Добродетель мужества. «Возверзи на Господа печаль твою»

Александр Суворов .jpg«Напуган – наполовину побит», – писал великий Суворов. Как святые подвижники воспитывали в себе и в своих детях, духовных чадах христианскую добродетель мужества?

Христианская добродетель мужества есть упование на Бога, трезвение и умение различать помыслы, видеть свои грехи и изживать их, не поддаваясь панике и унынию. «Себя победишь – будешь воистину непобедим» – эти слова А.В. Суворова есть квинтэссенция понятия «мужество» в христианском смысле. «Молись Богу – от него победа», – писал Суворов.

Молитва – одно из главный средств борьбы со страстью уныния, противоположной добродетели мужества. Одному своему духовному чаду, оказавшемся в сложных жизненных обстоятельствах, русский старец архимандрит Кирилл (Павлов) прислал открытку со стихотворением, написанным собственной рукой:

«Когда от скорби сердце ноет

И дух уныния томит,

Одна молитва успокоит,

Одна молитва укрепит.

Спокойствия найти не льстись

В утехах суетного света:

В нем нет тепла,

В нем нет привета.

Одно… Молись, молись, молись...»

Девушка молится.jpg

Мужество предполагает определенные отвагу и оптимизм, связанные с упованием на Бога. Но безрассудная смелость, как и безумная трусость, одинаково гибельны (об этом писал еще Аристотель). «Не тот мужественен, кто лезет на опасность, не чувствуя страха, а тот, кто может подавить самый сильных страх и думать об опасности, не подчиняясь страху»[1], – пишет К.Д. Ушинский.

«Когда человек уповает на Бога, в общении с Ним ищет утешения – это добродетель. А если надеется на себя, неизбежно приходит к унынию»[2], – разъясняет к.п.н. игумен Киприан (Ященко) сущность христианской добродетели мужества и противоположной ей страсти уныния.

Говоря о воспитании мальчиков, православный психолог Т.В. Воробьева указывает на то, что уже с трех лет ребенку необходимо говорить: он – мальчик, будущий защитник семьи и Отечества. Ведущее качество, которое должны заложить в детях родители: главенство с позиции ответственности. «Мальчики должны знать, что они пришли в эту жизнь главенствовать – отвечать за семью, за родителей, служить Отечеству»[3].

WhatsApp Image 2022-09-26 at 8.24.24 PM.jpegОтветственность перед Богом и людьми – ведущее качество мужественного человека 

В семье необходимо подчеркивать роль отца, его значимость, главенство – не только на словах, но и на деле (уважительным отношением, послушанием).

Если говорить о воинском духе, то начинать надо с жизненных смыслов: зачем человек живет, во имя чего готов пойти на смерть? Защита Отечества связана со стоянием за Истину, за Христа, и за это Господь обещает блаженство: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11–12). «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

Молодой человек также полностью ответственен за свои отношения с любимой девушкой, возможно, за жизнь неродившегося еще ребенка.

«Юноша должен не испугаться и сказать: «Это мой ребенок, я понесу за него ответ. Я никуда его не отдам. Я не умею ничего, я не знаю ничего, но я своего ребенка убивать не буду», – объясняет психолог Т.В. Воробьева[4].

Страх – своего рода уныние – противостоит добродетели мужества. Господь не любит боязливых. Об этом духовном законе говорил в одной из своих проповедей фронтовик, архимандрит Алипий (Воронов), наместник Псково-Печерского монастыря: «Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы»[5].

Будущий святой Паисий Святогорец (а тогда еще Арсений) в начальной школе побаивался ходить через кладбище.

Паисий Святогорец в армии.jpgСвятой Паисий в детстве боролся со страхом

Вычитав в житиях святых, что для избавления от страха надо почаще бывать там, где страшно, он решил отправиться на кладбище ночью. «Днем, – рассказывал старец, – я приглядел на кладбище одну пустую могилу. Когда стемнело, мое сердце отчаянно забилось, однако я пошел на кладбище и залез в эту могилу. Сначала было страшно, но потом я освоился. Просидев в могиле немало времени, я осмелел, привстал в ней, вылез наружу и стал бродить от одной могилы к другой. Но я старался, чтобы меня не увидели и не приняли за призрак. Именно это и было нужно: сходить на кладбище три раза, просидеть там до поздней ночи – и страх улетучился»[6].

