«Пост есть оружие против демонов. Но пост не нужно ограничивать одним только воздержанием от пищи, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, воздержись от нанесения ближнему обид, от раздражения, от несмысленной скорби, от страха, гнева и т.д. Если бы пост владычествовал во Вселенной, то был бы во всей Вселенной глубокий мир, и не было бы восстания одного народа на другой»[1].
В самом начале Рождественского поста предлагаем размышления русского старца архимандрита Кирилла (Павлова (1919-2017)) о том, что такое подлинный пост, почему так велико значения слова – Божественного и человеческого, а умеренность (воздержание) есть основание лествицы христианских добродетелей.
Пост есть средство к святости, ибо как невоздержание открывает дверь разврату помыслов и дел, так воздержание сообщает мыслям свет, чувствам – чистоту, духу – свободу и крепость. Один из святых отцов говорит: «Когда какой-нибудь царь захочет взять неприятельский город, то он удерживает прежде всего воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с нашими плотскими страстями. Если человек будет жить в голоде и посте, то враги, ослабев, оставят душу».
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, кто постится, тот угашает злые свои страсти.
Пост делает душу бодрою, возносит ее выше земного и влечет ее к небесному. Все святые уважали пост и соблюдали его как святое время для своего исправления. Великие подвижники приходили в ближайшее соприкосновение с божеством и удостаивались великих откровений и видений именно чрез строгий пост, который одухотворял их, ослаблял в них тяготение к земному, облегчал для них соприкосновение с божеством и низводил на них милости Божии.
Так, например, святой пророк Моисей во время сорокадневного пребывания на горе Синае во время строгого поста удостоился получить от Господа каменные скрижали, написанные перстом Божиим для израильского народа. Святой пророк Илия после четыредесятидневного поста удостоился откровения Божия на горе Хориве.
Ниневитяне возложили на себя пост и через это были помилованы. Израильский народ очень часто прибегал к посту, когда желал удостоиться какой-нибудь милости от Господа или избежать праведного Его гнева.
Святитель Василий Великий говорил, что пост современен человечеству, потому что в раю уже была дана заповедь о посте. Заповедью о невкушении плодов с древа познания добра и зла Господь узаконил и в раю пост, и если бы соблюли его наши прародители, то не пришлось бы соблюдать его нам. Пост есть матерь целомудрия, юношества охранение и украшение девства. При таком значении поста нам ли, грешным, не соблюдать его? Очистим свою душу постом и покаянием от всякой греховной скверны, тогда Господь придет к нам и приведет с Собою в светлое царство благодати христианских добродетелей, и очищенная душа с радостью воскликнет тогда, как воскликнула Пречистая Дева: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1, 46–47)[2].
За богослужениями мы черпаем силы для подвигов духовных
Я хочу вам напомнить слова стихиры, песнопения, в котором Церковь учит нас, что такое пост, как должно его проводить: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (2-я стихира на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и благоприятный пост для Господа.
Удаление от этих пороков, от порочного состояния и составляет истинный пост. И прежде всего нам надо обратить внимание на удержание, обуздание своего языка. Это – малый член, но если мы его не обуздаем, то он нас будет влачить во дни поста по дебрям всякой лжи, клеветы, осуждения и злословия. Также надо обратить внимание и на то, чтобы стараться из своего сердца удалить всякую ненависть, неприязнь по отношению к ближнему, стараться быть во всем и ко всем тихим, кротким, смиренномудрым, благоснисходительным и любовным. В особенности надо стяжать любовь как мать всех добродетелей[3].
Все святые соблюдали пост как отеческое некое наследие, передаваемое от отца сыну и преемственно получаемое, так что стяжание сие по порядку преемства сохранилось и до нас. Сорок дней постился Моисей на Синае, и пост соделал святого пророка законодателем, и он удостоился пребывания с Богом и получил от Него Закон для израильского народа.
Невоздержание Исава сделало его рабом брату, потому что он за одну снедь продал свое первенство. Молитва преподобной Анны, соединенная с постом, даровала ей благодатное дитя – святого пророка Самуила. Пост сделал неодолимым Самсона, и, пока он не был разлучен с ним, враги падали тысячами, городские врата исторгались и львы не выдерживали крепости рук его. Но когда овладели им пьянство и блуд, он был уловлен неприятелями и, лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников.
