останется, когда Господь сдунет эту грязь, осатанелость.

Архимандрит Кирилл (Павлов) постоянно говорил: главное – передать православную традицию детям, следующему поколению. Если сумеем – никто с Россией ничего не сможет сделать, и все пророчества о ее величии исполнятся.

Для чего нам скорби, или Мы живем для Вечности

– Батюшка, но сегодня многих действительно посещают скорби. Как в этих скорбных обстоятельствах сохранить доброе устроение?

– А для чего нам скорби посылаются? У отца Кирилла очень много замечательных наставлений на этот счет. Он писал о том, что мы не должны падать духом, веруя, что имеем на Небесах милостивого Отца Небесного, Преблагую Матерь. Есть и святые – и древние, и современные. И если мы к ним воздохнем – все может измениться.

В этом мире мы должны жить для Вечности. Здесь мы трудимся, чтобы там получить воздаяние за труд.

«Принимайте злострадания как заслуженное наказание и как милость Божию, через которую нас Господь очищает», – писал старец. А дальше: «Все начинается с семьи, какова семья, таковая и страна. Какова Россия – таков и весь мир. Если что-то случится с Россией, с православием, весь мир рухнет, погибнет». Мы – держатели, батюшка все время об этом говорил.

Сегодня в России множество ребят, которые заблудились, потеряли смысл жизни, и некоторые из них пошли на войну. А там неверующих не бывает, многие увидели и смерть, и трагедию, и они изменились.

При этом, как пишет архимандрит Кирилл (Павлов), мы часто преувеличиваем свои скорби, а милости, которые получили от Господа, не замечаем. Считаем, что это так и должно быть, остаемся неблагодарными Богу. И лишь когда нас посетят скорби, обращаемся к Нему. Старец Кирилл советовал – в сложных обстоятельствах необходимо дать обет: если скорби пройдут, будем благодарны Богу за мирное и спокойной существование.

Мы знаем, что преподобный Паисий Святогорец в юности тоже участвовал в боевых действиях и на войне дал обет: если Божия Матерь сохранит ему жизнь, – он восстановит монастырь Стомион в Конице. И, видимо, благодаря этому обету он был неуязвим на фронте. В его жизнеописании есть эпизод, когда он, молодой боец, выносит с поля боя раненого друга, они ползли под обстрелом, и ни одна пуля в них не попала. Командир тогда спросил Паисия: «Кто же за тебя так молится, что даже ранить не смогли?»

И сейчас мы то же самое наблюдаем: Господь хранит многих ребят, которые молятся Ему, просят защиты.

По тебе стреляют – молись Богу, Матери Божией, Ангелу-хранителю. Господь к себе приближает через скорби, через смертельную опасность.

Кино про Иисусову молитву

– Отец Киприан, вы – автор идеи Международного благотворительного кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел», были продюсером фильма «Паисий Святогорец». Что можно сказать о молитве в творчестве?

– Вспоминаю, как в ноябре 2006 года состоялся III кинофестиваль «Лучезарный Ангел», и первый приз на нем получил фильм «Остров» Павла Лунгина. Оказалось, что это был самый кассовый и массовый фильм года – духовный, интересный, с юмором.

Его сценарий был написан по мотивам жития святого Филофея Киевского. Но режиссер Лунгин поначалу вообще хотел создать кинокомедию на церковную тему. Но когда начались съёмки, их участники полегли с разными болезнями, включая исполнителей главных ролей артистов Мамонова и Дюжева.

Тогда Пётр Мамонов собрал всех и говорит:

– Братья, мы здесь все умрём, если будем смеяться над Церковью. Давайте будем читать Иисусову молитву.

Его спрашивают – а что это такое? Он им объяснил.

Помните, фильм начинается с того, что Пётр Мамонов, который играл старца Анатолия, идет по болоту и читает – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Более того: и операторы, и осветители, и звукорежиссёры – все на съемках читали Иисусову молитву.

scale_1200.jpgФильм Павла Лунгина «Остров» пронизан Иисусовой молитвой

И они довольно быстро завершили фильм, который впоследствии стал известным: и в европейских странах, и в России.

…А мне как-то случилось возвращаться с Афона через Салоники. И я заехал к одной подвижнице, греческой старице Анисии, подарил ей диск с фильмом «Остров» на английском языке. Она даже обиделась: мать Анисия – исихастка, духовная дочь старца Ефрема Аризонского, устроителя монастырей. Она говорит: «Не ожидала… Мы здесь кроме Иисусовой молитвы вообще ничего не знаем».

