Старец Паисий объединяет всех. 25 июля приглашаем отметить 100-летие со дня его рождения

Удивительно в современной стремительной Москве встретить человека, чью жизнь во много определило благословение старца Паисия Святогорца, лично данное его отцу. На Днях всеми любимого афонита в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и культурном комплексе "Маковец", что были приурочены к 30-летию его блаженной кончины, отмеченной 12 июля, выступил Афанасий Георгиевич Зоитакис, кандидат исторических наук, доцент кафедр истории церкви Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и МДА. Встреча организована при участии музея-выставки "Архондарик преподобного Паисия Афонского" в Сергиевом Посаде, фондов "Покров" и "Медиапросвещение". 

Афанасий Георгиевич Зоитакис рассказал о том, как старец Паисий благословил его отца перебраться вместе с семьей из Греции в Россию. Беседуя в тот день с паломниками, геронда наставлял: надо как можно чаще исповедоваться, причащаться. Говорил: большие проблемы и начинаются тогда, когда человек одну неделю болел, вторую из-за дел не смог на Литургию пойти, потом ему лень и т.д. Это уже предвещает серьезное падение, которого можно было бы избежать, неукоснительно участвуя в таинствах.

Почитание во всем мире. Старец Паисий созвучен всем

Афанасий Георгиевич Зоитакис и отец Валерий Духанин. Дни святого Паисия в Лавре, 12 июля 2024 года .jpeg Афанасий Георгиевич Зоитакис и отец Валерий Духанин. Дни святого Паисия в Лавре, 12 июля 2024 года

Доклад Афанасия Георгиевича был посвящен почитанию старца Паисия по всему миру. Бывает, что менталитету того или иного народа особенно созвучен определенный святой, пусть даже и не выходец из этого народа: например, греческий святитель Нектарий очень почитается в Румынии, а наш русский святитель Лука (Войно-Ясенецкий) чрезвычайно любим в Греции. А вот преподобный Паисий созвучен всем. Храмы в его честь построены и строятся во многих странах. Причем в Александрупольской и Патрской епархиях Элладской Православной Церкви их начали строить еще до его канонизации. В настоящий момент уже действуют храмы во имя святого Паисия в городе Лимасол (на Кипре), в Фириопетре Аридейского района (Северная Греция), в районе Святой Димитрий области Аттика, в городах Трикала, Патры и Комотини, в деревне Вендзи Гревенского района. Построены храмы Паисия Святогорца на острове Крит, в Центральной и Северной Греции, в Белоруссии (город Слуцк) и России. Возводятся они по инициативе самих людей, подключается и молодежь, – она хорошо знакома со старцем Паисием по публикациям в интернете. 

Могила старца Паисия в Суроти.jpg Могила старца Паисия в Суроти

Поток желающих помолиться на могилке святого Паисия Святогорца никогда не иссякал. В день преставления старца 12 июля в обитель Иоанна Богослова в Суроти неизменно приезжали тысячи верующих: в 2012 году на богослужении в монастыре присутствовало 30 тысяч паломников, а в 2014 году в день 20-летия со дня блаженной кончины старца Паисия Святогорца к нему на могилку приехало уже 120 тысяч человек. После прославления преподобного в лике святых поток прибегающих к его молитвенному заступничеству увеличился еще больше. Сейчас уже даже сложно подсчитать – так много стекается народу. 

Научное осмысление опыта и наследия старца Паисия

На Днях святого Паисия в Лавре, 12 июля 2024 года.jpeg   

Особенно много конференций, посвященных памяти геронды, устраивается, конечно, в Греции. Наиболее представительны и масштабны традиционные ежегодные встречи на родине старца в Конице. Но и по всему миру проходят круглые столы, симпозиумы, – например, в Финляндии, в Румынии, в Хорватии, в Болгарии. Разумеется, в России, – только в Сергиевом Посаде и только в этом году состоявшаяся встреча уже четвертая по счету. А на завтра на 25 июля теми же организаторами уже запланирована следующая – в храме святого равноапостольного князя Владимира в Покровском-Стрешневе.

Причем можно было бы предположить, что о преподобном Паисии будут писать преимущественно историки и богословы, но на самом деле интерес к его наследию проявляют представители даже таких отраслей знания, как философия, филология. «У меня знакомый священник проводил такой эксперимент, – рассказывал выступающий, – он выписал несколько высказываний старца Паисия Святогорца и подходил к преподавателям философского факультета МГУ, просто к интеллектуалам и спрашивал их, зачитывая цитаты: “Кто это сказал?” Ему отвечали: “Похоже на Хосе Ортега и Гасета” и т.д.». 