Постившийся Илия заключил небо на три года и на шесть месяцев. Поскольку он видел, что от пресыщения рождается в народе много наглости и зла, то по необходимости, чтобы исцелить его от порока роскоши и распутной жизни, наложил на него невольный пост – голод, который остановил без меры уже разлившийся грех; постом, как бы прижиганием каким или сечением, прервал он дальнейшее распространение зла.
Переделкино, 2002 г.
Пост соделал святого пророка Илию зрителем великого видения, ибо, сорокадневным постом очистив душу, он удостоился на Хориве видеть Господа. Через пост святой пророк Илия возвратил вдовице умершего ее сына.
«Пост, – говорит святитель Василий Великий, рождает пророков, укрепляет сильных, пост умудряет законодателей». Пост – добрая стража душ, надежный сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, он – сожитель трезвости и целомудрия. Пост предпосылает молитву на Небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе. Пост – матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, надежный сожитель супругам. Муж не подозревает измены в супружеской верности, видя, что жена свыклась с постом. Жена не снедается ревностью, примечая, что муж возлюбил пост.
Святой пророк Даниил, который три седмицы не ел хлеба и воды не пил, своим постом заградил уста львов; они не могли ему причинить никакого зла, когда он был брошен к ним в ров.
Если бы пост владычествовал во Вселенной, то был бы во всей Вселенной глубокий мир, и не было бы восстания одного народа на другой, и жизнь не была бы столь плачевна и исполнена скорби, потому что пост, научая людей воздержанию от излишества в яствах, научал бы и совершенному удалению от пороков: сребролюбия, любостяжательности, тщеславия и других злых страстей, и жизнь протекала бы в глубоком мире и душевном безмятежии. Теперь же люди, гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни, ввели этот великий рой зол. Роскошная жизнь богача ввергла его в геенну огненную, а Лазарь чрез пост взошел на Небо, упокоился на лоне Авраамовом[4].
От нас требуется воздержание. По заповеди Господа: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21, 34)[5].
…Нам не запрещено иметь довольство в пище и опрятность в одежде, только запрещено боготворить свое чрево и губить (тратить) на щегольство драгоценные дары Божии.
Для нас нисколько не преступно любоваться красотами мира, потому что Сам Бог сотворил его прекрасным, только в вину нам всякое неумеренное пристрастие, которое развращает наше сердце, помрачает наш рассудок и делает нас несправедливыми и несчастными.
Все создано Богом, и всякая тварь как будто говорит каждому из нас: люби не меня, а моего Создателя. Даже сами себя мы должны любить менее, чем Бога, потому что и нас сотворил тот же Бог[6].
Пост обостряет чувствования души, а богослужения укрепляют дух
Для предохранения от этого порока святые отцы заповедуют обращать внимание на начальные помыслы и желания. Так как этот грех рождается сначала в помыслах, то необходимо и пресекать грех в помыслах, не давать возможности усиливаться греховному чувству, для чего представлять, что Бог – всеведущий и всезнающий и что от Него не сокрыто ни одно наше сокровенное желание; что за свои нечистые желания будем истязаемы на Страшном Суде Божием, когда все наши срамные желания обнажатся перед всеми нашими родными и знакомыми, и какой стыд обымет тогда нас! Надо подавлять пламя страстного огня вначале, чтобы он не сожег нас, когда у нас не хватит сил бороться с ним.
Необходимо также удаляться развращенных обществ и людей, не слышать соблазнительных речей, особенно надо остерегаться девственникам и девственницам соприкасаться с лицами другого пола и вести с ними беседы.
Далее необходимо соблюдать умеренность в пище и питье, особенно бояться винопития, от которого разжигается плотская страсть. Невозможно достигнуть чистоты душевной и телесной, не очистив прежде свою душу от прочих страстей: гнева, тщеславия, гордости, уныния, сребролюбия, вражды и др. Необходимо сохранять смирение, иметь сокрушенное сердце и молиться Богу, Который один только может подать силы к преодолению этой страсти[7].
Невоздержный блудник разрушает свои душевные силы: он теряет память, помрачает рассудок и расслабляет волю. А святой Иоанн Лествичник говорит, что предавшийся сей страсти обязательно впадает к тому же в бесчувственность, теряет стыд и страх Божий, лишается рассудительности и милости Божией и, навлекая на себя гнев Божий, самоохотно ввергает себя в погибель, ожидающую всех блудников и блудниц[8].