При этом святой Паисий полагал, что собеседование с недобрыми и нечистыми помыслами – дело опасное, потому что «даже сто адвокатов, соберись они вместе, не смогут переспорить одного маленького дьяволенка»[7]. Добродетель трезвения старец стяжал при помощи «фабрики добрых помыслов» и непрестанных трудов, выполняя возложенные на него послушания тщательно и усердно. «Победа в невидимой брани с помыслами и является основой трезвения»[8], – пишет игумен Киприан.

На уровне духа добродетель требует воцерковления, умения стоять в Истине, различать помыслы, отсекая злые и нечистые, исповедуя и оплакивая грехи, прибегая к Таинствам Церкви. Домашняя и церковная молитва – одно из мощнейших средств против духа уныния.

Душевный уровень требует эмоциональной сбалансированности, уравновешенности, умения держать удар, не поддаваться инстинктивному страху, уповая на волю Божию по слову псалмопевца Давида: «Возверзи на Господа печаль твою» (Пс. 54:23).  

Цитаты _упование.jpg

Родителям надо стараться, чтобы в семье не возникало предпосылок для детских невротических депрессий: не было повышенного уровня критики, многочасового сидения детей за компьютерами и телефонами, стрессогенных семейных обстоятельств (разводов, алкоголизации близких и пр.), тревожности самих родителей. Мамы не должны досаждать детям излишней опекой, взращивая инфантильность. Обеспечив, насколько это возможно, безопасность дошкольников и младших школьников, доброе окружение детей в подростковом возрасте, надо научиться вверять своих чад Богу, также предстоя перед Ним с молитвой.

Третий – телесный уровень добродетели мужества – связан с заботой об укреплении тела, здоровом образе жизни, контроле за сбалансированном уровнем физической и интеллектуальной нагрузки в школе и режимом дня.

ba4b581a-6e4f-5db0-8bce-84c86e47e8ae.jpegУкрепление выносливости, физический труд являются важными воспитательными средствами добродетели 

Известно, что А.В. Суворов в детстве был болезненным ребенком, и на этой почве начал закаляться: с утра обливался холодной водой, в любую погоду – в дождь и пургу – скакал верхом в тонком плаще и легкой шляпе. В 12 лет Суворова записали в Семеновский полк солдатом. Чтобы во время маршей не сгибались коленки, подросток подвязывал к ним дощечки, часами стоял у стенки, упершись в нее затылком, выпрямляя осанку.

Полководец не проиграл ни одного крупного сражения, но пережил опалу и ссылку. В новгородском имении Кончанское к нему был приставлен надзиратель, благодаря доносам которого мы знаем некоторые подробности жизни Александра Васильевича. «Ежедневные его упражнения суть следующие, – докладывал надзиратель, – встает до света часа за два: напившись чаю, обмывается холодной водою, по рассвете ходит в церковь к заутрене и, не выходя, слушает обедню, сам поет и читает»[9].

Средства воспитания добродетели мужества

– трезвение, внимательное отношение к своим помыслам, умение отсекать недобрые и нечистые помыслы и творить добрые;

– молитва, в том числе перед началом всякого дела; участие в богослужениях и церковных Таинствах; чтение Евангелия;

– преодоление страха, овладение своими эмоциями, упование на волю Божию;

– закаливание тела, физические упражнения и труд;

– знакомство с примерами мужества в жизни, Священном Писании, житийной и художественной литературе.




[1] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания… – Т. II. – С. 227.
[2] Киприан (Ященко), игум. Воспитание добродетелей. – М.: Благотворительный фонд «Покров», 2013. С. 188.
[3] Воробьева Т.В. Как воспитывать мальчиков? URL: https://pravoslavie.ru/57817.html (дата обращения: 14.09.2019).
[4] Там же.
[5] Тихон (Шевкунов), архим. Несвятые святые и другие рассказы. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. С. 191.
[6] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/zhitie-startsa-paisija-svjatogortsa/2 (дата обращения: 15.09.2019).
[7] Паисий Святогорец. С любовью и болью о современном человеке. Т. 1. – М.: Святая гора, 2010. С. 157.
[8] Киприан (Ященко), игум. Указ. соч. С. 190.
[9] Суворов. – М.: Белый город, 2004. С. 124.