Также и филологи проявляют интерес к текстам старца Паисия, потому что, говорят, они очень сложно организованы. Понятно, что есть скептики, которые сами толком ни в чем не разобравшись, начинают вещать о том, что книги старца Паисия для простых людей, он, мол, и сам был малообразован. Но текстологи находят у него массу прямых и косвенных отсылок ко всему корпусу Священного Писания, к святым отцам. Выявляют начитанность старца. Осмысление им наследия святых Космы Этолийского, Исаака Сирина и других, – он просто поразительный знаток святоотеческого учения. И вместе с тем…

Уникальность учения старца Паисия и сочетание им разных традиций

Богословие старца Паисия не было «повторительным». Он вовсе не компилировал, а предложил свое оригинальное учение в русле и преемстве со святоотеческой традицией. И это учение близко всем православным народам, всех объединяет.

Потому как он и сам сочетает несколько духовных традиций: каппадокийскую, русскую, афонскую, синайскую. Это тоже обеспечивает уникальность преподобного Паисия. Часто именно такие сочетания традиций и дают наиболее интересные результаты. Так, например, в XX веке архимандрит Софроний (Сахаров), восприняв традицию у преподобного Силуана Афонского, переносит ее в Западную Европу, а ученик преподобного Иосифа Исихаста афонский старец Ефрем основывает более двадцати монастырей в США и Канаде. Так же и преподобный Паисий, унаследовав и восприняв разные традиции, мог и дальше транслировать свой опыт и учение в разные страны. 

«Церковь жива, все время обогащается и сокровищница предания. В Православии происходит накопление. Не преодоление, не трансформация, не изменение, а именно накопление, – отмечал докладчик. – Очень важно подчеркнуть, что традиция, которая была в 1, 5, 15 и 20 веке одна и та же. И каждый находит в традиции что-то своё, близкое именно для него. Традиция всеобьемлюща. И не теряет актуальность. Что сейчас разве не актуален святой Василий Великий и Иоанн Златоуст? Но к ним добавились Косма Этолийский, преподобный Иринарх и старцы Павел (Груздев) и Паисий Святогорец. Опыт каждого уникален и все вместе они и составляют такое явление как традиция».

Множество свидетельств о святости старца Паисия

Слушатели встречи памяти старца Паисия в Лавре 12 июля 2024 года.jpeg Слушатели встречи памяти старца Паисия в Лавре 12 июля 2024 года

Почитание – это то, что хранится в памяти и может передаваться далее. Чем ближе святые к нам, тем больше источников. О старце Паисии вышло уже множество книг прежде всего на греческом, но уже и на огромном количестве других языков. Масштаб его личности поражает. Если бы не было аудио, видео источников, нашлись бы скептики, которые сказали бы: так не могло быть. А в отношении святости старца Паисия уйма доказательств. 

Афанасий Георгиевич привел одно из свидетельств – рассказ монаха Никодима из монастыря святого Павла о раннем периоде пребывания старца Паисия на Афоне:

«Первый раз я посетил старца Паисия 24 августа 1976 года. В этот период у него было ещё совсем немного посетителей. Старец жил тогда не в Панагуде, а в келье Воздвижения Креста Господня.

Я постучал в дверь, но никто мне не отворил. Постучал ещё раз и увидел старца Паисия:

- Что ты хочешь?

- Можно войти? Хочу поговорить с Вами.

- Подожди немного.

Видимо я оторвал его от молитвы. Вскоре он открыл мне дверь и попросил подождать его «две минуты» в тени большого дерева, которое росло рядом с его келией. Ожидание растянулось и старец вышел ко мне через полчаса. Он спросил меня, «что я хочу» и «есть ли у меня какие-то духовные проблемы». А проблемы, надо сказать, у меня были очень серьёзные. 

Я долго рассказывал старцу о своих трудностях, буквально излил перед ним свою душу. Он начал отвечать мне очень простыми словами. Старец всё говорил и говорил, а внутри у меня вертелись мысли: «У нас в монастыре столько опытных монахов. Эти советы я мог услышать и от них. Отец Паисий не говорит ничего особенного. Стоило ради этого идти в такую даль?».

Старец Паисий уделял каждому времени столько, сколько тому было нужно Мы сидели вдвоём очень долго, другие посетители к старцу не приходили. По-моему, мы провели в беседе больше шести часов. На прощание старец подарил мне изготовленную им резную икону Пресвятой Богородицы. Я обрадовался, что получил от него благословение, но внутри продолжал терзаться мыслями, что ничего по сути внутри у меня не изменилось. 