И вдруг через некоторое время получаю от нее телеграмму: «Отец Киприан, благодарим за фильм об Иисусовой молитве». Как оказалось, они посмотрели картину вместе с сестрами и пришли к выводу, поняли, что фильм не только начинается с Иисусовой молитвы – он вообще весь пронизан Иисусовой молитвой.

– Вывод: чтобы фильм или другой контент был кассовым, массовым и духовным – надо читать Иисусову молитву при его создании?

– Да. По крайней мере, такой прецедент был.

– А как вы решились снимать кино о старце Паисии?

– Мы как-то приехали на Афон, где в тот раз нам удалось встретиться с восприемником Паисия Святогорца отцом Евфимием. Мы рассказали ему о кинофестивале «Лучезарный Ангел», и старец благословил меня снять картину об отце Паисии. От неожиданности я обомлел. Во-первых, никогда фильмов не снимал, я не сценарист, не режиссер, а монах Троице-Сергиевой Лавры. А во-вторых, почему кино о греческом святом должны делать русские, а не греки? А отец Евфимий ответил: «Греки неспособны снять такой фильм, они все воспринимают Паисия как национального святого. А русские – это народ с вселенским мировоззрением. Только русские могут сделать подобное кино, потому что старец Паисий – это вселенская личность».

И нашелся режиссер Александр Куприн, и мы сняли этот фильм. Действительно поражаешься, когда на Афоне встречаешь людей, которые говорят: «Мы посмотрели кино, всё бросили и приехали на Афон, приняли монашество». Не говоря уже о семейной жизни. Были случаи, когда люди в разных странах подходили ко мне, рассказывали: «Когда у нас плохо, мы включаем фильм, смотрим и примиряемся».

– «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя»…

– Если фильм посвящен великому молитвеннику, сделан с молитвой, то он может приносить такие плоды. Так же, как и фильм «Остров».

Когда матушка Анисия из Греции посмотрела этот фильм, показала его фессалоникийским прихожанам, они стали просить организовать встречу с кем-то из создателей фильма. И вот собралась фессалоникийская интеллигенция, Павла Лунгина там не оказалось, и мне пришлось рассказывать, как снимался фильм «Остров». При этом греки сами поделились множеством историй о том, как картина изменила их жизнь к лучшему. А в конце собрали записки с именами о здравии и об упокоении. Говорят: «Передайте отцу Анатолию (главный герой фильма «Остров», которого играл Пётр Мамонов. – Ред.), пусть о нас помолится».

Я не стал их разочаровывать, приехал в Россию, передал Петру Мамонову. Говорю: «Вот, Пётр, это тебе благодарность с гонораром от греческого народа за воплощение образа святого старца на экране». Он от гонорара отказался. «Это, – говорит, – ваши, сами разбирайтесь, где вынуть частицы за просящих помянуть на литургии».

photo_5377700312367881596_y.jpg

Лучшие фильмы кинофестиваля «Лучезарный Ангел» побуждают к духовной жизни, укрепляют в несении семейного креста и даже в намерении послужить Богу в монашестве. Такие картины действительно являются большими помощниками в воспитании подрастающего поколения. Их, конечно, не так много. Но они должны быть известными, доступными. Потому что это не просто произведения искусства, это ещё и духовные инструменты, действующие на сердце, дух и совесть представителей нескольких поколений.

– Батюшка, мы благодарим вас за беседу. Спасибо за то, что нашли время и возможность встретиться с нами, несмотря на проблемы со здоровьем (27 мая у отца Киприана прошла операция на сердце – Ред.).

Желаем вам крепости духовной и телесной, просим молитв наших читателей и зрителей о вашем здравии. И – дальнейшей плодотворной деятельности на ниве просвещения!

– Спасибо, благодарю всех за внимание, добрые помыслы и добрые пожелания. Христос Воскресе!

Записываться на Всероссийские курсы медиапросвещения, а также на очную смену детей с родителями и педагогами в ДЦ «Орленок» на Черном море осенью 2024 года можно по телефону 8 (965) 354-54-36 и по почте rukpokrov@mail.ru
Занятия начнутся по мере формирования групп.