Впрочем, сокрушаясь о грехах, мы не должны неумеренно предаваться скорби, потому что и неумеренная печаль о грехах своих становится гибельною. Не должно доходить до отчаяния от представления множества и великости грехов своих; отчаяние есть дело сатанинское, может свести нас в самую бездну зла, поселить в душе ад прежде, нежели низведет ее в ад. Сколько бы грехов ни было и как бы они ни были тяжки, милосердия у Бога еще более. Хотя бы грехи наши равнялись грехам всего мира – и тогда отчаиваться не надо, потому что Спаситель наш есть Агнец Божий, вземляй грехи всего мира (Ин. 1, 29). Кровь Иисуса Христа сильна очистить нас от всякого греха, лишь бы только наше покаяние сопровождалось твердою верою в божественность распятого Христа и крепким упованием на умилостивительную силу пролитой на кресте крови Его за грехи человеческие[9].
Слово Божие животворит души
Мертва и безобразна сама по себе греховная наша природа падшего человека, способная только на возращение греховных помыслов, чувств и неправд от самой юности до престарения. Но, когда посеется на ней живое семя Слова Божия и благовествования Христова, когда она оросится благодатию Христовою и согреется дыханием Пресвятого Духа, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою святых помыслов, благоговейных чувств, намерений и желаний; она благоухает цветами благих дел и плодов Святого Духа: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верою, кротостью, воздержанием[10].
Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи.
Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе.
Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием[11].
Воздержание языка есть лучшее средство к избежанию бесчисленных зол в жизни семейной и общественной. Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, – ты предотвратишь ссору, быть может, жестокую и опасную; угасишь вражду, быть может, продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, – и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. «Слово – серебро, а молчание – золото», – гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбления святыни или соблазнения чьей-либо души. Многословие, пустословие, празднословие – все эти виды невоздержания языка не оставляют без последствий и нашу душу.
Душа обычно после празднословия пустеет, а ум мельчает, и человек празднословный бывает не способен ни к какому важному и истинно полезному делу.
Как сосуд, в котором хранится благовонное вещество, при частом его открывании теряет крепость и благоухание этого вещества, так и душа теряет все доброе при частом открытии уст. Как сорняки мешают на доброй почве произрастать добрым злакам, так и многословие мешает рождению добрых мыслей, чувствований и слов. Древние мудрецы никогда не принимали человека к себе в ученики, если предварительно не испытают его в продолжительном молчании. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере», – говорит святой апостол Павел (Еф. 4, 29). Словом своим можешь осудиться, а можешь и оправдаться (см.: Мф. 12, 37).
Из истории христианской Церкви я приведу вам примеры пагубных последствий невоздержного злого языка и, напротив, благотворного значения доброго, кроткого слова.
Переделкино, приблизительно 2002 г.
Недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в конце V – первой половине VI века, были две девицы, которые в посте и молитве подвизались ради угождения Богу. Но у них был один недостаток, на который им указывал преподобный Венедикт, – невоздержание языка: они любили пересуживать и укорять других, то есть злоупотребляли даром слова. «Оставьте дурную привычку, иначе я вас отлучу от святого причастия», – говорил им неоднократно святой старец. Но они не исправились и так нераскаянные умерли. Похоронили их, как почетных, в храме. И благочестивые люди потом видели, что, когда за литургией диакон возглашал: «Оглашенные, изыдите», – они вставали из своих гробов и выходили из храма. Донесли об этом преподобному, и он стал за них совершать бескровную жертву, и видение прекратилось.
Как же в храме за богослужением умиротворяются наши души
Другой пример для утешительного назидания показывает, как велика сила слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца: оно смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенных.
Во дни святого Льва, папы Римского, на Европу напали гунны – дикий и воинственный народ, под предводительством жестокого Аттилы. На своем пути они все разрушали, сжигали, без сожаления убивали население. Разрушив более пятисот городов Европы, они подошли к Риму, столице Римского государства. Население в страхе и смятении оставило город и оружие, бежало из Рима, не надеясь на свои силы, чтобы сопротивляться.
Не устрашился один только святой папа Лев. По просьбе императора он вышел навстречу грозному завоевателю, взяв с собою не воинское оружие, а кроткое, доброе оружие слова. «Аттила, ты победил всю вселенную, – говорил святой Лев, – теперь просим тебя: победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас». Слова его были так убедительны и кротки, что смягчили жестокого варвара, и Аттила сказал святому Льву: «Твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту и несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною. Я признаю себя побежденным». Так кроткое слово сделало более, чем все войско, и Рим был спасен[12].
Когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия – это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова[13].
Фото Пресс-служба Казанской епархии
05.12.2024