Обратный путь начинался небольшим подъёмом, и я шёл погружённый в свои размышления. Чтобы преодолеть путь от келии старца до главной дороги необходимо было потратить не более 30 секунд. И пока я шёл в этот небольшой подъём рухнули все основы моего прежнего мировоззрения. Я судорожно пытался убедить себя в своей правоте: «Нет, старец не прав. Всё не так, как он говорит», но его слова словно лавина смыли ветхие конструкции моих прежних убеждений и сомнений. Только тогда я понял, что это за человек. Я осознал, что старец Паисий Святой и я бегом бросился к его келье, чтобы поблагодарить его за вразумление и решение всех беспокоивших меня проблем. Но дверь его домика была уже закрыта.

Представляете! Целых шесть часов старец потратил на то, чтобы освободить меня от одолевших меня помыслов и вернуть меня на путь истины. А на само преображение потребовались считанные секунды!

С той нашей самой первой встречи я не сомневаюсь, что старец Паисий – Святой».

Жизненное просветительство

Афанасий Георгиевич Зоитакис и отец Валерий Духанин. Дни святого Паисия в Лавре.jpeg Афанасий Георгиевич Зоитакис и отец Валерий Духанин. Дни святого Паисия в Лавре

Ведущий встречу иерей Валерий Духанин отметил, что то же самое происходит и при чтении книг старца Паисия. 

«Я как-то беседовал на Святой горе с одним подвижником, – рассказывал Афанасий Георгиевич. – Он говорил, что не все люди обладают одними и теми же талантами. У кого-то талант управления, есть те, кто проявляют себя как молитвенники, другие – писатели, третьи – ораторы. Старец Паисий сочетает в себе все эти таланты – он и писатель, и оратор, и молитвенник. Он автор одних из главных житийных книг, которые появились в XX веке. Преподобный Паисий предоставил читателям уникальную историческую информацию в своих книгах “Отцы-святогорцы и святогорские истории”, “Афонский старец Хаджи-Георгий” и “Арсений Каппадокийский”. Кроме того, преподобный опубликовал небольшую статью в защиту греческого национального героя Иоаниса Макрияниса, “опровергая несправедливые и ложные обвинения в его адрес”. Он очень бережно относился к истории.

В случае с Паисием Святогорцем мы имеем дело с “жизненным просветительством”, воспитанием на собственном примере. Полагая, что “богословие без личного опыта похоже на крота, который пытается описать солнце”, он никогда не теоретизировал и не советовал другим того, чего не исполнил сам. В первую очередь подвижник жертвовал собой ради других и призывал к самопожертвованию своих слушателей. Чтобы помочь людям, старец не жалел времени и усилий. Он ежедневно терпеливо принимал огромное число паломников, несмотря на то что они отнимали у него драгоценную тишину и нарушали установленный распорядок дня».

Был всем для всех (1 Кор. 9:22) 

Архимандрит Георгий (Капсанис) .jpg Архимандрит Георгий (Капсанис)

Известный богослов архимандрит Георгий (Капсанис) в своих воспоминаниях приводит слова старца Паисия Святогорца: «Когда кого-то мучает какая-то проблема, его следует внимательно выслушать. Как бы долго он ни говорил, нельзя показывать, что его слова утомили тебя, – потому что тогда все будет без толку. Однажды я неподвижно слушал рассказ одного юноши в течение девяти часов. У меня от боли даже свело кишечник… Когда кто-то становится духовником – он должен быть полон решимости пойти в ад вместо тех, кого он исповедует. В противном случае он не готов быть духовным отцом» [1].

Наставления Паисия Святогорца были построены таким образом, чтобы быть полезными каждому конкретному слушателю: монаху, семейному человеку, ученому, подростку. Он умел и снисходить, и подниматься до того образовательного уровня, на котором находился собеседник, соотносить советы с духовным возрастом обратившегося. Причем принимал во внимание всё – и характер, и профессию, и происхождение, и интересы и др.

«Пользу от общения со старцем могли получить как подвижник, достигший высоких ступеней созерцания, так и маленький ребенок… Однажды, пока старец беседовал с многочисленными посетителями, маленький мальчик бил палкой по земле и мешал им сосредоточиться на беседе. 

…Несмотря на настойчивые просьбы своего отца, малыш продолжал шуметь. Тогда отец Паисий сказал: “Сыночек, Георгий, не стучи, а то разбудишь американцев, которые спят на другой стороне земли”.

С юмором и по-доброму он деликатно посоветовал малышу прекратить шуметь. Паисий Святогорец находил мудрые слова и для святых подвижников, и для совсем маленьких детей»[2].

Окно в Православие

Всюду люди очень любят святого Паисия, для многих он открыл суть Православия.jpeg Всюду люди очень любят святого Паисия, для многих он открыл суть Православия

Для огромного количества людей книги старца Паисия стали своеобразным «окном в Православие». 

«Когда еще я работал в Издательском доме “Святая Гора”, – вспоминал Афанасий Георгиевич, – мы получали тысячи писем со всей России, и не только России, из других стран мира от русскоязычных людей, которые рассказывали о том, как “Слова” Паисия Святогорца, известный шеститомник, и книга “Житие Паисия Святогорца” иеромонаха Исаака привели их в Церковь, ко Христу, полностью изменили их жизнь.

Было много писем из тюрем от людей, которые вообще были далеки от Христа, от Церкви, не крещены даже, и прочитав эти книги в тюремной библиотеке, они полностью, кардинально меняли свое мировоззрение. 

И таких примеров можно приводить сотни, тысячи, десятки тысяч: не только в России, и в мире собраны чудеса и свидетельства той колоссальной помощи, которую оказывают творения старца Паисия современному человечеству».

Духовное восприятие Родины

Многие богословы затрагивают только вопросы этики или вопросы добродетели, чего не скажешь о старце Паисии. Он не чуждался серьезных догматических вопросов, рассказывая о них достаточно просто. Говорил про Божественное просвещение, акривию и икономию, про опытное богословие, про патриотизм. 

«Отношение подвижника к родине было чисто духовным, – отмечал Афанасий Георгиевич. – Он был чужд этнического национализма и призывал к консолидации православных народов. Патриотизм Паисия Святогорца носил не декларативный, а активный характер. К неравнодушному участию в судьбах родины и Церкви он призывал и своих слушателей. 

Святой отдавал приоритет укреплению семьи, “ведь как только угаснет семья – угаснет весь мир… Когда испортится семья, испортится клир, монашество, всё”. Стремясь выстроить гармоничное общество, основанное на братской любви и взаимопонимании, подвижник помогал сиротам, заботился о бедняках. 

Преподобный Паисий Святогорец был защитником византийской музыкальной традиции и других традиционных форм православного литургического предания. Он также исходил из того, что сохранение традиций и обычаев принципиально важно для того, чтобы избежать утраты национальной идентичности».

Проповедь единства православных

Преподобный Паисий проповедовал единство Православия. Церковную ограду в последние времена стали атаковать националисты: они ставят нацию выше, чем Церковь. Наглядные примеры – Украина, Черногория. Старец Паисий наставлял, что нельзя замыкаться в своих границах. Он учитель всех православных народов. Его отношение к модернизму, экуменизму было четким, святоотеческим. 

Количество разъединяющих факторов умножается. Но такие личности, как преподобный Паисий Святогорец, и вносят в нашу жизнь столь целительное объединяющее начало.

«Православный мир сегодня чтит, помнит, учится у святого Паисия Святогорца, – говорил Афанасий Георгиевич. – Неуместны слова, что прошло 30 лет и он актуален: если пройдет еще 500, 1000 лет, он будет все также актуален. Как актуально наследие святителя Василия Великого и др. святых отцов». 

Присоединяйтесь к встречам памяти старца Паисия. Ближайшая — завтра 25 июля с 10:00 до 15:00 в храме святого равноапостольного князя Владимира в Покровском-Стрешневе (Волоколамское шоссе, 71А; район Тушино).

Примечания

1. Архимандрит Георгий (Капсанис). О старце Паисие Святогорце. URL: http://agionoros.ru/docs/1258.html.

2. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγ. Βλασίου Ιεροθέου Ο άγιος Παΐσιος ο Αγιορείτης ως εμπειρικός θεολόγος Ιερά Μονή Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας), 2016. Σ. 205-206 




Другие статьи по теме

Вера Богоматерь предстает как на иконе Иерусалимская. Свидетельства старца Паисия Афонского
Орлова Ольга
Вера Светлячок. Фаворские откровения старца Паисия Святогорца
Орлова Ольга
Медиапросвещение Духовный фитнес от старца Паисия. Архимандрит Мехиседек о советах святого немощным христианам
Медиапросвещение Медовый Спас с преподобным Паисием Святогорцем в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Монашество Как русские монахи-афониты при помощи старца Паисия место основания Москвы отстояли
Орлова Ольга
Медиапросвещение В гостях у старца Паисия. Труд любви и уроки самоотвержения
Вера Афонский Серафим. И история еще про одного уверовавшего Серафима…
Медиапросвещение Под ярким солнцем. В России отметили 100-летие со дня рождения старца Паисия Святогорца
Орлова Ольга
Медиапросвещение 100-летие со дня рождения святого Паисия приглашаем почтить 25 июля в храме князя Владимира в Покровском-Стрешневе
Медиапросвещение Радист Господа Бога. Приглашаем отметить 100-летие преподобного Паисия Афонского